Дорога длиной в десятилетие
Заметки об архитектуре Москвы и Берлина 1990-х годов

М. Е. Маевская, архитектор

Русская линия

№ 4 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

С.В. Гавриленко:
Надо любить свой город

Н. Г. Егоров
Гаражное строительство в Москве

Н. Г. Глинянский
От проектов промышленных до религиозно-культовых

А.М.Михайлова
«Золотое сечение-2004»

Ю. А. Табунщиков, член-корреспондент РААСН
Здания высоких технологий: возможности современного строительства

Е. Б. Овсянникова, Д. Я. Суздальцева
Архитектор, мыслитель, художник

А. М. Мпадковская
Анатолий Михайлович Журавлев

С.Б.Мержанов
Сталинский архитекторМирон Иванович Мержанов

Концепция развития и аэропорта «Внуково»

Архитектурно-строительный калейдоскоп

М. Е. Маевская
Дорога длиной в десятилетие


Постимперский комплекс - общее наследие

Политические реформы рубежа 1 990-х годов и последующее десятилетие бурных изменений ъ жизни России и Германии создали к такому сопоставлению особый интерес. Помимо чисто внешнего изменения городской среды, дополнительной «изюминкой» стало отражение «имперской идеи» в сознании архитекторов и горожан Москвы и Берлина. Оба города в разные периоды были столицами больших и могущественных империй, что наложило свой отпечаток на все стороны городской жизни, в том числе и на архитектуру.

После разрушения в 1989 году Берлинской стены Берлин методично восстанавливал и развивал традиционно значимые для себя в архитектурном отношении места: «осовременивание» Рейхстага, конкурс на создание комплекса Министерства иностранных дел, Бундесканцелярии, Министерства внутренних дел. Строительство нового «дипломатического» квартала в районе Тиргартена является продолжением соперничества Берлина и Брюсселя, претендующих на роль крупнейшего дипломатического центра Европы.

В годы перестройки и Москва стремилась вступить в новые жизненные условия, сохраняя статус столицы великой державы. Московские архитекторы принялись интенсивно восстанавливать утраченные фрагменты исторической застройки. При этом приглашение иностранных мастеров являлось редким исключением.

В программе развития нового Берлина, напротив, была сделана ставка на «всемирность» и «интернационализм». Столица объединенной Германии широко открыла себя для деятельности иностранных архитекторов. По проектам А. Исодзаки, А. Росси, Н. Фостера, Р. Пиано, Ж. Нувеля, О. Унгерса, X. Яна и других сегодня здесь возведены как отдельные здания, так и целые кварталы. По определению В. Лампуньяни, одного из организаторов конкурса на застройку кварталов Западного Берлина вдоль Берлинской стены в конце 1 970-х - начале 1 980-х годов, архитектура должна отражать «социальное желание единообразия». Этот принцип означает «объединение» и «всеобщность», что необходимо для восстановления сильно разрушенной архитектурной ткани города.

Новый старый центр

«Уникальность центра, его исключительность по отношению ко всем остальным элементам города определяется не только тем, что он собирает в себе высшие образцы деятельности в различных областях, но и самой возможностью выбора типов поведения, видов деятельности, форм общения... С социально-психологической точки зрения получается так, что в человеческом сознании весь город оказывается представлен через образ его центра» (Гутнов А., /лазычев Л. Мир архитектуры. М.: Стройиздат).

В XX веке историческая застройка и Москвы и Берлина понесла большие потери. Множество уникальных сооружений, формирующих неповторимый и индивидуальный облик обеих столиц, было утрачено или уничтожено. Поэтому естественно, что с изменением политической ситуации интенсивные строительные работы развернулись прежде всего в их исторических центрах.

Постепенное вытеснение традиционных функций центра из городского исторического ядра присуще в той или иной степени большинству современных мегаполисов. В 1990-х годах данная проблема проявилась и в Москве при разработке нового масштабного проекта «Москва-Сити». По своей грандиозности это было сопоставимо со знаменитым районом Дефанс в Париже и реконструкцией доков Лондона в 1 980-1990-е годы. Но за десятилетие работы не удалось реализовать и пятой части всего проекта мастерской Б. Тхора: вместо «леса небоскребов» в излучине Москвы-реки к концу века стоял только весьма скромный по сравнению с общим замыслом мост «Багратион» с единственной высотной офисной башней. Однако сегодня есть надежда, что в новой моспроектовскои редакции проект «Москва-Сити» все-таки будет осуществлен.

В Берлине в силу специфических исторических причин произошло обратное: возвращение традиционно «центральных» функций в географический центр города. Так, комплекс Потсдамской площади возведен на месте ранее

Нет середины статьи стр. 46 и 47

В Москве же последних 10-15 лет архитектурные шутки и театрализация городской среды - явление скорее исключительное. Кроме отдельных памятников - принцессе Турандот на Арбате и Пушкину с Натали у Никитских ворот, -театральности в малых формах не заметно, а постмодернистская ирония, опробованная И. Уткиным и А. Бродским в отделке кафе «Атриум» на Ленинском проспекте, не стала архитектурной модой. В середине 1990-х годов возник некоторый «элемент игривости» в разных вариантах пристроек-аппликаций (вход в «Кристалл-банк в форме замысловатого кристалла или в ресторан «У камина» в виде помпезного камина), однако скоро эта тема сошла на нет.

Новая черта архитектуры 1990-х, хорошо читаемая в Берлине и уже довольно ощутимая в Москве, - появление активного контрастного цвета на фасадах. Он входит в моду сначала в хай-теке, а после распространяется и на «истори-цистские» постройки и реконструкции. У нас таковы обновленные кварталы Сретенки, жилой дом в Даевом переулке. У немцев - Цветной квартал архитектора А. Росси. В обоих случаях это - в первую очередь реакция на былую серость зданий советского периода как в Москве, так и в Берлине.

10 лет развития: итоги

И в столице России, и в столице Германии в начале 1990-х годов архитектура имела очень похожие «стартовые условия». Однако результаты к исходу десятилетия оказались совершенно разными.

В рассматриваемый период стратегия переустройства Берлина была вполне традиционно. Прагматизм и любовь к чистоте форм в берлинском зодчестве естественно назвать вариациями модернизма. Но при ярко выраженном динамизме и устремленности в будущее немцам удалось сохранить также уважение к истории. Принцип включения современных архитектурных форм в историческую ткань города на основе культурных ассоциаций «сработал» достаточно успешно. Все это позволяет говорить об архитектуре нового Берлина как о явлении по крайней мере общеевропейского масштаба.

В разговоре о московской архитектуре 1990-х наиболее корректным определением последней представляется «ретроспективизм». Безусловно, изменения облика города скорее радуют. Но большинство достижений отечественных архитекторов значимы лишь в конкретной местной градостроительной ситуации, в ее сиюминутной специфике. Поэтому исключительным московским архитектурным событием европейского масштаба с определенной долей условности можно назвать разве что воссоздание храма Христа Спасителя - причем не как огромного собора, а как некоего артефакта, «немыслимого» и уникального в современной жизни.

Рисунки

Западный Берлин. Местные приемы декорации фасадов. 2000 год

Аксель Шультес — автор генплана и здания Государственной Канцелярии.

1993-2000 годы

Пауль Лёбе Хаус и Бундесканцелярия (знаменитый «батон») —новая государственная архитектура Берлина 1990-х годов. С. Брайнфельс. 1997-2000 годы 

Прозрачность политических институтов, отраженная в архитектуре. Здание Демократического Союза в районе Тиргартена. Петцинш, Пинк и Партнеры. 1998-2000 годы

Посольство Мексики. Теодор Гонсалес де Леон. 1990-2000 годы

Пожарное депо в Мароновском переулке. Мастерская М. Леонова. 1995 год

«АБВ». Последний переулок. Н. Бирюков, А. Воронцов. 1994—1996 годы