Райккерус Вайно Петрович
Архитектор, г. Москва. Окончил архитектурный
факультет Московского института инженеров
землеустройства (МИИЗ; ныне ГУЗ) в 1968 году. Член
Союза Московских архитекторов. Лауреат и
номинант (по разделу «Реализация») на премию
«Золотое сечение – 2001». Сфера деятельности:
архитектурное проектирование жилых,
общественных и производственных зданий, дизайн
их интерьеров, благоустройство территорий.
В числе спроектированных и построенных
объектов:
- винкомбинат «Массандра» в Ялте, цех
розлива вин;
- Бадаевский пивзавод в Москве, Новая Варница;
- Очаковский пивзавод в Москве;
- офисы Ассоциации «Восток» и завода «Кристалл»,
пансионат «Березка» (реконструкция, Московская
область);
- завод шампанских вин в Очакове (Москва);
- пищевой комбинат в Монголии (г. Эрдэнэт);
- лютеранский храм Святой Троицы на Введенском
кладбище (Москва).
Мы не случайно познакомились с Вайно
Петровичем Райккерусом в писательском Клубе: у
него друзья среди литераторов, да и сам он
человек искусства в полном смысле этого слова.
Он представился архитектором, проектирующим
винные предприятия, что вызвало улыбки и
дополнительный интерес у присутствующих.
Посыпались вопросы и шутки по этому поводу, но
сам Вайно Петрович явно не производил
впечатления большого любителя спиртного. Мне
хотелось узнать, как может архитектор проявить
себя в столь специфической области
строительства. Я предложил встретиться еще раз,
посмотреть его проекты. В разговоре он вскользь
намекнул, что проектирование винных заводов не
единственное его амплуа.
Он пригласил меня в Дом архитекторов и открыл
несколько альбомов. Я включил диктофон и не
пожалел об этом. Его комментарии к
многочисленным проектам, среди которых, кроме
винно-водочных, нашлось много чего другого,
переплетались со скупыми сведениями биографии
архитектора-«пахаря», как Вайно Петрович сам
себя называет. И это без преувеличений. Он
практик, и вся его работа привязана к конкретным
вещам - будьте завод, медицинский центр или,
например, храм, о чем речь ниже.
Финн по национальности, он русский по
воспитанию. Вспомнил репрессированных родителей
и военное детство в оккупации, высылку под
Иваново, но в его тоне я не заметил и тени
озлобленности или обиды. Особенно много говорил
о русской природе, о речке Нерль, но не о
знаменитой Нерли под Владимиром, в зеркальной
глади которой отражается жемчужина русского и
мирового зодчества - церковь Покрова на Нерли.
Детские его воспоминания связаны с Нерлью, что
под Иваново, о которой я впервые услышал от него.
Нерль - значит утренняя, переливающаяся всеми
цветами радуги роса.
Он объездил Россию, часто бывал за границей. С
юмором рассказал о работе в Иране, где
спроектир'овал спиртзавод. Странная это была
затея, говорил Вайно, улыбаясь, поскольку
мусульмане - непьющие. Проект получился
впечатляющим, но вскоре во время исламской
революции завод разрушили и благополучно
преобразовали в молочный комбинат. Зато комбинат
«Массандра» в Ялте (цех розлива вин), знаменитые
Бадаевский (корпус в Новой Варнице среди старой
застройки) и Очаковский (в числе других авторов)
пивзаводы в Москве, офисы завода «Кристалл»
действуют и поныне. Бадаевский пивзавод признан
памятником промышленной архитектуры, где
автором старой застройки (Трехгорный пивзавод)
является академик архитектуры Р. И. Клейн,
построивший в свое время здание Пушкинского
музея на Волхонке, Бородинский мост и другое. В
жестких рамках технологических требований Вайно
Райккерус нашел выразительные средства для
воплощения архитектурных идей. Это самое
трудное: сочетать знание технологии
производства с художественной фантазией.
Он развернул передо мной целую галерею
архитектурных решений в различных сферах. В
рамках регионального благотворительного
общественного движения «Здоровый город -
здоровье москвичей» производят впечатление его
неброские, но содержательные проекты
Международного центра натуральной медицины и
эндоэкологии человека и
медико-фармацевтического производства
«Природный доктор». Они живописны, если можно
применить данный эпитет к архитектуре.
Классическая традиция гармонично-уместно
сочетается с элементами восточного стиля, и все
подчинено единому замыслу.
Избитая фраза «Все дороги ведут к храму» в
каждом отдельном случае приобретает свой особый
смысл. Так и здесь. Широта интересов Вайно
Петровича, который в течение многолетней
практики переживал определенную эволюцию,
привела его к храмостроению, и когда
представилась такая возможность, он был готов к
воплощению вершинной для любого мастера идеи.
Реконструкция лютеранского храма Святой Троицы
на Введенском кладбище в Москве стала переломной
в творческой судьбе архитектора. Это бывшая
часовня для отпевания умерших при погребении для
всех конфессий была построена в 1912 году
архитектором В. А. Рудановским и ныне отнесена к
памятникам истории и культуры. Звонница,
предложенная Вайно Райккерусом как некий «венец
творения», - воздушно-прозрачна, оригинальна сама
по себе, выдержана в стиле и придавала бы храму
некоторую устремленность ввысь, но, к сожалению,
не была принята к реализации. Зато во внутреннем
дизайне, как, например, в балюстраде хоров, он
добился наибольшей выразительности согласно
требованиям канона. Функциональные особенности
небольшого по площади храма, где проходят
богослужения и жизнь прихода, предопределили
традиционное решение его интерьеров
минимальными средствами. Не случайно лютеране
говорят, что чем изысканней интерьер, тем слабее
дух, и не случайно за эту работу Вайно Петрович
Райккерус получил Лауреата и стал номинантом
премии «Золотое сечение - 2001».
Райккерус не стремится к головокружительным
проектам, к внешнему блеску, присущему
современному градостроению, и в этом его
демократизм, мягкость и теплота, создающие
атмосферу душевного комфорта, покоя, которых так
недостает жителям мегаполисов. Возможно, потому
он не так известен, в отличие от некоторых своих
коллег. Понятен его критический взгляд на
современные тенденции в развитии архитектурного
облика Москвы. Член Союза Московских
архитекторов, он считает, что столице недостает в
проектировании ансамблевых решений.
Его обращение к религиозно-культовым проектам,
может быть, тем и объясняется, что он не находит
для себя приемлемой нынешнюю стихию массового
домостроения. У него есть мечта спроектировать
православную церковь, и, как он сам признался, уже
есть заказчик.
Остается пожелать ему успеха в реализации
новых творческих планов.