Архитектурно-строительная практика

Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов
П. С. Богачев, инженер

Русская линия

№ 6 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

А. Н. Левченко
О Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Восстановлен один из куполов работы знаменитого Доминико Жилярди

Н. Петухов
Первый архитектор Империи

П. С. Богачев
Гипермаркеты в России

Ю. А. Сдобнов
Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»

К. М. Савкин
«Красный Октябрь»: возвращение островитян

Е. В. Михайлова
Москва подземная. Опыт и перспективы развития

П. С. Богачев
Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов

О. Г. Ким
Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно

 

 

В разных странах мира оно в значительной мере обусловлено видом и ассортиментом реализуемых товаров. В России до 1990-х годов магазины традиционно располагались по принципу максимального приближения к потребителю, в результате чего сформировалась система обслуживания населения на трех уровнях - местном, районном и региональном. Соответственно, в городах имелись торговые предприятия микрорайонного, районного и общегородского значения.

Местный уровень обслуживания населения составляли предприятия, торгующие товарами повседневного спроса, причем здесь существовала тенденция к четкой специализации (булочная-кондитерская, гастроном, овощи-фрукты и так далее). В организации процесса реализации продукции преобладала продажа с прилавков. Что касается непродовольственных товаров, основная потребность в них удовлетворялась торговыми объектами районного и общегородского значения. С начала 1990-х годов в России стали появляться первые магазины самообслуживания. Введение самообслуживания позволило эффективнее использовать торговые площади и расширить ассортимент. То были прообразы нынешних супермаркетов. Подобные магазины предоставляют населению социально-гарантированный набор товаров и услуг повседневного и частично периодического спроса и располагаются в радиусе 500 метров (7-10 минут ходьбы) от жилья в отдельно стоящих зданиях, либо во встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях.

9a.jpg (150673 bytes)

На другом полюсе находится торговый центр общегородского значения, или, как его называют в США, региональный центр, обслуживающий территорию с населением не менее 100 тысяч человек и включающий большое число магазинов, торгующих товарами повседневного пользования, а также полный набор специализированных магазинов по продаже товаров длительного пользования. В отечественной практике в таких центрах продукты питания обычно не реализовывались. Указанные комплексы в России чаще всего размещались в центрах городов и вблизи крупных пересадочных узлов. В американской же практике термин «региональный центр» предполагал исключительно внегородское расположение, что было обусловлено его функциями обслуживания строго определенной зоны. Покупки здесь делались «разово», впрок, то есть покупатели приезжали сюда из удаленных районов достаточно редко. Однако с ростом городов старые общегородские (региональные) торговые центры постепенно оказались окруженными застройкой, а новые теперь размещались на территориях коммерческой, промышленной и социальной активности. Таким образом, «региональный» перестал означать «находящийся вне города».

Пример торгового предприятия местного уровня – супермаркет «Билла» у станции метро «Перово»Появлению и эффективному функционированию внегородских торговых центров способствовал бурный рост уровня автомобилизации, в условиях которого расстояние от дома до магазина перестало быть проблемой. Между тем ориентированность ТЦ на посетителей, пользующихся личным транспортом, предъявляет повышенные требования к прилегающей улично-дорожной сети и обустройству приобъектной площади. Высокая стоимость земли и необходимость значительных затрат на развитие улично-дорожной сети в переделах города также побуждает инвесторов размещать крупные торговые объекты на окраинах. В настоящее время строительство новых общегородских ТЦ в структуре городов возможно лишь на участках, свободных от застройки, либо на месте существующих рынков с обязательной реконструкцией прилегающей улично-дорожной сети и организацией автостоянки требуемой емкости.

Промежуточным звеном в описанной системе являются торговые центры районного значения, размещаемые, как правило, в общественных центрах жилых районов и обслуживающие территорию с численностью населения около 40 тысяч человек. Они предоставляют жителям больший ассортиментом товаров повседневного потребления чем местные, и меньший ассортимент товаров длительного пользования, чем региональные (общегородские) ТЦ. Таким образом сила «притяжения» покупателя к этим объектам зависит от создания определенного равновесного соотношения между их досягаемостью и ассортиментом.

Невозможность развития прилегающей улично-дорожной сети и обустройства должным образом автостоянок негативно сказалась на привлекательности ряд московских общегородских торговых центров, в результате чего некоторые из них, расположенные в сложившейся застройке, не выдержали конкуренции с внегородскими и перешли на уровень районного обслуживания, разместив на своей территории супермаркеты, рестораны и развлекательные заведения.

Характерная особенность вышеописанной трехуровневой системы обслуживания населения состоит в том, что функции торговых центров вышестоящего уровня по объему «перекрывают» функции, выполняемые ТЦ предшествующего уровня. Так, региональный (общегородской) ТЦ, расположенный в деловой части города, для ее обитателей будет являться местным, а для населения более обширной зоны – районным.МТВК «Крокус-Сити» в Красногорском муниципальном округе Московской области

Торговые объекты местного уровня обслуживания располагаются в структуре микрорайона и рассчитаны в первую очередь на посетителей, проживающих в радиусе пешеходной доступности. Вопрос «дислокации» торговых объектов районного и общегородского уровней более сложен. Традиционно у нас существовало три типовых варианта: размещение их в центральной части районов и городов, а также в транспортных узлах, что в полной мере соответствовало принципу максимальной приближенности к потребителю. Вынесение ТЦ общегородского уровня на окраины – вариант для России принципиально новый.

Итак, сегодня стратегия развития торговли в Москве и Московской области предусматривает создание сети крупных торговых комплексов, и тут встает проблема их транспортного обеспечения, успешное решение которой не только позволяет снизить негативное воздействие на окружающую городскую среду этих объектов, но и во многом предопределяет успешность функционирования последних. Указанная стратегия является неотъемлемой составной частью градостроительной политики, проводимой правительствами Москвы и Московской области. Выделим здесь два момента.

Первый - проект «Губернское кольцо», утвержденный губернатором Московской области в 2000 году и выдвигающий в качестве одного из приоритетов строительство в области сети современных торговых комплексов – гипермаркетов – прежде всего на автодорогах, обеспечивающих выезд из столицы, а также вдоль МКАДа.

Второй – «Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Москвы в 2001 году. Она предусматривает увеличение общего количества торговых площадей в столице с 8 млн. до 16 млн. м2, причем более трети этого прироста будет обеспечено за счет строительства 300 крупных торговых центров. В настоящее время идет активная реализация обеих программ. На начало 2006 года в Москве и области насчитывалось 27 действующих гипермаркетов общей площадью более 230 тыс. м2 и семь строящихся общей площадью свыше 90 тыс. м2.

В черте Москвы и в зоне, непосредственно примыкающей к городу, развитие торговли будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1. На уровне микрорайона планируется реконструкция существующих магазинов повседневного спроса с созданием на их базе супермаркетов, а также строительство новых супермаркетов у станций метрополитена.

2. На уровне района - возведение торговых комплексов в составе общественных центров, а также возле транспортно-коммуникационных узлов – в первую очередь железнодорожных.

3. В центральной части города уже активно реализуется программа по созданию сети торговых улиц, в том числе пешеходных, в дополнение к уже имеющимся ТЦ (ГУМ, ЦУМ, «Детский мир»).

4. Будут реконструированы существующие рынки; на их базе тоже появятся ТЦ.

5. Размещение торговых зон на въездах в город с целью «перехвата» пассажирских потоков.

6. Строительство больших торговых комплексов, в том числе гипермаркетов, вдоль МКАД и основных магистральных дорог на расстоянии до 5 км от Москвы.

Реализация программ развития торговли в Москве и области потребует решения сложнейшей задачи транспортного обслуживания перечисленных объектов (в том числе с использованием скоростного транспорта), для чего необходимо провести изучение закономерностей функционирования в разных градостроительных условиях.