Первый гипермаркет появился у нас в 2002 году, в
то время как в США и Европе они существуют с
начала 70-х годов XX века, то есть уже на протяжении
более 40 лет. Возможности изучения
градостроительных принципов функционирования
подобных комплексов на территории России не
было, в результате чего при их проектировании на
основе действующих нормативов пришлось
столкнуться со сложностями в эксплуатации и
крайне негативным воздействием этих объектов на
прилегающую городскую среду. Привлечение к
проектированию зарубежных организаций в
какой-то мере способствовало улучшению ситуации,
однако не раскрыло вполне вышеупомянутых
принципов. Основным вопросом при размещении
гипермаркета в структуре города, наряду с
наличием необходимых свободных территорий,
является вопрос транспортного обслуживания, во
многом предопределяющий успешность
функционирования торгового комплекса и опять же
степень его влияния на окружающую городскую
среду.
Общие характеристики гипермаркетов в России
следующие: это магазин самообслуживания с
торговой площадью более 5 тыс. м2 и ассортиментом
от 25 и более тысяч наименований, половину или
большую часть которого составляют
непродовольственные товары. Такие магазины
отличаются низкими уровнями наценок и,
следовательно, розничных цен. Рентабельность
магазина обеспечивается благодаря масштабу и
особой структуре торгового оборота: низкие цены
на продукты питания и разнообразие последних
привлекают покупателя, основные же деньги «делаются» на
непродовольственных товарах.
Все гипермаркеты имеют схожие особенности:
1. Как правило, они располагаются в удалении от
мест массового проживания населения, за городом.
Покупателей требуется привлекать сюда активной
маркетинговой политикой, большим количеством
промоакций и распродаж.
2. Они привлекательны для большинства
потребителей. В гипермаркетах с площадью свыше
8-10 тыс. м2 происходит развитие исключительно
непродовольственного сектора, поскольку дальше
увеличивать продовольственный ассортимент не
получается, да и не имеет смысла. Как показывает
практика, площадь наиболее популярных в России
гипермаркетов «АШАН» («AUSHAN»), занимающихся реализацией
продовольственных товаров, составляет от 10 до 15
тыс. м2.
3. В одном гипермаркете могут работать до 700
человек, что предъявляет значительные
требования к организации труда.
4. Собственное производство гипермаркета
развито гораздо большее, чем собственное
производство супермаркета.
5. Гипермаркеты отличает наличие обширного
сезонного ассортимента, в то время как
супермаркеты ориентированы в основном на товар,
лежащий на полке круглый год. В последнем случае
существует возможность неликвидных остатков, от
которых приходится избавляться радикальными
методами.
Типичными представителями гипермаркетов в
России являются вышеупомянутые магазины
французской фирмы «АШАН». Большая их часть расположена на
территориях, прилегающих к Москве, в первую
очередь – вдоль МКАДа, что объясняется высокой
стоимостью земли в столице и необходимостью
иметь значительные площади для размещения
приобъектных автостоянок.
Гипермаркеты общей площадью от 10 до 50 тыс. м2
представляют собой крупные рационально
организованные предприятия, функционирующие на
принципе минимальных капиталовложений и
эксплуатационных затрат и оперирующие с
чрезвычайно разнообразной номенклатурой
товаров (25-35 тысяч наименований). Как уже
неоднократно отмечалось, именно последнее
обстоятельство, а также низкие цены на продукты
питания и большой набор дополнительных услуг
привлекают сюда покупателей. Однако далеко не
все остаются довольны своей поездкой в
гипермаркет. Чаще всего это связано с
трудностями парковки. Въехавшему на автостоянку
практически любого гипермаркета человеку
кажется, что он попал в дремучий лес, только
вместо деревьев в этом «лесу» – огромное количество дорожных
знаков. Видимость ограничена уже
припаркованными автомобилями, разметка стерта,
островки безопасности отсутствуют, а завершает
картину люди с тележками, катящие их без разбора
прямо по проезжей части. Причина тому -
сравнительная новизна гипермаркетов для России
и, как следствие, несовершенство действующих
нормативов в части регулирования емкости
автостоянок.
Маркетинговая политика и размещение
гипермаркетов «на отшибе» предполагают эпизодический
характер их посещения и большие объемы
единовременных покупок. Значит, люди будут
ездить сюда в основном на личном транспорте. На
один квадратный метр торговой площади
гипермаркета по сравнению с магазинами других
форматов приходится максимальное количество
стояночных машино-мест. В настоящее время
норматив расчета емкости автостоянок для
крупных торговых комплексов в Москве - одно
машино-место на 15-25 м2 торговой площади. Таким
образом, нормативная емкость автостоянки
гипермаркета торговой площадью 16 тыс. м2
составляет от 640 до 1066 машино-мест, однако реально
требуемая в данном случае емкость даже в день
отнюдь не пиковой посещаемости - 1343 машино-места,
то есть на 22% выше нормативной.
Особенностью гипермаркетов в сравнении с
торговыми комплексами, занимающимися
реализацией непродовольственных товаров,
является более продолжительное время пребывания
в них покупателей, даже если гипермаркет имеет
гораздо меньшую торговую площадь. Казалось бы,
чем крупнее торговый комплекс, тем дольше в его
стенах совершается покупка. Отчасти это так,
однако здесь на рассматриваемый показатель
влияет в числе прочего сам процесс выбора и
степень целевой направленности на определенный
товар. Гипермаркеты, реализующие
продовольственные товары, отличаются большими
затратами покупательского времени на выбор и
покупку и меньшей степенью целевой
направленности у их посетителей. К тому же набор
приобретаемых за один раз товаров в гипермаркете
значительно шире, чем в торговых центрах,
реализующих непродовольственные товары.
Указанные особенности посещаемости
гипермаркетов отражены на графике. Если на «поход» по
торговому комплексу, не имеющему зоны
продовольственных товаров, человек затрачивает
в среднем 20-30 минут, то для гипермаркетов с
торговой площадью в три раза меньше этот
показатель составляет 40-60 минут. В обычное время
количество посещений гипермаркета может
составить порядка 20 тысяч, а в предпраздничные
дни – до 30 тысяч.
В последнем случае значительно возрастает
длина очередей, соответственно,
продолжительность нахождения покупателей на
территории гипермаркета, а тем самым и
потребность в автостоянках. Затрата каждым
покупателем лишних 20 минут в очередях у касс
приводит к увеличению требуемой емкости
автостоянок на 3%.
Подведем некоторые итоги. Правильный расчет
емкости автостоянок гипермаркетов будет
способствовать повышению эффективности
функционирования последних, то есть сделает их
более привлекательными по сравнению с
гипермаркетами, не имеющими парковок
достаточной емкости. Данное обстоятельство
является весьма существенным в условиях
ужесточающейся конкуренции в сфере торговли.
Стратегия ее развития на территории Москвы и
Московской области на ближайшие годы
предполагает значительное увеличение
количества крупных торговых объектов, в том
числе работающих в формате «гипермаркет». Гипермаркеты, являясь объектами
притяжения большого количества людей,
естественно, оказывают существенное воздействие
на окружающую городскую среду – и в первую
очередь на транспортную обстановку.
Несостоятельность действующих нормативов
применительно к гипермаркетам очевидна, что
требует дополнительного изучения принципов их
функционирования. Решение вопросов
планировочной организации и транспортного
обслуживания этих торговых комплексов позволит
в значительной степени снизить аварийность
движения на прилегающих территориях и сделать
процесс покупки товара не испытанием нервной
системы, а приятным времяпровождением.