Город и человек

«Работы у московских строителей всегда много…»
А. Н. Левченко

Русская линия

№ 6 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

А. Н. Левченко
О Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Восстановлен один из куполов работы знаменитого Доминико Жилярди

Н. Петухов
Первый архитектор Империи

П. С. Богачев
Гипермаркеты в России

Ю. А. Сдобнов
Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»

К. М. Савкин
«Красный Октябрь»: возвращение островитян

Е. В. Михайлова
Москва подземная. Опыт и перспективы развития

П. С. Богачев
Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов

О. Г. Ким
Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно

 

Интервью Первого заместителя руководителяДепартамента градостроительной политики,развития и реконструкции города МосквыАлександра Николаевича Левченко корреспонденту «АиСМ»

Александр Николаевич ЛевченкоКорр. Александр Николаевич! Как можно в целом охарактеризовать сегодняшнее положение дел в Московском стройкомплексе? Какие изменения произошли в столичном градостроительстве за последнее время?

А. Н. Левченко. Все строительство в Москве ведется в строгом соответствии с Генеральным планом, который определяет развитие города на ближайшие полтора десятилетия. Этот фундаментальный документ предусматривает переход от экстенсивной градостроительной политики к интенсивному и эффективному развитию. Как неоднократно подчеркивали Мэр Москвы Ю. М. Лужков и глава Московского стройкомплекса В. И. Ресин, возможности экстенсивного развития столицы практически исчерпаны. Город не может больше разрастаться вширь, поскольку на таких расстояниях инженерные и транспортные коммуникации становятся малоэффективными. Значит, единственный выход – переходить к модели интенсивного развития, проще говоря – брать не столько количеством, сколько качеством. Это в настоящее время и есть наша приоритетная задача. Кстати, в данном вопросе строительные компании охотно идут нам навстречу и сами восстанавливают «хорошо забытые» способы повышения культуры производства и качества строительства: организуются советы бригадиров, курсы повышения квалификации специалистов, конференции по новым строительным материалам и технологиям.

Назову сразу несколько факторов, позволяющих начать переход к интенсивной модели развития градостроения. Прежде всего, на сегодня объемы жилищного строительства в городе превысили уровень, достигнутый во времена Советского Союза. Строительные компании и организации не первый год работают с опережением годовых планов и заданий по вводу жилья. Кроме того, современное жилье по всем параметрам превосходит квартиры эпохи советского индустриального домостроения: кухни, где невозможно повернуться, совмещенные санузлы, фанерные межквартирные перегородки ушли в прошлое. Следует учитывать и тот факт, что в Москве остается все меньше свободных территорий, которые можно использовать для массовогожилищного строительства, а в природоохранных зонах, разумеется, никто строить не собирается.

Корр. Как в столице осуществляется реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»?

Москва-сити. Башня «Федерация»А. Н. Левченко. Возведение жилья всегда являлось и является одним из главных приоритетов деятельности Московского правительства. За последние 15 лет в Москве построено порядка 60 млн. м2 жилья – более четверти того, что построено в городе за всю его историю. В те же 15 лет были снесены ветхие дома и пятиэтажки первого периода индустриального домостроения общей площадью 4,5 млн. м2. Согласно Генеральному плану развития Москвы в ней предстоит построить и реконструировать еще около 70 млн. м2 жилья с сопутствующей социальной, инженерной и транспортной инфраструктурами.

В нынешнем 2006 году в Москве запланировано построить около 5 млн. м2 жилья, из них 1,87 млн. м2 – социального. Объем выдаваемых ипотечных кредитов и займов гражданам в этом году составит 17300 млн. рублей, а в следующем – 24500 млн. рублей. В 2006 году улучшат свои жилищные условия путем предоставления Государственных жилищных сертификатов 70 семей, в 2007-м – 175. По программе «Молодой семье – доступное жилье» новые квартиры (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) в 2006 году получат 4000 семей, в 2007-м – 5400 семей.

В дальнейшем объемы муниципального жилищного строительства будут только возрастать. Цель проекта «Доступное жилье» в Москве – возвести к 2010 году 11,5 млн. м2 муниципального жилья. Уверен, эта цель будет достигнута.

Корр. Возможно ли при таких темпах решить проблему энергоснабжения, водообеспечения и так далее?

А. Н. Левченко. Начну с простого. По воде вопросов нет. Кстати, водопотребление в Москве сейчас даже уменьшилось – за счет установки стиральных и посудомоечных машин, счетчиков. Но зато в разы возросло потребление электричества. И сегодня нам нужно срочно строить питающие центры. То есть энергия к городу подведена в достаточном количестве, но для того чтобы ее принять, требуются подстанции. Без них мы просто не сможем ввести уже построенное жилье. В решении этой проблемы есть положительная динамика: в мае 2006 года Мэр Москвы Ю. М. Лужков и председатель правления РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайс подписалиЗастройка жилого микрорайона Кожухово совместную программу по развитию столичной энергетики на 2006–2010 годы. Программой предусматривается строительство восьми крупных энергоблоков, а также множества небольших газотурбинных установок на ТЭЦ, которые, кроме электричества, дадут городу дополнительно 3000 гигакалорий тепла. Главным итогом реализации программы должно стать повышение надежности всей энергосистемы московского региона. Корр. А как обстоят дела с финансированием инженерной подготовки новых микрорайонов?

А. Н. Левченко. Оно осуществляется из нескольких источников. Городской бюджет финансирует проектирование и строительство магистральных инженерных коммуникаций и головных сооружений, инвесторы-застройщики – внутриплощадочные коммуникации. Разделение затрат между городом и инвестором регламентировано соответствующим распоряжением Мэра Москвы.

В условиях ограниченности средств бюджета, направляемых на финансирование инвестиционных программ, Правительством Москвы принято решение о финансировании некоторых объектов топливно-энергетического хозяйства (тепловые магистрали, питающие кабельные линии) за счет тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения. Региональной энергетической комиссией города Москвы уже определен перечень таких объектов.

Корр. Вечная головная боль москвичей – транспорт. Исчезнут ли когда-нибудь пробки с московских улиц?

А. Н. Левченко. Действительно, транспортная проблема в настоящее время является у нас одной из самых сложных. Новые дороги – еще одно приоритетное направление. В этом году в столице планируется построить более 100 тыс. м2 дорог. Полным ходом идет проектирование Четвертого транспортного кольца. Уже в этом году начнется его строительство. Уже в этом году начнется его строительство. Первый участок пройдет от Волгоградского проспекта до Открытого шоссе.

Параллельно проектируются и строятся несколько радиальных трасс. На северо-западе Москвы – Звенигородский проспект, который соединит Новорижское шоссе с центром. Его создание привязано к прокладке тоннеля под Серебряным Бором, нужным как для автомобилей, так и для новой ветки метро. Один рукав тоннеля уже проложен, на втором ведутся работы. Кроме того, проектируются шоссе, дублирующие самые перегруженные радиальные направления – Волгоградский и Ленинградский проспекты.

Начата масштабная реконструкция главной трассы столицы – Ленинградского проспекта и Тверской улицы. Она продлится три года. В результате эта магистраль будет существенно разгружена. На Пушкинской площади исчезнут светофоры, а Бульварное кольцо пройдет в тоннеле. Здесь построят подземную автостоянку и торгово-развлекательный центр. На Триумфальной площади возле памятника Маяковскому разобьют газоны и клумбы, а автостоянка также «уйдет» под землю. Радикально изменится и площадь Белорусского вокзала – на ней появятся новая транспортная развязка и торгово-развлекательный центр – опять же с подземной парковкой. Район Ходынского поля получит выезд на Ленинградский проспект, одновременно будет реконструирована развязка в районе Сокола – там, где Ленинградский проспект раздваивается на Ленинградское и Волоколамское шоссе. При этом автомобильное движение станет бессветофорным, а имеющиеся на Ленинградском проспекте трамвайные рельсы сменят 16 дорожных полос – по 8 в обе стороны.

Важно отметить следующее обстоятельство: все работы по реконструкции Ленинградки планируется вести за счет средств инвесторов без привлечения бюджетных средств.

Учтите еще и то, что большая загруженность московских дорог, особенно в центре, во многом обусловлена отсутствием специальных стоянок и, как следствие, хаотичной парковкой. Для решения этой проблемы разработана и утверждена целевая программа строительства гаражей-стоянок на 2005–2007 годы, которой предусматривается строительство в Москве более 300 тысяч новых машино-мест, из них 110 тысяч – в этом году. Уверен, транспортная проблема в столице, как и другие строительные вопросы, будет успешно решена.

Корр. Насколько эффективно, по вашему мнению, используется сегодня подземное пространство города? Какова перспектива строительства в Москве подземных торговых и гаражных комплексов?

А. Н. Левченко. Уровень освоения подземного пространства – своеобразный индикатор развития города. Активное строительство ниже нулевой отметки начинается тогда, когда инженерные и финансовые ресурсы мегаполиса возрастают настолько, что позволяют реализовывать подобные дорогостоящие, крупномасштабные проекты. В Москве в последние годы эта деятельность ведется интенсивно. Совершенствуются технологические схемы подземного строительства, внедряются новые решения – такие, как «стена в грунте устройство буроинъекционных и буросекущихся свай, поэтапная разработка земляного ядра, челноковая технология возведения конструкций подземных автостоянок, безосадочное осуществление подземных горных выработок с использованием механизированных щитовых комплексов, самоходной опалубки, монолитно-прессованной бетонной обделки, прокладка подземных коллекторов ниже водоносных горизонтов и так далее. Таким образом, мы имеем все средства для активного осваивания подземного пространства, несмотря на его сложную геологию. Я, как горный инженер, утверждаю: сегодня мы можем построить любое подземное сооружение в любом месте Москвы. В самом скором времени с окончанием строительства подземных этажей новой гостиницы «Москва» фактически замкнется цепь подземных сооружений вдоль северной стены Кремля. Торговый комплекс на Манежной площади и подземный этаж Манежа уже активно функционируют. На очереди – крупные торговые комплексы под площадями вдоль Тверской и Ленинградки. Кроме того, продолжится освоение подземного пространства под «Сити», будут строиться новые транспортные тоннели и развязки.

Особенно актуально освоение подземного пространства в центре, где нельзя вторгаться в уже сложившуюся историческую застройку. Здесь под землей появятся торговые центры, автомобильные паркинги и другие необходимые городу объекты.

Корр. Не так давно Вы руководили восстановительными работами в ЦВЗ Манеж, сегодня занимаетесь восстановлением архитектурнопаркового ансамбля Царицыно. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.

А. Н. Левченко. Хорошо помню, как мы впервые приехали с Юрием Михайловичем Лужковым в Царицыно – и ужаснулись: Большой дворец лежит в руинах, среди развалин разгуливают люди, лазают дети – а там просто нельзя находиться, в любой момент сверху может упасть кирпич! В Хлебном доме, правда, вроде бы проводились какие-то реставрационные работы – иностранными компаниями, но с очень низким качеством. В плачевном состоянии обретались и знаменитые царицынские мосты: трещины, отколы в белом камне, отваливающийся кирпич... Тогда Мэр принял решение полностью восстановить этот уникальный ансамбль, который в ближайшие годы должен стать одним из главных центров культурно-туристической инфраструктуры столицы. Основная часть проекта посвящена реставрации архитектурных памятников – Большого дворца и Хлебного дома, после чего планируется устроить здесь музейный комплекс.

Корр. Останется ли в Царицыне лесопарковая зона?

А. Н. Левченко. Она не просто останется, а тоже будет восстановлена, причем в том виде, в котором проектировалась при Екатерине II: дорожки, мосты, Верхний, Малый и Средний пруды. На водоемах поставят очистные сооружения. Воду планируется обогащать кислородом. В пруды запустят рыбу. Уже отреставрирована плотина, в парке высажено большое количество цветов – это заслуга прежде всего префектуры Южного округа. Со стороны станции метро «Царицыно» будет построена парадно-входная группа, где разместятся кассы, сувенирные магазинчики, кафе, туалеты. Конечно, нужен и паркинг. Собираемся закупить электромобили для передвижения по парку.

Главный объект ввода текущего года – Хлебный дом. Его сдали ко Дню города. Также в этом году будут закончены павильоны «Миловида» и «Нерасстанкино», Оранжевый, Фигурный и Большой мосты, Фигурные ворота и беседка «Золотой сноп», мост с плотиной на Верхнем Царицынском пруду, домик смотрителя плотины, Верхний и Центральный пруды, парадно-входная зона музея-заповедника, открытая парковка и ряд других объектов. Работа ведется в трехсменном режиме, еженедельно проводятся обходы и совещания. В будущем году подлежат реконструкции и вводу Башня-руина, Большой и Малый гротесковые мосты, комплекс зданий оранжерей с домом садовника, мост с Шипиловской плотиной, Нижний (Шипиловский) и Борисовский пруды. Но главным событием станет, конечно, открытие отреставрированного Большого дворца.

Корр. Какие еще свершения предстоят московским строителям в ближайшее время?

Наверное, никто не будет спорить, что Москве необходим современный аэропорт международного класса. Москва – одна из ведущих мировых столиц, и не иметь аэропорта уровня «Хитроу» или имени «Дж. Ф. Кеннеди» нам попросту стыдно, не говоря уже о том, что его отсутствие сдерживает развитие экономических связей, туризма. Поэтому одним из важнейших для нас объектов является аэропорт «Внуково». Сейчас практически завершено строительство его транспортных коммуникаций. Теперь по Киевской трассе от МКАДа до Внуково можно доехать минут за 15, а от Киевского вокзала туда ходит электричка. Вскоре вступит в строй Внуковская линия метро. Терминалы аэропорта также реконструируют. В ближайшее время появится совершенно новый бизнес-терминал «Внуково-3». Будут приведены в соответствие с международными стандартами взлетно-посадочные полосы. В итоге аэропорт увеличит пассажиропоток в 6 раз – до 18 млн. человек в год! Кроме Царицыно, о чем мы с Вами подробно поговорили, в Москве реконструируется и восстанавливается несколько крупных исторических объектов. Это архитектурно-ландшафтный заповедник Коломенское, Лефортовский парк, церковно-архитектурный ансамбль Рогожская слобода, Измайлово. Например, в Коломенском планируется воссоздать уникальный деревянный дворец царя Алексея Михайловича, в Лефортово – каскад фонтанов, который в свое время называли московским Петергофом.

Масштабные работы ведутся на стройплощадке Московского Международного делового центра «Москва-СИТИ» на Краснопресненской набережной. Полным ходом строится вторая очередь МГУ: здесь вырастут новые учебные корпуса, современный жилой комплекс, медицинский центр. Возводятся высотные дома по программе «Новое кольцо Москвы», заканчивается сооружение гостиницы «Интурист», приступили к сложнейшему демонтажу гостиницы «Россия».

Работы у московских строителей всегда много...