Вернисажи, конкурсы, проекты

Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»
Ю. А. Сдобнов, вице-президент Союза архитекторов России

Русская линия

№ 6 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

А. Н. Левченко
О Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Восстановлен один из куполов работы знаменитого Доминико Жилярди

Н. Петухов
Первый архитектор Империи

П. С. Богачев
Гипермаркеты в России

Ю. А. Сдобнов
Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»

К. М. Савкин
«Красный Октябрь»: возвращение островитян

Е. В. Михайлова
Москва подземная. Опыт и перспективы развития

П. С. Богачев
Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов

О. Г. Ким
Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно

 

 

Ставший уже традиционным фестиваль «Зодчество» в 2006 году проходил 19-22 октября в здании московского Манежа. Этот фестиваль, являющийся наиболее масштабной акцией поддержки отечественной архитектуры, проводился под эгидой Союза архитекторов России уже в четырнадцатый раз. В нем участвовали крупнейшие архитектурные мастерские России - как частные, так и государственные. В выставочных залах были представлены не только проекты (в том числе реализованные) отдельных объектов, но и градостроительные программы, генеральные планы целых городов и даже регионов. Организаторы «Зодчества» неизменно уделяют значительное внимание современным строительным материалам и технологиям. В этом году в рамках фестиваля состоялась обширная выставка «Дом в России», посвященная новым тенденциям в оформлении интерьеров и обеспечении безопасности зданий.

Экспозиция, включавшая самые разнообразные архитектурные и градостроительные проекты, заняла площадь в 6 тыс. м2. Участники и гости фестиваля смогли узнать здесь о главных направлениях развития архитектурно-строительной сферы в городах и регионах России. Лучшие работы были названы членами профессионального жюри - видными российскими и иностранными зодчими, а также победителями предыдущих фестивалей.

Традиционно с работами российских архитекторов на «Зодчестве» знакомятся их признанные коллеги из-за рубежа – в том числе представители тех стран, где новые архитектурные тенденции распространяются самыми быстрыми темпами. В 2006 году в работе фестиваля приняли участие автор проекта башни «Россия» в «Москва-Сити» англичанин Норман Фостер, создатель итальянского винтового небоскреба Манфреди Николетти, Ян Хогстад из Нидерландов и Вахтанг Давитая из Грузии. Ежегодно зарубежные архитекторы проводят в рамках фестиваля мастер-классы, пользующиеся популярностью как у признанных профессионалов, так и у студентов архитектурных вузов.

Первый фестиваль «Зодчество» проходил на заре рыночных преобразований в России. Организаторы тогда не были уверены, удастся ли эта затея. Но она удалась, и с каждым годом экспозиция «Зодчества» становилась все богаче и разнообразнее. Росли масштабы строительства и, следовательно, количество реализованных проектов. Нужно отметить, что архитекторы, воспитанные на типовом индустриальном строительстве, сталкивались и сталкиваются со значительными трудностями: им приходится преодолевать шаблоны унифицированного мышления. Кончилось время единственного заказчика - государства, представителем которого выступали министерства, ведомства, разного рода УКСы и ОКСы. Ныне возведение новых зданий финансируют банки, фирмы, промышленные предприятия, общественные организации, частные лица; типология объектов проектирования значительно расширилась.

Первоначально на фестивале тон задавали москвичи, однако постепенно появлялось все больше интересных работ «с мест». Например, на «Зодчестве-2005» были представлены 25 регионов и 75 городов нашей страны; в этом году география фестиваля расширилась еще больше. В российских городах формируется комфортная среда обитания: по проектам профессиональных архитекторов реставрируются здания, ведется благоустройство площадей, парков, скверов. Конечно, городская казна не может полностью обеспечить такие объемы проектирования и строительства, но зато теперь растет число инвесторов, готовых вкладывать средства в недвижимость.

В современном отечественном строительстве используются передовые технологии, отвечающие самым высоким международным стандартам. Это позволяет размещать в стенах одного здания или комплекса различные по назначению помещения. Все более популярными становятся и многофункциональные пространства, особенно в спортивных комплексах, в которых можно, например, передвигать стены и трибуны, превращая зрительный зал в стадион и наоборот.

Хотя в последние годы государство начинает контролировать сферу градостроительства, проблема хаотичной застройки сохраняется, приводя к нарушению городской инфраструктуры и работы транспорта, а также утрате исторических памятников в центральных районах, где возведение новых зданий и неквалифицированная реставрация старых приносят инвесторам астрономические прибыли. Так «работают» рыночные отношения в условиях отсутствия сильной правовой базы. Опытных градостроителей становится все меньше - ведь эта специальность ныне не слишком востребована. Руководители российских регионов не всегда отдают себе отчет в том, что от качества и расположения строящихся сейчас зданий зависит будущее городов и поселений.

Тем не менее, ситуация постепенно меняется к лучшему, и на «Зодчестве» из года в год мы видим все больше градостроительных планов не только городов, но и целых регионов. С развитием рыночной конкуренции возрастают требования покупателей к качеству объектов и удобству их расположения. Именно поэтому для архитекторов, инвесторов и административных руководителей все более актуальным становится вопрос комплексного развития городской инфраструктуры. Он обсуждался на заседании Совета главных архитекторов городов, прошедшем в рамках фестиваля в 2005 году. Многие из выступавших здесь предлагали внести в соответствующие изменения в законодательную базу – Градостроительный кодекс РФ. На «Зодчестве-2006» посетители увидели новые градостроительные планы – знак возрождения и прогрессивного развития представивших эти планы городов.

Итак, число участников фестиваля с каждым годом увеличивается, а его мероприятия – ширятся и разнообразятся. В 2006 году в Москву съехались не только признанные специалисты, но и представители молодого поколения – студенты вузов и учащиеся школ-студий, прошли презентации книг и фильмов об архитектуре и архитекторах. На вышеупомянутой выставке «Дом в России» строительные фирмы разных стран мира демонстрировали свои разработки в области производства архитектурного стекла, камня и кованого металла для интерьеров, систем «умного дома» и средств безопасности. Руководила этим проектом советник президента Союза архитекторов России Елена Глазкова. Фестивальные конференции и семинары были посвящены актуальным тенденциям мировой архитектуры, новым книгам по этой тематике. Состоялось подведение итогов деятельности крупных архитектурных интернет-порталов и обсуждение современных методов повышения их рейтинга, ибо для привлечения новых заказчиков и укрепления международного престижа российской архитектурной школы необходимы за последнее время pr-технологии.

Обеспечение процесса успешной социализации детей в окружении определенного архитектурного ландшафта – эта проблема тоже дискутировалась на семинарах. Ведь в условиях значительного социального расслоения населения дети с разными характерами и темпераментами могут совсем по-разному чувствовать себя в одном и том же городе. После ряда катастроф, происшедших за последнее время в Москве и некоторых других городах России, особенно остро ныне строит вопрос об ответственности архитектора за свои проекты. Как повысить безопасность сооружений, может ли архитектор контролировать строительство спроектированных им объектов – вот что в первую очередь волновало участников.

В прошлом году фестиваль преподнес нам немало неожиданностей. Например, проекты архитекторов Ямало-Ненецкого автономного округа – новичков форума – были отмечены серебряной медалью в номинации «За комплексные достижения в развитии архитектуры и градостроительства». Москвичам досталось «золото», но, как показал фестиваль, им есть чему поучиться у коллег из регионов. И за пределами столицы появляются проекты, по качеству не уступающие мировым образцам. О том же свидетельствуют и многочисленные победы, одержанные на предыдущих фестивальных конкурсах молодых талантов студентами региональных архитектурных вузов. Некоторых удивило первое место проекта Михаила Хазанова на прошлогоднем фестивале. Хазанов всегда был человеком, не зависящим от конъюнктуры, и его здание Центра современного искусства на Зоологической улице (бывшая фабрика), удостоенное высшей награды «Зодчества-2005», отличается необычностью и смелостью решений.Большое жюри фестиваля «Зодчество-2006» присудило российскую национальную премию в области архитектуры «Хрустальный Дедал» авторскому коллективу, осуществившему комплексную реконструкцию и реставрацию здания Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина на площади Островского в Санкт-Петербурге. Руководитель проекта – В. А. Блашкевич, архитектор С. В. Лалазаров, конструктор В. А. Вавилова, инженеры Т. М. Зотова и Н. Е. Цветков

Были сюрпризы и на «Зодчестве-2006». Многие проекты, участвовавшие в конкурсах 2005 года, мы нынче увидели уже воплощенными в постройках.

Архитекторы готовы активно разрабатывать национальные строительные программы, проектировать жилье, доступное простым людям и в то же время комфортное. Без архитекторов немыслимо и возрождение русской деревни. Создание новой инфраструктуры позволит решить наболевшие проблемы агропромышленного комплекса и покончить наконец с зависимостью России от зарубежных поставок сельскохозяйственной продукции. Главным условием успешной работы является тесное взаимодействие двух основополагающих сфер зодчества и строительства.

В отечественной архитектуре сейчас просматриваются тенденции, которые, возможно, в перспективе приведут к формированию единой российской архитектурной школы (конечно, с региональными особенностями). Происходит не только количественный, но и качественный рост реализованных проектов. Все большее общественное признание получает архитектура больших объемов, идущая на смену архитектуре «эффективности» времен фильма «Ирония судьбы». С другой стороны, материалы, используемые ныне в строительстве, позволяют сделать основные несущие конструкции оптимально прочными и безопасными. Отечественные архитекторы, завоевавшие свободу самовыражения, могут творчески трактовать лучшие традиции российского зодчества, формировать оригинальные подходы. В то же время в прошлом остаются эклектичные фасады, перегруженные декоративными элементами, уступая место благородной сдержанности форм и красок. В проекты зданий смело вносятся «изюминки» авангарда, при этом все подчиняется строгому художественному вкусу. Беспорядочный строительный бум 1990-х годов, «обрушившийся» в основном на Москву и Санкт-Петербург, сменяется целенаправленной, планомерной застройкой городов в соответствии с их генеральными планами, существующее же сегодня разнообразие проектов поможет избежать унылого однообразия возводимых городских кварталов.