Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство и планировочное своеобразие
Б.М.Нарбаев, начальник мастерской № 35 Юго-Западного округа НИиПИ Генплана Москвы

Русская линия

№ 5 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
Устойчивое развитие городовРоссии 

А.М.Младковская
Реконструкция площади Тверской заставы 

Н.Е.Гиговская
Инженер Лагутенко 

А.М.Журавлев
Новый жилой комплекс у Воронцовских прудов 

Б.М.Нарбаев
Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство 
и планировочное своеобразие 


А.М.Михайлова
Три работы Мосинжпроекта 

О.А.Смолякова
Праздничное оформление предвоенной Москвы 

И.В.Стогова
К выставке «Подземный рай пролетариата» 

Н.Г.Николаева
Торговый центр на Рублевском шоссе 

А.М.Мишина
Лоскутные картины Татьяны Гнедовской 

REHAU AG+Co в строительной отрасли России.
Работа на будущее

Основные направления развития Генплана перманентно реализовывались на стадиях проектных проработок институтом Генплана Москвы и подведомственными проектными институтами Москомархитектуры. Бурное развитие во второй половине XX века массового жилищного строительства с комплексами культурно-бытового и инженерно-транспортного обеспечения вызвало ускоренные темпы роста домостроительных комбинатов и дальнейшую детализацию Генплана Москвы. В 1974–1975 годы на основе Генплана 1971 года были разработаны планы восьми планировочных зон столицы.

Границы Юго-Западной планировочной зоны обозначались с севера трассой 3-го кольца, с востока — Варшавским шоссе, с юга — МКАД, а с запада — Мичуринским проспектом. Работа выполнена авторским коллективом: архитекторы Е.Б.Большакова, С.Н.Доброхотова, Н.А.Смирнова, инженеры З.И.Бабкина, Р.М.Данилова, А.П.Гудкова, Н.А.Князева, М.Н.Заневская, Е.Я.Шугнин, Т.В.Чувелева. Эта обширная территория (12670 га) включает в себя части нынешнего Западного и Южного округов и полностью Юго-Западный до МКАД. Население составляло 1175 тысяч человек. В проектируемую территорию входили часть общественного центра в районе МГУ и вся территория нынешнего Юго-Западного округа со стороны Павелецко-Курской железной дороги. Структура зоны формировалась из четырех планировочных районов: Октябрьского на западе, Черемушкинского в центре, Ясеневского на юге и Чертановского на востоке.

Для определения более четкой градостроительной и планировочной структуры были выделены основные транспортные магистрали. Две скоростные: Теплый стан — Владычино и Татарово — Бирюлево и четыре городские магистрали: проспект Вернадского, Профсоюзная улица, Севастопольский проспект, магистраль Рублево — Бирюлево. Центры планировочной зоны располагались по трассе улицы Гарибальди до Севастопольского проспекта и по улице Миклухо-Маклая до Битцевского парка. Интенсивное развитие города по радиальному направлению, создание поперечных связей и формирование на них общественных центров было направлено на уравновешивание нагрузок внутри планировочных зон.

К началу разработки нового Генплана Москвы (1985–1990) Западная планировочная зона имела четыре планировочных района, состоящих из двадцати одного жилого района со своими центрами обслуживания и промышленно-коммунальными территориями, выделенными обособленно от жилых образований. Имея четкую градостроительную программу, проектные организации ГлавАПУ Мосгорисполкома во главе с ГУП НИиПИ Генплана Москвы вели интенсивное проектирование на основе хорошего территориального и инженерного обеспечения, благоприятных природно-климатических условий расположения зоны по отношению к городу.

В конце 1960-х — первой половине 1970-х годов были разработаны эскизные проекты застроек и проекты детальных планировок на все новые кварталы, микрорайоны и жилые районы Юго-Запада. В мастерских Моспроекта-1 под руководством Я.Б.Белопольского велась застройка районов Новых Черемушек (кварталы 11, 12, 13 и 14). ГУП НИиПИ Генплана Москвы к этому времени готовил новые территории под массовое жилое строительство в районах Новых Черемушек. Застройка кварталов 9С, 11 и 12 была экспериментальной (комплексное освоение территории с инженерным и культурно-бытовым обслуживанием как на микрорайонном уровне, так и на уровне жилого района). Достижением являлось создание в составе дворового пространства сада с малыми архитектурными формами и формирование линейного благоустройства (бульвары, скверы и озелененные курдонеры) вдоль жилых улиц на границах между кварталами. Так были созданы бульвары вдоль улиц Н.Черемушки, Гарибальди, Д.Ульянова, Винокурова, Шверника, Гримау. Территория кварталов составляла от 7 до 20 га.

На дальнейших стадиях проектирования и строительства с укрупнением масштаба элементов градостроительного модуля (типы жилых ломов, этажность) начали укрупняться и площади территорий, иногда без учета принятого модуля застройки. Например, площади кварталов 20–21, 22–24, 25–27, 37–38 выросли от 60–70 га до 100 га. В результате ухудшились транспортное обслуживание, пешеходная доступность до центров обслуживания. Усложнилась объемно-планировочная композиция жилых территорий, уменьшилась плотность застройки и соответственно изменились показатели градостроительной экономики. Мелкая сеть подъездных дорог (шириной 3,5 м) и крутые дорожные изгибы привели к созданию нехарактерного для столицы городского пространства.

И в последующие годы территории застройки новых районов продолжали укрупняться. Гиперувеличение границ новых районов с единственным градостроительным модулем формирования пространства (пятиэтажный дом) в какой-то степени было преодолено с переходом к застройке микрорайонов и жилых районов домами повышенной этажности (9–12 этажей). Это наблюдалось в Беляево-Богородском, Коньково-Деревлеве, Теплом Стане. Особое место заняло освоение обособленного планировочного района Ясенево.

Эскизные проекты застройки новых районов, градостроительная концепция определялись в стенах института Генплана Москвы. Например, «Проект планировки и архитектурно-планировочной организации Юго-Западной зоны Москвы» создавался в мастерской № 2 (начальник мастерской И.Г.Землячковский, главный инженер А.Д.Паничев). Здесь же разрабатывались эскизы застройки микрорайонов Беляево-Богородское, Коньково-Деревлево. Эти работы послужили основой при разработке проектов застройки в районных (магистральных) мастерских Моспроекта-1. На стадии проекта уже невозможно было изменить первоначально принятые градостроительные решения: Коньково-Деревлево (более 76 га), микрорайоны 1, 2, 3 Теплого Стана (100 га), микрорайоны 4, 5, 6, 7, 8 (130 га). Средняя величина территории микрорайонов Ясенево составила около 70 га.

Несмотря на четкую структуру с пересекающей осевой композицией, гипертрофированность объемно-пространственного решения микрорайонов и слабое использование особенностей рельефа местности создали общую рыхлость объемно-пространственной организации территории. Четкий план композиционного решения при его реализации не получил поддержки окружающего природно-ландшафтного своеобразия. Завершенные в настоящее время микрорайоны не дают ощущения городской среды. Нет точки отсчета, ее формирующей, особенно эта неуютность усиливается зимой. Застройка гигантской эспланады общественного центра (длиной более 4 км и шириной 300 м), обращенного на Битцевский лесопарк, окончательно определила необходимость нового подхода к формированию городской среды: создание доступных пешеходам пространств, соизмеримых человеку объемно-планировочных решений.

В целях более четкой проработки принятых Генпланом 1971 года градостроительных, планировочных и инженерных инфраструктур в новых районах массового строительства, а также для координации проектного этапа с этапом застройки в мастерских Моспроекта-1 были созданы планировочные бригады. В начале 1970-х годов такая бригада успешно работала в мастерской № 11 (авторский коллектив: руководитель Я.Б.Белопольский, архитекторы В.И.Хавин, Р.Г.Кананин, Л.В.Долинин, С.С.Ораевская, И.Н.Конюкова, М.Л.Ташаева, М.В.Дубровина, Ф.М.Гажевский, Кравчук, Ю.Я.Равкин, Б.М.Нарбаев, Н.В.Лютомский, инженеры-экономисты Н.И.Давид, М.Г.Каргина, М.Г.Гарбузова).

Интенсивная работа по освоению новых резервных территорий за МКАД, проводимая авторским коллективом планировочных бригад Моспроекта-1 и ГУП НИиПИ Генплана Москвы в юго-западном направлении проводилась с 1974 по 1985 год. За это время было выпущено ЦДЛ жилого района «Чоботы», генеральный план резервной территории Северного и Южного Бутова. Определены общие градостроительные параметры территории, объемы ожидаемого жилищного строительства, местоположение головных инженерных сооружений. Авторами совместной работы от института Генплана Москвы были А.А.Каиров, А.Г.Шабельников, О.П.Погорелко, от Моспроекта-1 тот же авторский коллектив планировочной бригады мастерской № 11.

Проект детальной планировки Северного Бутова велся параллельно с составлением генерального плана Южного Бутова. Присоединение обширной территории (около 2000 га) к Москве было намечено в Генплане 1971 года и в основных положениях развития Москвы на 1985–1990 годы. Коренной пересмотр концепции застройки резервных территорий начался в 1985–1987 годы в связи с новыми требованиями к освоению ценных московских земель. Проблема организации планировочными приемами объемно-пространственного образа жилой среды с применением разноэтажной застройки была с творческим вдохновением принята авторской группой мастерской «Юго-Запад».

Архитектурная общественность поддержала новый вариант застройки жилого района Северное Бутово (авторский коллектив мастерской №11 Моспроекта-1 под руководством Л.В.Вавакина, Ю.П.Григорьева и Я.Б.Белопольского, архитекторы Л.В.Долинин, Б.М.Нарбаев, И.Н.Конюкова, М.Л.Ташаева, М.В.Дубровина, инженеры-экономисты Н.И.Давид, З.М.Корнеева и Г.А.Симонова). Инженерный раздел выполнен институтом Мосинжпроект (инженеры М.А.Минькова, Т.А.Магомедова, Г.И.Рязанцев), транспортный раздел — ГУП НИиПИ Генплана Москвы (инженеры Ю.В.Коротков, Н.И.Белякова). При поиске композиции района максимально учтены объективные планировочные, ландшафтные особенности и существующие ограничения. Они во многом определили очередность строительства. Осуществлена блокировка разных по высоте блок-домов (4–9–12–14 и отдельных 22-этажных), примененная в застройке с целью получения сомасштабной человеку пространственной среды.

Район Северного Бутова рассчитан на проживание 90 тысяч человек и состоит из семи микрорайонов, функционально взаимосвязанных между собой. Стержнем композиции служит линейная система общегородского центра и парк, создаваемый в пойме реки Битцы (40 га). Неравномерная по площади территория микрорайонов, их разнокачественное расположение по отношению к существующим ландшафтам удачно развиты планировочными приемами. В этом смысле характерно архитектурно-пространственное решение микрорайонов 1 и 4. Композиция, внутренняя структура микрорайонов подчинены идее четких пешеходных связей между точками обслуживания, детскими учреждениями и зонами массового отдыха. С учетом этих требований предусмотрены внутренние пешеходные бульвары, имеющие связь с зоной отдыха и свободный доступ к дворовому пространству.

Учреждения торговли, быта, коммунальных услуг расположены в основном в нежилых первых этажах и пристроенных помещениях, но в проекте предусмотрены и отдельно стоящие учреждения, аптеки, продовольственные магазины, поликлиники и комбинированные центры обслуживания. Планировочная композиция микрорайона предполагает принцип условно замкнутого пространства, состоящего из разновысотных блок-домов, что позволяет создать уютные дворы, раскрытые в сторону юга — юго-востока. Во дворах разбиты скверы, игровые площадки для детей и спортплощадки.

Компактная структура жилого образования подчеркнута четкой организацией системы площадей общегородского центра и парковой зоны в пойме реки Битцы. Площади расположены вдоль пешеходного бульвара, ориентированного с севера на юг. В будущем композиция центра будет органично сливаться с другой системой центров Южного Бутова (вторая очередь строительства). Центральная часть Северного Бутова состоит из двух площадей. Одна из них расположена на южном склоне реки, между микрорайонами 1 и 4. Главным зданием здесь является культурно-досуговый центр «Народный дом». Торгово-пешеходная эспланада, идущая вдоль технической зоны метро, соединяет эту площадь с главной площадью, расположенной на северном склоне реки. На ней помещаются крупный универсальный магазин, выставочный зал, музыкальная школа, кинотеатр, а доминантой является высотное административное здание. Здесь предусмотрены станция метро и пересадка на наземный общественный транспорт, а также на поезда нового вида надземного метро, соединяющего Северное Бутово с Южным.

С этой центральной площади берет свое начало пешеходный бульвар, со стороны жилья насыщенный всевозможными учреждениями обслуживания на первых нежилых этажах и в отдельно стоящих объемах. На пересечении бульвара с Ботанической улицей организуется третья площадь.

Уникальная природная среда с живописной поймой реки Битцы, обустроенная искусственными прудами и велопешеходными дорожками, обогащенная архитектурно-пространственными силуэтами разноэтажной застройки, является особенностью Северного Бутова, своеобразным архитектурно-пространственным образом этого района.

В 1985 году авторский коллектив мастерской «Юго-Запад» (руководитель архитектор Б.М.Нарбаев, архитекторы И.Н.Конюкова, М.Л.Ташаева, М.В.Дубровина, В.Т.Ермолаев, инженеры-транспортники Л.А.Хохлова, Г.А.Кириллова, инженеры-экономисты Н.И.Давид, Э.В.Афанасьева, О.В.Райкова, Н.А.Седнина) разработал «Концепцию развития Юго-Западного административного округа в условиях рыночной экономики». Этот объемный градостроительный план выполнен в короткий срок в сложный период формирования нового взгляда на градостроительство. Новые условия проектирования определялись не директивными материалами административного характера, а экономической ситуацией в зарождающемся демократическом обществе. Так была создана «Концепция развития ЮЗАО в условиях рыночной экономики».

В 1998–2000 годы мастерская № 35 ГУП НИиПИ Генплана, как и другие подразделения института, приступила к разработке нового «Градплана развития Юго-Западного административного округа», направленного на реализацию основных положений Генплана Москвы до 2010 и 2020 годов. Этот документ, определивший направления жилищного, культурно-бытового, промышленно-коммунального, ландшафтного и инженерного развития округа, является регулятивным и постоянно уточняется с учетом новых требований социально-экономического характера для данного округа. На стадии создания проектов планировки жилых микрорайонов, промышленных зон, природных комплексов или примагистральных территорий «Градплан развития ЮЗАО» позволяет внести все необходимые дополнения.

В результате всестороннего градостроительного анализа территории ЮЗАО были выявлены новые возможности в строительстве жилья, культурно-бытовых и коммунально-промышленных сооружений. Включение в зону новостроек Москвы районов Северного, Южного Бутова и территории, расположенной вблизи милицейского поселка, позволило выявить потенциальные возможности для строительства более двух миллионов квадратных метров жилья.

Одновременно с «Градпланом развития ЮЗАО» мастерская вела работу по проекту детальной планировки Южного Бутова, определив объемы жилищного и культурно-бытового строительства, инженерную инфраструктуру развития Москвы в сторону Юго-Запада. Реализация этого направления позволяет городу освоить новую, весьма значительную территорию — более двух тысяч гектаров, включая промкоммунальную зону Щербинка. Так был создан проект детальной планировки жилого района Южного Бутова, определено градостроительное зонирование с учетом природоохранных, планировочных, экологических требований.

После заключения независимой экологической экспертизы на разные варианты застройки Южного Бутова установлено, что существующий ландшафт в перспективе может без ухудшения экологии района выдержать «градостроительное давление», равное новому расселению, определенному генсхемой южного клина. С учетом этой рекомендации в проекте применены разноэтажные типы домов новых поколений, в микрорайонах предусмотрены все виды социального, культурно-бытового, коммунального и инженерного обслуживания. Комплексность застройки и сроки строительства контролируются Правительством Москвы, что позволило за короткое время начать освоение территории микрорайонов 1, 2 и 3.

Структура жилого района Южное Бутово делится на 5 крупных планировочных образований. Первый — традиционный жилой массив — имеет центры обслуживания районного и общегородского значения, состоит из шести микрорайонов, расположенных линейно, вдоль границы шумового и природоохранного воздействия.

Второе планировочное образование — жилые кварталы малоэтажной и коттеджной застройки — также размещено линейно, вдоль границы города Москвы до охранной зоны речки Чечера.
Оба разделены на компактные жилые комплексы с территорией от 20 до 40 га с собственными торговыми и общественными центрами. Все они выходят на городскую магистраль, которая имеет удобную связь с планировочными центрами, расположенными в плотной многоэтажной застройке микрорайонов 1, 2 и 3. В этом центре (бульвар Адмирала Ушакова) проектом предусмотрена станция метрополитена.
Третье планировочное образование — это коммунальные, производственные и административно-деловые районы. Они равномерно (с учетом равнодоступности для проживающего населения новых районов) расположены по всей территории многофункционального жилого образования. В них запроектированы учреждения обслуживания, головные инженерные сооружения, многоэтажные гаражи.

Четвертое планировочное образование — охранные зоны малых рек, памятников архитектуры и существующих лесных массивов. После завершения строительства эти обширные территории (около 140 га, включая существующие водоемы) станут живительным источником оздоровления городской среды. К ним присоединятся и озелененные участки коттеджного поселка Потапово, жилых комплексов и микрорайонов. Пятое планировочное образование — крупная промышленно-коммунальная зона Южного Бутова между старой автодорогой Москва — Щербинка — Подольск и железной дорогой Курского направления.

В застройке Северного и Южного Бутова сохранены русла существующих малых рек Битца, Гвоздянка и Чечера, а также абрисы неглубоких оврагов. Они являются композиционным стержнем планировочной структуры обширного жилого образования. После соответствующего благоустройства, как задумано в проекте, будет сформирована парковая зона Южного Бутова. Население окраины Москвы получит прекрасное место отдыха в центре жилых микрорайонов — площадью более 160 га, с семью прудами, спортивной зоной и зоной пассивного и активного отдыха.

Материал подготовлен при участии технического отдела ГУП НИиПИ Генплана Москвы