Сфера обслуживания

Гипермаркеты в России
П. С. Богачев, инженер

Русская линия

№ 6 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

А. Н. Левченко
О Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Восстановлен один из куполов работы знаменитого Доминико Жилярди

Н. Петухов
Первый архитектор Империи

П. С. Богачев
Гипермаркеты в России

Ю. А. Сдобнов
Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»

К. М. Савкин
«Красный Октябрь»: возвращение островитян

Е. В. Михайлова
Москва подземная. Опыт и перспективы развития

П. С. Богачев
Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов

О. Г. Ким
Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно

 

Первый гипермаркет появился у нас в 2002 году, в то время как в США и Европе они существуют с начала 70-х годов XX века, то есть уже на протяжении более 40 лет. Возможности изучения градостроительных принципов функционирования подобных комплексов на территории России не было, в результате чего при их проектировании на основе действующих нормативов пришлось столкнуться со сложностями в эксплуатации и крайне негативным воздействием этих объектов на прилегающую городскую среду. Привлечение к проектированию зарубежных организаций в какой-то мере способствовало улучшению ситуации, однако не раскрыло вполне вышеупомянутых принципов. Основным вопросом при размещении гипермаркета в структуре города, наряду с наличием необходимых свободных территорий, является вопрос транспортного обслуживания, во многом предопределяющий успешность функционирования торгового комплекса и опять же степень его влияния на окружающую городскую среду.

Общие характеристики гипермаркетов в России следующие: это магазин самообслуживания с торговой площадью более 5 тыс. м2 и ассортиментом от 25 и более тысяч наименований, половину или большую часть которого составляют непродовольственные товары. Такие магазины отличаются низкими уровнями наценок и, следовательно, розничных цен. Рентабельность магазина обеспечивается благодаря масштабу и особой структуре торгового оборота: низкие цены на продукты питания и разнообразие последних привлекают покупателя, основные же деньги «делаются» на непродовольственных товарах.

Все гипермаркеты имеют схожие особенности:

1. Как правило, они располагаются в удалении от мест массового проживания населения, за городом. Покупателей требуется привлекать сюда активной маркетинговой политикой, большим количеством промоакций и распродаж.

2. Они привлекательны для большинства потребителей. В гипермаркетах с площадью свыше 8-10 тыс. м2 происходит развитие исключительно непродовольственного сектора, поскольку дальше увеличивать продовольственный ассортимент не получается, да и не имеет смысла. Как показывает практика, площадь наиболее популярных в России гипермаркетов «АШАН» («AUSHAN»), занимающихся реализацией продовольственных товаров, составляет от 10 до 15 тыс. м2.

3. В одном гипермаркете могут работать до 700 человек, что предъявляет значительные требования к организации труда.

4. Собственное производство гипермаркета развито гораздо большее, чем собственное производство супермаркета.

5. Гипермаркеты отличает наличие обширного сезонного ассортимента, в то время как супермаркеты ориентированы в основном на товар, лежащий на полке круглый год. В последнем случае существует возможность неликвидных остатков, от которых приходится избавляться радикальными методами.

Типичными представителями гипермаркетов в России являются вышеупомянутые магазины французской фирмы «АШАН». Большая их часть расположена на территориях, прилегающих к Москве, в первую очередь – вдоль МКАДа, что объясняется высокой стоимостью земли в столице и необходимостью иметь значительные площади для размещения приобъектных автостоянок.

4a.jpg (95204 bytes)

Гипермаркеты общей площадью от 10 до 50 тыс. м2 представляют собой крупные рационально организованные предприятия, функционирующие на принципе минимальных капиталовложений и эксплуатационных затрат и оперирующие с чрезвычайно разнообразной номенклатурой товаров (25-35 тысяч наименований). Как уже неоднократно отмечалось, именно последнее обстоятельство, а также низкие цены на продукты питания и большой набор дополнительных услуг привлекают сюда покупателей. Однако далеко не все остаются довольны своей поездкой в гипермаркет. Чаще всего это связано с трудностями парковки. Въехавшему на автостоянку практически любого гипермаркета человеку кажется, что он попал в дремучий лес, только вместо деревьев в этом «лесу» – огромное количество дорожных знаков. Видимость ограничена уже припаркованными автомобилями, разметка стерта, островки безопасности отсутствуют, а завершает картину люди с тележками, катящие их без разбора прямо по проезжей части. Причина тому - сравнительная новизна гипермаркетов для России и, как следствие, несовершенство действующих нормативов в части регулирования емкости автостоянок.

Маркетинговая политика и размещение гипермаркетов «на отшибе» предполагают эпизодический характер их посещения и большие объемы единовременных покупок. Значит, люди будут ездить сюда в основном на личном транспорте. На один квадратный метр торговой площади гипермаркета по сравнению с магазинами других форматов приходится максимальное количество стояночных машино-мест. В настоящее время норматив расчета емкости автостоянок для крупных торговых комплексов в Москве - одно машино-место на 15-25 м2 торговой площади. Таким образом, нормативная емкость автостоянки гипермаркета торговой площадью 16 тыс. м2 составляет от 640 до 1066 машино-мест, однако реально требуемая в данном случае емкость даже в день отнюдь не пиковой посещаемости - 1343 машино-места, то есть на 22% выше нормативной.

Особенностью гипермаркетов в сравнении с торговыми комплексами, занимающимися реализацией непродовольственных товаров, является более продолжительное время пребывания в них покупателей, даже если гипермаркет имеет гораздо меньшую торговую площадь. Казалось бы, чем крупнее торговый комплекс, тем дольше в его стенах совершается покупка. Отчасти это так, однако здесь на рассматриваемый показатель влияет в числе прочего сам процесс выбора и степень целевой направленности на определенный товар. Гипермаркеты, реализующие продовольственные товары, отличаются большими затратами покупательского времени на выбор и покупку и меньшей степенью целевой направленности у их посетителей. К тому же набор приобретаемых за один раз товаров в гипермаркете значительно шире, чем в торговых центрах, реализующих непродовольственные товары. Указанные особенности посещаемости гипермаркетов отражены на графике. Если на «поход» по торговому комплексу, не имеющему зоны продовольственных товаров, человек затрачивает в среднем 20-30 минут, то для гипермаркетов с торговой площадью в три раза меньше этот показатель составляет 40-60 минут. В обычное время количество посещений гипермаркета может составить порядка 20 тысяч, а в предпраздничные дни – до 30 тысяч.

В последнем случае значительно возрастает длина очередей, соответственно, продолжительность нахождения покупателей на территории гипермаркета, а тем самым и потребность в автостоянках. Затрата каждым покупателем лишних 20 минут в очередях у касс приводит к увеличению требуемой емкости автостоянок на 3%.

Подведем некоторые итоги. Правильный расчет емкости автостоянок гипермаркетов будет способствовать повышению эффективности функционирования последних, то есть сделает их более привлекательными по сравнению с гипермаркетами, не имеющими парковок достаточной емкости. Данное обстоятельство является весьма существенным в условиях ужесточающейся конкуренции в сфере торговли. Стратегия ее развития на территории Москвы и Московской области на ближайшие годы предполагает значительное увеличение количества крупных торговых объектов, в том числе работающих в формате «гипермаркет». Гипермаркеты, являясь объектами притяжения большого количества людей, естественно, оказывают существенное воздействие на окружающую городскую среду – и в первую очередь на транспортную обстановку. Несостоятельность действующих нормативов применительно к гипермаркетам очевидна, что требует дополнительного изучения принципов их функционирования. Решение вопросов планировочной организации и транспортного обслуживания этих торговых комплексов позволит в значительной степени снизить аварийность движения на прилегающих территориях и сделать процесс покупки товара не испытанием нервной системы, а приятным времяпровождением.