Гаражное строительство в Москве

Н. Г. Егоров

Русская линия

№ 4 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

С.В. Гавриленко:
Надо любить свой город

Н. Г. Егоров
Гаражное строительство в Москве

Н. Г. Глинянский
От проектов промышленных до религиозно-культовых

А.М.Михайлова
«Золотое сечение-2004»

Ю. А. Табунщиков, член-корреспондент РААСН
Здания высоких технологий: возможности современного строительства

Е. Б. Овсянникова, Д. Я. Суздальцева
Архитектор, мыслитель, художник

А. М. Мпадковская
Анатолий Михайлович Журавлев

С.Б.Мержанов
Сталинский архитекторМирон Иванович Мержанов

Концепция развития и аэропорта «Внуково»

Архитектурно-строительный калейдоскоп

М. Е. Маевская
Дорога длиной в десятилетие

Комплексное пресс-мероприятие для журналистов районных, окружных и федеральных СМИ, включившее в себя медиа-тур, церемонию открытия выставки «Двор без машин» и пресс-конференцию, состоялось 13 апреля 2004 года. Организатором мероприятия выступила префектура Центрального административного округа города Москвы.

В маршрут медиа-тура были включены три объекта. Это строящийся гараж-стоянка (ул. Бакунинская, вл. 69), действующий многоярусный подземно-наземный паркинг (ул. Ильинка, вл. 3/8) и выставка «Двор без машин», выставочный комплекс «Росстройзкспо», пав. № 21 (Фрунзенская набережная, д. ЗО).

Посетив объекты и детально с ними ознакомившись, группа журналистов прибыла в конечныйдвор без машин пункт медиа-тура - на выставку «Двор без машин», организованную префектурой Центрального административного округа города Москвы. Открыл выставку заместитель Мэра Москвы в правительстве П. Н. Аксенов. Осмотр экспозиции сопровождался комментариями префекта ЦАО С. Л. Байдакова, специалистов Москомархитектуры и ГУП города Москвы «Управление экспериментальной застройки микрорайонов». После осмотра состоялась пресс-конференция префекта ЦАО С. Л. Байдакова, председателя Москомархитектуры - главного архитектора города Москвы А. В. Кузьмина, заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы К. Ю. Королевского.

На пресс-конференции, в частности, говорилось, что еще совсем недавно при проектировании новых объектов социально-культурного назначения и жилья, а также при реконструкции существующей застройки градостроители предусматривали места для организованного хранения автотранспорта по «остаточному» принципу. Бесспорно, за последние годы сделано немало: вПаркинг на Ильинке 2002 году в ЦАО введено 5515 машино-мест, в 2003-м - 5510. Но зтих мер недостаточно, чтобы полностью устранить дефицит: на территории ЦАО все-го лишь 26% зарегистрированного автотранспорта обеспечено местами организованного хранения, что в 1,5 раза ниже, чем в среднем по городу.

Кроме того, центр Москвы остается самым посещаемым местом в городе. Ежедневно примерно 2,5 млн. человек приезжают сюда на работу, посещают театры, музей, многочисленные торговые центры, рестораны. Центральные магистрали города буквально запружены автомобилями, из-за низкой пропускной способности дорожно-уличной сети и стихийных парковок автотранспорта во внутриквартальных проездах возникают «пробки».

Правительством Москвы была разработана программа гаражного строительства в ЦАО на 2004-2007 годы, которая включает в себя комплекс мер, призванных улучшить ситуацию с хранением автотранспорта в центре столицы. Реализация программы гаражного строительства преследует две цели: освободить дворовые территории и обеспечить местами паркирования автотранспорт, прибывающий в центр столицы в течение рабочего дня.

Многоярусный гараж на 650 машин на БакунинскойВ соответствии с городской программой в 2004 году в ЦАО необходимо было ввести 6700 машино-мест. Учитывая сегодняшнюю ситуацию с паркированием и хранением автотранспорта на территории ЦАО, префектура округа по поручению Мэра Москвы Ю. М. Лужкова приняла решение об увеличении объемов вводимых машино-мест. Так, в 2004 году планируется ввести 1 0 тысяч машино-мест, в 2005-м - 15 тысяч. Программой предусмотрено строительство паркингов для прибывающего автотранспорта в центральную часть города и гаражей-стоянок для хранения личного автотранспорта населения.

На подходах к границам ЦАО появятся наземные стоянки, которые должны разгрузить центральные районы города от автотранспорта. Продолжительность парковки легковых автомобилей на приобъектных и кооперированных стоянках в пределах Садового кольца составит 2,5 часа и 4,0-4,5 часа на территории от Садового кольца до границ ЦАО.

В рамках городской целевой программы гаражного строительства определены приоритеты вПаркинг в концепции исторической застройки на Якиманке виде отдельно стоящих многоэтажных сооружений. Ведется робота по подбору участков для строительства быстровозводимых гаражей-стоянок малой вместимостью внутри кварталов жилой застройки.

Как сказано в пресс-релизе, и это озвучили выступающие:

МОСКВИЧИ БУДУТ СТРОИТЬ «НАРОДНЫЙ ГАРАЖ».

У столичных автолюбителей появилась возможность самим позаботиться о «жилище» для своего транспортного средства, действовать вне зависимости от организаций, которые строят гаражи. Для того чтобы ускорить темпы гаражного строительства, городские власти утвердили программу по привлечению средств населения Москвы в строительство многоэтажных гаражей-стоянок по программе «Народный гараж».

Программа «Народный гараж» основывается на принципе прямого инвестирования средств населения в строительство многоэтажных гаражей-стоянок с последующим оформлением прав собственности каждого из участников программы на введенные в эксплуатацию машино-места. Право инвестирования строительства многоэтажного гаража-стоянки передается товариществу распорядительным документом Правительства Москвы на условиях инвестиционного контракта вне конкурса.

Гражданам, желающим стать участником программы, прежде всего необходимо объединиться в товарищество. По договору простого товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и действовать совместно. Один из товарищей должен взять на себя управление делами. Такая форма объединения хороша тем, что при оформлении собственности на машино-место дает возможность передавать объекты напрямую в руки конечного потребителя без посредничества юридического лица.

О своем желании инвестировать средства в строительство паркинга на удобной, по мнению жителей, площадке коллектив должен проинформировать управу района и префектуру, которые оценивают принципиальную возможность строительства паркинга на предлагаемом участке и направляют соответствующие предложения в адрес государственного унитарного предприятия «Управление экспериментальной застройки микрорайонов» (ГУП «УЭЗ»).

Генеральный заказчик по строительству гаражей ГУП «УЭЗ» заказывает исходно-разрешительную документацию на данный участок и определяет тип здания, строительство которого возможно в конкретном месте. Это может быть наземное строение, подземный гараж или иное сооружение. Кроме того, Правительством Москвы на ГУП «УЭЗ» возложена обязанность контролировать средства, вложенные участниками программы «Народный гараж». На сегодняшний день ГУП «УЭЗ» уже имеет 43 адреса в Москве, отобранных по предложениям граждан и префектур.

После утверждения места и типа гаража или паркинга товарищество заключает инвестиционный контракт с префектурой, где обозначаются нулевая доля города и основополагающие взаимные обязательства. По условиям контракта префектура принимает решение об аренде земельного участка и оказывает содействие товариществу, а товарищество, в свою очередь, обязуется построить гараж в установленные сроки, неся при этом всю полноту ответственности.

Другой договор закрепляет отношения товарищества с заказчиком: ГУП «УЭЗ» берет на себя оформление проектной организации и в последующем, подключив подрядчиков, строительство гаража.

Наибольший интерес для автолюбителей представляет вопрос о стоимости машино-места. Наиболее дешевые -ажурные и быстровозводимые модульные конструкции. По прогнозам проектировщиков, себестоимость одного машино-места, скорее всего, составит 3 тысячи долларов. Конечно, это немалая сумма, однако многие автолюбители отказываются от приобретения даже самого дешевого машино-места из-за отсутствия приватности: хозяину гаража хотелось бы обладать всеми правами собственника. Капитальные сооружения, естественно, обойдутся несколько дороже. Задача заказчика в лице ГУП «УЭЗ» - минимизировать расходы вкладчиков, подобрать самый подходящий для конкретного места тип сооружения.

При этом схема финансирования предусмотрена весьма гуманная - по этапам строительства. Исходно-разрешительная документация изготовляется за счет заказчика, а гараж может строиться как на инвестиции пайщиков, так и на средства, привлеченные заказчиком в виде кредитов.

На программу «Народный гараж» распространяется действие льгот, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 02.04.2002 № 242-ПП «О городской целевой программе гаражного строительства в городе Москве на период 2002-2004 гг.»: освобождение от выкупа права аренды земельного участка; применение льготных ставок арендной платы за землю в размере 3% от базовой ставки арендных платежей на период строительства гаража-стоянки и в размере 10% на период эксплуатации; компенсационные затраты застройщикам гаражей-стоянок на строительство городских магистральных инженерных коммуникаций и сооружений и, наконец, освобождение от оплаты долевого участия в строительстве городских питающих центров, головных сооружений, сетей, коммуникаций и объектов инженерного обеспечения.

После окончания строительства происходит оформление прав собственности всех участвующих в товариществе, при этом оставшиеся места распродаются по рыночным ценам. В данном случае интересы города уже учитываются: ему отдается 5% от количества машино-мест, превышающих число участников товарищества на момент ввода гаража-стоянки в эксплуатацию.

В развитие темы разговора речь зашла о гараже по плану.

Ежегодно в столице становится на 200 тысяч машин больше. Хранение машин на придомовой территории ухудшает экологические показатели: загрязняется почва и воздушный бассейн жилого двора, в котором скапливаются все вредные выбросы. Таким образом, рост городского парка автотранспорта тянет за собой целый «ворох» проблем, которые нельзя оставить без внимания. Если уже сегодня не принять меры по организации парковок и мест для постоянного хранения автомобилей, то ситуация может выйти из-под контроля. Последствия можно предсказать: машины полностью займут дворы, улицы, движение на магистралях города будет парализовано, а экологическую обстановку можно будет характеризовать понятием «катастрофа».

Градостроительный план развития территории Центрального административного округа планирует к 2007 году достижение 60% обеспеченности населения гаражами, создание автостоянок при объектах общественного назначения, строительство перехватывающих автостоянок. По плану в 201 0 году этот показатель достигнет 70%. Сегодня гаражное строительство - одно из наиболее приоритетных направлений в градостроительной политике Центрального административного округа. Нехватка мест для автомобилей в центре мегаполиса чувствуется гораздо острее, чем на периферии. Автовладельцы беспорядочно паркуют свои машины на любом свободном пятачке, что серьезно снижает пропускную способность дорог.

Для решения проблемы парковки и хранения легкового автотранспорта в ЦАО в настоящее время проводится серьезная работа. Программа гаражного строительства предусматривает сооружение крупных наземных и подземных паркингов, обслуживающих, в основном, автотранспорт, въезжающий в центр. Районные программы строительства гаражей для жителей призваны благоустроить дворовые территории и ориентированы на возведение небольших и недорогих гаражных объектов, размещаемых поблизости от мест проживания автовладельцев.

По сравнению с другими округами столицы Центральный административный округ имеет свои особенности. Центр Москвы многофункционален: в нем расположены и офисы, и предприятия, и магазины, и жилые дома. Кроме того, здесь находится множество культурно-исторических объектов и памятников архитектуры. Здесь практически нет обособленных свободных территорий, где можно было бы проектировать и размещать гаражи, поэтому выбор участков для целевого гаражного строительства - сложнейшая задача. Нередко участки под гаражную застройку выбираются в жилых кварталах с уже сложившейся инфраструктурой. Это накладывает определенный отпечаток на технологию работ. Чтобы оптимально освоить земельные участки во дворах и при этом максимально учесть интересы местного населения, предусмотрено строительство различных типов гаражей. Если территория двора небольшая и при этом основная часть земли уже используется, то проектируются подземные паркинги. В этом случае пространство двора заполняется максимально. Например, под землей находится гараж, наверху - спортивная площадка. По такому принципу уже реализован проект подземного гаража-паркинга, расположенного по адресу: Хользунов переулок, 8. Местным жителям проект понравился: и ракушек во дворе не стало, и детям теперь есть где заняться спортом. Однако есть у такого проекта и свой недостаток - подземные гаражи, хотя и оптимально используют территорию, стоят недешево, поскольку чрезвычайно материалоемки и требуют проведения специальных гидроизоляционных работ.

При строительстве гаражей важно помнить, что они должны быть удобными и доступными по цене. Для этого проектировщики специально предлагают относительно недорогие социально ориентированные паркинги. В проектном решении это могут быть гаражи наземного и на-земно-подземного типа, а также обвалованные гаражи.

Наземный гараж в ряду других сооружений для автомобилей сравнительно дешев при строительстве, что, безусловно, является плюсом для автовладельцев. Однако в его цену будет заложена и стоимость земли (для ЦАО этот показатель, пожалуй, самый высокий в Москве), да и не на каждой дворовой территории для него найдется место.

Наземно-подземный гараж, сочетающий качества наземного и подземного гаража, позволяет оптимально использовать земельные ресурсы и уменьшить при этом затраты на строительство. Количество машино-мест, по сравнению с наземным гаражом, возрастает за счет развития сооружения «в глубину».

Среди гаражей подземного типа один из самых дешевых - обвалованный. Он строится с небольшим заглублением, а поверх гаража делается обваловка грунтом. Таким образом, наземная линия двора сохраняется, хотя появляется искусственный рельеф в виде небольшой горки. Жителям, особенно детям, это, как правило, нравится. Поскольку заглубление такого гаража не превышает 2-х метров, гидроизоляция обычно не нужна, гараж обходится относительно дешево. Именно такой вариант можно назвать «народным» гаражом - его строительство доступно абсолютному большинству автовладельцев.

Крупные паркинги на 400-500 машино-мест выполняют роль временных хранилищ автотранспорта. Такие паркинги нужны на больших площадях Центрального административного округа. Например, в районе ЦПКиО имени Горького, около Дома художника на Крымской набережной, на площади Крестьянской заставы, а также возле крупных магазинов, посещаемых учреждений, где скапливается большое количество машин.

Одно из перспективных направлений гаражного строительства связано с освоением новых территорий. Такими объектами, отвечающими современным требованиям, являются паркинги над железными дорогами и автострадами. Поверх железнодорожного полотна или транспортной магистрали на специальных металлических фермах в несколько уровней располагаются платформы для стоянки машин. А если на крыше такого многоярусного гаража предусмотреть места для досуга и отдыха, которые будут приносить доход, то, как считают авторы проекта, это может значительно компенсировать затраты на возведение и эксплуатацию сооружения. Строительство подобных крупных «подвесных» паркингов возможно в районе Бутырского вала, над железнодорожными путями в районах Павелецкого, Курского, Рижского вокзалов, на Комсомольской площади. Такой проект, безусловно, сложен в инженерной части. Но поскольку подобные паркинги создадут сотни машино-мест при оптимальном использовании земельных ресурсов, они заслуживают особого внимания. Проект можно сделать как инвестиционным, так и муниципальным, разработав под него специальную программу.

Однако все проекты в сфере гаражного строительства не могут быть реализованы без поддержки и участия населения. Усилия префектуры ЦАО и жителей округа должны быть объединены для решения важной для всех задачи гаражного строительства. В реализации районных программ деятельное участие населения просто необходимо: кто, как не жители, лучше знают свои потребности и возможности использования дворовых территорий. В районах округа создаются инициативные группы, которые выдвигают предложения по поводу локальных мер для решения гаражной проблемы, помогают проектировщикам при выборе земельных участков, подсказывают пути их наилучшего освоения. При формировании градостроительных планов население обязательно знакомится с будущими проектами и открыто выражает о них свое мнение. Проводятся специальные выставки, которые посещает множество жителей ЦАО. После конструктивного диалога с населением ведется кропотливая работа в управах районов, в ходе которой устраняются выявленные недостатки.

Центр Москвы преображается. Он станет еще наряднее, комфортабельнее, современнее, когда реализуются задуманные градостроительные проекты.

На пресс-конференции рефреном звучали слова:
СОВРЕМЕННОМУ ГОРОДУ - СОВРЕМЕННЫЙ ГАРАЖ.

Проблема транспортного затора решается сегодня путем совершенствования транспортной сети и создания новых парковок. Практика показывает: современные технологии, применяемые в гаражном строительстве, позволяют на малой территории обеспечить максимум места для стоянки или парковки автотранспорта. Специалисты проектных организаций предлагают строить гаражи и паркинги по вертикали. Это позволит рационально использовать подземное и наземное пространство, комбинировать объекты между собой, применять различные системы установки автомобилей на парковочную площадку - своим ходом по рампе или с помощью лифта.

В жилой застройке высок спрос на гаражи для постоянного хранения автотранспорта, в деловой части города - на приобъектные парковки и паркинги, а ближе к центру необходимы «перехватывающие» стоянки.

В зонах жилой застройки наиболее приемлемо строительство подземных гаражей, в том числе обвалованных, многоэтажных наземных гаражей и стоянок. Институтом гаражного строительства разработан проект многофункционального 2-3-этажного мини-паркинга, на крыше которого можно разместить спортивные площадки, тренажерные залы, детские игровые комплексы и другое. В будущем мини-парковки станут самыми популярными типами гаражей.

Обвалованный гараж в жилых кварталах с высокой плотностью застройки находится под землей и сверху засыпан грунтом, поэтому его верхнюю часть вполне можно использовать для размещения дворовых объектов или в качестве элемента ландшафтного дизайна.

Популярны сегодня комбинированные гаражи - на-земно-подземные - из-за относительно небольших затрат на строительство, но такие проекты эффективны при реконструкции уже существующих гаражных объектов, когда рациональней используется подвальная часть, поэтому в будущем их станет меньше.

Для удобства автовладельцев наземные и подземные гаражи оснащаются отдельными боксами, где автолюбители смогут хранить запчасти, шины, инвентарь. С 2004 года по градостроительным нормам допустимо делать боксы не только в наземных, как было раньше, но и в подземных гаражах.

Перспективным является сооружение механизированных гаражей для экономии площади за счет автоматизированных систем перемещения транспорта, повышающих компактность размещения автомобилей.

Наибольшей вместительностью отличаются многоэтажные боксовые гаражи и гаражи манежного хранения без перегородок. Наиболее дорогостоящие по затратам на одно машино-место - механизированные гаражи.

Наземный гараж дешевле подземного в 1,5 раза, подземный - в 1,5 раза дешевле механизированного, однако по рентабельности и с учетом стоимости аренды механизированный гараж выгоднее.

В деловой части города необходимо сделать удобными подъезды к бизнес-центрам, зданиям и учреждениям, обеспечить их стоянками и паркингами. Здесь планируется строить многоэтажные гаражи манежного типа без боксов, а также большие механизированные гаражи в местах плотной застройки. По мнению специалистов, в деловой части столицы еще долго не потеряют своей актуальности пристроенно-встроенные гаражи.

На подходах к границам ЦАО в ближайшее время будут построены перехватывающие стоянки вместимостью от 2 тысяч автомобилей, призванные разгрузить транзитные транспортные потоки. Хранение машин на подобной стоянке - альтернатива многочасовому простою в «пробке»: автовладельцы смогут поставить машину на перехватывающую стоянку и продолжить дальнейший путь на метро или на другом общественном транспорте. Возможна и организация дополнительного микроавтобусного маршрута от перехватывающей стоянки до ближайшей станции метро. Гигантские многоэтажные перехватывающие стоянки чаще строятся как открытые наземные сооружения, так как в центре города сосредоточено огромное количество линий коммуникаций, что затрудняет свободное использование подземного пространства.

В каждом районе существуют определенные нормы, которые необходимо учитывать при планировании строительства гаражей и автостоянок. Так, в районе жилой застройки допустимо строить открытые многоэтажные гаражи вместимостью до 300 машино-мест, в районе деловой застройки - до 500 машино-мест, а для перехватывающих стоянок - до 2000 машино-мест.

Место хранения автомобилей должно быть удалено от жилой застройки, от детских учреждений и мест отдыха. Например, если гараж небольшой вместимости, до 1 0 машино-мест, то расстояние до жилых домов должно быть не менее 1 0 метров, до школ, детских учреждений, спортивных площадок - не менее 25 метров. Если гараж достаточно крупный, вместимостью около 300 машино-мест, расстояние до жилых домов, школ, детских учреждений, спортивных площадок, мест отдыха должно быть не менее 50 метров. Эти нормы являются основными для размещения гаражей, однако, как считают специалисты Института гаражного строительства, они нуждаются в корректировке в соответствии с нынешним уровнем транспортной загруженности на дорогах и плотности застройки.

В крупных гаражах и паркингах обязательно предусмотрено отапливаемое помещение для персонала (охраны), где созданы нормальные бытовые условия: есть комнаты для приема пищи и отдыха. В соответствии с пожеланиями владельцев машин, чтобы снизить затраты на охрану, проектируются гаражи, в которых имеется не более двух въездов.

Во всех гаражах вместе с естественным притоком воздуха действует принудительная вытяжка. Согласно нормам на каждые 200 машин полагается мойка.

Примеры проектов гаражей, разработанных с учетом всех технологических новшеств, уже есть в Москве. Среди них - объекты на улице Палиха, в Чистом переулке, на улице Радио, Каланчевской улице. В своем роде, они служат эталоном гаражного строительства. Со временем таких гаражей станет больше, и тогда весь центр города преобразится. Уйдут в прошлое уродливые «ракушки» во дворах и транспортные пробки на улицах и площадях. Гаражи ЦАО будут красивыми и комфортабельными, они органично впишутся в существующий архитектурный облик города.