Не хватает 29 страницы
лась несколькими десятилетиями позже, а тогда
официально находилась в ближнем Подмосковье и
имела соответствующее название: «Ближняя дача».
Речь идет о даче И. В. Сталина в местечке
Волынское близ Кунцева. Долгое время этот объект
по вполне понятным причинам не был доступен
специалистам. Сейчас, когда все большее внимание
историков привлекает период правления Сталина,
сделано несколько документальных фильмов о том
времени. Наряду с людьми, «героем» этих лент
стала и сталинская дача. У нас есть возможность
сказать несколько слов об ее архитектуре.
Дача представляет собой крупный двухэтажный
объем, стоящий в глубине обширного лесного
участка. Собственно говоря, в понятие «дача»
входил не только главный дом, но и целый ряд
объектов различного назначения, расположенных
на территории, - парковых сооружений,
хозяйственных построек, помещений для охраны. Да
и дачей весь этот комплекс назывался скорее по
традиции - в основном, благодаря его
местоположению в озелененном пригороде. С точки
же зрения типологии перед Мержановым стояла
весьма непростая задача: сделать так, чтобы новая
постройка стала бы одновременно и местом отдыха,
и системой рабочих кабинетов, и своеобразным
правительственным «штабом». Задача осложнялась
тем, что хозяином этого многофункционального
комплекса должен был стать не обычный человек, а
политический лидер тогдашнего СССР, известный
своей жесткостью и непредсказуемостью. Важно
отметить и то, что ко времени проектирования
дачного комплекса личное знакомство Сталина с
Мержановым еще не состоялось.
Тем не менее многие прямые и косвенные факты
говорят о том, что Сталину дача понравилась. Вход
в нее архитектор расположил с парковой стороны,
противоположной главной въездной дороге.
Большой зал, предназначенный для проведения
заседаний, и хозяйственные помещения
ориентированы в сторону дороги, а жилые комнаты,
в том числе спальня Сталина, - обращены к парку.
Сюда же, в зелень вековых сосен, выходит и
остекленная веранда, которая, по воспоминаниям
очевидцев, пользовалась особой любовью вождя.
Первоначально здание было одноэтажным1, а на его
крыше архитектор разместил солярий, удостоенный
лестных эпитетов в книге «Двадцать писем к
другу» дочери Сталина Светланы Аллилуевой,
бывшей во время строительства дачи маленькой
девочкой2. Блок питания, отнесенный на
довольно-таки далекое расстояние от главных
помещений, соединяется с ними посредством
длинного крытого коридора-перехода.
Архитектурное решение фасадов и интерьеров
выполнено с помощью достаточно простых средств,
что не лишило здание выразительности. Некоторой
монументальности фасада, в архитектуре которого
главная роль отведена теме стены с большим
числом профилей и оконных проемов,
противопоставлена веранда, значительная площадь
остекления которой делает ее похожей на некий
светлый кристалл, чудесным образом возникший из
тела дачи. Парадный вход представляет собой нишу
с размещенным в ней портиком дорического ордера.
Спаренные полуколонны держат простой, но изящный
антаблемент, завершенный аттиком. В холле и
коридорах архитектор применил излюбленную тему
филенок на стенах. Большой зал и некоторые другие
помещения характерны кессонированным потолком -
этот прием встречается в постройках Мержанова на
протяжении всей его творческой жизни. Цветовое
решение комплекса - зеленые фасады,
желто-коричневые интерьеры - практически
полностью сохранилось до нашего времени. По
эскизам Мержанов выполнены многочисленные
люстры и бра, которые, подчеркивая определенную
интимность, свойственную объекту подобного
жанра, одновременно придают интерьеру дачи еле
уловимое ощущение парадности и даже некоторой
торжественности.
В дальнейшем Мержанов стал автором еще
нескольких дач для Сталина, построенных на
Черноморском побережье Кавказа. Таким образом,
кунцевская дача стала для архитектора
своеобразной «пробой пера» в жанре
проектирования загородных комплекса для первого
лица государства.
В 1936 году Мирону Мержанову поручается не менее
важная и ответственная задача - создание нового
архитектурного образа зала заседаний Верховного
Совета СССР в Большом Кремлевском дворце.
Собственно говоря, пространство зала к тому
времени уже сформировалось - в начале 1930-х годов
архитектор И. Иванов-Шиц объединил и полностью
перестроил для этих целей Андреевский и
Александровский залы дворца3. И, таким образом,
речь шла даже не о проекте интерьеров, а о
приспособлении помещения под нужды Верховного
Совета СССР, создаваемого вместо ВЦИКа.
Позднее М. И. Мержанов рассказывал членам своей
семьи о том, как проходила работа над этим
объектом. Во время проектирования очередной
правительственной дачи архитектор то и дело
слышал от Сталина реплики о необходимости
перестройки зала в Большом Кремлевском дворце
«для заседаний нашего парламента» - именно так
вождь назвал тогда Верховный Совет. На
осторожное предложение Мержанова рассмотреть
возможности перестройки для этой цели зала в
другом районе Москвы последовало сухое и твердое
возражение -никакой иной вариант, кроме Кремля,
не обсуждается.
Сталин одобрил основное цветовое сочетание
мебели в зале и президиуме - полированный орех и
зеленый сафьян, - но настоял на замене
натуральной кожи для обивки мебели на дерматин. В
ответ на сомнение архитектора по поводу высокой
стоимости американского дерматина Сталин сказал
фразу, которая хорошо запомнилась Мирону
Ивановичу: «Не в деньгах дело - это первый в
истории рабоче-крестьянский парламент».
И вот, незадолго до окончания работ на главной
трибуне появился большой, вырезанный из дерева
герб СССР. Очевидно, бронза в данном случае
считалась более «достойным» материалом для
эмблемы государства, и Сталин тут же высказал на
этот счет вопрос-сомнение. Мержанов начал
доказывать, что именно деревянный, а не бронзовый
герб будет лучше сочетаться с полированной
плоскостью трибуны. В ответ на это Сталин,
обращаясь к присутствовавшим здесь же членам
правительства, с нескрываемой усмешкой произнес
еще одну свою знаменитую фразу: «Ну что я могу
сделать? Раз Мержанов мне приказывает деревянный
герб, пусть будет деревянный».
В таком виде герб просуществовал до 1943 года.
Когда Мирон Иванович был репрессирован, первое,
что сделали чиновники хозотдела, - заменили
«неправильный» деревянный герб на «правильный»
бронзовый. В остальном же облик зала заседаний,
сформированный двумя архитекторами -
Ивановым-Шицем и Мержановым, -оставался
неизменным на протяжении шестидесяти лет.
В том же 1 936 году Мирон Иванович разработал
проект здания Института мировой литературы
имени Горького. Этот объект занимает особое
место в творчестве Мержанова, поскольку ему
больше никогда не приходилось иметь дело с
монументальными сооружениями такого рода. В
данном случае под словом «монументальный» мы
подразумеваем не
архитектурно-градостроительный масштаб
сооружения, а его идейно-политическое значение в
ансамбле Москвы как столицы страны победившего
социализма. В статье, тогда же опубликованной в
журнале «Архитектура СССР», можно прочесть такие
строки: «Институт займет одну из вершин
треугольника - Дворец Советов - Дом
Наркомтяжпрома - Институт мировой литературы»4.
Кстати, автором текста является сам Мирон
Мержанов, что тоже во многом показательно,
поскольку писал он мало и эта статья - одна из
немногих профессиональных публикаций во всей
его биографии.
Здание института должно было занять одну из
«золотых» точек московского рельефа -
юго-западный склон Швивой горки, ориентированный
к слиянию Москвы-реки и Яузы. Сегодня здесь
располагается известная московская постройка -
жилое высотное здание, построенное
архитекторами Д. Н. Чечулиным и А. К. Рост-ковским
на рубеже 1940-1950-х годов. Интересно сравнить этот
проект с предложением Мержанова.
В обоих случаях четко выделен центральный
объем, фланкируемый пониженными крыльями. Если
не считать круглой скульптуры, играющей и в том и
в другом случае значительную роль в формировании
облика фасада, сходства на этом и заканчиваются.
В варианте, опубликованном в «Архитектуре СССР»,
Мержанов ориентирует свое здание не на устье
Яузы, а располагает его почти параллельно
участку течения Москвы-реки несколько ниже
стрелки. Но любопытно, что годом позже, уже после
превращения ЦИКа в Верховный Совет СССР, Мирон
Иванович возвращается к этому проекту и
подвергает его принципиальной переработке. В
новом варианте здание обретает ориентацию
строго на точку слияния Москвы-реки и Яузы, а его
объемно-пространственная композиция
обогащается боковыми крыльями с изломами под 90°,
что позволяет будущему зданию более органично
вписаться в существующий природный участок.
Здание института так и не было построено, но
впоследствии Чечулин и Рост-ковский органично
развили тему, предложенную Мержановым, выполнив
план своей «высотки» в виде трилистника, который
с помощью боковых корпусов словно обнимает
пространство перед стрелкой.
Во второй половине 1 930-х годов Мирон Мержанов
продолжает выполнять разнообразные проекты по
заказам правительства. Среди них - дачи,
административные здания, санатории и дома отдыха
в окрестностях Москвы и на Северном Кавказе. Он
занимается созданием новых интерьеров в
кремлевских кабинетах, разрабатывает первые
эскизы высших государственных наград - «Золотой
Звезды Героя Советского Союза» и золотой медали
«Серп и Молот» для Героев Социалистического
Труда. Одновременно Мержанов назначается
руководителем архитектурно-планировочной
мастерской по проектированию Дворца Советов.
Учитывая объем, количество сотрудников, а также
особые права, которыми обладала эта мастерская,
она фактически являлась проектным институтом,
созданным для строительства не имеющего
аналогов здания в центре Москвы. По сути,
мастерская стала прототипом крупных институтов
экспериментального проектирования, появившихся
в Москве и других городах страны двумя
десятилетиями позже.
Мирон Иванович Мержанов был одним из первых
членов Союза архитекторов СССР, созданного в 1932
году. Спустя пять лет он стал секретарем Союза
архитекторов и одновременно - председателем
Архфонда СССР. В это время Архфондом
финансировались такие объекты, как
реконструкция подмосковного усадебного
ансамбля «Суханова» под Дом творчества
архитекторов, а также проектирование и
строительство новой части Дома архитектора в
Гранатном переулке.
Новый Дом архитектора, введенный в
эксплуатацию в феврале 1 941 года, - плод
совместного творчества трех авторов - А. В.
Бурова, А. В. Власова и М. И. Мержанова. При этом
Буров стал автором фасада, Власов - фойе и
зрительного зала, а Мержанов разработал общую
планировку здания и выполнил проект ресторана.
Заметим, кстати, что это здание в центре Москвы
полюбилось не только архитекторам, но и
представителям других творческих профессий -
художникам, писателям, композиторам,
журналистам, кинематографистам, театральным
деятелям. М. Я. Гинзбург писал: «Арх. М. И. Мержанов
интересно решил помещение ресторана. Принятый им
<...> стиль староанглийского интерьера или
райтовской жилой комнаты, с неизменным для этого
стиля большим камином и отделкой стен кирпичом и
де- • ревом, вполне уместен для ресторана,
создавая впечатление уюта и интимности»5.
К сожалению, в 2003 году ресторан,
просуществовавший в своем первоначальном виде
более шестидесяти лет, был полностью переделан.
По словам нынешней администрации Дома, это было
сделано «в целях дополнительного привлечения в
ресторан современной молодежи». Некоторым
утешением может служить то, что неизменными
остались колонны и что новый интерьер по сути
представляет собой фальш-стены и фальш-потолок,
выполненные поверх кирпичных стен и деревянного
кессонированного потолка, определявших
привычный облик ресторана.
Следующие «московские» страницы в биографии
Мирона Ивановича Мержанова стали трагическими,
поскольку оказались связанными с его арестом и
пребыванием в Лубянской и Сухановской тюрьмах.
Однако даже в эти годы ему удавалось
проектировать и строить: на Дальнем Востоке, в
Сибири, на Северном Кавказе - но только не в
Москве.
В столицу М. И. Мержанов возвратился лишь в 1 960
году и поселился на зимней даче в Болшеве,
незадолго до того построенной его сыном.
Несмотря на возраст, приближавшийся к 70-летней
отметке, Мирона Ивановича пригласили работать в
«Моспро-ект-2». К этому времени понятие «автор
проекта» практически полностью сменилось
словосочетанием «руководитель авторского
коллектива». В таком качестве Мирон Мержанов
разработал проекты двух крупных московских
комплексов: ВНИИ «Инструмент» на Большой
Семеновской улице и «Станкоим-порт» у станции
метро «Калужская». Оба объекта были реализованы
с отступлениями от проекта: «Станкоимпорт» в
процессе строительства лишился многих важных
аксессуаров, определяющих общее
объемно-пространственное решение комплекса и
пластику фасада, а у ВНИИ «Инструмента» и вовсе
не был построен многоэтажный корпус в виде башни,
что практически лишило ансамбль
градостроительной логики. Однако, несмотря на
все эти недостатки, в реализованных фрагментах
виден творческий почерк Мержанова, выработанный
им еще в первых объектах 1 920-х годов.
Последние три с половиной года Мирон Иванович
Мержанов жил в новом доме на небольшой улице
Немчинова, расположенной среди вековых деревьев
московского парка «Дубки». Свой жизненный путь
архитектор Мержанов завершил в Москве 1 3 декабря
1975 года. Похоронен он на Армянском кладбище, в
семейном захоронении, вместе с матерью Ольгой
Мартыновной и братьями - талантливым художником
Яковом Мержановым и известным журналистом
Мартыном Мержановым. Надгробие представляет
собой изящную стелу из белого мрамора с
факсимиле, символизирующим принадлежность к
творчеству многих представителей этой семьи.
1. Следует отметить, что второй этаж,
надстроенный в 1 943 году по проекту архитектора,
имени которого мы пока не знаем, являет собой
пример подлинного уважения к работе своего
коллеги по творческому цеху.
2. Аллилуева С. Двадцать писем к другу. М., 1990. С.
17-21.
3Во второй половине 1990-х годов залам был
возвращен первоначальный облик.
4. Архитектура СССР. 1936. № 12. С. 22-23.
5. Гинзбург М. Я. Московский дом архитектора
//Строительство Москвы. 1941. № 3. С. 5-1 1.