2005-2006 годы стали поворотной вехой в истории
Царицына – одной из самых известных
подмосковных усадеб, принадлежащей к числу
выдающихся памятников русской архитектуры.
Московские городские власти, получив усадьбу в
свое ведение, решили вернуть ей блеск
императорской резиденции, которую когда-то
задумала создать здесь Екатерина.
История усадьбы Царицыно, первоначально
называвшейся Черная Грязь, достаточно хорошо
известна и прослеживается с начала XVII века. В
1713–1775 годах это имение принадлежало князьям
Кантемирам. При них появилась существующая
поныне каменная церковь Пресвятой Богородицы
Живоносный Источник, был разбит регулярный парк.
В 1775 году имение приобрела Екатерина II,
пораженная красотой окрестных пейзажей. Усадьбу
переименовали в Царицыно. Строительство в ней
дворцового ансамбля вели по заказу императрицы
архитекторы В. И. Баженов (1776-1785) и М. Ф. Казаков
(1785-1796).
|
Большой дворец М. Ф. Казакова.
Варианты проекта.
Чертежи фасада из альбомов М. Ф. Казакова.
ГНИМА.
Сверху вниз:
первоначальный
трехэтажный вариант;
совмещение трехэтажного
и двухэтажного вариантов;
совмещение
двухэтажного варианта
и реализованного проекта;
реализованный проект
(фиксационный чертеж) |
Баженов создал увеселительную
резиденцию, лишенную многих традиционных черт
усадебной архитектуры эпохи классицизма, в том
числе открытого парадного двора и строго
регулярной планировки. Его дворцы и павильоны
свободно располагались на местности,
сохранившей естественные планировочные рубежи.
Установка на театральность, праздничный
характер архитектуры проявлялась и в особом
внимании к панорамным видам. Однако постройки
Баженова не понравились Екатерине II. До сих пор
не утихают споры о причинах недовольства
императрицы ансамблем, вызывавшим восхищение
современников. Так, один екатерининский вельможа
писал в 1784 году: «Вид же
Царицына при въезде есть так хорош и приятен и
великолепен, а паче в своем особом роде, как
истинно ничего для глаз так прелестного я не
видал». Тем не менее, основные
баженовские здания – главные дворцы и Большой
Кавалерский корпус – сломали вскоре после
окончания строительства. Позднее разобрали еще
несколько павильонов. В настоящее время в
Царицыне из произведений В. И. Баженова
сохраняются Хлебный дом, Оперный дом, Малый
дворец, Фигурный мост, Фигурные ворота, Большой
мост через овраг, Первый, Второй и Третий
Кавалерские корпуса.
Новый Большой дворец, возведенный по проекту М.
Ф. Казакова, стал бесспорной доминантой
комплекса, однако его не достроили: в 1797 году по
указу Павла I все работы в Царицыно прекратились.
Одновременно с дворцовым ансамблем создавался
пейзажный парк. Для этого пригласили английского
садовника Ф. Рида. Не случайно же еще в 1772 году
Екатерина II писала Вольтеру: «Над
садовничеством моим владычествует английский
вкус».
Именно в популярный у московской публики
пейзажный парк с «руинами» недостроенного дворца,
многочисленными павильонами и развитым
оранжерейным хозяйством превратилась в начале XIX
века усадьба Царицыно. Ее возрождению
способствовала деятельность главы Московского
Дворцового ведомства П. С. Валуева. Позже
Царицыно постигла судьба многих усадеб, земли
которых раздавались под дачи. Парк еще
поддерживался в относительном порядке, так как
увеличивал привлекательность местности, однако
большая часть построек не использовалась и
разрушалась. В царицынских дачных поселках жили
многие известные люди – историки В. О. Ключевский
и И. Е. Забелин, писатель Андрей Белый,
председатель Государственной Думы С. А. Муромцев.
В XX веке памятники Царицына долго находились в
заброшенном виде либо варварски
эксплуатировались. Ситуация стала меняться
только с 1961 года, когда территория усадьбы вошла
в черту города. В 1980-х годах были определены
границы Государственного
историко-архитектурного и ландшафтного
музея-заповедника «Царицыно» и началась реставрация. К 2005 году
восстановили все постройки Баженова, кроме
Хлебного дома. Однако комплексные
историко-культурные исследования царицынского
ансамбля в тот период не проводились. Между тем
они являются обязательной частью предпроектных
изысканий, осуществляемых в отношении объектов
культурного наследия и вообще всех исторических
сооружений. В 2005 году эту работу поручили
мастерской № 17 «Мсопроекта-2» имени М. В. Посохина.
Подобного рода исследования всегда начинаются
со знакомства с опытом предшественников. В
данном случае здесь возник ряд затруднений. Так,
долгое время ключевой фигурой «царицынского
мифа» являлся В. И. Баженов,
заслонивший собой всех других создателей
усадьбы – и заказчиков, и архитекторов. К тому же
к середине XХ века многие реальные
обстоятельства истории Царицына оказались
забытыми.
Первый этап научного изучения усадьбы пришелся
на 1950–1960-е годы, когда исследователи архитектуры
русского классицизма выявили основные «царицынские» материалы
периода Екатерины II. Тогда же пришли к осознанию
значительного отличия Большого дворца от
сооружений Баженова и самостоятельной
художественной ценности произведения Казакова.
Однако другие периоды не были освещены столь же
подробно.
Второй этап начался в конце 1980-х годов после
организации музея-заповедника «Царицыно», сотрудники которого выявили
новые источники, пояснили обстоятельства
создания пейзажного парка, ввели понятие «валуевского периода»
в истории усадьбы. Однако все эти открытия
продолжали пребывать в чисто научной сфере, тем
более что реставрационные работы 1990-х годов
велись почти исключительно на постройках
Баженова.
Задача историко-культурных исследований,
проведенных мастерской № 17 в 2005-2006 годах,
состояла не только в поиске еще не обнаруженных
материалов, но и в актуализации всех уже
собранных данных для реального проектирования.
Это было тем более важно, что многие исходные
документы – паспорта памятников архитектуры,
реставрационные концепции, разработанные в 1980-х
годах, - зачастую содержали неточности, особенно,
когда дело касалось сооружений, не относящихся
непосредственно к ансамблю Баженова. Так,
например, при сличении всех известных
исторических планов Царицына с современной
геоподосновой обнаружилась ошибка в изображении
Оранжерейного участка, допущенная на планах 1810-х
годов, до сих пор считавшихся фундаментальными
для реконструкции исторической планировки
территории. Подверглось уточнению и время
создания романтических «затей» пейзажного парка – Храма Цереры («Золотой сноп»), Арки
на острове, Башни-Руины и других, прежде
числившихся как постройки эпохи Баженова или
даже Кантемиров.
Работа мастерской велась по двум основным
направлениям. Во-первых, были проведены
подробные изыскания по целому ряду отдельных
объектов – от основных элементов комплекса
(Большой дворец, Хлебный дом) до малых
архитектурных форм, таких, как пристани и ограды.
Речь идет об Оранжерейном комплексе, Башне-Руине,
Арке «Русалкины ворота», Нижнем и Верхнем Гротесковых
мостах, «готической» ограде парка у Большого дворца,
мостиках на Ореховской и Лазаревской плотинах
Верхнего Царицынского пруда, каменных пристанях,
парковых гротах и других сооружениях. Собранные
материалы легли в основу выполненных в
мастерских № 12 и № 13 «Моспроекта-2» проектов реставрации иди
воссоздания этих объектов.
Наибольшие споры вызвала судьба центрального
здания ансамбля – Большого дворца М. Ф. Казакова:
с одной стороны, дворец создавался зодчим отнюдь
не для руинированного существования, с другой –
именно как «руина»
он вошел в историю Царицына и русской
культуры. Запутанность истории его
проектирования значительно усложнила задачу
реставраторов, решавших вопрос восстановления
дворцового завершения - кровель. Первоначальный
трехэтажный и наиболее репрезентативный проект
был изменен после именного повеления
императрицы: «Главный корпус
дворца в селе Царицыне каменным строением более
не возвышать, а положа окончательный карниз,
средину и башни возвысить и положить настоящую
кровлю». Казаков предложил
новое завершение уже для двухэтажного здания,
сохранив высокие шатровые кровли с нарядным
декором. Однако реализованным оказался гораздо
более скромный вариант, известный по
фиксационным чертежам. Внутренняя отделка
дворца и вовсе не была выполнена в связи с полной
остановкой работ в Царицыно после смерти
Екатерины II. В конце XIX века обветшавшие кровли
дворца разобрали.
В процессе обсуждения проекта реставрации
Большого дворца можно было услышать самые
разнообразные суэжения. Наряду со строго научным
требованием восстановить кровли в том виде, в
каком они реально существовали в XIX веке, звучали
предложения об отказе от воссоздания шатровых
кровель с устройством плоского перекрытия и
консервацией внешнего облика «исторической
руины», упоминались прозрачные
стеклянные кровли и тому подобное. Высказывалась
даже провокационная идея сделать все кровли
разными, «проэкспонировав» обсуждаемые варианты в натуре и
тем самым «закрепив в вечности» споры о судьбе детища М. Ф.
Казакова. Окончательное решение было принято на
основе проекта реставрации, выполненного в
мастерской № 13 еще в 1980-е годы под руководством В.
Я. Либсона и И. П. Рубена, и сегодня кровли дворца
восстанавливаются в том виде, в каком они
задумывались Казаковым для двухэтажного здания.
Основание подобного выбора: «максимальное
приближение к замыслу зодчего».
Те же проблемы, только меньшего масштаба,
возникли и при подготовке к реставрации многих
других царицынских построек. Большинство из них
имели ныне утраченные элементы, известные лишь
по неточным изображениям, а то и текстовым
описаниям. Таковы, например, таинственная «башня», первоначально
дополнявшая Арку «Русалкины
ворота» на острове Верхнего
Царицынского пруда, или ажурная
беседка-бельведер, венчавшая Башню-Руину. В
рамках историко-культурных исследований удалось
собрать все доступные сейчас сведения об этих
сооружениях, однако окончательно их судьбу
решили реставраторы и специалисты органов
охраны памятников.
В том же ряду стоят исследования, проведенные в
связи с разработанным в мастерской № 13 проектом
музеефикации остатков двух баженовских зданий,
вскрытых при раскопках 2006 года, - Большого
Кавалерского и Камер-юнфарского корпусов.
Второе важное направление, предпринятое
мастерской № 17, изучение территории усадьбы в
целом, выявление существующих и утраченных
элементов ее планировки и застройки. Ни один
исторический план Царицына не содержит полной
информации на сей счет, поэтому достоверный план
усадьбы даже времен ее расцвета можно получить
только путем реконструкции. Такого рода
реконструкцией – своеобразной выводной схемой
всех проведенных в усадьбе историко-культурных
исследований - стала «Схема
историко-архитектурного опорного плана
дворцово-паркового ансамбля», на
которую нанесено около 200 объектов. Она
характеризует основные этапы истории Царицына -
время Кантемиров, эпоху создания дворцового
ансамбля и пейзажного парка, а также отчасти «дачный период» второй
половины XIX – начала XX века. Наряду с ней были
созданы аналогичные схемы для береговой зоны
Верхнего и Нижнего Царицынских и Борисовского
прудов - основных элементов гидросистемы
усадьбы. Все эти разработки стали отправной
точкой для проведения дальнейших
археологических, дендрологических и натурных
исследований, а также легли в основу проекта
планировки территории (мастерская № 10 «Моспроекта-2»).
Нужно отметить также проведенное
мастерской № 17 изучение объектов, по разным
причинам обойденных «первой
волной» реставрации. Оно велось
по «ковровому» принципу;
в его рамках были рассмотрены все ценные здания и
сооружения на территории ГМЗ «Царицыно», даже не связанные прямо с
основным дворцово-парковым ансамблем. Так,
зафиксированы сохранившиеся следы «дачной» застройки Царицына – два
деревянных дома рубежа XIX-XX веков, и исправлены
ошибки в их атрибуциях, допущенные при
постановке зданий на государственную охрану в
1980-х годах: дома, известные как дачи историка И. Е.
Забелина и конструктора русских фотоаппаратов Д.
П. Езучевского, оказались на самом деле не
связанными с этими личностями.
В историко-культурных исследованиях
территории ГМЗ «Царицыно» принимали участие сотрудники
мастерской мастерской № 17 «Мсопроекта-2» имени М. В. Посохина: Е. Ю. Дутлова
(руководитель мастерской), А. А. Белоконь (главный
архитектор), О. Г. Ким, А. А. Пономарев, Н. Р. Липгарт,
М. А. Плигина, С. М. Малыгин, Г. П. Козлова.