Мир инженерных идей

Москва подземная. Опыт и перспективы развития
Е. В. Михайлова

Русская линия

№ 6 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

А. Н. Левченко
О Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Восстановлен один из куполов работы знаменитого Доминико Жилярди

Н. Петухов
Первый архитектор Империи

П. С. Богачев
Гипермаркеты в России

Ю. А. Сдобнов
Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»

К. М. Савкин
«Красный Октябрь»: возвращение островитян

Е. В. Михайлова
Москва подземная. Опыт и перспективы развития

П. С. Богачев
Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов

О. Г. Ким
Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно

 

 

Исторически развитие Москвы всегда сопровождалось реконструкцией центральной ее части. В современных условиях и на перспективу предусматривается дальнейшее уплотнение застройки в пределах срединной зоны. Одним из направлений рациональной организации городских территорий является применение таких архитектурно-планировочных приемов, в которых наземное строительство сочетается с использованием подземного пространства на основе вертикального и горизонтального зонирования.

Реконструкция центрального ядра мегаполиса связана с необходимостью сохранения архитектурного и культурного наследия. Развитие административной и торгово-рекреационной функций, как правило, осуществлялась за счет сноса старых построек, что приводило к утрате исторического облика центра столицы.

В XVIII-XIX и начале XX века в Москве в связи с активным развитием функций исторического центра появилась необходимость в свободных городских территориях. Для расширения площадей зданий использовались подвалы, иногда двухэтажные («Елисеевский» магазин по улице Тверской). Зачастую они занимали не только пространство под объектом, но и прилегающие дворовые участки (винный подвал треста «Арарат» по улице Кирова - ныне Мясницкой). За счет переноса торговых, общественных и других функций в эти подземные помещения достигалась экономия городской земли. Это был один из основных тогда способов использования подземного пространства города1.

Строительство в Москве в послевоенные годы также предусматривало освоение подземного пространства. В 1950-х годах возведение высотных зданий осуществлялось одновременно с сооружением подземных помещений для перевода туда производственных и культурно-бытовых функций, а также транспортных коммуникаций. В основном крупные торговые предприятия встраивались в жилые здания повышенной этажности и имели подвальную часть. Например, во встроено-пристроенных магазинах в высотном жилом доме на площади Восстания (ныне Кудринская площадь) в подвальных этажах размещались кладовые, холодильные камеры, помещения для подготовки товаров к продаже. За счет перепада рельефа местности здесь интересно решен туннель обслуживающего транспорта: он закольцован и размещен непосредственно в стилобатной части. В подвале универмага «Детский мир» на площади Дзержинского (ныне Лубянская площадь) были устроены склады, подсобные помещения и мастерские; перепад рельефа позволил организовать въезд машин в складские помещения с уровня земли2.

В середине 1960-х годов подземное пространство используется в основном для прокладки инженерных и транспортных коммуникаций. Построены подземные распределительные залы и пешеходные переходы в районе Белорусского, Курского вокзалов и Комсомольской площади. Проводится реконструкция центральных районов Москвы, формируются торговые и общественно-культурные центры, пешеходные зоны. Проектом Калининского проспекта (ныне улица Новый Арбат) впервые предусматривается создание протяженного комплекса, включающего отдельно стоящие многоэтажные здания, соединенные между собой двухэтажными объемами. Линейная застройка, к сожалению, разделена в уровне земли активной транспортной магистралью на протяжении 900 метров и функционально соединяется лишь четырьмя подземными пешеходными переходами. Склады магазинов размещены в подвальных этажах с загрузкой по транспортным туннелям, расположенным под пристроенными частями магазинов. В рассматриваемом направлении здесь сделаны только первые шаги: размещение в подземном пространстве объектов обслуживания весьма ограничено и носит эпизодический характер3.

В 1980-х годах продолжают развиваться тенденции прошлых десятилетий. Строительство крупных торговых предприятий сопровождается проектированием развитой подвальной части. Пример - универмаг «Московский» на площади трех вокзалов. В его подземной части расположен разгрузочный двор, соединенный со складами на верхних этажах вертикальными коммуникациями.

В НИиПИ Генплана города Москвы в 1978 году выдвигалась прогрессивная идея широкомасштабного размещения под землей гаражей, автостоянок, таксопарков, складов, холодильников, объектов коммунального назначения, инженерных сооружений и прочих объектов. Однако многие предложения по развитию транспортных структур, торговой и общественной сети города не были реализованы4. В проекте нового корпуса ЦУМа предусматривалось устройство подземной автостоянки, пешеходных туннелей, ведущих к входам в метро. Все это так и осталось на стадии разработок.

Тогдашние проекты рационального освоения подземного пространства способны были обеспечить сохранение сложившейся городской ткани центра Москвы, но это освоение велось в основном за счет подземных транспортной и инженерной инфраструктур.

Изменение социально-экономических условий в 1090-х годах и быстрый рост столицы привели к необходимости решения транспортных проблем, реализации концепции уплотнения застройки и интенсификации использования городских территорий, что в очередной раз подчеркнуло актуальность идей подземной урбанистики.

На современном этапе градостроительная концепция развития городских территорий Москвы предполагает сохранение центральной зоны столицы как культурно-исторической с развитием подземной инфраструктуры, а в периферийной зоне - размещение высотных зданий с частичным использованием подземного пространства. В настоящее время в сфере подземной урбанистики мегаполиса наблюдается настоящий бум. Проанализируем практику строительства и проектирования общественно-торговых комплексов (ОТК) с подземной частью в зависимости от их размещения в структуре города.

Реализованные проекты и экспериментальные предложения ОТК в центральной зоне характеризуются активным использованием подземного пространства с размещением в нем различных предприятий и учреждений. Например, развитое подземное сооружение на Манежной площади - торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд». Центр расположен под площадью и состоит из 4 подземных этажей. Нижний – технический; часть конструктивных элементов верхнего этажа находится выше уровня земли. В комплексе функционируют мелкие магазины, рестораны, кафе, мультиплекс, дискотека, Интернет-зал, развлекательный центр, игротека, боулинг, разгрузочный двор, технические помещения. К центру примыкают подземные музей и автомобильная парковка, соединенная с центром подземным пешеходным туннелем. Такая же связь имеется и со станцией метро (рис. 1а). Проектное предложение многофункционального комплекса на пересечении улицы Садово-Спасской и проспекта Сахарова также является примером активного использования подземного пространства. Запроектированы 2 надземных, цокольный и 3 подземных этажа. В цокольном предусматриваются магазины, технические и подсобные помещения; в подземных – автостоянка и технические помещения. Планируется глобальная реконструкция улицы Новый Арбат с устройством бульвара, подземных автостоянок и тоннельного проезда. Предполагается частичная застройка улицы 4-этажным комплексом. Четыре подземных этажа объединятся с подвальными частями существующих зданий. На верхнем подземном уровне будут помещения торгово-рекриационной функции; второй и третий займет автомобильная парковка, нижний – туннель для проезда общественного и личного транспорта.

Срединная зона характеризуется ОТК с меньшим использованием подземного пространства наряду с увеличением количества надземных уровней. Функциональный состав предприятий и учреждений, находящихся ниже уровня земли, варьируется от полифункционального до монофункционального. Например, проект комплекса «Океанариум» по улице Братьев Фомченко на Поклонной горе включает четыре наземных этажа и 3-4-этажный подземный объем. Внизу - мелкие магазины, ресторан, кафе, помещения аквариума, игротека, гостиница и офисы, боулинг, автомобильная парковка, разгрузочный двор, технические и складские помещения (рис. 1б). Такое же полифункциональное назначение подземного пространства имеет Калужский сельскохозяйственный центр на пересечении улиц Профсоюзной и Обручева, состоящий из пяти наземных и одного подземного этажей. В подвальном уровне располагаются мелкие магазины, гипермаркет, офисы и технические помещения. Примером монофункционального использования является административно-складской торгово-культурный центр с подземной автостоянкой на Севастопольском проспекте, включающий три наземных и два подземных этажа. В подземном пространстве размещаются автомобильные парковки и технические помещения (рис. 1в). В многофункциональном торговом комплексе на пересечении улицы Профсоюзной и Новоясеневского проспекта (четыре наземных и один подземный этаж) автомобильная парковка и технические помещения расположены ниже уровня земли.

Проектирование и строительство в периферийной зоне характеризуется частичным использованием подземного пространства, его монофункциональностью и нередко многоэтажностью. Так, ведутся разработки объемно-планировочного решения торгово-выстовочного комплекса с музеем авиации и космонавтики в составе жилой застройки северной части территории Ходынского поля. Комплекс включает 22 наземных и один подземный этаж, в котором разместятся автомобильная парковка, технические помещения и склады (рис. 1г). Аналогичный пример - многофункциональный комплекс вдоль Путилковского шоссе в жилом районе «Митино». Предусматривается возведение 3-этажной платформы с отдельными высотными объемами до 57 этажей. Подземная часть состоит из 2-3-этажного объема: парковки, разгрузочный двор, технические и складские помещения. Едва ли нетипичным ОТК периферийной зоны является административно-деловой и торговый центр «Галерея ZAR», состоящий из четырех наземных и одного подземного этажей. В нижнем уровне - автомобильная парковка и технические помещения (рис. 1д).

По объему функциональных элементов ОТК, размещаемых в подземном пространстве, можно сделать вывод, что максимальное распространение получили автомобильные парковки и технические помещения. Далее идут разгрузочные дворы и склады, торговые предприятия (мелкие магазины, реже супермаркеты), предприятия общественного питания. Особое место занимают пешеходные связи с общественным транспортом (в основном метро). Имеют место случаи расположения в подземном пространстве зрелищных, культурно-просветительских и административных учреждений. Применение различных функций на подземных уровнях ОТК зависит от размещения последних в структуре мегаполиса: в центральной зоне оно полифункциональное (магазины, супермаркеты, рестораны, кафе, игротеки, боулинги, мультиплексы, дискотеки, выставочные залы, офисы), в срединной – смешанное, в периферийной – монофункциональное (парковки, технические помещения).

Экономическую эффективность и перспективность использования в ОТК подземного пространства демонстрируют такие показатели, как выраженное в процентах отношение общей площади подземной части здания к общей площади сооружения. Они сильно колеблются - от 4,0% до 87,5%. Тем не менее, наиболее распространенное соотношение составляет около 30%. Максимально активное использования подземного пространства наблюдается в центральной зоне при реконструкции или новом строительстве в сложившейся застройке в условиях дефицита, когда есть жесткие ограничения по высоте, габаритам участка, архитектурному стилю (либо предпочтение отдается отсутствию оного). В итоге, здесь прослеживается тенденция к соотношению подземной и наземной частей почти 1/3. В периферийных районах соответствующие показатели незначительны, однако они имеют место.

Проанализировав практику проектирования и строительства ОТК с подземной частью, мы видим, что количество уровней в них колеблется в пределах от 3 до 10. Однако наибольшее распространение получили центры 3-5- и 6-уровневые. Подземное пространство насчитывает от 1 до 4 уровней, при этом наиболее распространены центры с одним, двумя или тремя подземными уровнями.

Анализ практики проектирования и строительства в Москве выявил основные планировочные приемы размещения ОТК с подземной частью. Характерными примерами в случае реконструкции центра являются следующие объекты, размещенные под главными или крупными городскими площадями: торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади (рис. 2), многофункциональный подземный комплекс на площади Павелецкого вокзала и многофункциональный комплекс на Большой Сухаревской площади.

Примеры размещения ОТК под крупными городскими площадями, предоставляющими собой транспортные развязки: многоярусный подземный комплекс на площади Тверской заставы (рис. 3) и многофункциональный центр на площади Гагарина.

Планировочный прием размещения комплексов у пересечения транспортных магистралей включает расположение на участке, ограниченном магистралями с двух сторон (угловое) со всех сторон (островное). Примеры углового расположения: многофункциональный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной, офисно-торговый центр «Новинский бульвар, 31» на Кудринской площади, торгово-досуговый центр на Алтуфьевском шоссе (рис. 4). Центры, имеющие островное расположение: многофункциональный комплекс вдоль Путилковского шоссе в жилом районе «Митино» (рис. 5), торгово-обслуживающий комплекс «Атриум» на площади Курского вокзала, торгово-коммерческий центр «Китеж» на Киевской улице возле Киевского вокзала.

Следующий случай расположения ОТК – его размещение в застройке. Здесь можно назвать многофункциональный торговый комплекс с помещениями культурно-досугового назначения на Каширском шоссе и торгово-деловой центр «Берлинский дом» на улице Петровка (рис. 6).

Примеры размещения комплексов под транспортной магистралью встречаем в проектах реконструкции улицы Новый Арбат (с устройством бульвара, подземных автостоянок и туннельного проезда) и улицы Тверской от Манежной площади до Белорусского вокзала.

Примеры размещения ОТК транспортной магистрали: административно-складской торгово-культурный центр с подземной автостоянкой на Севастопольском проспекте (рис. 8), многофункциональный торговый комплекс с открытой и подземной автостоянками на улице Миклухо-Маклая и торговый центр на Боровском шоссе.

Итак, при анализе градостроительных ситуаций «с участием» ОТК, имеющих подземную часть определены следующие основные планировочные приемы их размещения:

- под главными или крупными городскими площадями;

- под крупными городскими площадями - транспортными развязками;

- у пересечения транспортных магистралей (угловое, островное);

- в застройке;

- под транспортной магистралью;

- у транспортной магистрали.

Это приводит к ряду выводов, характеризующих современную градостроительную практику. Размещение комплексов в историческом центре города отвечает всем перечисленным приемам, за исключением последнего. В серединной зоне или периферии города ОТК не свойственно расположение под крупными и главными площадями. Вариант размещения над транспортной магистралью или пересечением не характерен в столице для ОТК с подземной частью. Большое распространение получили комплексы, находящиеся у пересечения транспортных магистралей - как углового, так и островного расположения.

Таким образом, необходимо всемерно развивать и совершенствовать использование подземного пространства в многоуровневых структурах ОТК - особенно в центральной и серединной зонах. Способ пространственного зонирования комплексов (полифункциональное, смешанное и монофункциональное использование подземного пространства) обеспечивает: высвобождение ценных земельных участков под пешеходные зоны и озеленение; либо ограничение на территории ОТК транспортного движения; сокращение наземных площадей, отводимых под автомобильные парковки, а также развитие и использование традиций места, его функциональных и архитектурных особенностей; соблюдение существующих «красных» линий застройки; сохранение этажности и масштаба среды; архитектурно-стилевых особенностей окружающей застройки, имеющих архитектурно-художественную либо историческую ценность; реставрацию памятников.


1. Дунаевский Н. Д., Каммерер Ю. Ю., Щербаков В. В. Этажи подземных улиц // Городское хозяйство Москвы. 1986. № 6/86.

2. Зуева П. П., Шишкина И. В. Торговые здания Москвы советского периода 1920– 1980. М., 2006.

3. Сегединов А. А. Объекты городского хозяйства в подземном пространстве // Городское хозяйство Москвы. 1972. № 7.

4. Дегтярев Б. М. Состояние, перспективы и проблемы использования подземного пространства в Москве // Подземное пространство мира. 1988. № 5-6.