Рецензия на сооружение

Уникальный музей
М.О. Силантьев, Т.Б. Жезмер

Русская линия

№ 3 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3. 2009г.


Содержание номера:

О. В. Авдеева
Строительство в Москве: приоритет социальным программам

М.О. Силантьев, Т.Б. Жезмер
Уникальный музей

Т.М.Барсукова, Т.А.Стецюк
Основные направления развития жилых территорий в Москве

Е.С. Соловьева, М.А.Белослудцева
Вопросы охраны культурного наследия: проблемы и перспективы

Б. Х. Максимова
Четыре яруса на выбор

Б. Х. Бухарина
Эффект чудо-техники

Т.А.Смолицкая
Жизнь и творчество архитекторов-градостроителей л. М. Букаловой и а. С. Смолицкого

З.Н.Яргина, С.Я.Яргин
Два ядра вместо одного центра

В.А.Резвин
«Живописное дело» на Русском Севере

 

Наверное, нет в Москве человека, которому не знаком обелиск Покорителям космоса у станции метро «ВДНХ» на Проспекте Мира. Стометровая титановая стела, увенчанная ракетой, стала одним из символов Москвы второй половины XX века.

Менее известно о расположенном в стилобатной части монумента Мемориальном музее космонавтики. И совершенно незаслуженно: самоотверженный коллектив музейных работников, среди которых соратники космонавтов первого королевского призыва, бережно хранят подлинные экспонаты - свидетельства героического прорыва нашей страны в космическое пространство.

Комплекс Музей-обелиск-Аллея космонавтов» был создан в середине 1960-х годов архитекторами М. Барщем и А. Колчиным. А замысел создания музея принадлежит Сергею Павловичу Королеву, выдающемуся ученому, конструктору космических кораблей. По его инициативе в проекте предусмотрели использование стилобатной части под музейные помещения. Для курирования строительства музея С. П. Королев учредил в ОКБ-1 комиссию во главе со знаменитым конструктором М. К. Тихонравовым, лично следил за ходом работ и помогал доставать дефицитный титан на облицовку.

2a.jpg (356469 bytes)

Воплощенный в металле и граните, мемориальный комплекс удачно вписался в перспективу Проспекта Мира, а в залах музея разместились экспонаты отечественной космической истории.

Мемориальный музей космонавтики открылся 10 апреля 1981 года. Возглавила его Зинаида Ивановна Кострикина. Под ее руководством был сформирован научный коллектив. Началась активная собирательская, издательская, выставочная, просветительская работа. Экспозиция отличалась необычностью художественного оформления и долго оставалась одной из самых оригинальных. Перед создателями стояла сложная задача: на небольшой площади, с минимальным количеством экспонатов отразить все направления отечественной космонавтики.

Комплекс «Музей–обелиск–Аллея космонавтов» до реконструкцииАрхитектурный ансамбль был включен в реестр объектов культурного наследия союзного значения. Однако отсутствие финансирования, да и просто элементарного внимания к объектам культуры тяжело отразились на обелиске и привели к обветшанию конструкций стилобатной части, которая к моменту начала реконструкции находилась в аварийном состоянии. Постоянные протечки и промерзания угрожали сохранности коллекции. Стала очевидной необходимость проведения капитального ремонта музея. Кроме того, за сорок лет освоения космоса появилось много интересных материалов, выставлять которые было совершенно негде. Дело в том, что изначально создатели проекта не учли необходимости достаточного количества площадей для хранения фондов и не предусмотрели рабочие места для сотрудников. Долгие годы музей испытывал нехватку экспозиционных площадей: в мемориальном зале выставлялись лишь 106 экспонатов - менее 1% всего собрания.

После обращения сотрудников музея и космонавтов к мэру Москвы и осмотра комплекса Ю. М. Лужковым в 2006 году было принято решение Правительства Москвы о комплексной реконструкции музея. Работу, порученную пятой мастерской «Моспроекта-4» (генеральный директор А. В. Боков, руководитель мастерской М. О. Силантьев, главный архитектор проекта Т. Б. Жезмер), возглавили?и курировали главный архитектор города А. В. Кузьмин и главный художник И. Н. Воскресенский. C 25 мая 2006 года музей закрылся на реконструкцию, но не прекратил своей?научной, выставочной и просветительской деятельности.

На всех этапах работы архитекторов консультировал один из авторов проекта 1960-х годов А. Колчин, мнение которого оказалось чрезвычайно важным при согласовании проекта реконструкции с органами охраны памятников.

Несмотря на аварийное состояние железобетонных конструкций стилобатной части, с самого начала проектирования было решено сохранить существующие залы, их конфигурацию и по возможности декор. В то же время нужно было максимально увеличить экспозиционные площади музея, создать современное фондохранилище, кабинеты для сотрудников.

2c.jpg (187678 bytes)

При этом внешний вид памятника, конфигурацию стилобатной части изменять было нельзя - ведь речь шла об объекте культурного наследия. В итоге родилось довольно дерзкое решение - углубиться в землю, откопав многометровые фундаменты стелы.

В реальности все оказалось гораздо сложнее, чем предполагали: конструкции не соответствовали архивным чертежам. Многие решения приходилось принимать буквально на стройплощадке. В результате, уйдя на глубину 8-10 метров, архитекторам удалось создать большое, многоуровневое выставочное пространство, кольцом охватившее?монолит?фундаментов обелиска.

Площади служебных помещений были увеличены за счет использования пространства под откосами. Это значительно расширило и внутреннее пространство (после реконструкции площадь музея выросла с 2700 м2 до 8400 м2), при этом внешний вид откосов не изменился.

Под откосами расположились служебные?кабинеты,?кафе-клуб, конференц-зал, помещения для инженерных систем. Через устроенные в откосах иллюминаторы в служебные и экспозиционные помещения поступает дневной свет. В залах предусмотрено кондиционирование и обеззараживание воздуха, многоуровневая противопожарная система безопасности. Главный вестибюль расположен на месте асфальтовой площадки перед бывшим входом в музей.

Сегодня можно говорить о том, что в Москве появился, наверное, единственный в мире подземный Музей космонавтики.

Проект благоустройства сквера и Аллеи космонавтов выполнили специалисты «Моспроекта-3» - мастерская С. С. Щербакова, оформление самой экспозиции - мастерская художника С. А. Щербакова под руководством И. Н. Воскресенского.

Отдельно необходимо сказать о реставраторах, которым пришлось восстанавливать внешний вид памятника. В комплекс их действий вошли реставрация скульптур Аллеи космонавтов, уникальные работы по очистке титановых листов от «художеств» современных вандалов и следов воздействия атмосферы, восстановление бронзовых горельефов, текстов, огромный объем гранитных работ. У специалистов фирм «Рекос» и «Братья-Строй» многие методики рождались прямо на площадке.

В сложнейших условиях работали строители Моспромстроя. Вот уж где действительно были стесненные условия площадки, а еще подземная река и сжатые сроки!

Сегодня в Мемориальном музее космонавтики можно узнать историю взаимоотношений человечества с Космосом, познакомиться с современным состоянием отечественной и зарубежной космонавтики, увидеть космические проекты будущего, отражение космической деятельности в искусстве.

В заключение скажем, что сегодня Музей космонавтики - одно из самых посещаемых учреждений культуры Москвы.

2d.jpg (435011 bytes)

 

2e.jpg (557303 bytes)