Александр Харитонов и Нижегородская архитектурная
школа |
|||||||||||
№ 2-3 за 2001 год |
|
||||||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: А.П. Кудрявцев |
В эти годы архитектура города вышла на лидирующие позиции. Благодаря Харитонову архитекторы Нижнего Новгорода создали профессиональное содружество, вернувшее архитектуре статус искусства.
Формирование нижегородской архитектурной школы прошло в своем развитии четыре этапа. Первый связан с созданием в 1966 году в Горьковском инженерно-строительном институте архитектурного факультета. Уже в студенческие годы в ГИСИ (ННГАСУ), выпускники которого (1971) в итоге и возвратили городской архитектуре утраченную прежде образность и выразительность, сложился замечательный творческий дуэт Александра Харитонова и Евгения Пестова. Их совместные произведения сразу же обратили на себя внимание. Второй этап – конкурсы, на которых также неизменно побеждали А.Харитонов и Е.Пестов. Немаловажную роль в профессиональном обучении студентов ГИСИ играл и крупнейший в городе проектный институт Горьковгражданпроект, ставший третьей ступенью в формировании местной школы. И, наконец, 1980-е годы в России ознаменовались поворотом в профессиональном сознании, связанным с уважением к наследию и традициям, возрождением свободы творчества, – своеобразный четвертый этап.
Неустанные поиски велись в условиях ограниченных возможностей российской провинции, более того – "закрытого города". Часть архитекторов направила свои усилия на освоение исторического наследия, другие, напротив, игнорировали традиции. В итоге оба эти направления, взаимодействуя, дополнили и обогатили друг друга. А.Е.Харитонов, работая в Горьковгражданпроекте, вышел за рамки типового проектирования и обратился к решению образных архитектурно-художественных задач. Раскрепощающее влияние его творчество оказывало и на коллег. Талантливый, энергичный организатор, высоко эрудированный, общительный, он был всегда принципиален и требователен к себе и другим. В 1986 году Александр Евгеньевич стал главным архитектором Горьковгражданпроекта. В это же время было закончено строительство гостиницы "Октябрьской" – первый триумфальный выход горьковской архитектуры на всесоюзную арену. Затем последовал целый ряд проектов, значимых для города и отмеченных дипломами всероссийских смотров-конкурсов. В последнем десятилетии ХХ века городу было возвращено историческое название, возродилась нижегородская ярмарка, был создан Департамент по охране историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Александр Харитонов становится главным архитектором города, под его началом работает большой коллектив талантливых зодчих. Появляются первые персональные творческие мастерские, которые начинают конкурировать с проектными институтами. Основным творческим методом был избран метод средового подхода. Контекстуализм, с его уважением к историческому окружению, особенно ярко проявился при реконструкции исторического центра города, куда с окраин переместилось строительство, изменился образный строй архитектуры. А.Е.Харитонову удалось законодательно запретить здесь строительство по типовым проектам. В облике современных зданий вновь появились архитектурные детали как непременное средство гармонизации с человеком и окружением, башни и башенки внесли атмосферу романтичности. Нижний Новгород становится одним из региональных центров архитектурного формообразования в России. Жилой дом на Б.Покровской улице. Архитекторы А.Харитонов, Е.Пестов, И.Варичева, Н.Пестова. Можно выделить основные направления поисков того времени: – развитие традиционной архитектуры (архитектурных форм с обращением к художественной культуре прошлого) – от стилизации до архаизации, от цитирования до возрождения историзма;– возрождение неоромантических тенденций (местных, региональных) на ассоциативном уровне (без копирования деталей и форм);– развитие творческих принципов советского авангарда 1920–1930-х годов – от неоконструктивизма до новейшего модернизма. Влияние главного архитектора (в отличие от многих городов не чиновника, а настоящего мастера) на творческие процессы оказалось весьма существенным. Он содействовал активному участию нижегородских архитекторов в ежегодных профессиональных смотрах-конкурсах и фестивалях зодчих России. Он заботился о престиже городской архитектуры, привлекая внимание журналистов и критиков к достижениям нижегородских зодчих. В городе стали проводиться конференции по актуальным проблемам реконструкции исторического центра, "круглые столы" и семинары, встречи с российскими и зарубежными коллегами. Благодаря усилиям главного архитектора возросла роль градостроительных советов, на которых в результате дискуссий, обсуждений коллегиально вырабатывалась единственно правильная позиция.Каждую новую работу А.Харитонова и Е.Пестова общественность и профессионалы встречали с большим интересом. Им была присуждена Государственная премия России в области архитектуры. В 1997 году А.Е.Харитонов стал действительным членом РААСН, а Е.Н.Пестов – членом-корреспондентом Академии. Первыми среди молодого поколения нижегородских зодчих они были удостоены звания лауреатов. Их произведения отличаются разнообразием архитектурных средств, чувством художественного образа, гармоничным вхождением в окружающую среду и входят в число лучших не только в Нижнем Новгороде, но и в России. Внимательно исследуя процессы, происходящие в мировой и отечественной архитектуре, они выбрали путь своеобразия и самобытности, всегда остро ощущали свою ответственность за судьбу нижегородского зодчества. Гибель А.Е.Харитонова стала невосполнимой утратой для всей отечественной архитектуры. Он вошел в историю зодчества гениальными произведениями, которые стали памятниками своего времени. Нижегородская архитектура, как в калейдоскопе, складывается в пеструю мозаику из своеобразных сооружений. Планку подлинного мастерства высоко поднял А.Харитонов. У всех нас осталось чувство гордости от сознания, что мы жили и работали рядом с этим талантливейшим человеком. Идеи, подходы, композиционные приемы проектов А.Харитонова и Е.Пестова тут же подхватывались и по-своему интерпретировались в работах коллег, уловивших и новую тенденцию, появившуюся в последних постройках А.Харитонова: закончился период романтизма – начался поворот в сторону большей интеллектуальности, концептуальности, рационалистичности. Нижегородские архитекторы продолжают создавать конкретную архитектуру для конкретного города, но с учетом этих веяний. По определению критиков, Харитонов сделал Нижний Новгород архитектурной столицей России. Теперь на содружестве нижегородских зодчих лежит ответственность не только за будущее своего города, но и за всю архитектурную школу А.Е.Харитонова.Нижний Новгород |