log.jpg (8882 bytes)

Александр Харитонов и Нижегородская архитектурная школа
О.В.Орельская 

№ 2-3 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П. Кудрявцев 
К архитектуре России XXI века 

В.И. Ресин
Московское градостроительство XXI век

Десять выдающихся архитекторов и произведений
архитектуры XX века 


А.В. Иконников
Архитектура: рубеж веков и выбор пути

А.А. Скокан
Проблемы средового подхода к современной
московской архитектуре


О.В. Орельская
Александр Харитонов и Нижегородская
архитектурная школа 


Т.А. Славина
Преобразование Санкт-Петербурга

Л.В. Вавакин
К городу XXI века 

А.В.Степанов
Архитектурное образование в XXI веке 

Л.В.Хихлуха
О жилищном строительстве XXI века

Медали и дипломы Российской академии архитектуры
и строительных наук
 

Награды Российской академии архитектуры
и строительных наук
 

А.В. Иконников
Архитектор Роман Кананин 



Именно Александр Евгеньевич Харитонов сыграл главную роль в сложении архитектурной школы Нижнего Новгорода конца ХХ века. Он был главным архитектором этого третьего по величине города Европейской части России в 1992–1999 годах: время, которое здесь называют эпохой Возрождения или даже – эпохой Харитонова. 

Александр Евгеньевич Харитонов

В эти годы архитектура города вышла на лидирующие позиции. Благодаря Харитонову архитекторы Нижнего Новгорода создали профессиональное содружество, вернувшее архитектуре статус искусства. 

Жилой дом на Казанском шоссе. Архитекторы В.Быков, А.Сазонов, А.Слепов. 2000 год

Жилой дом на площади Горького. Архитекторы В.Быков, А.Сазонов, Д.Слепов. Проект – 1996 год, реализация – 1999 год

Торговый центр на Б.Покровской улице. Архитекторы В.Бандаков, А.Дехтяр, В.Коваленко. Проект и реализация – 1999 год

Формирование нижегородской архитектурной школы прошло в своем развитии четыре этапа. Первый связан с созданием в 1966 году в Горьковском инженерно-строительном институте архитектурного факультета. Уже в студенческие годы в ГИСИ (ННГАСУ), выпускники которого (1971) в итоге и возвратили городской архитектуре утраченную прежде образность и выразительность, сложился замечательный творческий дуэт Александра Харитонова и Евгения Пестова. Их совместные произведения сразу же обратили на себя внимание. Второй этап – конкурсы, на которых также неизменно побеждали А.Харитонов и Е.Пестов. Немаловажную роль в профессиональном обучении студентов ГИСИ играл и крупнейший в городе проектный институт Горьковгражданпроект, ставший третьей ступенью в формировании местной школы. И, наконец, 1980-е годы в России ознаменовались поворотом в профессиональном сознании, связанным с уважением к наследию и традициям, возрождением свободы творчества, – своеобразный четвертый этап.

Жилой дом-комплекс на Ошарской улице. Авторы ОПР архитекторы А.Худин, А.Харитонов. Архитекторы В.Бандаков, А.Дехтяр, В.Коваленко, Л.Лафер, А.Харитонов, А.Худин. 
Проект – 1998 год, в стадии реализации

Административное здание банка "Гарантия" (вторая очередь). Архитекторы Е.Пестов, А.Харитонов, Н.Пестова. Проект – 1998 год, реализация – 1999 год

Ресторан "Макдоналдс" 
на площади Революции.
 Архитекторы А.Харитонов, Е.Пестов, Б.Тарасов. Проект – 1996 год, реализация – 1997 год

Неустанные поиски велись в условиях ограниченных возможностей российской провинции, более того – "закрытого города". Часть архитекторов направила свои усилия на освоение исторического наследия, другие, напротив, игнорировали традиции. В итоге оба эти направления, взаимодействуя, дополнили и обогатили друг друга. А.Е.Харитонов, работая в Горьковгражданпроекте, вышел за рамки типового проектирования и обратился к решению образных архитектурно-художественных задач. Раскрепощающее влияние его творчество оказывало и на коллег. Талантливый, энергичный организатор, высоко эрудированный, общительный, он был всегда принципиален и требователен к себе и другим. В 1986 году Александр Евгеньевич стал главным архитектором Горьковгражданпроекта. В это же время было закончено строительство гостиницы "Октябрьской" – первый триумфальный выход горьковской архитектуры на всесоюзную арену. Затем последовал целый ряд проектов, значимых для города и отмеченных дипломами всероссийских смотров-конкурсов.

В последнем десятилетии ХХ века городу было возвращено историческое название, возродилась нижегородская ярмарка, был создан Департамент по охране историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Александр Харитонов становится главным архитектором города, под его началом работает большой коллектив талантливых зодчих. Появляются первые персональные творческие мастерские, которые начинают конкурировать с проектными институтами. Основным творческим методом был избран метод средового подхода. Контекстуализм, с его уважением к историческому окружению, особенно ярко проявился при реконструкции исторического центра города, куда с окраин переместилось строительство, изменился образный строй архитектуры. А.Е.Харитонову удалось законодательно запретить здесь строительство по типовым проектам. В облике современных зданий вновь появились архитектурные детали как непременное средство гармонизации с человеком и окружением, башни и башенки внесли атмосферу романтичности. Нижний Новгород становится одним из региональных центров архитектурного формообразования в России.

Жилой дом на Б.Покровской улице. Архитекторы А.Харитонов, Е.Пестов, И.Варичева, Н.Пестова. 
Проект – 1997 год, реализация – 1997–1999 годы

Можно выделить основные направления поисков того времени: – развитие традиционной архитектуры (архитектурных форм с обращением к художественной культуре прошлого) – от стилизации до архаизации, от цитирования до возрождения историзма;– возрождение неоромантических тенденций (местных, региональных) на ассоциативном уровне (без копирования деталей и форм);– развитие творческих принципов советского авангарда 1920–1930-х годов – от неоконструктивизма до новейшего модернизма.

Влияние главного архитектора (в отличие от многих городов не чиновника, а настоящего мастера) на творческие процессы оказалось весьма существенным. Он содействовал активному участию нижегородских архитекторов в ежегодных профессиональных смотрах-конкурсах и фестивалях зодчих России. Он заботился о престиже городской архитектуры, привлекая внимание журналистов и критиков к достижениям нижегородских зодчих. В городе стали проводиться конференции по актуальным проблемам реконструкции исторического центра, "круглые столы" и семинары, встречи с российскими и зарубежными коллегами. Благодаря усилиям главного архитектора возросла роль градостроительных советов, на которых в результате дискуссий, обсуждений коллегиально вырабатывалась единственно правильная позиция.Каждую новую работу А.Харитонова и Е.Пестова общественность и профессионалы встречали с большим интересом. Им была присуждена Государственная премия России в области архитектуры. В 1997 году А.Е.Харитонов стал действительным членом РААСН, а Е.Н.Пестов – членом-корреспондентом Академии. Первыми среди молодого поколения нижегородских зодчих они были удостоены звания лауреатов. Их произведения отличаются разнообразием архитектурных средств, чувством художественного образа, гармоничным вхождением в окружающую среду и входят в число лучших не только в Нижнем Новгороде, но и в России. Внимательно исследуя процессы, происходящие в мировой и отечественной архитектуре, они выбрали путь своеобразия и самобытности, всегда остро ощущали свою ответственность за судьбу нижегородского зодчества.

Гибель А.Е.Харитонова стала невосполнимой утратой для всей отечественной архитектуры. Он вошел в историю зодчества гениальными произведениями, которые стали памятниками своего времени.

Нижегородская архитектура, как в калейдоскопе, складывается в пеструю мозаику из своеобразных сооружений. Планку подлинного мастерства высоко поднял А.Харитонов. У всех нас осталось чувство гордости от сознания, что мы жили и работали рядом с этим талантливейшим человеком. Идеи, подходы, композиционные приемы проектов А.Харитонова и Е.Пестова тут же подхватывались и по-своему интерпретировались в работах коллег, уловивших и новую тенденцию, появившуюся в последних постройках А.Харитонова: закончился период романтизма – начался поворот в сторону большей интеллектуальности, концептуальности, рационалистичности. Нижегородские архитекторы продолжают создавать конкретную архитектуру для конкретного города, но с учетом этих веяний. По определению критиков, Харитонов сделал Нижний Новгород архитектурной столицей России. Теперь на содружестве нижегородских зодчих лежит ответственность не только за будущее своего города, но и за всю архитектурную школу А.Е.Харитонова.Нижний Новгород