Устойчивое развитие городов России
А.П.Кудрявцев, президент РААСН 

Русская линия

№ 5 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

А.П.Кудрявцев
Устойчивое развитие городовРоссии 

А.М.Младковская
Реконструкция площади Тверской заставы 

Н.Е.Гиговская
Инженер Лагутенко 

А.М.Журавлев
Новый жилой комплекс у Воронцовских прудов 

Б.М.Нарбаев
Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство 
и планировочное своеобразие 


А.М.Михайлова
Три работы Мосинжпроекта 

О.А.Смолякова
Праздничное оформление предвоенной Москвы 

И.В.Стогова
К выставке «Подземный рай пролетариата» 

Н.Г.Николаева
Торговый центр на Рублевском шоссе 

А.М.Мишина
Лоскутные картины Татьяны Гнедовской 

REHAU AG+Co в строительной отрасли России.
Работа на будущее

Этим летом в Москве в Государственном Кремлевском дворце состоялось Всероссийское совещание «Обеспечение устойчивого развития городов России». С приветствием к участникам совещания выступили Председатель Правительства Российской Федерации М.М.Касьянов, Генеральный секретарь ООН Кофи Анан. В докладах Председателя Госстроя России А.Ш.Шамузафарова, Исполнительного директора Программы ООН по населенным пунктам (ООН — Хабитат) А.К.Тибайджуки, других выступающих были раскрыты актуальные проблемы управления городами и их развития, охраны окружающей среды и безопасности среды обитания, международного сотрудничества в стратегическом планировании и разработке комплексных проектов. Прозвучал на этом совещании и доклад президента РААСН А.П.Кудрявцева «Устойчивое развитие как фактор создания безопасной и комфортной среды жизнедеятельности». Предлагаем его нашим читателям в изложении.

Устойчивое развитие — это, прежде всего, обеспечение гармоничного равновесия сообщества людей и планеты Земля. Сохранение первозданности природы, ее очищение от разрушительного техногенного вмешательства, ее возвращение в город — императив XXI века и важнейший критерий правильности многих наших действий. Устойчивое развитие предполагает положительное отношение к Земле, природе, человеку, а это возможно только на основе формирования культуры, ориентированной на развитие на всех уровнях: от поведения отдельного человека до принятия решений государственной значимости.

Опыт показывает, что необходимо максимально использовать исторические уроки освоения человеком территорий, расселения людей в соответствии с традициями. На протяжении многих веков российское градостроительство было неразрывно связано с социально-экономической деятельностью. Архитектура и градостроительство в России развивались как органическое единство, сложившееся в эпоху расцвета строительного искусства. В связи с этим возрастает культуросодержащая и воспитательная роль зодчества, значение охраны культурного и архитектурного наследия, исторически сложившейся среды и системы расселения.

Градостроительство и в исторической перспективе, и в периоды реформ выступает системообразующей составляющей, обеспечивающей связь деятельности человека с землей. Уроки истории свидетельствуют о неразрывности управления развитием города и территорий. Опыт последнего десятилетия показал, что для устойчивости развития не просто городов, а общества в целом опасно разделение органов регулирования землепользования и архитектуры. Введение Градостроительного кодекса (1998 год) стало началом новой фазы взаимодействия земли и градостроительства.

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на благоприятную среду обитания, жилище и все формы социального обслуживания, что и составляет предмет планировки и застройки городов и населенных мест. Но градостроительство в Основном Законе РФ не является предметом совместного ведения федеральной власти и субъектов Федерации. В будущем в Конституцию РФ желательно включить ряд дополнений. Градостроительство должно войти в перечень предметов совместного ведения федеральных органов власти и субъектов Федерации, что устраняет опасность правового партикуляризма (отсутствия единого правового поля) и легализует разработку и реализацию федеральных и всех прочих программ содействия градостроительству.

Необходимо в большей мере передать в муниципальное управление права собственности на городскую землю и недвижимость, что открывает для городских властей право и возможность распоряжаться собственностью в пределах своих образований, стимулирует проведение ими собственной градостроительно-экономической политики, гарантирует повышение эффективности управления местным имуществом.

Основная задача в области развития собственно градостроительства — расширение правовых форм управления этой сферой на базе применения и совершенствования Градостроительного кодекса. Очень важно и принятие всех необходимых законов прямого действия на федеральном, региональном и местном уровнях. 
К сожалению, в последнее время со стороны Минимущества России предпринимаются попытки внести изменения в Градостроительный кодекс РФ, которые могут привести к утрате градостроительства как базовой отрасли деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие городов. Полагаю, что в итоговом документе нашего совещания мы должны отметить недопустимость подобных односторонних действий в сложнейшей междисциплинарной проблеме.

+ + +

На пути устойчивого развития городов имеется ряд важнейших препятствий, которые могут быть определены как результат непродуманного антропогенного и техногенного воздействия на природную среду. Они вызваны пренебрежительным отношением к инфраструктуре городов, недостаточно финансируемой. Уже сегодня известно, что баланс затрат на предотвращение катастроф и ликвидацию их последствий разнится на порядок. С другой стороны, возрастают возможные последствия социальной напряженности, особенно сильно проявляющиеся в городах, когда протест отдельных социальных слоев или групп может нанести ущерб или вызвать катастрофу для значительной части населения крупного мегаполиса. Крайним проявлением этого являются злой умысел и терроризм.

Поэтому надо разрабатывать новые концепции развития инфраструктуры городов, позволяющие потреблять существенно меньшее, чем в настоящее время, количество энергии (нефти, газа, твердого топлива) и других природных ресурсов как для эксплуатации городов, так и при возведении зданий. В этом случае нагрузка и на инфраструктуру и на природную среду будет значительно легче, что положительно скажется на экологической обстановке и здоровье горожан. Технические примеры, охватывающие все стороны жизни города, имеются. Подчеркну, что речь идет не об энергоэффективности, а сокращении потребления энергии в несколько раз.

Необходимо по-новому подойти к планировке городов. Используя имеющиеся в мире информационные технологии, а также подобный опыт в Санкт-Петербурге, начать разрабатывать стратегические планы, которые станут фундаментом для создания генпланов городов. А целью должно быть развитие человека. Все возрастающие потребности людей в условиях, ориентированных на устойчивое развитие, обеспечиваются соответствующими зданиями, сооружениями, прежде всего жилищем. Обыденность проблемы обеспеченности жильем не должна заслонять в массовом сознании весьма важного обстоятельства — здания и сооружения обеспечивают безопасность, надежность, долговечность и комфортные условия для жителей и посетителей.

А это достигается благодаря существующей системе нормирования, вобравшей в себя многолетний опыт предшествующих поколений инженеров и ученых. В СССР, правопреемником которого является Россия, была создана одна из лучших в мире систем строительного нормирования. Некоторые страны, не желая затрачивать собственные средства, даже превращали российские СНиПы в свои национальные стандарты. Российская строительная система нормирования охватывает все системы жизнеобеспечения в городе, включая жилые и общественные здания, здания системы социального обслуживания, транспортные магистрали, тепло- и энергоснабжение, водопровод, водоотведение и другие элементы инженерной инфраструктуры города. Кроме того, эта же система нормирования обеспечивает нормальные комфортные условия развития человека.

Социально-экономическими условиями определяются исходные требования к зданиям (количество квадратных метров на человека и прочее). Однако выполнение этих требований может быть осуществлено через имеющуюся систему нормирования, которая должна развиваться, а контроль над ее исполнением должен быть ужесточен (особенно в условиях рыночных отношений). Государственные нормы — основа защиты прав потребителей, которыми являются все жители страны.

+ + +

Жилая среда по существу — знак устойчивого развития общества. Сохранение и обновление жилищного фонда в России требует его модернизации и реконструкции. Основными объектами реконструкции являются районы исторической застройки, дома, морально устаревшие по архитектурно-планировочным и техническим параметрам, треть которых имеют физический износ более 30%, дома первых массовых серий серой и однообразной архитектуры, где важнейшей проблемой к тому же является решение вопросов энергосбережения.

За последнее десятилетие прошедшего столетия произошли значительные изменения в жилищном строительстве России. На практике стал применяться максимально широкий в стилевом, архитектурно-планировочном и архитектурно-техническом отношениях спектр решений жилых комплексов. Идет активное освоение новейших строительных материалов. Характерной особенностью периода является переход к разноэтажной жилой застройке, обеспечивающей высокую плотность, а также художественную выразительность. Появилось так называемое коммерческое жилье, отличающееся повышенным комфортом квартир и новой планировочной структурой. Новой тенденцией стало малоэтажное жилищное строительство в пригородной зоне городов, в условиях реконструкции существующей жилой застройки. Необходимость высотного жилищного строительства вообще сейчас стоит под вопросом, тем более что в России потребности в его применении нет. Приоритеты устойчивого развития уже определяются близостью жилья к земле, воде, лесу, парку, словом — живой природе.

Перспективное жилищное строительство немыслимо без дальнейшего совершенствования законодательно-правовой и нормативной базы. Для проведения широкомасштабной программы обновления жилищного фонда требуется внести ряд решительных дополнений и изменений в Градостроительный, Жилищный и Гражданский кодексы. Целесообразно разработать и ввести в действие новый закон «О реконструкции жилых зданий». Это даст возможность исключить конфликтные моменты в процессе проведения реконструкции застройки между органами исполнительной власти, застройщиками и жителями, повысит устойчивость городских структур и привлечет жителей к соучастию в городском строительстве — характерной черте демократического сообщества.

+ + +

Основным условием устойчивого развития является безопасность материально-пространственной среды жизнедеятельности человека и общества. В законе Российской Федерации «О безопасности» сказано: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В русле рассматриваемых проблем это, очевидно, вопросы обеспечения безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения. Первая задача при этом — обеспечение системности при рассмотрении надежности и безопасности зданий и сооружений, экологической безопасности окружающей среды, безопасности объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и еще недостаточно изученного фактора — психологического воздействия среды обитания на поведение и культуру человека.

Вторая крупномасштабная проблема состоит в том, что значительная часть жилых, общественных и производственных зданий находится в состоянии, не безопасном для пребывания в них людей. Это, прежде всего, здания в сейсмических районах, построенные по старым нормам без учета существенно повысившегося в последнее десятилетие уровня сейсмичности. Это здания, расположенные на территориях с резко повысившимся уровнем грунтовых вод, с затопленными или периодически затопляемыми подвалами. Повышенную опасность представляют уже упоминавшиеся жилые здания первых массовых серий, капитально не ремонтировавшиеся в течение 35–40 лет. В сложнейшем состоянии находятся здания, построенные на вечно мерзлых грунтах (из-за происходящих изменений уровня мерзлоты происходит разрушение свайных оснований, ведущее к потере устойчивости зданий).

Необходимо срочное натурное обследование состояния застройки городов и сельских поселений страны, конструкций зданий, инженерных систем, оборудования, параметров внутренней и внешней среды, оснований, сетей и коммуникаций, их обязательная паспортизация и создание системы постоянного мониторинга. Проблема безопасности жилой среды должна стать одним из приоритетных направлений архитектурно-строительной науки.

+ + +

Исключительное значение в обеспечении безопасности среды жизнедеятельности человека приобретает разработка принципов современного нормирования и обеспечение контроля над соблюдением и реализацией норм и стандартов как правовых механизмов регулирования проектно-строительной деятельности. Деятельность «Хабитат» и других международных сообществ по существу стала международной школой обеспечения качества жилой среды, в которой синтезируется опыт разных стран, в том числе СССР — России. 

Очевидно, использование международного опыта, механизмов сотрудничества и интеграция России в мировое сообщество могут способствовать выработке национальной системы норм с учетом опыта и практики других стран. Эта работа обеспечит определение параметров среды жизнедеятельности XXI века, основанных на возвращении природы человеку, реконструкции ветхой и аварийной застройки, доступности жилья различным категориям населения, соблюдении требований экологии и безопасности. События 11 сентября 2001 года, пожар на Останкинской телебашне продемонстрировали миру остроту и актуальность проблем защиты людей, необходимость пристального внимания ученых к строительству с соблюдением всех требований, обеспечивающих защиту и сохранение жизни людей.
В последние годы в связи с общей социально-экономической и политико-административной ситуацией в стране произошло сокращение объема разработки и корректировки нормативной документации. Важнейшей функцией государства и всех уровней управления и регулирования архитектурно-строительной деятельности в условиях множественности ее субъектов является контроль над соблюдением норм как средства обеспечения безопасности, минимального комфорта и доступности среды жизнедеятельности. 

С этой позиции недопустим отказ от централизованной системы разработки, утверждения и корректировки норм на федеральном уровне и согласования региональных норм с федеральным органом. Мы категорически против проекта Федерального закона «Об основах технического регулирования в Российской Федерации», принятие которого приведет к тяжелейшим для страны последствиям. Глубоко ошибочна концепция Закона, определенная статьями прямого действия:
— принцип добровольности соблюдения норм и стандартов (такого нет ни в одной стране мира),
— разработка технических регламентов любым лицом (то есть без должной научной, экспериментальной и испытательной базы).

Закон должен исходить из определенной Конституцией России ответственности Государства за обеспечение безопасной и благоприятной жизнедеятельности граждан. При этом должна быть сохранена действующая система государственного технического регулирования двумя федеральными органами: Госстандартом России (по продукции производственно-технического назначения и предметам потребительского рынка) и Госстроем России (по проблемам строительства и градостроительства).

Российская академия архитектуры и строительных наук, обладающая мощным научным потенциалом, готова совместно с Госстроем России и Союзом архитекторов участвовать в разработке программ и методов обеспечения устойчивого развития российских городов и систем расселения Российской Федерации в целом. А также в совершенствовании методологии разработки норм проектирования как правового механизма регулирования профессиональной деятельности и повышения потребительских и эстетических качеств среды жизнедеятельности, в экспертной деятельности и других мероприятиях.
Сегодня определяются общие приоритеты становления России XXI века. Как никогда необходимой становится осмысленная система действий в «обустройстве нашей страны». «Национальная доктрина градостроительства России» должна опираться на основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента, Градостроительной хартии стран СНГ, материалы сегодняшнего совещания и, наверное, формулу мироздания крупнейшего немецкого философа XX века Мартина Хайдегера — «небо, земля, человек и боги».

Может быть, это несколько поэтичная, но точно определенная цель, к которой мы должны стремиться в утверждении устойчивого развития городов России.