Формирование новых функций на существующих
производственных территориях становится в
Москве повсеместным явлением. Для одних
промышленных объектов, потерявших
жизнеспособность, этот процесс уже формален и
предопределен, другие - вполне активные
предприятия - вынуждены потесниться под натиском
более актуальных функций.
Несколько лет назад с уникальной островной
территории в центре столицы переселен
Краснохолмский камвольный комбинат - на его
месте возводится крупный деловой центр. Сегодня
ведутся градостроительные проектные проработки
и на другом конце острова, где не первое столетие
располагается известная кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Инвесторы
считают более выгодным размещение здесь жилой и
гостиничной застройки, нежели торговой или
офисной. По мнению исследователей, для данного
места это означает возвращение жилой функции,
вытесненной в XIX веке с западной стрелки острова
фабричным производством.
Историко-архитектурное изучение застройки
острова уже в течение пяти лет ведется в
мастерской № 20 «Моспроекта-2» имени М. В. Посохина под
руководством Е. Г. Никулиной. Основная задача -
анализ морфологии участка, выявление
сохранившихся и утраченных ценностей и
разработка рекомендаций по преемственному
развитию городской среды на исторической
территории. Современные компьютерные технологии
позволили специалистам найти новую форму
представления результатов исследования в виде
трехмерной графики. Полученная пространственная
модель весьма удобна для использования как
учеными, так проектировщиками.
Сегодня древним ядром застройки
рассматриваемой территории считается церковь
Николы на Берсеневке с жилыми палатами. Это ядро,
с которым будет соседствовать новый комплекс,
возникло еще в XVII веке. Позже на стрелке стали
появляться городские усадьбы, планировка
кварталов укрупнилась. В дальнейшем
промышленная застройка начала вытеснять жилую.
Именно островное расположение и наличие
дешевого водного транспорта определило здесь
традиционное для многих российских городов
хозяйственное развитие набережной.
К началу XX века жилье окончательно уступило
место промышленности: фабрика скупала усадебные
территории и до 1917 года почти все их успела
застроить монументальными производственными
сооружениями. На оставшихся же в советское время
выросли довольно непритязательные здания. В
итоге образовалась уникальная территория с
резервом для развития нового комплекса и
сохранившимися памятниками (древняя церковь и
палаты, «Дом на набережной», трамвайная подстанция трамвая,
яхт-клуб, главные корпуса фабрики).
Компьютерная модель, выполненная в мастерской
№ 20, дифференцирует участки по принадлежности к
зонам с разными возможностями их реорганизации
(зоны, где допустимы определенные
преобразования). Для каждой из режимных зон
сформированы адресованные проектировщикам
своеобразные «правила игры». Например, рядом с яхт-клубом
предлагается регенерация утраченных объемов с
ограничением этажности. Часть застройки
подлежит сносу - например, на набережной здания
советского периода могут быть заменены более
уместными современными. Мелкомасштабную же
застройку со стороны Обводного канала
необходимо сохранить.
В середине 1990-х годов Москомархитектурой уже
был проведен конкурс на застройку острова.
Помимо проекта-победителя (руководитель - А. В.
Боков), рассматривались также интересные
предложения коллективов А. Р. Асадова и М.
Филиппова. Сегодня ситуация изменилась, и
требуются новые проектные идеи для этой, по
выражению Е. Г. Никулиной, «территории
разности времен и разности пространств». Градостроительная концепция,
выполненная под руководством С. Д. Пошвыкина в
мастерской № 8 «Моспроекта-2», обобщает в себе предыдущие
разработки, придавая им современное звучание. С.
Д. Пошвыкин формулирует логику проектирования
как логику понимания историко-культурной
ситуации и преемственности по отношению к
сделанному предшественниками. Он считает, что
территории повезло с заказчиком, старающимся не
перегрузить ее постройками, а создать на ней
нечто очень уместное и достойное.
Основная черта нового генплана – его
невыдуманность, правдоподобность. В нем
сохранены существующие линии застройки и, кроме
памятников, добротная московская городская
среда, которая по мысли С. Д. Пошвыкина, в союзе с
новой архитектурой должна образовать
необходимые интегрирующие контуры. То есть, для
того, чтобы территория не оказалась разбитой на
разрозненные фрагменты в результате различий
творческих подходов приглашенных архитекторов,
планируется создать обобщающую массу застройки
и провести мероприятия по восстановлению
имевшейся здесь утраченной архитектуры.
Подземное пространство, инженерно решенное как
герметичная емкость, предлагается обустроить не
чисто утилитарно, а в виде красивого пассажа с
прогулочной аллеей, где расположатся учреждения
обслуживания и откуда люди будут попадать на
поверхность через стволы вертикальных
коммуникаций. Со стороны Москвы-реки
предусматривается устройство пониженной
пешеходной набережной для комфортных прогулок с
видом на Кремль. В нишах под существующей
набережной разместятся летние кафе. Все это
должно отвлечь сюда от жилых кварталов основные
потоки гуляющих.
Примечательно, что заказчик не стремится
создать комплекс, закрытый от москвичей, его
территория останется общественной, городской,
хотя и обособленной в силу своего островного
положения.
Что касается судьбы «Красного
Октября», – на прежнем месте
остается музей фабрики и шоколада. Одна из
последующих задач – поддержание здесь ручного
производства, которое сохранит вековые традиции
и будет представлено фирменной торговлей.
Возможно, указанные функции займут первые этажи
исторических зданий с выходом на верхнюю и
нижнюю набережные (предполагается наличие
небольшого элитного кафе и очень дорогого
бутика) или разместятся в зоне, пограничной с
историческими постройками (вторая очередь
строительства). Многое решит избранная схема
строительных работ и их совместимость с
шоколадным производством.
Основной труд по архитектурно-строительной
организации территории западной стрелки еще
впереди. Будущим ее обитателям достанется весьма
специфическая жилая среда, включающая
откровенно фабричные объекты. Подобные районы
уже существуют в различных европейских городах и
пользуются большой популярностью. Привлечение к
проекту известных самых разных российских и
зарубежных архитекторов, надеемся, позволит
оживить фабричное пространство и достигнуть
того разнообразия жилой застройки, которое здесь
когда-то существовало.