Три работы Мосинжпроекта
А.М.Михайлова

Русская линия

№ 5 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
Устойчивое развитие городовРоссии 

А.М.Младковская
Реконструкция площади Тверской заставы 

Н.Е.Гиговская
Инженер Лагутенко 

А.М.Журавлев
Новый жилой комплекс у Воронцовских прудов 

Б.М.Нарбаев
Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство 
и планировочное своеобразие 


А.М.Михайлова
Три работы Мосинжпроекта 

О.А.Смолякова
Праздничное оформление предвоенной Москвы 

И.В.Стогова
К выставке «Подземный рай пролетариата» 

Н.Г.Николаева
Торговый центр на Рублевском шоссе 

А.М.Мишина
Лоскутные картины Татьяны Гнедовской 

REHAU AG+Co в строительной отрасли России.
Работа на будущее

Мосинжпроект — один из старейших институтов города. Он вне конкуренции даже в условиях бурно развивающегося рынка инженерно-проектных услуг. За 44-летнюю историю в столице по его разработкам построено более 20 тысяч километров инженерных сетей, свыше 4 тысяч километров автодорог, более 100 транспортных развязок и эстакад, 300 подземных пешеходных переходов и 400 гидро- и очистных сооружений, порядка 250 водоемов и свыше 20 километров набережных Москвы-реки.
Кроме того, институт работает над генеральными и районными схемами водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, канализации, водоотведения, телефонизации, радиофикации, электроосвещения, занимается инженерным обеспечением всей массовой застройки и реконструкцией старых сетей в центральной части города. Причина высочайшей конкурентоспособности его проектов, неизменно занимающих призовые места на профессиональных конкурсах, — в Системе качества, успешно функционирующей на основе международных стандартов ИСО 9000. Сегодня мы представляем три недавних работы этого института.

Недавно Правительство Москвы удостоило звания «Лучший реализованный проект 2001 года» с вручением Диплома первой степени одну из творческих работ Мосинжпроекта. Это транспортная развязка на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Свободы.

В новом уникальном объекте воплотились основные принципы строительных технологий XXI века, успешно осваиваемые в Москве при совершенствовании транспортной инфраструктуры. Сооружения трехуровневой развязки впервые в отечественной практике располагаются в подводно-подземном, наземном и надземном пространстве исторически сложившегося узла пересечения речного, железнодорожного, автомобильного, трамвайно-троллейбусного транспорта, а также пешеходного движения.

Транспортный узел находится в северо-западной части столицы, где улица Свободы примыкает к Волоколамскому шоссе в узком коридоре между насыпью железной дороги Рижского направления, руслом реки Химки и насыпью канала имени Москвы. Район интенсивно заселен: многоэтажные дома по улице Свободы, две крупные больницы между усадьбой Покровское-Стрешнево и каналом имени Москвы, жилые дома Северного Щукина. К югу от Волоколамского шоссе между железнодорожной насыпью и каналом расположен жилой микрорайон Водники и производственные корпуса предприятия «Моден».

До реконструкции Волоколамское шоссе и улица Свободы классифицировались как магистральные улицы общегородского значения II класса с регулируемым режимом движения. На сравнительно небольшой территории были сосредоточены крупные инженерные сооружения: железнодорожные пути Рижского направления с высотой насыпи до 25 м и шириной 60 м; система гидротехнического комплекса канала имени Москвы, ложе которого располагалось в искусственной насыпи (высотой 15 м и шириной 150 м); линия электропередач. Этот сложный транспортный узел долгое время работал в режиме, превышающем его пропускную способность, что приводило к неэффективной работе общественного транспорта и значительно ухудшало экологическую обстановку.

Комплексный проект предусматривал строительство:
— дополнительного тоннеля под каналом (севернее существующих). Его высота — 5,25 м, общая протяженность — 410 м. Пять полос движения направлены в сторону области (два существующих тоннеля при этом используются для движения в обратном направлении). Под трехметровым тротуаром располагается коллектор для инженерных коммуникаций двух автомобильных эстакад над Волоколамским шоссе для движения с улицы Свободы к центру длиной более 230 м каждая;
— трамвайной эстакады;
— разворотной эстакады троллейбуса через шоссе у больницы МПС;
— тоннеля под железной дорогой (севернее существующего путепровода) с пятью полосами движения и тротуаром общей длиной 54 м;
— двух пешеходных переходов: подземного через Волоколамское шоссе и надземного – через улицу Свободы.
Для осуществления проекта было необходимо:
— переустройство нескольких километров городских инженерных коммуникаций, линии электропередач кабелей связи железной дороги, трех километров трамвайных путей, контактной сети троллейбуса;
— строительство очистных сооружений, двух насосных станций для перекачки дренажных вод, КНС, трансформаторной подстанции 2х1000 кВ, около 4,5 км подпорных стен разных конструкций;
— производство работ по восстановлению русла канала и причально-направляющих сооружений;
— укладка 70 тыс. м2 новой дорожной одежды;
— благоустройство 13,5 га территории.

Дополнительный тоннель под каналом протяженностью в 160 м возводили в межнавигационный период открытым способом. Котлован глубиной 11 и шириной 32 м ограждался грунтовой перемычкой, препятствующей затоплению его водой. Тоннель под железной дорогой Рижского направления строился закрытым способом. Здесь был применен метод микротоннелирования с последующим использованием верхнего экрана труб (после его армирования и заполнения бетоном) как перекрытия двухпролетной конструкции в теле насыпи.

Особо сложной из-за крайне неблагоприятного планово-высотного расположения территории и большой площади водосбора оказалась схема водоотвода от существующих и проектируемых тоннелей. В связи с этим пришлось применить систему дождевой канализации закрытого типа с устройством двух насосных станций, четырех распределительных камер и очистного сооружения. Потребовалась перекладка водопровода с двух сторон Волоколамского шоссе и по улице Свободы. Эти работы выполнялись закрытым способом, методом микротоннелирования. Под каналом имени Москвы прокладывалась теплосеть в запроектированном коллекторе, совместно с электрокабелями. Общая протяженность телефонных линий составила 271 км (более половины — волоконно-оптические кабели).

В комплекс проектов транспортной развязки входил проект благоустройства окружающей территории, ее озеленение, разрабатывались мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусматривалось строительство шумозащитных стен, архитектурное оформление сооружений и окружающего ландшафта.

Авторский коллектив: инженеры Е.А.Кумыш, Т.И.Антохина, Л.А.Кирьякова, Б.А.Гиндин, Г.П.Михеева, Н.Ф.Кургузиков, Н.В.Епинина, Ф.Х.Сабитов, В.Я.Зарецкий, Н.С.Палкина.

+ + +

Еще одна недавняя работа Мосинжпроекта — реконструкция Звенигородского шоссе. Длина этого участка Краснопресненского проспекта от улицы 1905 года до третьего Малого кольца — 1,28 км, ширина — 33,5 м (по 4 полосы движения в каждом направлении). Все существующие подъезды к промышленным предприятиям и жилой застройке увязаны с новым положением Звенигородского шоссе.
Запроектированные подземные коммуникации прошли под благоустроенной в связи с этим территорией НИИ Генпрокуратуры РФ и ВГНИИ контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов. Под Звенигородским шоссе построено три подземных пешеходных перехода.

Ликвидировано трамвайное движение на участке улица Сергея Макеева — площадь Краснопресненской заставы, а на пересечении улиц Сергея Макеева и 1905 года у Ваганьковского путепровода построено разворотное кольцо трамваев. Улица Сергея Макеева расширена, заменены подземные коммуникации и проложены две дублирующие дождевые канализации.

Авторский коллектив: главный специалист института В.В.Аветисян, А.В.Корягина, С.В.Кондрашов, О.В.Сазонов, С.Е.Бродский, А.С.Арсеньева, Г.Е.Аверина, Г.П.Михеева, А.В.Савельева, А.А.Алдушина,Т.В. Черниюк, Л.А.Кирьякова, М.Я.Кейлина, Т.В.Смирнова.

+ + +

Ансамбль площади Европы расположен на площади Киевского вокзала — важнейшем градостроительном элементе в системе исторического центра Москвы. Здесь образовался напряженный транспортный узел. Это место пересечения трассы западного (Кутузовский проспект и Дорогомиловская улица) направления с рекой Москвой, ее набережными и путями речного пароходства. Киевский вокзал — конечный пункт юго-западного участка железной дороги. Здесь пересекаются три линии метрополитена и более десятка линий наземного транспорта.
Кроме того, вдоль реки должна пройти монорельсовая железная дорога.

Но площадь Киевского вокзала является и одним из ключевых звеньев системы территорий, объединяемых трассой нового социально и экономически значимого образования, создаваемого по предложению академика архитектуры Ю.П.Платонова. Это один из элементов пешеходного туристического маршрута «Площадь Гагарина — Нескучный сад — Комсомольский проспект — усадьба Трубецких — сквер Девичьего поля — площадь Европы — Украинский бульвар — комплекс «Экспоцентр» — Москва-Сити».

Цель комплексной реконструкции площади Киевского вокзала и создания площади Европы – придать качественно новое градостроительное значение этому центральному городскому узлу. Перераспределение транспортных потоков, создание крупного общегородского ландшафтного сквера, в составе которого фонтан с аллегорической скульптурной композицией «Похищение Европы» (автор — известный бельгийский скульптор О.Стребель). В дальнейшем в сквере могут быть установлены также иные скульптурные композиции, посвященные тематике культурных связей России со странами Европы.

Границы площади Европы образованы Бородинским мостом, Дорогомиловской улицей, 2-м Брянским переулком, площадью Киевского вокзала, гостиницей «Славянская», Краснолужским (Ростовским) пешеходным мостом, Ростовской набережной. 3десь формируется трапециевидная площадь — уникальное территориально-пространственное образование общегородского значения, которую обрамляют памятники архитектуры: Бородинский мост и здание Киевского вокзала. С юга пространство включает в свою композицию водное зеркало реки, крутой откос противоположного берега с жилым домом и предполагаемым для воссоздания храмом Рождества Богородицы на Ростовской набережной.

Формирование площади Европы предусматривает коренную реорганизацию системы транспорта, освобождение от него центральной части площади, прилегающей к реке, создание крупного озелененного пространства с устройством искусственного ландшафта, портера с фонтанами-каскадами, фонтаном-памятником, декоративно-художественными решетками, малыми формами.

Авторский коллектив: 
Ю.П.Платонов — руководитель проекта, 
архитекторы А.В.Кузьмин, Д.А.Метаньев, И.В.Дианова-Клокова, А.В.Тасалов,
 скульптор Оливье Стребель, инженеры С.Ф.Панкина, С.В.Угринович, В.К.Екимов, Ю.А.Пономарев, консультант проекта от МИД А.В.Брегадзе, архитектурные решения, компьютерная графика, демонстрационные материалы — архитекторы Е.И.Емельяненко, М.В.Лазарев, городской дизайн — архитектор И.А.Воскресенский, транспорт — инженеры В.Н.Архипова, Ю.В.Коротков, С.Г.Чуверина, архитектурное освещение — инженеры Е.В.Лирина, А.С.Букатов, технологические решения — А.Пономарев, М.Ю.Катичкин, А.В.Харихин, подземные помещения — инженер Л.В.Белкина, пешеходные переходы — инженер Н.Ф.Кургузиков, инженерные оборудование и системы — инженер Е.А.Герасимова, инженерные сети и организация рельефа — инженер Л.А.Потемкина; охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования — А.В.Чанкина, конструкции — инженеры Д.К.Шепелев, Т.А.Родионова, благоустройство и озеленение – архитектор Г.Н.Носкова, противопожарные мероприятия — А.Н.Плотников, организация строительства — М.Я.Кейлина, сметная документация — Т.В.Смирнова.