Книжная полка

«Живописное дело» на Русском Севере*
В.А.Резвин

Русская линия

№ 3 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3. 2009г.


Содержание номера:

О. В. Авдеева
Строительство в Москве: приоритет социальным программам

М.О. Силантьев, Т.Б. Жезмер
Уникальный музей

Т.М.Барсукова, Т.А.Стецюк
Основные направления развития жилых территорий в Москве

Е.С. Соловьева, М.А.Белослудцева
Вопросы охраны культурного наследия: проблемы и перспективы

Б. Х. Максимова
Четыре яруса на выбор

Б. Х. Бухарина
Эффект чудо-техники

Т.А.Смолицкая
Жизнь и творчество архитекторов-градостроителей л. М. Букаловой и а. С. Смолицкого

З.Н.Яргина, С.Я.Яргин
Два ядра вместо одного центра

В.А.Резвин
«Живописное дело» на Русском Севере

 

Публикаций, посвященных росписям жилых домов Русского Севера, немного. Поэтому с особым интересом берешь в руки книгу Ольги Севан, знакомящую нас с домовыми росписями Каргополья, Северной Двины, Мезени и других районов Архангельской области. Пока я читал книгу, меня не покидало чувство зависти к человеку, который подолгу бывал в этих волшебных краях, все это видел своими глазами. И не только видел, но и рисовал, обмерял, фотографировал.

«Большинство крестьянских домов Севера, украшавшихся росписями, - это типичные жилые постройки», - отмечает автор. Когда хозяева приглашали для работы мастера, тот расписывал не только сам дом, но и отдельные предметы: шкафчики, двери, сани. Художники ходили по окрестным деревням, часто с детьми, которые, помогая им, постигали тонкости ремесла. Стилевое единство росписей определялось как местной художественной традицией, так и индивидуальной манерой исполнителя.

В северных росписях очень распространен растительный орнамент с букетом в вазоне, «древом», «кринами» и «виноградьем». Букет изображался в форме куста сложной колористической композиции, состоящего из разных цветов. Среди них часто размещали разноцветных птиц. Любили также и специфический геометрический орнамент, где присутствовали вихревые розетки, цветки в круге, крючковатые кресты, ромбы.

Очень красивы мотивы так называемого звериного орнамента. Рисовали преимущественно коней, львов и единорогов. В изображение льва, которого художник никогда в жизни не видел, он нередко вкладывал свое представление об этом животном как о защитнике дома. Некоторые из этих львов исполнены юмора - например, написанный на филенке шкафа «Лев зверь». «Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера. Лев и барс отличаются главным образом наличием или отсутствием гривы. <...> Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне, с грозно поднятой лапой».

Имена некоторых мастеров дошли до нас. Интересен рассказ автора о семье Петровских - Алексее и его сыновьях из деревни Чурковской Вельского района. Большая изба, где проживала семья, получила название «Алешкин дом». Петровские работали «по живописному делу» в Петербурге. Главная особенность «Алешкина дома» - размещенная в медальонах и на филенках портретная галерея. Тут и «великие князья» в мундирах, и дамы в городских нарядах. А на входной двери - портрет хозяина. Кроме того, комнаты украшены жанровыми сценами охоты, уборки сена и прочего. Нижние филенки опечья покрывает «фирменный» орнамент художника из синих трав. Живописный почерк Петровских узнается и в росписях дома Горбунова в деревне Пакшеньга.

Весьма самобытны работы Тимофея Макарова по прозвищу «Калец» (он был хромой). В деревне Игумновской на фасаде дома, покрытого росписями, сохранилась надпись: «К. 1901. КТ. Н. Макаровъ».

Знаток Русского Севера К. К. Романов говорил о доме Клокотова в деревне Заозерье как о «самом прекрасном на реке Мезени». С этим трудно не согласиться. Здесь среди роскошного орнамента во время обмеров архитекторы обнаружили интереснейший сюжет: между столбами «протянута веревка, а на ней стоит человек с палкой для сохранения равновесия. Хотел ли мастер изобразить ярмарочного канатоходца или вкладывал в сюжет другое, зашифрованное содержание, с полной достоверностью мы уже никогда не узнаем».

9b.jpg (441012 bytes)

Заслугой Ольги Севан является настойчивость, с которой она искала и затем идентифицировала имена народных мастеров, словно извлекая их из небытия: Ярыгины, Мишарины, Хрипуновы, Хвостовы... Славился в этих краях Николай Юркин, оставивший на опечье дома в деревне Ергуз подпись: «1913 год, красил Николай Иванович Юркин». В деревне Кикиморовской тоже есть подпись: «1928 год. Красил Иван Юркин». Иногда художники трудились артелью: «Красили Трофим Юркин с сыном и Юркин Александр и Орлов Петр», - так подписана работа одной из артелей в доме А. Лихачева (деревня Мокрая Едома).

Филенка голбца «Лев зверь» в жилом доме Вельского района.«В XVIII веке на северо-западе России сложилось особое стилевое направление народных росписей. Технической основой этих росписей является свободный кистевой мазок с белильными оживками. Крайне непринужденная манера исполнения, особая свобода композиции, яркость колорита, соединенные с виртуозной техникой, составляют важные стилистические черты этого искусства».

Изразцовые печи, украшавшие большие деревенские дома, почти не сохранились. Во время экспедиции Ольга Севан обнаружила всего несколько таких печей. Любопытно, что их ставили в горницах второго этажа и отапливали с первого от русской печи. На изразцах чаще всего встречается тема часов, а сами они выполнены в желто-зеленой цветовой гамме.

Среди «красильщиков» попадались и женщины. Автор рассказывает о сестрах Чистяковых - Авдотье и Марии. Старожилы вспоминают, что «телом они были худые, лица тонкие, носы у обеих были узкие, волосы темные, старые девы». Ремеслу их обучал отец Иван Чистяков, художник-самоучка родом из Великого Устюга. Сестры расписывали прялки, туеса, сундуки, шкафы и двери; они же расписали фронтоны и подшивки свесов кровли нескольких домов в селе Юмиж. В северодвинских селах трудились не только местные, но и приезжие - из-под Костромы и Вятки.

Отдельного рассказа заслуживает оформление книги, в первую очередь фотографии и рисунки, большинство из которых выполнены автором. Среди фотографий есть полные лиризма сельские виды и ландшафты, а также, конечно, снимки различных видов росписей. Великолепны рисунки Ольги Севан, запечатлевшие суровую архитектуру и неповторимые северные пейзажи.

Дерево - материал недолговечный. Тот, кто бывал на Русском Севере, видел, в каком катастрофическом состоянии находятся здешние памятники. Как их сохранить? Деревянное зодчество - драгоценный вклад России в мировую архитектуру. Но как раз на его сохранение почему-то не хватает сил и средств.

Автор еще раз привлекла наше внимание к тому, каким сокровищем мы владеем и как оно нуждается в нашей помощи.