Три работы
Мосинжпроекта |
||||||
№ 5 за 2002 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: А.П.Кудрявцев А.М.Журавлев |
Мосинжпроект —
один из старейших институтов города. Он вне
конкуренции даже в условиях бурно
развивающегося рынка инженерно-проектных услуг.
За 44-летнюю историю в столице по его разработкам
построено более 20 тысяч километров инженерных
сетей, свыше 4 тысяч километров автодорог, более
100 транспортных развязок и эстакад, 300 подземных
пешеходных переходов и 400 гидро- и очистных
сооружений, порядка 250 водоемов и свыше 20
километров набережных Москвы-реки. Кроме того, институт работает над генеральными и районными схемами водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, канализации, водоотведения, телефонизации, радиофикации, электроосвещения, занимается инженерным обеспечением всей массовой застройки и реконструкцией старых сетей в центральной части города. Причина высочайшей конкурентоспособности его проектов, неизменно занимающих призовые места на профессиональных конкурсах, — в Системе качества, успешно функционирующей на основе международных стандартов ИСО 9000. Сегодня мы представляем три недавних работы этого института. Недавно Правительство Москвы удостоило звания «Лучший реализованный проект 2001 года» с вручением Диплома первой степени одну из творческих работ Мосинжпроекта. Это транспортная развязка на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Свободы. В новом уникальном объекте воплотились основные принципы строительных технологий XXI века, успешно осваиваемые в Москве при совершенствовании транспортной инфраструктуры. Сооружения трехуровневой развязки впервые в отечественной практике располагаются в подводно-подземном, наземном и надземном пространстве исторически сложившегося узла пересечения речного, железнодорожного, автомобильного, трамвайно-троллейбусного транспорта, а также пешеходного движения. Транспортный узел находится в северо-западной части столицы, где улица Свободы примыкает к Волоколамскому шоссе в узком коридоре между насыпью железной дороги Рижского направления, руслом реки Химки и насыпью канала имени Москвы. Район интенсивно заселен: многоэтажные дома по улице Свободы, две крупные больницы между усадьбой Покровское-Стрешнево и каналом имени Москвы, жилые дома Северного Щукина. К югу от Волоколамского шоссе между железнодорожной насыпью и каналом расположен жилой микрорайон Водники и производственные корпуса предприятия «Моден». До реконструкции Волоколамское шоссе и улица Свободы классифицировались как магистральные улицы общегородского значения II класса с регулируемым режимом движения. На сравнительно небольшой территории были сосредоточены крупные инженерные сооружения: железнодорожные пути Рижского направления с высотой насыпи до 25 м и шириной 60 м; система гидротехнического комплекса канала имени Москвы, ложе которого располагалось в искусственной насыпи (высотой 15 м и шириной 150 м); линия электропередач. Этот сложный транспортный узел долгое время работал в режиме, превышающем его пропускную способность, что приводило к неэффективной работе общественного транспорта и значительно ухудшало экологическую обстановку. Комплексный проект предусматривал строительство: — дополнительного тоннеля под каналом (севернее существующих). Его высота — 5,25 м, общая протяженность — 410 м. Пять полос движения направлены в сторону области (два существующих тоннеля при этом используются для движения в обратном направлении). Под трехметровым тротуаром располагается коллектор для инженерных коммуникаций двух автомобильных эстакад над Волоколамским шоссе для движения с улицы Свободы к центру длиной более 230 м каждая; — трамвайной эстакады; — разворотной эстакады троллейбуса через шоссе у больницы МПС; — тоннеля под железной дорогой (севернее существующего путепровода) с пятью полосами движения и тротуаром общей длиной 54 м; — двух пешеходных переходов: подземного через Волоколамское шоссе и надземного – через улицу Свободы. Для осуществления проекта было необходимо: — переустройство нескольких километров городских инженерных коммуникаций, линии электропередач кабелей связи железной дороги, трех километров трамвайных путей, контактной сети троллейбуса; — строительство очистных сооружений, двух насосных станций для перекачки дренажных вод, КНС, трансформаторной подстанции 2х1000 кВ, около 4,5 км подпорных стен разных конструкций; — производство работ по восстановлению русла канала и причально-направляющих сооружений; — укладка 70 тыс. м2 новой дорожной одежды; — благоустройство 13,5 га территории. Дополнительный тоннель под каналом протяженностью в 160 м возводили в межнавигационный период открытым способом. Котлован глубиной 11 и шириной 32 м ограждался грунтовой перемычкой, препятствующей затоплению его водой. Тоннель под железной дорогой Рижского направления строился закрытым способом. Здесь был применен метод микротоннелирования с последующим использованием верхнего экрана труб (после его армирования и заполнения бетоном) как перекрытия двухпролетной конструкции в теле насыпи. Особо сложной из-за крайне неблагоприятного планово-высотного расположения территории и большой площади водосбора оказалась схема водоотвода от существующих и проектируемых тоннелей. В связи с этим пришлось применить систему дождевой канализации закрытого типа с устройством двух насосных станций, четырех распределительных камер и очистного сооружения. Потребовалась перекладка водопровода с двух сторон Волоколамского шоссе и по улице Свободы. Эти работы выполнялись закрытым способом, методом микротоннелирования. Под каналом имени Москвы прокладывалась теплосеть в запроектированном коллекторе, совместно с электрокабелями. Общая протяженность телефонных линий составила 271 км (более половины — волоконно-оптические кабели). В комплекс проектов транспортной развязки входил проект благоустройства окружающей территории, ее озеленение, разрабатывались мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусматривалось строительство шумозащитных стен, архитектурное оформление сооружений и окружающего ландшафта. Авторский коллектив: инженеры Е.А.Кумыш, Т.И.Антохина, Л.А.Кирьякова, Б.А.Гиндин, Г.П.Михеева, Н.Ф.Кургузиков, Н.В.Епинина, Ф.Х.Сабитов, В.Я.Зарецкий, Н.С.Палкина. + + +
Еще одна недавняя работа Мосинжпроекта —
реконструкция Звенигородского шоссе. Длина
этого участка Краснопресненского проспекта от
улицы 1905 года до третьего Малого кольца — 1,28 км,
ширина — 33,5 м (по 4 полосы движения в каждом
направлении). Все существующие подъезды к
промышленным предприятиям и жилой застройке
увязаны с новым положением Звенигородского
шоссе. + + + Ансамбль площади Европы расположен на площади
Киевского вокзала — важнейшем
градостроительном элементе в системе
исторического центра Москвы. Здесь образовался
напряженный транспортный узел. Это место
пересечения трассы западного (Кутузовский
проспект и Дорогомиловская улица) направления с
рекой Москвой, ее набережными и путями речного
пароходства. Киевский вокзал — конечный пункт
юго-западного участка железной дороги. Здесь
пересекаются три линии метрополитена и более
десятка линий наземного транспорта.
|