Исторически развитие Москвы всегда
сопровождалось реконструкцией центральной ее
части. В современных условиях и на перспективу
предусматривается дальнейшее уплотнение
застройки в пределах срединной зоны. Одним из
направлений рациональной организации городских
территорий является применение таких
архитектурно-планировочных приемов, в которых
наземное строительство сочетается с
использованием подземного пространства на
основе вертикального и горизонтального
зонирования.
Реконструкция центрального ядра мегаполиса
связана с необходимостью сохранения
архитектурного и культурного наследия. Развитие
административной и торгово-рекреационной
функций, как правило, осуществлялась за счет
сноса старых построек, что приводило к утрате
исторического облика центра столицы.
В XVIII-XIX и начале XX века в Москве в связи с
активным развитием функций исторического центра
появилась необходимость в свободных городских
территориях. Для расширения площадей зданий
использовались подвалы, иногда двухэтажные («Елисеевский» магазин
по улице Тверской). Зачастую они занимали не
только пространство под объектом, но и
прилегающие дворовые участки (винный подвал
треста «Арарат» по
улице Кирова - ныне Мясницкой). За счет переноса
торговых, общественных и других функций в эти
подземные помещения достигалась экономия
городской земли. Это был один из основных тогда
способов использования подземного пространства
города1.
Строительство в Москве в послевоенные годы
также предусматривало освоение подземного
пространства. В 1950-х годах возведение высотных
зданий осуществлялось одновременно с
сооружением подземных помещений для перевода
туда производственных и культурно-бытовых
функций, а также транспортных коммуникаций. В
основном крупные торговые предприятия
встраивались в жилые здания повышенной
этажности и имели подвальную часть. Например, во
встроено-пристроенных магазинах в высотном
жилом доме на площади Восстания (ныне Кудринская
площадь) в подвальных этажах размещались
кладовые, холодильные камеры, помещения для
подготовки товаров к продаже. За счет перепада
рельефа местности здесь интересно решен туннель
обслуживающего транспорта: он закольцован и
размещен непосредственно в стилобатной части. В
подвале универмага «Детский
мир» на площади Дзержинского
(ныне Лубянская площадь) были устроены склады,
подсобные помещения и мастерские; перепад
рельефа позволил организовать въезд машин в
складские помещения с уровня земли2.
В середине 1960-х годов подземное пространство
используется в основном для прокладки
инженерных и транспортных коммуникаций.
Построены подземные распределительные залы и
пешеходные переходы в районе Белорусского,
Курского вокзалов и Комсомольской площади.
Проводится реконструкция центральных районов
Москвы, формируются торговые и
общественно-культурные центры, пешеходные зоны.
Проектом Калининского проспекта (ныне улица
Новый Арбат) впервые предусматривается создание
протяженного комплекса, включающего отдельно
стоящие многоэтажные здания, соединенные между
собой двухэтажными объемами. Линейная застройка,
к сожалению, разделена в уровне земли активной
транспортной магистралью на протяжении 900 метров
и функционально соединяется лишь четырьмя
подземными пешеходными переходами. Склады
магазинов размещены в подвальных этажах с
загрузкой по транспортным туннелям,
расположенным под пристроенными частями
магазинов. В рассматриваемом направлении здесь
сделаны только первые шаги: размещение в
подземном пространстве объектов обслуживания
весьма ограничено и носит эпизодический
характер3.
В 1980-х годах продолжают развиваться тенденции
прошлых десятилетий. Строительство крупных
торговых предприятий сопровождается
проектированием развитой подвальной части.
Пример - универмаг «Московский» на площади трех вокзалов. В его
подземной части расположен разгрузочный двор,
соединенный со складами на верхних этажах
вертикальными коммуникациями.
В НИиПИ Генплана города Москвы в 1978 году
выдвигалась прогрессивная идея
широкомасштабного размещения под землей
гаражей, автостоянок, таксопарков, складов,
холодильников, объектов коммунального
назначения, инженерных сооружений и прочих
объектов. Однако многие предложения по развитию
транспортных структур, торговой и общественной
сети города не были реализованы4. В проекте
нового корпуса ЦУМа предусматривалось
устройство подземной автостоянки, пешеходных
туннелей, ведущих к входам в метро. Все это так и
осталось на стадии разработок.
Тогдашние проекты рационального освоения
подземного пространства способны были
обеспечить сохранение сложившейся городской
ткани центра Москвы, но это освоение велось в
основном за счет подземных транспортной и
инженерной инфраструктур.
Изменение социально-экономических условий в
1090-х годах и быстрый рост столицы привели к
необходимости решения транспортных проблем,
реализации концепции уплотнения застройки и
интенсификации использования городских
территорий, что в очередной раз подчеркнуло
актуальность идей подземной урбанистики.
На современном этапе градостроительная
концепция развития городских территорий Москвы
предполагает сохранение центральной зоны
столицы как культурно-исторической с развитием
подземной инфраструктуры, а в периферийной зоне -
размещение высотных зданий с частичным
использованием подземного пространства. В
настоящее время в сфере подземной урбанистики
мегаполиса наблюдается настоящий бум.
Проанализируем практику строительства и
проектирования общественно-торговых комплексов
(ОТК) с подземной частью в зависимости от их
размещения в структуре города.
Реализованные проекты и экспериментальные
предложения ОТК в центральной зоне
характеризуются активным использованием
подземного пространства с размещением в нем
различных предприятий и учреждений. Например,
развитое подземное сооружение на Манежной
площади - торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд». Центр
расположен под площадью и состоит из 4 подземных
этажей. Нижний – технический; часть
конструктивных элементов верхнего этажа
находится выше уровня земли. В комплексе
функционируют мелкие магазины, рестораны, кафе,
мультиплекс, дискотека, Интернет-зал,
развлекательный центр, игротека, боулинг,
разгрузочный двор, технические помещения. К
центру примыкают подземные музей и
автомобильная парковка, соединенная с центром
подземным пешеходным туннелем. Такая же связь
имеется и со станцией метро (рис. 1а). Проектное
предложение многофункционального комплекса на
пересечении улицы Садово-Спасской и проспекта
Сахарова также является примером активного
использования подземного пространства.
Запроектированы 2 надземных, цокольный и 3
подземных этажа. В цокольном предусматриваются
магазины, технические и подсобные помещения; в
подземных – автостоянка и технические
помещения. Планируется глобальная реконструкция
улицы Новый Арбат с устройством бульвара,
подземных автостоянок и тоннельного проезда.
Предполагается частичная застройка улицы
4-этажным комплексом. Четыре подземных этажа
объединятся с подвальными частями существующих
зданий. На верхнем подземном уровне будут
помещения торгово-рекриационной функции; второй
и третий займет автомобильная парковка, нижний –
туннель для проезда общественного и личного
транспорта.
Срединная зона характеризуется ОТК с меньшим
использованием подземного пространства наряду с
увеличением количества надземных уровней.
Функциональный состав предприятий и учреждений,
находящихся ниже уровня земли, варьируется от
полифункционального до монофункционального.
Например, проект комплекса «Океанариум» по улице Братьев Фомченко на
Поклонной горе включает четыре наземных этажа и
3-4-этажный подземный объем. Внизу - мелкие
магазины, ресторан, кафе, помещения аквариума,
игротека, гостиница и офисы, боулинг,
автомобильная парковка, разгрузочный двор,
технические и складские помещения (рис. 1б). Такое
же полифункциональное назначение подземного
пространства имеет Калужский
сельскохозяйственный центр на пересечении улиц
Профсоюзной и Обручева, состоящий из пяти
наземных и одного подземного этажей. В
подвальном уровне располагаются мелкие
магазины, гипермаркет, офисы и технические
помещения. Примером монофункционального
использования является
административно-складской торгово-культурный
центр с подземной автостоянкой на
Севастопольском проспекте, включающий три
наземных и два подземных этажа. В подземном
пространстве размещаются автомобильные
парковки и технические помещения (рис. 1в). В
многофункциональном торговом комплексе на
пересечении улицы Профсоюзной и Новоясеневского
проспекта (четыре наземных и один подземный этаж)
автомобильная парковка и технические помещения
расположены ниже уровня земли.
Проектирование и строительство в периферийной
зоне характеризуется частичным использованием
подземного пространства, его
монофункциональностью и нередко
многоэтажностью. Так, ведутся разработки
объемно-планировочного решения
торгово-выстовочного комплекса с музеем авиации
и космонавтики в составе жилой застройки
северной части территории Ходынского поля.
Комплекс включает 22 наземных и один подземный
этаж, в котором разместятся автомобильная
парковка, технические помещения и склады (рис. 1г).
Аналогичный пример - многофункциональный
комплекс вдоль Путилковского шоссе в жилом
районе «Митино». Предусматривается
возведение 3-этажной платформы с отдельными
высотными объемами до 57 этажей. Подземная часть
состоит из 2-3-этажного объема: парковки,
разгрузочный двор, технические и складские
помещения. Едва ли нетипичным ОТК периферийной
зоны является административно-деловой и
торговый центр «Галерея ZAR», состоящий из четырех наземных и
одного подземного этажей. В нижнем уровне -
автомобильная парковка и технические помещения
(рис. 1д).
По объему функциональных элементов ОТК,
размещаемых в подземном пространстве, можно
сделать вывод, что максимальное распространение
получили автомобильные парковки и технические
помещения. Далее идут разгрузочные дворы и
склады, торговые предприятия (мелкие магазины,
реже супермаркеты), предприятия общественного
питания. Особое место занимают пешеходные связи
с общественным транспортом (в основном метро).
Имеют место случаи расположения в подземном
пространстве зрелищных,
культурно-просветительских и административных
учреждений. Применение различных функций на
подземных уровнях ОТК зависит от размещения
последних в структуре мегаполиса: в центральной
зоне оно полифункциональное (магазины,
супермаркеты, рестораны, кафе, игротеки,
боулинги, мультиплексы, дискотеки, выставочные
залы, офисы), в срединной – смешанное, в
периферийной – монофункциональное (парковки,
технические помещения).
Экономическую эффективность и перспективность
использования в ОТК подземного пространства
демонстрируют такие показатели, как выраженное в
процентах отношение общей площади подземной
части здания к общей площади сооружения. Они
сильно колеблются - от 4,0% до 87,5%. Тем не менее,
наиболее распространенное соотношение
составляет около 30%. Максимально активное
использования подземного пространства
наблюдается в центральной зоне при
реконструкции или новом строительстве в
сложившейся застройке в условиях дефицита, когда
есть жесткие ограничения по высоте, габаритам
участка, архитектурному стилю (либо предпочтение
отдается отсутствию оного). В итоге, здесь
прослеживается тенденция к соотношению
подземной и наземной частей почти 1/3. В
периферийных районах соответствующие
показатели незначительны, однако они имеют
место.
Проанализировав практику проектирования и
строительства ОТК с подземной частью, мы видим,
что количество уровней в них колеблется в
пределах от 3 до 10. Однако наибольшее
распространение получили центры 3-5- и 6-уровневые.
Подземное пространство насчитывает от 1 до 4
уровней, при этом наиболее распространены центры
с одним, двумя или тремя подземными уровнями.
Анализ практики проектирования и
строительства в Москве выявил основные
планировочные приемы размещения ОТК с подземной
частью. Характерными примерами в случае
реконструкции центра являются следующие
объекты, размещенные под главными или крупными
городскими площадями: торгово-рекреационный
комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади (рис. 2),
многофункциональный подземный комплекс на
площади Павелецкого вокзала и
многофункциональный комплекс на Большой
Сухаревской площади.
Примеры размещения ОТК под крупными городскими
площадями, предоставляющими собой транспортные
развязки: многоярусный подземный комплекс на
площади Тверской заставы (рис. 3) и
многофункциональный центр на площади Гагарина.
Планировочный прием размещения комплексов у
пересечения транспортных магистралей включает
расположение на участке, ограниченном
магистралями с двух сторон (угловое) со всех
сторон (островное). Примеры углового
расположения: многофункциональный комплекс «Царев сад» на
Софийской набережной, офисно-торговый центр «Новинский бульвар, 31»
на Кудринской площади, торгово-досуговый
центр на Алтуфьевском шоссе (рис. 4). Центры,
имеющие островное расположение:
многофункциональный комплекс вдоль
Путилковского шоссе в жилом районе «Митино» (рис. 5), торгово-обслуживающий
комплекс «Атриум»
на площади Курского вокзала,
торгово-коммерческий центр «Китеж» на Киевской улице возле
Киевского вокзала.
Следующий случай расположения ОТК – его
размещение в застройке. Здесь можно назвать
многофункциональный торговый комплекс с
помещениями культурно-досугового назначения на
Каширском шоссе и торгово-деловой центр «Берлинский дом» на
улице Петровка (рис. 6).
Примеры размещения комплексов под
транспортной магистралью встречаем в проектах
реконструкции улицы Новый Арбат (с устройством
бульвара, подземных автостоянок и туннельного
проезда) и улицы Тверской от Манежной площади до
Белорусского вокзала.
Примеры размещения ОТК транспортной
магистрали: административно-складской
торгово-культурный центр с подземной
автостоянкой на Севастопольском проспекте (рис.
8), многофункциональный торговый комплекс с
открытой и подземной автостоянками на улице
Миклухо-Маклая и торговый центр на Боровском
шоссе.
Итак, при анализе градостроительных ситуаций «с участием» ОТК,
имеющих подземную часть определены следующие
основные планировочные приемы их размещения:
- под главными или крупными городскими
площадями;
- под крупными городскими площадями -
транспортными развязками;
- у пересечения транспортных магистралей
(угловое, островное);
- в застройке;
- под транспортной магистралью;
- у транспортной магистрали.
Это приводит к ряду выводов, характеризующих
современную градостроительную практику.
Размещение комплексов в историческом центре
города отвечает всем перечисленным приемам, за
исключением последнего. В серединной зоне или
периферии города ОТК не свойственно
расположение под крупными и главными площадями.
Вариант размещения над транспортной магистралью
или пересечением не характерен в столице для ОТК
с подземной частью. Большое распространение
получили комплексы, находящиеся у пересечения
транспортных магистралей - как углового, так и
островного расположения.
Таким образом, необходимо всемерно развивать и
совершенствовать использование подземного
пространства в многоуровневых структурах ОТК -
особенно в центральной и серединной зонах.
Способ пространственного зонирования
комплексов (полифункциональное, смешанное и
монофункциональное использование подземного
пространства) обеспечивает: высвобождение
ценных земельных участков под пешеходные зоны и
озеленение; либо ограничение на территории ОТК
транспортного движения; сокращение наземных
площадей, отводимых под автомобильные парковки,
а также развитие и использование традиций места,
его функциональных и архитектурных
особенностей; соблюдение существующих «красных» линий
застройки; сохранение этажности и масштаба
среды; архитектурно-стилевых особенностей
окружающей застройки, имеющих
архитектурно-художественную либо историческую
ценность; реставрацию памятников.
1. Дунаевский Н. Д., Каммерер Ю. Ю., Щербаков В. В.
Этажи подземных улиц // Городское хозяйство
Москвы. 1986. № 6/86.
2. Зуева П. П., Шишкина И. В. Торговые здания
Москвы советского периода 1920– 1980. М., 2006.
3. Сегединов А. А. Объекты городского хозяйства в
подземном пространстве // Городское хозяйство
Москвы. 1972. № 7.
4. Дегтярев Б. М. Состояние, перспективы и
проблемы использования подземного пространства
в Москве // Подземное пространство мира. 1988. № 5-6.