log.jpg (8882 bytes)

К городу XXI века 
Л.В.Вавакин, вице-президент РААСН

№ 2-3 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П. Кудрявцев 
К архитектуре России XXI века 

В.И. Ресин
Московское градостроительство XXI век

Десять выдающихся архитекторов и произведений
архитектуры XX века 


А.В. Иконников
Архитектура: рубеж веков и выбор пути

А.А. Скокан
Проблемы средового подхода к современной
московской архитектуре


О.В. Орельская
Александр Харитонов и Нижегородская
архитектурная школа 


Т.А. Славина
Преобразование Санкт-Петербурга

Л.В. Вавакин
К городу XXI века 

А.В.Степанов
Архитектурное образование в XXI веке 

Л.В.Хихлуха
О жилищном строительстве XXI века

Медали и дипломы Российской академии архитектуры
и строительных наук
 

Награды Российской академии архитектуры
и строительных наук
 

А.В. Иконников
Архитектор Роман Кананин 


Накануне ХХ столетия литературные фантазии в различных изданиях иногда сопровождались рисунками на тему, что ждет человечество в грядущем веке. Большей частью эти картины живописали триумфальные достижения человечества: воздушная стихия заполнена дирижаблями, самолетами; подземное пространство пронизано тоннелями метрополитена; широкие проспекты с многоэтажной застройкой, мосты, арки, связывающие здания между собой на верхних уровнях... И при этом – очень мало зеленых насаждений.

Наивные картинки будущего, нарисованные сто лет назад, довольно точно предугадали тенденции развития мировой цивилизации, столь ярко проявившиеся в бурном росте городов – в урбанизации (сегодня больше половины населения земного шара живет в городах и городских поселениях). В небе над Лондоном или Москвой кружат самолеты; десятки подземных торговых городов насчитываются в Японии; многокилометровые торговые пассажи пролегли под землей в Канаде и других странах; метрополитен стал неотъемлемой частью крупных городов; многогектарные пешеходные платформы на разных уровнях – теперь обычный прием, позволяющий отделить человека от непрерывных потоков транспорта в гигантских мегаполисах. И, к сожалению, действительно исчезают зеленые насаждения. В Анкаре их нет вообще, как нет и в Японии. На глазах москвичей улицы и магистрали освобождаются от старых лип, редеет зелень бульваров.

Лишь в зодчестве прогнозы не сбылись. При всей экстравагантности многих выдающихся произведений, по словам крупнейшего мастера архитектуры Кендзо Танге, ХХ век остался в долгу перед историей и человечеством, не создав ничего по духовному и художественному богатству близкого тому, что ранее вошло в сокровищницу мирового зодчества. Более того, великое переселение людей в города потребовало резко увеличить объемы жилищного строительства, что повлекло за собой не менее резкое ухудшение качества архитектуры. Строительный бум обеспечивался развитием новых технологий. В Свердловске однажды многоэтажный жилой дом был построен за пять дней. Прав оказался Экзюпери, говоривший, что человечество в будущем обречено жить в гигантских муравейниках (справедливости ради скажем, что 1960–1970-е стали годами отрезвления, в журналах появились заголовки типа "Безумие больших ансамблей").Как это ни печально осознавать, в итоговой оценке мировых градостроительных свершений ХХ века обозначился общий перевес количественных категорий. В условиях нашей страны качественная несостоятельность усугублялась многими факторами: недостатками в формировании и реализации градостроительной политики, в вопросах управления развитием городов и поселений, в проектном, научном, финансовом, материальном и правовом обеспечении и, наконец, в низком уровне культуры строительного дела. Далеко не всегда в определении стратегии градостроительства принималось во внимание мнение специалистов. Политическая воля подменяла профессиональную компетентность. Огромные объемы промышленного и жилищного строительства осуществлялись в условиях острого дефицита кадров проектировщиков. Число архитекторов даже к 1980 году оставалось на порядок меньше, чем в странах Европы. В области градостроительства существовал режим жесткой экономии государственных средств. Позволялось только самое необходимое. Архитекторы были поставлены в тесные рамки, что глушило всякую инициативу, не давало хоть в чем-то отступить от типовых решений.

Однако и в количестве мы отставали. К концу 1980-х годов американцы, имея обеспеченность жильем почти 60 м2 на человека, строили в год 250 млн. м2 жилья (почти 1 м2 на человека). Причем большая часть финансирования шла на ремонт, реконструкцию и модернизацию существующего жилья. В то же время в СССР вводилось 150 млн. м2 жилья ежегодно при достигнутой обеспеченности 14-15 м2 на человека.Но самое поразительное заключалось в следующем. В США в 80-х годах на реализации названных объемов было занято (включая производство стройматериалов) 3,5-4 млн. человек. У нас же, по данным профсоюза строителей, число работающих превышало 14 (четырнадцать) млн. человек. Трансформация деревенской России в могучую индустриальную супердержаву определила по существу создание новой системы расселения. Бурный рост исторических центров и возникновение на карте сотен новых городов сопровождались глубокими социально-политическими изменениями общества в целом, обретением новой географии, нового облика страны. Тем не менее объективная аналитическая оценка итогов уникального исторического эксперимента позволяет сегодня сделать вывод, что за всеми этими свершениями подспудно зрели острейшие противоречия. За время реформ в России они породили кризис во всех сферах жизни. Значительная часть населения неожиданно оказалась за чертой бедности. Целые города, в первую очередь связанные с оборонными отраслями и как следствие – монопрофильные, превратились чуть ли не в зону бедствия из-за полного отсутствия работы. Деревня, традиционно воспроизводившая население, утратила эту функцию, переживая не меньшие трудности.Относительно благополучное положение Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других крупных региональных центров, являющихся исключением на фоне общей картины, только подчеркивает остроту кризиса. В результате статистика фиксирует угрожающие тенденции снижения рождаемости и роста смертности. Прогноз демографов – уменьшение народонаселения страны через 50 лет чуть ли не вдвое. Далеко не последнюю роль в этом процессе играет и качество материальной среды жизнедеятельности человека – совсем не такое, каким оно рисовалось авторам долгосрочных программ градостроительного развития городов и поселений городского типа, где сегодня проживает почти три четверти всего населения России. Принципы, провозглашенные градостроительной наукой, – создание оптимальных условий для продуктивного труда, здорового быта и полноценного отдыха человека нового общества – остались на бумаге, как и многие с фантазией выполненные проекты жилых микрорайонов и объектов соцкультбыта. Не было у государства ни финансовых возможностей, ни материальных ресурсов для обеспечения хотя бы социальной инфраструктуры, или, как говорили, комплексности застройки. Территории, предназначенные для общественных нужд, многие годы оставались пустырями и в итоге застраивались опять же жильем. Добавим к этому традиционное невыполнение строителями планов благоустройства районов массового жилищного строительства и безликость типовой застройки – одинаковой в регионах с различными природными, климатическими и этнографическими особенностями.Широко заявленная программа – каждой семье квартиру – изначально была обречена на неудачу. Ничего, кроме желания, у государства для ее воплощения в жизнь не было. Сегодня, после десяти лет так называемой перестройки, когда объемы жилищного строительства резко сократились, сотни тысяч горожан, не имеющих возможности купить себе жилье по заоблачным ценам, так и остались в неблагоустроенных коммуналках, а то и просто в кое-как приспособленных помещениях. Ко всему прочему, из-за отсутствия средств почти полностью прекратился ремонт. Ясно, что удельный вес аварийного жилья будет ежегодно нарастать. Участившиеся случаи взрывов домов из-за утечки газа, выхода из строя источников теплоснабжения и инженерных коммуникаций следует считать первыми сигналами выхода из строя всей инженерной инфраструктуры российских городов.Бедственное состояние отечественного градостроительства невольно вызывает по ряду позиций ассоциацию с положением в стране 50 лет назад. Тогда нужно было восстанавливать сотни разрушенных войной городов и тысячи сел. Сегодня требуются не меньшие усилия, чтобы дать полноценное жилье нуждающимся и предотвратить процессы тотального старения жилого фонда. Если тогда приходилось думать о создании строительных мощностей и промышленности стройматериалов, то сегодня стоит проблема, возрождать ли работу остановленных 360 ДСК или искать другие пути. 50 лет назад потребовалось создать систему научно-проектного обеспечения восстановления городов и сел, сегодня же предстоит практически заново возродить – после ликвидации многих десятков коллективов – систему научно-исследовательских и проектных институтов, занятых решением градостроительных задач. Наконец, как и 50 лет назад, требуется восстановить, а по сути также создать заново систему государственного контроля за качеством проектной документации и проведением соответствующих решений в градостроительную практику. Исключение из компетенции органов архитектуры вопросов землепользования и имущественных вопросов, изъятие из этих органов структур, ведущих архстройконтроль и экспертизу, недостаточность правовой базы резко уменьшили возможности проведения действенной градостроительной политики на местах. В ряде случаев органы архитектуры становились подразделениями земельных и имущественных комитетов – низовых звеньев вертикали федеральной исполнительной власти по этим проблемам. В результате многие важные для городов решения сегодня принимаются некомпетентными организациями с прямыми нарушениями градостроительных правил и норм. Итогом является повсеместно отмечаемое резкое падение градостроительной дисциплины, усугубляющее и без того низкое качество городской жизни. Данные обстоятельства в сочетании с негативными социальными факторами вынуждают определять ситуацию как предельно опасную для будущего нации и государства.Ныне угроза безопасности страны исходит не извне, а изнутри. Причина в том, что исчерпавшая свои возможности система общественно-государственного устройства была просто ликвидирована – без какой-либо осознанной альтернативы, без какого бы то ни было отбора из прошлого того, что можно использовать сегодня (как это, кстати, произошло в КНР). Положение стало как-то меняться только сейчас. Делаются позитивные шаги в деле восстановления государственных структур, без которых нормальное развитие России, даже после развала СССР остающейся крупнейшей по территории и богатейшей по ресурсам державой, невозможно. Есть элементы государственного подхода и к вопросам, составляющим суть и предназначение градостроительства. Правительство рассмотрело на одном из своих заседаний демографическую ситуацию в стране и, надо полагать, сделает необходимые выводы.Какие же пути ведут нас к городу XXI века – городу, обеспечивающему потребности современного человека – физические, интеллектуальные, духовные? Чем мы располагаем для решения этой задачи? На что нам ориентироваться в своих действиях?Прежде всего требуется не забывать, что мы располагаем уникальным, масштабнейшим опытом советского градостроительства, во многом базировавшимся на отечественных традициях, а также на изучении достижений европейских стран. Глубокое аналитическое исследование и осмысление этого опыта с опорой на все положительное и ценное в нем и учет экономических и социальных перемен последнего времени позволит с достоверностью определить основные градостроительные принципы на перспективу, избежать в будущем трудноисправимых ошибок и лишних бюджетных затрат.В связи с этим нельзя не вспомнить слова академика Д.С.Лихачева, сказанные им незадолго до ухода из жизни: "Возрождение России я связываю с двумя обстоятельствами. Первое – с традициями, складывающимися веками, а второе – с людьми, способными эти традиции беречь, укреплять и развивать".Новая методология разработки программ развития в едином генплане Москвы и Московской области и последующих разработок генпланов Санкт-Петербурга, Омска, Новороссийска с четко обозначенными приоритетами, как показывает практика их реализации, свидетельствует о том, что эти программы способны выполнять роль действенного инструмента проведения в жизнь социально-ориентированной градостроительной политики, направленной на повышение качества городской жизни. Пример Москвы свидетельствует, что успех достигается при традиционном для отечественного зодчества видении города как живого сложного организма, требующего в определении перспективы своего развития комплексного рассмотрения всех аспектов городского жизнеобеспечения. Системный комплексный подход обязывает, следуя традиции, учитывать связи столицы не только с областью, Центральным экономическим районом, но и со всей страной, ближним и дальним зарубежьем.Новороссийск и Владивосток в своей стратегии долгосрочного развития должны руководствоваться их ролью главных морских ворот на юге и востоке России и их значением в системе расселения прилегающих регионов. Перспектива развития каждого города должна связываться с перспективой развития его окружения.Такой принцип в решении градостроительных задач, когда генплан обязан выполняться с учетом окружения, застройка – размещаться только согласно генеральному плану, а каждое здание – находить свое место на основе детального проекта планировки района, – только такой принцип, проверенный многолетней практикой, способен исключить ошибки, которые порой нельзя устранить до полной амортизации построенного здания, в результате чего оно долгие годы искажает облик города. Подобных примеров, к сожалению, много. Утверждение традиционных начал отечественного градостроительства как основы формирования новой методологии в составлении прогноза развития города в новых условиях приобретает сегодня особую актуальность. Это связано с отсутствием необходимого финансирования разработки генпланов, вызвавшим к жизни порочную практику некоторых малокомпетентных, но активно действующих новоявленных структур, спекулятивно предлагающих городам облегчить их "главную" задачу путем выполнения только одной части генплана – схемы правового зонирования. Как ни соблазнительна возможность получить в руки средство, обеспечивающее оперативную и выгодную продажу городской земли, дать нужного ответа на вопросы полноценного развития города одна эта схема не может. Более того, ее реализация принесет только вред.Почти повсеместно в наши дни, за редкими исключениями, прекращение разработки градостроительной документации привело не только к утрате градостроительной дисциплины. Оказалась утраченной и градостроительная культура, за которую в свое время руководители городов строго отвечали перед правительством. Это обстоятельство обязывало их своевременно обновлять генпланы и уметь в них разбираться. К сожалению, этот процесс не миновал архитекторов. Достаточно напомнить забытое некоторыми специалистами положение о том, что главным в генеральном плане было композиционное построение структуры городского организма. "Каждое место в самом себе имеет свой план. Задача планировщика заключается в том, чтобы понять его", – так писал в книге "Благоустройство города" академик В.Семенов в 1912 году.Советское градостроительство, пережившее в начальный период эйфорию гигантизма, разрушило многое – и не только в историческом наследии, мешавшем созиданию нового. Было в значительной степени утрачено то, что являлось материальным выражением устоявшегося за века уклада городской жизни. Так, к примеру, в Саратове сегодня вы не найдете одиннадцати площадей, когда-то определявших лицо города. Советский жизненный уклад, устранивший такие виды деятельности, как деловая, торговая, финансовая, родил потребность в создании преимущественно одного вида площадей – главной площади перед обкомом, горкомом, иногда перед театром.Происходящая в наши дни трансформация общественной жизни еще не успела четко обозначить новое функциональное "лицо" тех или иных мест общественного назначения, кроме, пожалуй, рынков и базаров, хаотически складывающихся в различных районах, или штучно размещаемых банков, офисов и других новых объектов. Тем более важно в композиционном решении генерального плана следование природным особенностям, в которых развивается город. Этот основополагающий принцип всегда должен быть на вооружении как залог успеха работы по формированию планировочной структуры города и индивидуальности его облика.Сегодня мы располагаем возможностью в определении перспективы развития градостроительства в России опереться на специалистов, часть которых объединяет созданная десять лет назад Российская академия архитектуры и строительных наук. Среди них ученые, архитекторы-практики, мастера строительного дела – люди, владеющие бесценным опытом в решении всех вопросов формирования систем расселения, развития крупнейших городов, строительства новых поселений, переустройства сел. Ежегодно проводимые сессии Академии, рассматривающие актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и строительного дела, дают возможность оценить их нынешнее состояние и выработать рекомендации на будущее. Так, в 1998 году сессия, посвященная вопросам градостроительства, сделала принципиально важный вывод о том, что главная стратегическая задача ближайших десятилетий – не дальнейшее разрастание сложившихся центров и строительство новых городов, а приведение в порядок всего созданного за годы советской власти. В генеральном плане Москвы этот курс был прямо назван гуманизацией среды жизнедеятельности человека. Такой подход в масштабах страны, на мой взгляд, очень точно – в виде социального заказа – "Обустройство России" – сформулировал А.И.Солженицын. Исходя из исторических аналогий, не будет преувеличением предположить, что выполнение поставленной задачи может занять половину, если не весь наступающий век.Сорок с небольшим лет потребовалось нашей стране, чтобы восстановить разрушенное войной хозяйство и дать кров людям, подняв обеспеченность жильем с 3-4 до 14-15 м2 на человека. И это при гигантских расходах на вооружение, в условиях холодной войны и угрозы ядерного конфликта. Примерно столько же времени потребовалось Германии для того, чтобы оправиться от войны и выйти на первое место в мире по уровню качества жизни. Разница в условиях была, конечно, большая. Германии оказывалась экономическая помощь, которая умело использовалась. Тратить средства на вооружение Германия не имела права. Тем не менее наше государство находило возможности для решения многих проблем. Еще в 1943 году был создан Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре, ставший впоследствии, после ликвидации Н.С.Хрущевым Академии строительства и архитектуры, не только организационным и творческим центром восстановительных работ, но и центром научного обеспечения решения всех вопросов развития городов и поселений и жилищной проблемы в СССР. Однако только с 1960-х годов, когда был взят курс на индустриальное домостроение, массовое жилищное строительство в городах резко повысило обеспеченность жильем, позволило вывести людей из подвалов и сделало почти нормой поквартирное расселение, хотя и сегодня процент живущих в коммунальных квартирах достаточно велик во многих городах и даже в столице. Объемы жилищного строительства обеспечивались не одной сотней построенных государством ДСК, развитой системой научно-исследовательских и проектных организаций. Их работа контролировалась государственной системой надзора – от отделов и управлений главных архитекторов городов, областей, краев до Госстроев союзных республик, состоявших под контролем Госгражданстроя, который в свою очередь отчитывался перед Советом Министров СССР.Трудности, с которыми придется столкнуться новой России, будут, естественно, неизмеримо большими. Вряд ли можно сегодня назвать сроки, в которые удастся сформировать окончательную редакцию экономической модели, способной вдохнуть жизнь в производство, науку и улучшить условия жизни россиян. Насколько быстро сложатся механизмы государственного регулирования рыночной экономики? Когда, наконец, Правительство осознает жизненно важную необходимость управления территориальным развитием, как это происходит в странах Европы, где, кстати, как и в США, большая часть дохода в бюджеты городов поступает не от продажи, а от сдачи в аренду городских земель? Только с решением всех перечисленных проблем можно будет ожидать появления в государственном бюджете статьи на создание долгосрочных прогнозов и программ градостроительного развития территорий и городов и государственной вертикали управления их реализацией. Пока же следует надеяться только на региональных руководителей, все большее число которых начинают понимать, что нельзя жить только одним днем, надо заглядывать хотя бы в день завтрашний и изыскивать средства в местных бюджетах для разработки стратегии развития.Проходившие два года подряд в Екатеринбурге конференции, посвященные будущему столицы Урала, заложили хорошую основу для создания нового генерального плана города. Аналогичные конференции проходят и в других городах. На выделяемые краем и городами Кубани средства выполнены генпланы Анапы и Геленджика, разрабатываются генпланы Краснодара и Новороссийска, готовится начало разработки районной планировки, или, как это сейчас принято называть, консолидированной схемы развития Краснодарского края. Идет подготовка и к разработке генерального плана Московской области, Омска, и к конкурсу на идею генерального плана Владивостока. Делается генеральный план Норильска. Следует верить, что с установлением на первых порах политической, а затем и экономической стабильности в регионах объемы работ градостроительной тематики будут возрастать. В этих условиях чрезвычайно важно собрать оставшиеся пока еще кадры специалистов в центральных научно-исследовательских и проектных институтах, а также всемерно готовить их на местах, активно используя для консультационной работы потенциал Академии, – с тем, чтобы большую часть работы выполнять силами самих регионов.Надо надеяться, что недавно подписанное Соглашение об объединении усилий и координации действий Госстроя РФ – органа, представляющего исполнительную власть, Академии – научного центра и Союза архитекторов – организации, содействующей раскрытию творческих возможностей архитекторов, окажется полезным в деле формирования принципов и положений социально ориентированной государственной градостроительной политики и будет содействовать ее реализации.Как это ни было сложно из-за скудного финансирования научных работ Академии, с 1996 года на базе аналитического исследования опыта отечественного градостроительства, с учетом методологических принципов решения градостроительных задач в новых условиях удалось развернуть разработку "Градостроительной доктрины России". Эта работа позволила подготовить и краткий доклад Правительству о современном состоянии российской архитектуры и градостроительства. В перспективе Доктрина, доработку которой предполагается осуществлять с участием Госстроя РФ и Союза архитекторов России, после чего она будет представлена в Правительство, должна лечь в основу государственной социально ориентированной градостроительной политики нашей страны.Если в 1998 году ежегодная сессия Академии назвала стратегическим курсом в области градостроительства курс на реконструкцию, то сессия этого года, посвященная архитектуре, должна определить приоритеты развития архитектуры России и дать рекомендации по дальнейшему развитию базы домостроения и строительных технологий на современном этапе. Градостроительная наука говорит о том, что облик городов кардинально меняется каждые 50 лет. Примерно так на протяжении жизни нашего поколения изменился и облик Москвы, потерявшей свою историческую неповторимость в море безликой массовой жилой застройки, вышедшей уже за пределы МКАД.Каким же нужно бы увидеть город XXI века? Существует расхожее выражение: "Будущее нам не принадлежит". И тем не менее в начале нового тысячелетия хотелось бы заглянуть в завтрашний день, наметить хотя бы целевые ориентиры. Попробуем для начала поставить рядом эффектную столицу Бразилии, изумительные по комфортабельности новые города в США, к примеру Рэстон, Фостер-сити, Вудландс, и, скажем, Толедо, Сеговию, малые города Германии или наши Торжок и Суздаль. Строительная аккуратность, ухоженность и чистота новейших достижений градостроительного искусства несопоставимы с одушевленностью древних городов, сама атмосфера которых дышит человеколюбием и добром.Сохранившиеся исторические кварталы Санкт-Петербурга, Стокгольма, Парижа, Мюнхена, Лондона смотрятся немым укором градостроителям ХХ века, забившим пригороды маловыразительными жилыми массивами. В этих районах, даже хорошо и старательно благоустроенных, вы не почувствуете эстетического удовлетворения, духовной гармонии, ощущение которой возникает, когда, к примеру, видишь Кремль или входишь на Красную площадь. Рваные куски многоэтажной застройки, пересеченные мощными широкими магистралями, уничтожили целостность города, как бы изначально исключили возможность вести речь о таком понятии, как ансамбль. Противостояние города и природы зашло так далеко, что ортодоксальные защитники природы категорически утверждают, – любое строительное вторжение в природный ландшафт не может не погубить его. Но как же быть с подмосковными усадьбами или дворцовыми комплексами Петергофа и Пушкино? Ведь это примеры удивительно органичного союза природы и архитектуры. Дело, очевидно, в утрате таланта и умения мастера обогатить ландшафт гармоничным созвучием архитектуры и природы.Из вышеизложенного уже можно сделать некоторые, конечно, очень общие выводы о том, каким должен быть город XXI века. Это прежде всего целостность города как свойство, способное обеспечить привлекательность облика живого организма. В таких городах, как Сергиев Посад, Истра, Орел, Новороссийск или Тверь, есть еще некоторые предпосылки для подобных решений. Но что же делать с Москвой, Нижним Новгородом, Новосибирском, Красноярском, где массовая застройка растеклась масляным пятном, подавляя своей безликостью исторический центр? Задача очень сложная, но тем не менее, надо полагать, решаемая. Необходимо, внимательно изучив топографию, сложившуюся композиционную основу, природные особенности, характер застройки, видовые точки и панорамы, заставить застройку этих узловых мест служить доминантными акцентами, позволяющими ощутить масштаб города, его ориентиры. Следует также просмотреть все возможности обогащения выразительной застройкой въездов в город по основным автомагистралям, железнодорожным вводам и водным артериям.И, конечно, продумать, каким образом можно добиться целостности отдельных частей города, его массивов. Целостности не в однообразии, а в гармоничном единстве разнообразия архитектурных решений.Исключительно важно политику сбережения исторического наследия дополнить программой максимально возможного восстановления утраченных архитектурных памятников с тем, чтобы зона исторического центра явственно ощущалась ядром, вокруг которого город формируется. Реконструкция районов массовой застройки должна включать в себя трансформацию их структуры с обогащением ее градостроительного качества – к примеру, путем создания пешеходных зон с системой зеленых пространств, с выделением композиционных центров, выявлением архитектурными средствами главных магистралей и защищенностью жилых образований от шума