Реконструкция площади Тверской заставы
А.М.Младковская

Русская линия

№ 5 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
Устойчивое развитие городовРоссии 

А.М.Младковская
Реконструкция площади Тверской заставы 

Н.Е.Гиговская
Инженер Лагутенко 

А.М.Журавлев
Новый жилой комплекс у Воронцовских прудов 

Б.М.Нарбаев
Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство 
и планировочное своеобразие 


А.М.Михайлова
Три работы Мосинжпроекта 

О.А.Смолякова
Праздничное оформление предвоенной Москвы 

И.В.Стогова
К выставке «Подземный рай пролетариата» 

Н.Г.Николаева
Торговый центр на Рублевском шоссе 

А.М.Мишина
Лоскутные картины Татьяны Гнедовской 

REHAU AG+Co в строительной отрасли России.
Работа на будущее

Белорусский вокзал — единственные железнодорожные «ворота» столицы, открывающиеся непосредственно на центральную магистраль Москвы, которая выходит к ансамблю Кремля. Старая площадь Белорусского вокзала (теперь Тверской заставы), переполненная людскими и транспортными потоками, давно нуждается в серьезной реконструкции. Соответствующие постановления Московского Правительства были опубликованы в 1995 и 1996 годах, весной нынешнего года завершился закрытый конкурс на «Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение площади Тверской заставы», 

в котором приняли участие несколько авторских коллективов. Проекты трех из них — МНИИП, РААСН и ЦНИИП Градостроительства — признаны отвечающими условиям конкурса и отправлены на доработку.

Предложение Моспромпроекта не вошло в число выбранных жюри, но Общественным советом при мэре Москвы одобрена и утверждена разработанная этим коллективом архитектурная концепция подземного пространства. 
Это многоэтажная подземная автостоянка с торговыми помещениями, которая разместится на участке, непосредственно примыкающем к вокзалу, над станцией метро «Белорусская»-радиальная на площади 8100 м2.

Объект должен функционировать в условиях существующего движения транспорта, вписываясь 
в него своими въездами-выездами, а первый подземный этаж проектируемой автостоянки будет отдан пешеходам для передвижения по площади. 
На кровле подземного сооружения разместится наземная автостоянка на 77 машино-мест. 
При разработке проекта необходимо было учитывать и перспективную транспортную схему, 
в частности проектируемый тоннель.

Объем подземного сооружения представляет собой три подземных уровня и часть цокольного этажа. Первый подземный этаж, помимо пешеходных путей и связей с вокзалом, метро и улицами, будет использован для размещения торговых и прочих точек обслуживания населения (площадь торговых помещений — 6 145 м2). 
Два нижних этажа предназначены для стоянок легковых автомобилей на 295–371 машино-мест 
(в зависимости от инженерного обеспечения) общей площадью 12 523 м2.

Въезд и выезд осуществляются по двум спаренным круглым рампам, надземная часть которых является композиционным центром проектного решения. Для минимального вмешательства в сложившуюся историческую городскую среду надземный объем нового строительства ограничен рампами с эксплуатируемой кровлей и прозрачной пирамидой над торговыми помещениями верхнего подземного этажа.

Архитектурная концепция предусматривает функциональные зоны светового оформления площади Тверской заставы: транспортных потоков и надземной части автостоянки, наземного пешеходного уровня с акцентом на стеклянную пирамиду. Цветовое решение объекта должно сочетаться со спокойным колоритом окружающей застройки — зданием Белорусского вокзала (мощение) и гранитными блоками облицовки Ленинградского путепровода. Вертикальные коммуникации, выходящие наружу, предлагается облицевать зеркальными металлическими пластинами. Пешеходная зона будет благоустроена газонами, цветниками, декоративным фонтаном, малыми архитектурными формами. 
Авторский коллектив: Я.Д.Мухамедханов (руководитель), И.Г.Малоян, А.В.Репетий (ГАПы), архитекторы А.Я.Мухамедханова, Е.А.Панина, И.Н.Румянцева, инженеры Л.А.Засорина, Д.А.Морозов. Заказчик и застройщик объекта — ООО «Автолайн — Тверская застава», подрядчик — «Мосметстрой».