Праздничное оформление предвоенной Москвы
О.А.Смолякова, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени А.В.Щусева

Русская линия

№ 5 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
Устойчивое развитие городовРоссии 

А.М.Младковская
Реконструкция площади Тверской заставы 

Н.Е.Гиговская
Инженер Лагутенко 

А.М.Журавлев
Новый жилой комплекс у Воронцовских прудов 

Б.М.Нарбаев
Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство 
и планировочное своеобразие 


А.М.Михайлова
Три работы Мосинжпроекта 

О.А.Смолякова
Праздничное оформление предвоенной Москвы 

И.В.Стогова
К выставке «Подземный рай пролетариата» 

Н.Г.Николаева
Торговый центр на Рублевском шоссе 

А.М.Мишина
Лоскутные картины Татьяны Гнедовской 

REHAU AG+Co в строительной отрасли России.
Работа на будущее

Реклама консервов на Манежной площади

Праздник на площади Маяковского

Фотография — это остановившееся мгновение, свидетель времени, бесценный источник информации. В Музее архитектуры имени А.В.Щусева хранится 163 снимка, объединенных одной темой — праздничное оформление Москвы 1932–1939 годов и поступивших к нам скорее всего в 1960-е годы, когда формировался фотографический фонд. Возможно, коллекция просто подобрана по теме, подобных фото- и киносъемок предостаточно в музеях и архивах Москвы и Санкт-Петербурга и в главном хранилище Красногорска. Качество снимков оставляет желать лучшего, не сохранились и негативы, но тематически коллекция представляет большой интерес. На недавней выставке, название которой дала цитата из выступления И.В.Сталина, хорошо известная прежним поколениям: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее», — были представлены 55 фотографий этого собрания.

На снимках, рассказывающих о всенародных праздниках 7 ноября и 1 Мая, запечатлены центральные площади и улицы, проспекты и скверы столицы 1930-х годов, их декоративное убранство. Предшествующий период агитационно-массового искусства — 1920-е годы — более изучен. Луначарский утверждал, что «главным художественным порождением революции всегда были и будут народные празднества». Для воспитания масс использовались все средства, и главный упор делался на образно-художественные возможности изобразительного искусства. Сохранились имена художников-исполнителей, украшавших Москву: Н.С.Трошин, Б.А.Родионов, Н.А.Мусатов.

Но закончилась первая пятилетка, давшая некоторую стабильность обществу. Новое государство стало свершившимся фактом. Оно было занято мирным созиданием, в перспективе было «планов громадье»: принимается генеральный план реконструкции Москвы, начинается строительство метро. Сформировалась и новая культура. В искусстве выработался определенный набор декоративно-оформительских элементов, советская эмблематика. И поэтому фотографии 1930-х годов отражают прежде всего не внешние элементы нового декора, праздничной атмосферы: агитационно-массовое искусство уже «стало на поток», новизны и особой ценности оно не представляет. Фотографов (или фотографа) — имена их неизвестны — больше интересует дух времени, эпохи.

Перед нами картина праздничной Москвы. Прослеживается четкий план. Мастер (думается, что все-таки это был один человек) педантично, планомерно обходит все места гуляний. Из года в год — одни и те же, но, как в театре, происходит смена декораций. Отправимся вслед за фотографом в путь по предвоенной Москве, чтобы еще раз увидеть то, о чем мы порой вспоминаем с сожалением. Площадь Свердлова, Манежная площадь, Исторический музей, Театральный проезд, площадь Ногина. Затем — улица Горького, Советская площадь, Пушкинская, площадь Маяковского. Много и подробно отснята Комсомольская площадь, не забыты «рабочие слободки» — завод АМО (Ленинская слобода).

Фотограф снимает все, что попадается ему на пути. И везде — постоянная смена декораций. Монументальная пропаганда революционных празднеств была реализацией мечтаний о прекрасных солнечных городах будущего. Москва становилась огромным подиумом, на котором разворачивалось действо. Желаемое здесь смешивалось с существующим, а декоративно-праздничное оформление — с неизменной идейно-агитационной линией.

В городе, обладающем живописным разнообразием застройки, на которую каждый исторический период наложил свой особый отпечаток, вопрос о соотношении праздничного убранства с архитектурным обликом решался просто. Для 1930-х годов характерен снимок площади Ногина (с 1924 года, бывшая Варварская). На фоне фрагмента стены Китай-города (разобрана в 1934 году) возвышается гостиница «Боярский двор» (1901–1903, архитектор Ф.О.Шехтель), а перед стеной на площади — конструкция на тему дня.

Трудно выделить центральное место празднеств. По сложившейся традиции начало торжеств отмечалось на Красной площади с митингами, речами, парадами. Затем «гуляния» продолжались в каждом районе, имеющем свою площадь. Ближайшими были Манежная и площадь Свердлова, которая захватывала территорию перед гостиницей «Метрополь». Центральным объектом становился Большой театр. В нем проходили революционные съезды, собрания, поэтому фасад театра пламенел от стягов и лозунгов.

Фотограф оставил нам летопись Манежной площади. В первой трети 1930-х годов на расчищенной площадке Торговых рядов возводилась гостиница «Москва» (архитектор А.В. Щусев), но перед ней еще не снесли комплекс жилых домов, образовывавших Новоманежную площадь. Монументальность построек не дает возможности окинуть взглядом все пространство, но для краеведов это узнаваемое место. На просторе Манежной площади устанавливались внушительные композиции с рапортами и лозунгами по теме праздника. Фронтоны манежа, как фронтоны Парфенона, содержали символические знаки легенд нового времени. Но здесь же на площади и реклама новых консервов. Зафиксировано еще одно событие, ставшее вехой в истории Москвы: демонстрация конкурсных проектов на строительство новых станций метро, вход в манеж украшен в виде станции «Красные ворота». И, наконец, панорама Манежной площади с построенной гостиницей. Монументальные композиции на этом фоне рапортуют о достижениях. Сегодня эта панорама — уже история. Охотные ряды совсем изменились.

Грустно смотреть на снимки Руси уходящей. Еще мгновенье — и не останется следа от колокольни Страстного монастыря, а на ее месте будет установлен символ нового времени — макет павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. На следующем снимке мы можем наблюдать за растяжкой транспаранта на Советской площади (до 1918 года Скобелевская) или установкой объемных композиций на одном из мостов над Москвой-рекой.

Сочны, колоритны снимки с площади Маяковского (до 1935 года Триумфальная). Народ кучно празднует 1 Мая. Лотки, киоски, кузова машин демонстрируют изобилие и достаток. Для увеселения установлены карусели и оркестр на эстраде. Плакаты, лозунги, в центре — триумфальная арка, славящая вождя. Все это на фоне здания, стоящего в лесах
(в 1937–1939 годах строительство Театра имени Всеволода Мейерхольда было приостановлено, а в 1940 году на его основе был построен концертный зал).

Многое остается лишь в памяти. Снесено здание Реалистического театра (улица 1-я Тверская-Ямская), здание Таможни на Каланчевской площади; изменилась и рабочая Ленинская слободка.