Постимперский комплекс - общее наследие
Политические реформы рубежа 1 990-х годов и
последующее десятилетие бурных изменений ъ
жизни России и Германии создали к такому
сопоставлению особый интерес. Помимо чисто
внешнего изменения городской среды,
дополнительной «изюминкой» стало отражение
«имперской идеи» в сознании архитекторов и
горожан Москвы и Берлина. Оба города в разные
периоды были столицами больших и могущественных
империй, что наложило свой отпечаток на все
стороны городской жизни, в том числе и на
архитектуру.
После разрушения в 1989 году Берлинской стены
Берлин методично восстанавливал и развивал
традиционно значимые для себя в архитектурном
отношении места: «осовременивание» Рейхстага,
конкурс на создание комплекса Министерства
иностранных дел, Бундесканцелярии, Министерства
внутренних дел. Строительство нового
«дипломатического» квартала в районе Тиргартена
является продолжением соперничества Берлина и
Брюсселя, претендующих на роль крупнейшего
дипломатического центра Европы.
В годы перестройки и Москва стремилась
вступить в новые жизненные условия, сохраняя
статус столицы великой державы. Московские
архитекторы принялись интенсивно
восстанавливать утраченные фрагменты
исторической застройки. При этом приглашение
иностранных мастеров являлось редким
исключением.
В программе развития нового Берлина, напротив,
была сделана ставка на «всемирность» и
«интернационализм». Столица объединенной
Германии широко открыла себя для деятельности
иностранных архитекторов. По проектам А.
Исодзаки, А. Росси, Н. Фостера, Р. Пиано, Ж. Нувеля,
О. Унгерса, X. Яна и других
сегодня здесь возведены как отдельные здания,
так и целые кварталы. По определению В.
Лампуньяни, одного из организаторов конкурса на
застройку кварталов Западного Берлина вдоль
Берлинской стены в конце 1 970-х - начале 1 980-х годов,
архитектура должна отражать «социальное желание
единообразия». Этот принцип означает
«объединение» и «всеобщность», что необходимо
для восстановления сильно разрушенной
архитектурной ткани города.
Новый старый центр
«Уникальность центра, его исключительность по
отношению ко всем остальным элементам города
определяется не только тем, что он собирает в
себе высшие образцы деятельности в различных
областях, но и самой возможностью выбора типов
поведения, видов деятельности, форм общения... С
социально-психологической точки зрения
получается так, что в человеческом сознании весь
город оказывается представлен через образ его
центра» (Гутнов А., /лазычев Л. Мир архитектуры. М.:
Стройиздат).
В XX веке историческая
застройка и Москвы и Берлина понесла большие
потери. Множество уникальных сооружений,
формирующих неповторимый и индивидуальный облик
обеих столиц, было утрачено или уничтожено.
Поэтому естественно, что с изменением
политической ситуации интенсивные строительные
работы развернулись прежде всего в их
исторических центрах.
Постепенное вытеснение традиционных функций
центра из городского исторического ядра присуще
в той или иной степени большинству современных
мегаполисов. В 1990-х годах данная проблема
проявилась и в Москве при разработке нового
масштабного проекта «Москва-Сити». По своей
грандиозности это было сопоставимо со
знаменитым районом Дефанс в Париже и
реконструкцией доков Лондона в 1 980-1990-е годы. Но
за десятилетие работы не удалось реализовать и
пятой части всего проекта мастерской Б. Тхора:
вместо «леса небоскребов» в излучине Москвы-реки
к концу века стоял только весьма скромный по
сравнению с общим замыслом мост «Багратион» с
единственной высотной офисной башней. Однако
сегодня есть надежда, что в новой
моспроектовскои редакции проект «Москва-Сити»
все-таки будет осуществлен.
В Берлине в силу специфических исторических
причин произошло обратное: возвращение
традиционно «центральных» функций в
географический центр города. Так, комплекс
Потсдамской площади возведен на месте ранее
Нет середины статьи стр. 46 и 47
В Москве же последних 10-15 лет архитектурные
шутки и театрализация городской среды - явление
скорее исключительное. Кроме отдельных
памятников - принцессе Турандот на Арбате и
Пушкину с Натали у Никитских ворот,
-театральности в малых формах не заметно, а
постмодернистская ирония, опробованная И.
Уткиным и А. Бродским в отделке кафе «Атриум» на
Ленинском проспекте, не стала архитектурной
модой. В середине 1990-х годов возник некоторый
«элемент игривости» в разных вариантах
пристроек-аппликаций (вход в «Кристалл-банк в
форме замысловатого кристалла или в ресторан «У
камина» в виде помпезного камина), однако скоро
эта тема сошла на нет.
Новая черта архитектуры 1990-х, хорошо читаемая в
Берлине и уже довольно ощутимая в Москве, -
появление активного контрастного цвета на
фасадах. Он входит в моду сначала в хай-теке, а
после распространяется и на «истори-цистские»
постройки и реконструкции. У нас таковы
обновленные кварталы Сретенки, жилой дом в
Даевом переулке. У немцев - Цветной квартал
архитектора А. Росси. В обоих случаях это - в
первую очередь реакция на былую серость зданий
советского периода как в Москве, так и в Берлине.
10 лет развития: итоги
И в столице России, и в столице Германии в
начале 1990-х годов архитектура имела очень
похожие «стартовые условия». Однако результаты к
исходу десятилетия оказались совершенно
разными.
В рассматриваемый период стратегия
переустройства Берлина была вполне традиционно.
Прагматизм и любовь к чистоте форм в берлинском
зодчестве естественно назвать вариациями
модернизма. Но при ярко выраженном динамизме и
устремленности в будущее немцам удалось
сохранить также уважение к истории. Принцип
включения современных архитектурных форм в
историческую ткань города на основе культурных
ассоциаций «сработал» достаточно успешно. Все
это позволяет говорить об архитектуре нового
Берлина как о явлении по крайней мере
общеевропейского масштаба.
В разговоре о московской архитектуре 1990-х
наиболее корректным определением последней
представляется «ретроспективизм». Безусловно,
изменения облика города скорее радуют. Но
большинство достижений отечественных
архитекторов значимы лишь в конкретной местной
градостроительной ситуации, в ее сиюминутной
специфике. Поэтому исключительным московским
архитектурным событием европейского масштаба с
определенной долей условности можно назвать
разве что воссоздание храма Христа Спасителя -
причем не как огромного собора, а как некоего
артефакта, «немыслимого» и уникального в
современной жизни.
Рисунки
Западный Берлин. Местные приемы
декорации фасадов. 2000 год
Аксель Шультес — автор генплана и
здания Государственной Канцелярии.
1993-2000 годы
Пауль Лёбе Хаус и Бундесканцелярия
(знаменитый «батон») —новая государственная
архитектура Берлина 1990-х годов. С. Брайнфельс.
1997-2000 годы
Прозрачность политических
институтов, отраженная в архитектуре. Здание
Демократического Союза в районе Тиргартена.
Петцинш, Пинк и Партнеры. 1998-2000 годы
Посольство Мексики. Теодор
Гонсалес де Леон. 1990-2000 годы
Пожарное депо в Мароновском
переулке. Мастерская М. Леонова. 1995 год
«АБВ». Последний переулок. Н.
Бирюков, А. Воронцов. 1994—1996 годы