Дорожное строительство

Эффект чудо-техники
Б. Х. Бухарина

Русская линия

№ 3 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №3. 2009г.


Содержание номера:

О. В. Авдеева
Строительство в Москве: приоритет социальным программам

М.О. Силантьев, Т.Б. Жезмер
Уникальный музей

Т.М.Барсукова, Т.А.Стецюк
Основные направления развития жилых территорий в Москве

Е.С. Соловьева, М.А.Белослудцева
Вопросы охраны культурного наследия: проблемы и перспективы

Б. Х. Максимова
Четыре яруса на выбор

Б. Х. Бухарина
Эффект чудо-техники

Т.А.Смолицкая
Жизнь и творчество архитекторов-градостроителей л. М. Букаловой и а. С. Смолицкого

З.Н.Яргина, С.Я.Яргин
Два ядра вместо одного центра

В.А.Резвин
«Живописное дело» на Русском Севере

 

В ближайшее время в Москве появится не только уникальный механизм - тоннелепроходческий комплекс диаметром девятнадцать метров для подземного дорожного строительства, но и первый в России сервисный центр для обслуживания огромного количества горнопроходческой техники, которая используется на строительстве транспортных магистралей.

Весной прошлого года между московским объединением «Инфраструктура», сконцентрировавшим у себя лучшие инженерные силы в области подземного и дорожного строительства, и немецкой фирмой «Херренкнехт» был подписан контракт на изготовление на средства инвесторов уникального проходческого механизма для сооружения тоннелей большого сечения. В тот момент российские специалисты уже были уверены в реальности создания такого механизма и в необходимости его для Москвы и России в целом. Немецкие же специалисты убедили своих партнеров в том, что они гарантируют создание машины, которая будет отвечать всем техническим требованиям, сформулированным российской стороной. В мире есть несколько фирм, производящих подобное тоннелепроходческое оборудование. Но самый большой на сегодня комплекс диаметром 15,43 метра изготовлен фирмой «Херренкнехт», именно поэтому ей и было сделано предложение увеличить диаметр существующего механизма еще на 3,5 метра.

6a.jpg (186814 bytes)

Московское объединение «Инфраструктура» финансировало проектирование. Сегодня технический проект, над которым работали совместно российские и немецкие специалисты, уже готов. Впереди - выпуск рабочей документации. Создана объединенная рабочая группа, координирующая этот процесс. Заметим, что выполняется он с соблюдением указанных в договоре сроков.

По словам председателя совета директоров «Инфраструктуры» В. Абрамсона, работа идет сегодня в несколько другом ритме, чем предполагалось в начале. В условиях неустойчивой экономики очень важно, что у российских и немецких специалистов сохраняются доверительные отношения. Залог тому - большой опыт совместной работы.

Щиты диаметром шесть или восемь метров уже не представляют для производителей никакой сложности, их изготовление поставлено на поток. А вот щиты большого диаметра выпускаются только под конкретный заказ. Механизм диаметром 14,2 метра находится в Москве, диаметром 15,2 метра - в Мадриде, а самый большой диаметром 15,43 метра - в Шанхае. На девятнадцатиметровый комплекс заказ поступил впервые, и для фирмы-производителя это тоже шаг вперед.

Модификация комплекса зависит от геологии, в которой его планируется использовать. Его можно применить и в Санкт-Петербурге, и в Сочи, но комплектация такого механизма будет различной. Например, для Москвы нужна специальная система гидропригруза с циркуляцией бентонита. А вот в Сочи, где крепкие скальные породы, такая система удержания грунта не требуется, значит, и механизм окажется на четверть дешевле.

6b.jpg (381993 bytes)

Параллельно с подготовкой технического проекта для изготовления нового проходческого комплекса проектировался тоннель под заповедной усадьбой «Коломенское» на основе точных параметров того механизма, который будет здесь использован. Это лишь один из участков Четвертого транспортного кольца в столице, где предполагается соорудить двухъярусный автодорожный тоннель большого сечения, совместив его с метрополитеном.

На самом деле для комплекса большого диаметра в Москве уже определено четыре перспективных участка. Кроме тоннеля под музеем-заповедником «Коломенское» механизм предполагается использовать для проходки под национальным парком «Лосиный остров», под Покровским-Стрешневым (от Ленинградского шоссе в район Волоколамского шоссе) и под Филевским парком от Нижних Мневников до площади Ромэна Роллана. Все эти четыре участка, общей протяженностью до пятнадцати километров, - на Четвертом транспортном кольце, где, исходя из пассажиропотоков, требуется по четыре полосы движения в каждую сторону. Новый комплекс можно использовать и на центральном участке Северной рокады (связка трассы Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород), где возможно построить двухэтажный тоннель от Ростокинского проезда до проспекта Маршала Буденного. Могут появиться и другие дополнительные объекты. Сейчас меняются некоторые технические решения, и те дорожные участки, которые ранее планировалось пройти по земле, могут оказаться тоннельным вариантом. Обязательно сыграет свою роль экономический эффект. Если расчеты покажут, что строить большой двухэтажный тоннель, который можно разделить на два уровня и где вмещается большее количество транспорта, выгоднее, ему будет отдано предпочтение.

Новый комплекс не должен простаивать. В конце декабря прошлого года на уровне правительства Москвы был подписан протокол с указанием конкретных сроков предоставления фронта работ для горнопроходческого механизма. Сегодня эти сроки отодвигаются, потому что при ограниченном количестве средств на дорожное строительство в столице в первую очередь должны быть завершены уже начатые стройки. Экономическая ситуация, меняющийся темп строительства позволяют скорректировать сроки изготовления проходческого комбайна.

Валерий Абрамсон рассказал, что время доставки машины в Москву можно будет увязать с назначенным правительством города днем ее старта. Как только появится ясность относительно ближайших планов дорожного строительства, российские специалисты вместе с немецкими партнерами скорректируют процесс производства. Он может удлиниться, а может и остаться прежним. Если окажется, что машина срочно нужна, ее сделают быстро. А пока производители размещают заказы на комплектующие детали, в том числе уникальные, ведь западные компании тоже переживают экономический кризис.

Ситуация на рынке явно повлияет на стоимость машины. Меняются цены на металл, на машиностроительное оборудование, из-за остановки производства некоторые изделия становятся дефицитными. Такая ситуация в контракте, не была предусмотрена, и сейчас все зависит от рыночных условий и от взаимодоговоренностей партнеров. Поэтому они регулярно встречаются, ведут переговоры и находят нужное решение.

В арсенале московских строителей уже большое количество уникальных проходческих механизмов, в том числе изготовленных ведущими западными фирмами «Херренкнехт» и «Ловат». Чтобы эта техника эффективно работала, ее нужно правильно содержать, грамотно эксплуатировать и ремонтировать. И правительство Москвы совместно с объединением «Инфраструктура» решили создать в Москве первый в России сервисный центр для таких механизмов. Несколько раз в Германию выезжала большая группа инженеров, чтобы детально изучить организацию таких центров.

- Мы готовы начать создавать сервисный центр в Москве, - рассказывает Валерий Абрамсон. - Уже подготовлено технико-экономическое обоснование, которым четко определено, какая нужна площадь земли и какой должна быть оснастка. Поскольку цены на землю на рынке изменились в сторону уменьшения, мы можем с меньшими затратами разместить сервисное производство. Это будет совместное с немецкой стороной предприятие. Проблема с сервисным центром настолько актуальна, что пора реализовывать ее не только на бумаге, но и на деле. Пока же сервис очень незатейлив: используются технические возможности владельцев, их собственные силы, иногда привлекаются западные специалисты, но ремонт производится достаточно кустарно.

Крупный сервисный центр, конечно же, позволит навести порядок с содержанием и ремонтом горнопроходческой техники. Но организаторы его предполагают в недалеком будущем, наладив ремонт, перейти и к процессу сборки горнопроходческих машин разного диаметра в России. В Восточной Европе такого производства пока нет, так что оно может быть вполне прибыльным. Подобный процесс налажен в Китае, и машины китайской сборки активно продаются во всей Юго-Восточной Азии. Машиностроение в России всегда было развито, так что есть надежда, что эта сфера машиностроительного производства получит развитие, обеспечив рабочими местами сотни квалифицированных специалистов. Для целого региона, а прежде всего для Москвы, это может быть очень перспективный бизнес.

6d.jpg (222043 bytes)

Проект станции метро «Нагатинский затон» в зоне транспортных тоннелей Четвертого кольца, совмещенных с метро