От проектов промышленных до религиозно-культовых

Н. Г. Глинянский

Русская линия

№ 4 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

С.В. Гавриленко:
Надо любить свой город

Н. Г. Егоров
Гаражное строительство в Москве

Н. Г. Глинянский
От проектов промышленных до религиозно-культовых

А.М.Михайлова
«Золотое сечение-2004»

Ю. А. Табунщиков, член-корреспондент РААСН
Здания высоких технологий: возможности современного строительства

Е. Б. Овсянникова, Д. Я. Суздальцева
Архитектор, мыслитель, художник

А. М. Мпадковская
Анатолий Михайлович Журавлев

С.Б.Мержанов
Сталинский архитекторМирон Иванович Мержанов

Концепция развития и аэропорта «Внуково»

Архитектурно-строительный калейдоскоп

М. Е. Маевская
Дорога длиной в десятилетие

Райккерус Вайно Петрович
Архитектор, г. Москва. Окончил архитектурный факультет Московского института инженеров землеустройства (МИИЗ; ныне ГУЗ) в 1968 году. Член Союза Московских архитекторов. Лауреат и номинант (по разделу «Реализация») на премию «Золотое сечение – 2001». Сфера деятельности: архитектурное проектирование жилых, общественных и производственных зданий, дизайн их интерьеров, благоустройство территорий.

В числе спроектированных и построенных объектов:

- винкомбинат «Массандра» в Ялте, цех розлива вин;
- Бадаевский пивзавод в Москве, Новая Варница;
- Очаковский пивзавод в Москве;
- офисы Ассоциации «Восток» и завода «Кристалл», пансионат «Березка» (реконструкция, Московская область);
- завод шампанских вин в Очакове (Москва);
- пищевой комбинат в Монголии (г. Эрдэнэт);
- лютеранский храм Святой Троицы на Введенском кладбище (Москва).

Мы не случайно познакомились с Вайно Петровичем Райккерусом в писательском Клубе: у него друзья среди литераторов, да и сам он человек искусства в полном смысле этого слова.

Он представился архитектором, проектирующим винные предприятия, что вызвало улыбки и дополнительный интерес у присутствующих. Посыпались вопросы и шутки по этому поводу, но сам Вайно Петрович явно не производил впечатления большого любителя спиртного. Мне хотелось узнать, как может архитектор проявить себя в столь специфической области строительства. Я предложил встретиться еще раз, посмотреть его проекты. В разговоре он вскользь намекнул, что проектирование винных заводов не единственное его амплуа.

Он пригласил меня в Дом архитекторов и открыл несколько альбомов. Я включил диктофон и не пожалел об этом. Его комментарии к многочисленным проектам, среди которых, кроме винно-водочных, нашлось много чего другого, переплетались со скупыми сведениями биографии архитектора-«пахаря», как Вайно Петрович сам себя называет. И это без преувеличений. Он практик, и вся его работа привязана к конкретным вещам - будьте завод, медицинский центр или, например, храм, о чем речь ниже.

Финн по национальности, он русский по воспитанию. Вспомнил репрессированных родителей и военное детство в оккупации, высылку под Иваново, но в его тоне я не заметил и тени озлобленности или обиды. Особенно много говорил о русской природе, о речке Нерль, но не о знаменитой Нерли под Владимиром, в зеркальной глади которой отражается жемчужина русского и мирового зодчества - церковь Покрова на Нерли. Детские его воспоминания связаны с Нерлью, что под Иваново, о которой я впервые услышал от него. Нерль - значит утренняя, переливающаяся всеми цветами радуги роса.

Он объездил Россию, часто бывал за границей. С юмором рассказал о работе в Иране, где спроектир'овал спиртзавод. Странная это была затея, говорил Вайно, улыбаясь, поскольку мусульмане - непьющие. Проект получился впечатляющим, но вскоре во время исламской революции завод разрушили и благополучно преобразовали в молочный комбинат. Зато комбинат «Массандра» в Ялте (цех розлива вин), знаменитые Бадаевский (корпус в Новой Варнице среди старой застройки) и Очаковский (в числе других авторов) пивзаводы в Москве, офисы завода «Кристалл» действуют и поныне. Бадаевский пивзавод признан памятником промышленной архитектуры, где автором старой застройки (Трехгорный пивзавод) является академик архитектуры Р. И. Клейн, построивший в свое время здание Пушкинского музея на Волхонке, Бородинский мост и другое. В жестких рамках технологических требований Вайно Райккерус нашел выразительные средства для воплощения архитектурных идей. Это самое трудное: сочетать знание технологии производства с художественной фантазией.

Он развернул передо мной целую галерею архитектурных решений в различных сферах. В рамках регионального благотворительного общественного движения «Здоровый город - здоровье москвичей» производят впечатление его неброские, но содержательные проекты Международного центра натуральной медицины и эндоэкологии человека и медико-фармацевтического производства «Природный доктор». Они живописны, если можно применить данный эпитет к архитектуре. Классическая традиция гармонично-уместно сочетается с элементами восточного стиля, и все подчинено единому замыслу.

Избитая фраза «Все дороги ведут к храму» в каждом отдельном случае приобретает свой особый смысл. Так и здесь. Широта интересов Вайно Петровича, который в течение многолетней практики переживал определенную эволюцию, привела его к храмостроению, и когда представилась такая возможность, он был готов к воплощению вершинной для любого мастера идеи. Реконструкция лютеранского храма Святой Троицы на Введенском кладбище в Москве стала переломной в творческой судьбе архитектора. Это бывшая часовня для отпевания умерших при погребении для всех конфессий была построена в 1912 году архитектором В. А. Рудановским и ныне отнесена к памятникам истории и культуры. Звонница, предложенная Вайно Райккерусом как некий «венец творения», - воздушно-прозрачна, оригинальна сама по себе, выдержана в стиле и придавала бы храму некоторую устремленность ввысь, но, к сожалению, не была принята к реализации. Зато во внутреннем дизайне, как, например, в балюстраде хоров, он добился наибольшей выразительности согласно требованиям канона. Функциональные особенности небольшого по площади храма, где проходят богослужения и жизнь прихода, предопределили традиционное решение его интерьеров минимальными средствами. Не случайно лютеране говорят, что чем изысканней интерьер, тем слабее дух, и не случайно за эту работу Вайно Петрович Райккерус получил Лауреата и стал номинантом премии «Золотое сечение - 2001».

Райккерус не стремится к головокружительным проектам, к внешнему блеску, присущему современному градостроению, и в этом его демократизм, мягкость и теплота, создающие атмосферу душевного комфорта, покоя, которых так недостает жителям мегаполисов. Возможно, потому он не так известен, в отличие от некоторых своих коллег. Понятен его критический взгляд на современные тенденции в развитии архитектурного облика Москвы. Член Союза Московских архитекторов, он считает, что столице недостает в проектировании ансамблевых решений.

Его обращение к религиозно-культовым проектам, может быть, тем и объясняется, что он не находит для себя приемлемой нынешнюю стихию массового домостроения. У него есть мечта спроектировать православную церковь, и, как он сам признался, уже есть заказчик.

Остается пожелать ему успеха в реализации новых творческих планов.