Зодчий и время

Жизнь и творчество архитекторов-градостроителей л. М. Букаловой и а. С. Смолицкого
Т.А.Смолицкая

Русская линия

№ 3 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3. 2009г.


Содержание номера:

О. В. Авдеева
Строительство в Москве: приоритет социальным программам

М.О. Силантьев, Т.Б. Жезмер
Уникальный музей

Т.М.Барсукова, Т.А.Стецюк
Основные направления развития жилых территорий в Москве

Е.С. Соловьева, М.А.Белослудцева
Вопросы охраны культурного наследия: проблемы и перспективы

Б. Х. Максимова
Четыре яруса на выбор

Б. Х. Бухарина
Эффект чудо-техники

Т.А.Смолицкая
Жизнь и творчество архитекторов-градостроителей л. М. Букаловой и а. С. Смолицкого

З.Н.Яргина, С.Я.Яргин
Два ядра вместо одного центра

В.А.Резвин
«Живописное дело» на Русском Севере

 

Исторические исследования персональной практики зодчих первой половины и середины ХХ века проводились уже не раз, но очень ограниченно. В основном речь шла о творчестве всем известных авторов. Однако за границами публикаций остался анализ работы менее известных архитекторов, ставших зачинателями градостроительной школы, возводивших новые города в нашей стране. К таким мастерам относятся Лидия Михайловна Букалова и Абрам Соломонович Смолицкий. Они принадлежали к плеяде архитекторов-новаторов, заложивших основу отечественного градостроительного искусства и воспитавших не одно поколение молодых архитекторов.

7a.jpg (113995 bytes)

Л. М. Букалова и А. С. Смолицкий работали в непростую историческую эпоху - 1930-1960-е годы. Страна расширяла границы градостороительства и демонстрировала миру новый социальный строй. Время требовало реконструкции не только отдельных зданий, но и строительства целых городов, зачастую - на неосвоенных территориях.

Сегодня немногочисленные постройки Букаловой и Смолицкого теряются среди массы других, не всегда выделяясь художественным совершенством, а их идейные установки кажутся само собой разумеющимися. Но в свое время каждый их проект ожидался с нетерпением и вызывал горячие споры: зодчие искали новые пути развития градостроительства.

Лидия Михайловна Букалова родилась в 1907 году в Щелкове Московской области. Ее мать, Наталья Воронцова, была дочерью крупного московского домовладельца мещанина Федора Воронцова, отец, Михаил Букалов, служил главным мастером на Соболево-Щелковской хлопчатобумажной фабрике. В семье росли пятеро детей. Поначалу все складывалось благополучно, но с рождением последнего ребенка умирает мать, а вскоре от тифа умирает и отец.

Сирот при содействии Марии Ильиничны Ульяновой определили в Московскую опытно-показательную школу-коммуну имени О. Б. Лепешинской (МОПШИК). Заведение славилось лучшими в те времена педагогами: Березанская, Перышкин, Киселев, Химова. По их учебникам более 30 лет обучалась советская молодежь. Немало выпускников школы стали известными деятелями науки и культуры. К сожалению, многим из них впоследствии пришлось пройти ГУЛАГ, кому-то погибнуть, кому-то доживать с надломленной судьбой. Среди таких окажутся и сестры Лидии Букаловой.

Лида Букалова окончила МОПШИК с отличием в 1925 году. Обладая незаурядными способностями в области живописи, рисунка и физико-математических дисциплин, сразу же поступила на архитектурный факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Там и встретила Абрама Смолицкого.

Абрам Соломонович Смолицкий родился в 1906 году на Украине, в Запорожье. Отец был банковским служащим, мать - портнихой. Абрам и его сестра Роза обладали хорошими музыкальными данными и мечтали об артистической карьере. Однако родители категорически возражали против их выбора. Роза получила диплом архитектурно-строительного техникума, Абрам после окончания училища работал помощником декоратора в театральной мастерской. В 1922 году он приехал в Москву и сдал экзамены в строительный техникум на архитектурное отделение. Трудился на стройке сначала рабочим, затем десятником и техником. В 1926 году поступил во ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН).

7b.jpg (218337 bytes)

Студенты и преподаватели ВХУТЕИНа. А. С. Смолицкий (седьмой в первом ряду слева), Л. М. Букалова (седьмая в четвертом ряду справа). Фотография 1930 года

В студенческие годы Лида и Абрам жили в общежитии ВХУТЕМАСа на Мясницкой, рядом с училищем. Два восьмиэтажных дома красного кирпича под N 21, построенные в 1912 году, прославились тем, что на протяжении всего ХХ века в них обитали известные люди, в числе которых - художник-иллюстратор и гравер В. А. Фаворский, скульпторы А. В. Бабичев и Б. Д. Королев, художники Ф. А. Малявин, В. В. Кандинский, И. Рахилло, Л. О. Пастернак, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, А. Д. Древин, Н. А. Ушакова, Р. Р. Фальк, А. М. Родченко, В. Степанова, Ю. А. Лабас. Здесь жили поэт В. В. Хлебников, композитор Д. Д. Шостакович, художники Н. А. Соколов, С. В. Малютин, Н. А. Касаткин, А. Е. Архипов, архитектор В. Н. Семенов.

В настоящее время комплекс зданий вместе с домом Юшкова, где располагалось училище, является памятником культурного наследия Москвы.

Вся студенческая жизнь Л. Букаловой и А. Смолицкого связана с этим местом. Они тесно дружили с художниками и со своими коллегами архитекторами. Сюда к ним приходил будущий историк архитектуры Андрей Владимирович Бунин. Происхождение (из семьи потомственных дворян) подвело Андрея при поступлении на живописный факультет ВХУТЕМАСа - с первого раза его не приняли. Лишь при повторной сдаче экзаменов в 1925 году его зачислили на архитектурный факультет. Свое происхождение А. В. Бунин скрывал, но неприятности все же случались. Комсомольский лидер Лидия Букалова не раз выручала своего товарища в трудных ситуациях.

Студенты жили дружно: сообща готовились к экзаменам и сдаче курсовых проектов, устраивали праздники, участвовали в диспутах, каникулы проводили в Крыму.

На основном отделении ВХУТЕМАСа для начальных курсов были введены новые дисциплины. По воспоминаниям А. С. Смолицкого, «суть этих предметов заключалась в развитии у учащихся активного стремления к творческим поискам, самостоятельности в учебной работе, в изучении закономерностей искусства, в глубоком овладении общехудожественными принципами, в создании цельных композиций (решенных в органическом единстве формы и содержания в соответствии с возможностями того или иного материала). Разделы этого цикла <...> следующие: пространственный концентр, объемный концентр, цветовой концентр, графический концентр. Каждый из них был очень емким и содержал ряд практических работ и упражнений. Комплекс дисциплин основного отделения выделял ВХУТЕМАС в неповторимое по своему значению учебное заведение с творческими устремлениями, призванное сыграть огромную роль в формировании и подготовке кадров, особенно будущих архитекторов и градостроителей, способных активно участвовать в социальном и эстетическом преобразовании и воспитании нового общества. Это было грандиозно!»

Имена учителей того времени вошли в историю мировой культуры: академики архитектуры братья Веснины, А. В. Щусев и И. В. Жолтовский, профессора Н. А. Ладовский и В. Ф. Кринский, их ученики И. В. Ламцов, М. П. Коржев и М. А. Туркус, братья Голосовы, М. Я. Гинзбург, Н. В. Докучаев, Н. Д. Колли, К. С. Мельников, И. В. Рыльский, В. Н. Семенов. Технические дисциплины преподавали инженеры-новаторы: по железобетонным конструкциям - профессора А. Ф. Лолейт, по деревянным и металлическим - Н. К. Лахтин, по строительной механике - М. М. Филоненко-Бородич, по физике - Н. Т. Федоров, по математике - Н. И. Вайсфельд, по социологии - профессор П. И. Новицкий (ректор ВХУТЕИНа).

А. С. Смолицкий писал: «Был предложен новый метод начального обучения архитектурно-пространственной композиции - пропедевтика. На архитектурном, живописном и скульптурном факультетах были разработаны и введены пропедевтические художественные дисциплины: «Пространство» (руководители В. Кринский, Н. Ладовский, Н. Докучаев), «Объем» (руководители А. Лавинский, Б. Королев, А. Бабичев), «Цвет» (Л. Попова, А. Веснин), «Графика» (А. Родченко).

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН стал важным центром взаимодействия различных видов искусства. Пришедшие в этот вуз сторонники художественного авангарда, разрабатывая и внедряя новую методику преподавания, не просто искали передовые формы обучения студентов профессиональным приемам и средствам художественной выразительности, педагоги вырабатывали эти приемы и средства непосредственно в ходе учебного процесса. ВХУТЕМАС стал важным центром создания нового профессионального языка - нового стиля архитектуры и дизайна».

Студенты архитектурного факультета обучались в трех мастерских под руководством избранных ими руководителей - И. В. Жолтовского, А. В. Щусева, И. В. Рыльского. Позднее по инициативе студентов мастерской Жолтовского появилась еще одна мастерская - коллективная, под руководством Н. А. Ладовского, В. Ф. Кринского и Н. В. Докучаева, которые в 1921 году стали профессорами архитектурного факультета.

На рубеже 1920-1930-х годов начали складываться объединения, творческую программу которых определяло градостроительство. В ноябре 1928-го группа членов Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) во главе с ее основателем Н. А. Ладовским создала Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ), выдвинув на первое место вопросы планировки.

Лидия Михайловна Букалова выбрала мастерскую Н. А. Ладовского. Ее привлекал новаторский подход к архитектуре в условиях развития техники и изменения социальных основ жизни. А. С. Смолицкий проходил обучение у И. В. Рыльского. Сфера творческих интересов обоих зодчих включала вопросы планировки, которые диктовались новыми потребностями общества.

В 1930 году Л. М. Букалова и А. С. Смолицкий успешно закончили вуз. К этому времени уже появился Архитектурно-строительный институт (АСИ). Лидии Михайловне предложили поступить туда в аспирантуру. Поступила, но диссертацию защищать не стала - ее привлекала практическая работа.

После института обоих молодых специалистов направили по комсомольской путевке в проектный отдел «Управления строительства и проектирования города Сталинграда». Они участвовали в конкурсе на создание проекта нового типа жилого дома-коммуны - комбината на 500 человек с обобществленным бытом. Проект в 1930-1931 годах был реализован в Сталинграде (район завода «Баррикады») и рекомендован к строительству в других городах.

В 1931-м в стране учредили новую организацию - Всесоюзный проектный трест «Горстройпроект» Наркомтяжпрома ВСНХ СССР для проектирования и строительства городов-гигантов индустрии первых пятилеток. Туда перевели Л. М. Букалову и А. С. Смолицкого, там они и работали до начала Великой Отечественной войны над проектированием новых городов: Магнитогорска (левобережного района), Новокузнецка (до 1961-го года Сталинск-Кузнецк), Кемерова, Прокопьевска, Анжеро-Судженска, Орска, Новотроицка, Новомосковска (до 1934 года Бобрики) и других.

7c.jpg (369510 bytes)

Смолицкий во время Великой Отечественной войны от брони, положенной архитекторам, отказался и служил сначала старшим инженером маскировки в саперных войсках, а затем - начальником маскировочной службы в авиации. Лидия Михайловна с Горстройпроектом, где она работала, эвакуировалась на Урал. После войны супруги трудились в Академии архитектуры над проектом восстановления Ялты.

Союз архитекторов объявил конкурс на лучшую реконструкцию центра этого курортного города. Было представлено три проекта - А. К. Бурова, А. С. Смолицкого и Л. М. Букаловой, В. М. Лебедева и П. П. Штеллера. Самой дискуссионной оказалась концепция А. К. Бурова. Ее поддержал начальник Управления планировки и застройки городов Комитета по делам архитектуры В. В. Бабуров, назвавший проект «форпостом современной практической деятельности», «соприкосновением с будущим». Однако секретарь Академии архитектуры СССР архитектор Н. П. Былинкин назвал работу Бурова «проекцией американского курорта на рельеф и быт Ялты». Автора обвиняли в том, что он не создавал специальную концепцию под данный город, а шел от уже имеющейся идеи, для реализации которой ему был нужен город у моря. Кроме того, проект вызвал и идеологические сомнения. Казалось бы, застройка набережной высокими зданиями на фоне гор - блестящее объемно-пространственное решение: вдоль набережной стоит восемь десятиэтажных отелей-башен, набережная расширяется за счет моря, под ней - тоннель для автомобилей. Однако такая планировка не нашла поддержи у общественности, ибо появилась «не вовремя»: идея оказалась аналогичной «Плану Вуазен» - проекту реконструкции центра Парижа, автор которой архитектор Ле Корбюзье рассматривал город как символ борьбы человека с природой. Традиционная отечественная практика реконструкции курортных городов не могла принять этот тезис.

Смолицкий и Букалова избрали более точный путь - продолжили традиции исторической Ялты, что и стало главным достоинством их проекта. В основном дачная, то есть индивидуальная застройка, расположившаяся на природном рельефе, гармонично сочеталась с естественным фоном - горным хребтом, поросшим лесом. Архитекторы показали наглядный пример бережной реконструкции старого русского города, дополнив общую картину живописной панорамой. При этом учитывались наиболее серьезные научные выводы в области градостроительства и одновременно сохранялся авторский художественный стиль.

Перед зодчими стояла не столько функциональная, сколько композиционная задача: раскрыть «морской фасад» города, упорядочив сеть транспортных магистралей. Понятие ансамбля, в котором концентрировалась вся композиционная проблематика формирования Ялты, предполагало сочетание внутренней соотнесенности и гармоничного развития функционального, технического и эстетического содержания города.

В период подготовки проекта Букалова и Смолицкий часто становились первооткрывателями: практический опыт восстановления и реконструкции был тогда не слишком богатым. Архитекторам удалось почувствовать в новой планировке Ялты черты отдаленного сходства с греческим городским планом. Одновременно они воплотили в своем проекте основной принцип древнерусских мастеров: связь градостроительного ансамбля с природным ландшафтом.

Сроки Букаловой и Смолицкому поставили крайне сжатые. Зарплату почти не платили - в послевоенное время стране было трудно. К этому времени супруги растили уже троих детей; жили предельно скромно. И все же зодчие трудились увлеченно. Их концепция была признана лучшей. Проект «Восстановление и реконструкция города-курорта Ялта» был утвержден Советом Министров РСФСР в 1948 году; было отмечено высокое качество проектирования. По этому документу велась застройка жилых районов и санаторных участков на сложном рельефе. В качестве оплаты архитекторам предложили дом в Ялте. Они отказались: в то время им было не до частной собственности в столь отдаленном месте.

После Ялты из-за репрессированных сестер у Лидии Михайловны начались проблемы с устройством на работу. Софью арестовали в 1935 году, обвинив в причастности к троцкистской группировке, и сослали в Магадан (реабилитировали спустя 20 лет). Вера с 1937 по 1945 год отбывала ссылку в Актюбинске (реабилитирована в 1955-м). Мужа ее расстреляли. Так что родственницу «врагов народа» к работе над крупными объектами не допускали. Лидия Михайловна занималась планировкой поселков в Мосгипросельстрое. Только в 1956 году (после реабилитации сестер) Букалову приняли в Гипрогор, где она руководила авторским коллективом, создавала первые проекты районной планировки (ТЭО Горьковской области, Городецкого промышленного узла и прочие), вела работу над генеральным планом города Горького и детальным проектом района «Мещерское озеро». Из воспоминаний ее коллеги архитектора Юлии Владимировны Кратюк:

«Лидия Михайловна была хорошим архитектурным организатором. Она требовала дисциплины, серьезного отношения к делу от каждого члена ее бригады - техника, архитектора, инженера и создавала настоящую творческую обстановку в коллективе. Работая с вдохновением, с полной отдачей сил, Букалова увлекала работой окружающих. Она учила молодое поколение быть требовательным в работе, показывала, как методически подходить к проектированию, выделять главное в поставленной задаче, уметь начинать с основного, с общей композиции, видеть проект в целом и от общего переходить к частному. Большая требовательность и дисциплинированность в работе сочетались у Лидии Михайловны с удивительной мягкостью и человечностью к каждому сотруднику ее бригады - их радость и горе были и ее радостями и горем, а в тяжелые минуты она находила самые нужные, ласковые слова».

Абрам Смолицкий из Академии архитектуры вернулся в Горстройпроект и работал над генеральными планами городов Восточной Сибири - Иркутска, Шелехова, Усолья-Сибирского и столицы Киргизии Фрунзе (ныне Бишкек). В конце 1960-х годов мне удалось побывать в городах, которые проектировал мой отец в Восточной Сибири. В этом суровом, но красивом регионе в непростых природных условиях возводятся целые города. Жители этого края с большой теплотой отзывались о А. С. Смолицком, говорили о его профессиональном чутье, высоко ценили человеческие качества зодчего.

23 июня 1963 года в возрасте 56 лет скоропостижно скончалась Л. М. Букалова. Несчастье случилось в Литве. Вместе с Абрамом Соломоновичем она поехала туда в отпуск к братьям: собиралась порисовать, насладиться красотой мест, о которых так много слышала от родных. Но в первый же день по приезде Лидию Михайловну разбил инсульт, который и стал причиной смерти. Похоронили Л. М. Букалову на Донском кладбище в Москве.

После смерти жены А. С. Смолицкий прожил еще 16 лет. В конце 1960-х - начале 1970-х годов он был ведущим экспертом по проекту центрального района Генерального плана Москвы, составлял заключение к проекту центра планировочных зон столицы, как главный проектировщик института «Моспроект-2» принимал участие в обсуждении «Основных принципов проектного решения центра Москвы».

В последние годы жизни А. С. Смолицкий участвовал в ряде работ в ЦНИИП Градостроительства, связанных с проектированием зон отдыха: вдоль водохранилища города Темир-Тау в Казахстане, вдоль озера Иссык-Куль в Киргизии и вдоль Волги в районе Иванова и Кинешмы.

Значительным вкладом в градостроительную практику явилась статья А. С. Смолицкого «О повышении эффективности и качества проектов генеральных планов городов» («Архитектура СССР». N 10. 1973). В ней автор обращает внимание на отсутствие стабильности генпланов многих городов в силу бесконечных их переделок, вскрывает причины такой нестабильности и дает рекомендации по их устранению.

Умер А. С. Смолицкий 22 апреля 1979 года, похоронен рядом с женой на Донском кладбище Москвы.

7d.jpg (554607 bytes)