Исследовать, восстановить, сберечь

Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно
О. Г. Ким, архивист

Русская линия

№ 6 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

А. Н. Левченко
О Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Восстановлен один из куполов работы знаменитого Доминико Жилярди

Н. Петухов
Первый архитектор Империи

П. С. Богачев
Гипермаркеты в России

Ю. А. Сдобнов
Архитектура нового времени. Фестиваль «Зодчество-2006»

К. М. Савкин
«Красный Октябрь»: возвращение островитян

Е. В. Михайлова
Москва подземная. Опыт и перспективы развития

П. С. Богачев
Размещение торговых объектов в планировочной структуре городов

О. Г. Ким
Новая жизнь дворцово-паркового ансамбля Царицыно

 

 

2005-2006 годы стали поворотной вехой в истории Царицына – одной из самых известных подмосковных усадеб, принадлежащей к числу выдающихся памятников русской архитектуры. Московские городские власти, получив усадьбу в свое ведение, решили вернуть ей блеск императорской резиденции, которую когда-то задумала создать здесь Екатерина.

История усадьбы Царицыно, первоначально называвшейся Черная Грязь, достаточно хорошо известна и прослеживается с начала XVII века. В 1713–1775 годах это имение принадлежало князьям Кантемирам. При них появилась существующая поныне каменная церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, был разбит регулярный парк. В 1775 году имение приобрела Екатерина II, пораженная красотой окрестных пейзажей. Усадьбу переименовали в Царицыно. Строительство в ней дворцового ансамбля вели по заказу императрицы архитекторы В. И. Баженов (1776-1785) и М. Ф. Казаков (1785-1796).

10a.jpg (27521 bytes)

 

Большой дворец М. Ф. Казакова.
Варианты проекта.
Чертежи фасада из альбомов М. Ф. Казакова.
ГНИМА.
Сверху вниз:
первоначальный
трехэтажный вариант;
совмещение трехэтажного
и двухэтажного вариантов;
совмещение
двухэтажного варианта
и реализованного проекта;
реализованный проект
(фиксационный чертеж)

Баженов создал увеселительную резиденцию, лишенную многих традиционных черт усадебной архитектуры эпохи классицизма, в том числе открытого парадного двора и строго регулярной планировки. Его дворцы и павильоны свободно располагались на местности, сохранившей естественные планировочные рубежи. Установка на театральность, праздничный характер архитектуры проявлялась и в особом внимании к панорамным видам. Однако постройки Баженова не понравились Екатерине II. До сих пор не утихают споры о причинах недовольства императрицы ансамблем, вызывавшим восхищение современников. Так, один екатерининский вельможа писал в 1784 году: «Вид же Царицына при въезде есть так хорош и приятен и великолепен, а паче в своем особом роде, как истинно ничего для глаз так прелестного я не видал». Тем не менее, основные баженовские здания – главные дворцы и Большой Кавалерский корпус – сломали вскоре после окончания строительства. Позднее разобрали еще несколько павильонов. В настоящее время в Царицыне из произведений В. И. Баженова сохраняются Хлебный дом, Оперный дом, Малый дворец, Фигурный мост, Фигурные ворота, Большой мост через овраг, Первый, Второй и Третий Кавалерские корпуса.

Новый Большой дворец, возведенный по проекту М. Ф. Казакова, стал бесспорной доминантой комплекса, однако его не достроили: в 1797 году по указу Павла I все работы в Царицыно прекратились.

Одновременно с дворцовым ансамблем создавался пейзажный парк. Для этого пригласили английского садовника Ф. Рида. Не случайно же еще в 1772 году Екатерина II писала Вольтеру: «Над садовничеством моим владычествует английский вкус».

Именно в популярный у московской публики пейзажный парк с «руинами» недостроенного дворца, многочисленными павильонами и развитым оранжерейным хозяйством превратилась в начале XIX века усадьба Царицыно. Ее возрождению способствовала деятельность главы Московского Дворцового ведомства П. С. Валуева. Позже Царицыно постигла судьба многих усадеб, земли которых раздавались под дачи. Парк еще поддерживался в относительном порядке, так как увеличивал привлекательность местности, однако большая часть построек не использовалась и разрушалась. В царицынских дачных поселках жили многие известные люди – историки В. О. Ключевский и И. Е. Забелин, писатель Андрей Белый, председатель Государственной Думы С. А. Муромцев.Схема историко-архитектурного опорного плана дворцово-парковой зоны усадьбы Царицыно. Разработана в 2006 году в мастерской № 17 «Моспроекта-2» имени М. В. Посохина. Авторы: А. А. Белоконь и О. Г. Ким

В XX веке памятники Царицына долго находились в заброшенном виде либо варварски эксплуатировались. Ситуация стала меняться только с 1961 года, когда территория усадьбы вошла в черту города. В 1980-х годах были определены границы Государственного историко-архитектурного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и началась реставрация. К 2005 году восстановили все постройки Баженова, кроме Хлебного дома. Однако комплексные историко-культурные исследования царицынского ансамбля в тот период не проводились. Между тем они являются обязательной частью предпроектных изысканий, осуществляемых в отношении объектов культурного наследия и вообще всех исторических сооружений. В 2005 году эту работу поручили мастерской № 17 «Мсопроекта-2» имени М. В. Посохина.

Подобного рода исследования всегда начинаются со знакомства с опытом предшественников. В данном случае здесь возник ряд затруднений. Так, долгое время ключевой фигурой «царицынского мифа» являлся В. И. Баженов, заслонивший собой всех других создателей усадьбы – и заказчиков, и архитекторов. К тому же к середине XХ века многие реальные обстоятельства истории Царицына оказались забытыми.

Первый этап научного изучения усадьбы пришелся на 1950–1960-е годы, когда исследователи архитектуры русского классицизма выявили основные «царицынские» материалы периода Екатерины II. Тогда же пришли к осознанию значительного отличия Большого дворца от сооружений Баженова и самостоятельной художественной ценности произведения Казакова. Однако другие периоды не были освещены столь же подробно.

Второй этап начался в конце 1980-х годов после организации музея-заповедника «Царицыно», сотрудники которого выявили новые источники, пояснили обстоятельства создания пейзажного парка, ввели понятие «валуевского периода» в истории усадьбы. Однако все эти открытия продолжали пребывать в чисто научной сфере, тем более что реставрационные работы 1990-х годов велись почти исключительно на постройках Баженова.

Задача историко-культурных исследований, проведенных мастерской № 17 в 2005-2006 годах, состояла не только в поиске еще не обнаруженных материалов, но и в актуализации всех уже собранных данных для реального проектирования. Это было тем более важно, что многие исходные документы – паспорта памятников архитектуры, реставрационные концепции, разработанные в 1980-х годах, - зачастую содержали неточности, особенно, когда дело касалось сооружений, не относящихся непосредственно к ансамблю Баженова. Так, например, при сличении всех известных исторических планов Царицына с современной геоподосновой обнаружилась ошибка в изображении Оранжерейного участка, допущенная на планах 1810-х годов, до сих пор считавшихся фундаментальными для реконструкции исторической планировки территории. Подверглось уточнению и время создания романтических «затей» пейзажного парка – Храма Цереры («Золотой сноп»), Арки на острове, Башни-Руины и других, прежде числившихся как постройки эпохи Баженова или даже Кантемиров.

Усадьба Царицыно осенью 2005 годаРабота мастерской велась по двум основным направлениям. Во-первых, были проведены подробные изыскания по целому ряду отдельных объектов – от основных элементов комплекса (Большой дворец, Хлебный дом) до малых архитектурных форм, таких, как пристани и ограды. Речь идет об Оранжерейном комплексе, Башне-Руине, Арке «Русалкины ворота», Нижнем и Верхнем Гротесковых мостах, «готической» ограде парка у Большого дворца, мостиках на Ореховской и Лазаревской плотинах Верхнего Царицынского пруда, каменных пристанях, парковых гротах и других сооружениях. Собранные материалы легли в основу выполненных в мастерских № 12 и № 13 «Моспроекта-2» проектов реставрации иди воссоздания этих объектов.

Наибольшие споры вызвала судьба центрального здания ансамбля – Большого дворца М. Ф. Казакова: с одной стороны, дворец создавался зодчим отнюдь не для руинированного существования, с другой – именно как «руина» он вошел в историю Царицына и русской культуры. Запутанность истории его проектирования значительно усложнила задачу реставраторов, решавших вопрос восстановления дворцового завершения - кровель. Первоначальный трехэтажный и наиболее репрезентативный проект был изменен после именного повеления императрицы: «Главный корпус дворца в селе Царицыне каменным строением более не возвышать, а положа окончательный карниз, средину и башни возвысить и положить настоящую кровлю». Казаков предложил новое завершение уже для двухэтажного здания, сохранив высокие шатровые кровли с нарядным декором. Однако реализованным оказался гораздо более скромный вариант, известный по фиксационным чертежам. Внутренняя отделка дворца и вовсе не была выполнена в связи с полной остановкой работ в Царицыно после смерти Екатерины II. В конце XIX века обветшавшие кровли дворца разобрали.

В процессе обсуждения проекта реставрации Большого дворца можно было услышать самые разнообразные суэжения. Наряду со строго научным требованием восстановить кровли в том виде, в каком они реально существовали в XIX веке, звучали предложения об отказе от воссоздания шатровых кровель с устройством плоского перекрытия и консервацией внешнего облика «исторической руины», упоминались прозрачные стеклянные кровли и тому подобное. Высказывалась даже провокационная идея сделать все кровли разными, «проэкспонировав» обсуждаемые варианты в натуре и тем самым «закрепив в вечности» споры о судьбе детища М. Ф. Казакова. Окончательное решение было принято на основе проекта реставрации, выполненного в мастерской № 13 еще в 1980-е годы под руководством В. Я. Либсона и И. П. Рубена, и сегодня кровли дворца восстанавливаются в том виде, в каком они задумывались Казаковым для двухэтажного здания. Основание подобного выбора: «максимальное приближение к замыслу зодчего».Усадьба Царицыно осенью 2005 года

Те же проблемы, только меньшего масштаба, возникли и при подготовке к реставрации многих других царицынских построек. Большинство из них имели ныне утраченные элементы, известные лишь по неточным изображениям, а то и текстовым описаниям. Таковы, например, таинственная «башня», первоначально дополнявшая Арку «Русалкины ворота» на острове Верхнего Царицынского пруда, или ажурная беседка-бельведер, венчавшая Башню-Руину. В рамках историко-культурных исследований удалось собрать все доступные сейчас сведения об этих сооружениях, однако окончательно их судьбу решили реставраторы и специалисты органов охраны памятников.

В том же ряду стоят исследования, проведенные в связи с разработанным в мастерской № 13 проектом музеефикации остатков двух баженовских зданий, вскрытых при раскопках 2006 года, - Большого Кавалерского и Камер-юнфарского корпусов.

Второе важное направление, предпринятое мастерской № 17, изучение территории усадьбы в целом, выявление существующих и утраченных элементов ее планировки и застройки. Ни один исторический план Царицына не содержит полной информации на сей счет, поэтому достоверный план усадьбы даже времен ее расцвета можно получить только путем реконструкции. Такого рода реконструкцией – своеобразной выводной схемой всех проведенных в усадьбе историко-культурных исследований - стала «Схема историко-архитектурного опорного плана дворцово-паркового ансамбля», на которую нанесено около 200 объектов. Она характеризует основные этапы истории Царицына - время Кантемиров, эпоху создания дворцового ансамбля и пейзажного парка, а также отчасти «дачный период» второй половины XIX – начала XX века. Наряду с ней были созданы аналогичные схемы для береговой зоны Верхнего и Нижнего Царицынских и Борисовского прудов - основных элементов гидросистемы усадьбы. Все эти разработки стали отправной точкой для проведения дальнейших археологических, дендрологических и натурных исследований, а также легли в основу проекта планировки территории (мастерская № 10 «Моспроекта-2»).

Нужно отметить также проведенное мастерской № 17 изучение объектов, по разным причинам обойденных «первой волной» реставрации. Оно велось по «ковровому» принципу; в его рамках были рассмотрены все ценные здания и сооружения на территории ГМЗ «Царицыно», даже не связанные прямо с основным дворцово-парковым ансамблем. Так, зафиксированы сохранившиеся следы «дачной» застройки Царицына – два деревянных дома рубежа XIX-XX веков, и исправлены ошибки в их атрибуциях, допущенные при постановке зданий на государственную охрану в 1980-х годах: дома, известные как дачи историка И. Е. Забелина и конструктора русских фотоаппаратов Д. П. Езучевского, оказались на самом деле не связанными с этими личностями.

В историко-культурных исследованиях территории ГМЗ «Царицыно» принимали участие сотрудники мастерской мастерской № 17 «Мсопроекта-2» имени М. В. Посохина: Е. Ю. Дутлова (руководитель мастерской), А. А. Белоконь (главный архитектор), О. Г. Ким, А. А. Пономарев, Н. Р. Липгарт, М. А. Плигина, С. М. Малыгин, Г. П. Козлова.

Большой дворец М. Ф. Казакова. Фасад. Проект реставрации 1980-х годов, выполненный под руководством В. Я. Либсона и И. П. Рубена