Борис Владимирович Палуй

В. Л. Хайт, академик РААСН

Русская линия

№ 5 за 2003  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Главный археолог Москвы:
"Яникогда не разочаровываюсь..."

О.Н.Толкачев, В.Н.Дамурчиев, А.М.Кругляков, В.А.Леонтьев
Кадастровое деление территории Москвы.

И.Н.Сергеев
Царицыно восстановить утраченное. 

Е.М.Михайлов
Третьяковская галерея: история строительства и реконструкции 

А.М.Младковская
Общественный центр  в Куркино.

В.Л.Хайт
Борис Владимирович Палуй.

О.С.Вершинина, И.В.Захаров, В.П.Вершинин
Разрешительная политика РФ в градостроительной деятельности.

Они были первыми.

Н.А.Копылова
Будет ли восстановлен Кузнечный мост.

Дело и судьба человека неразрывно связаны с его личностью, способностями, устремлениями, склонностями. Баловень судьбы при ближайшем рассмотрении нередко оказывается неутомимым и увлеченным тружеником. Именно таким был Борис Владимирович Палуй, ушедший из жизни почти сразу же после торжественно отмеченного 75-летия.

Мне кажется, что наряду с несомненными художественными и архитектурно-композиторскими способностями, глубокими и разносторонними знаниями, залогом успехов Бориса Владимировича Палуя с первых практических шагов стали чисто профессиональные качества: тонкое проникновение, можно сказать, вживание в проектную задачу, исключительное упорство в достижении поставленной цели. С годами к этому прибавился опыт. Если попытаться одним словом определить неохватную совокупность его произведений и метод работы, напрашивается только одно достойное определение - профессионализм. Отсюда готовность к выполнению любой архитектурной задачи - независимо от ее масштаба и значимости, понимание всего многообразия проблем строительства в их взаимоувязке, умение находить общий язык со специалистами-смежниками, убеждать заказчиков и вообще быть в коллективе и руководить Работой.

Он все 50 лет и трудился-то в одной организации - случай в архитектуре нередкий, но заслуживающий быть отмеченным. Моспроект реорганизовывался, делился, переименовывался, а Б. В. Палуй работал над проектами и строил. Этот спокойный профессионализм и был причиной такого уважительного отношения к нему руководителей: Б. С. Мезенцева, М. В. Посохина, Г. В. Макаревича, М. М. Посохина, А. В. Кузьмина. Ему поручали интересные и ответственные задания и всегда знали, что Палуй не подведет - все будет выполнено точно в срок и с высоким качеством. Потому заказчики и предпочитали его как яркого и надежного исполнителя, тем более поддерживаемого мощью такой организации, как Моспроект-2.

Шутя можно называть Б. В. Палуя создателем дворцов. В конце 1950-х годов он оказался в уникальном по творческому потенциалу коллективе - в числе "великолепной семерки" создателей вехового произведения московской архитектуры - Дворца пионеров на Воробьевых горах. Все участники этого коллектива (B. C. Егерев, B. C. Кубасов, Ф. А. Новиков, Б. В. Палуй, И. А. Покровский, М. А. Хажакян) стали крупными мастерами и руководителями.

А потом последовала череда фундаментальных работ. Ограничусь перечислением только наиболее заметных: реализация пешеходной улицы Арбат, комплексы административных зданий на Лубянской площади и Верховного суда на Поварской улице, зарубежные объекты.

Комплекс на Лубянке отличает ансамблевый градостроительный подход, крупный масштаб, монументальность, соответствующая назначению, объемно-пространственная, композиционная и цветовая перекличка с существующими зданиями.

Подлинный творческий и гражданский подвиг Бориса Владимировича и всего коллектива Моспроекта-2 - продолжающиеся более 40 лет работы по реконструкции и реставрации Московского Кремля - политического и духовного центра страны, историко-архитектурного памятника мирового значения. Палуй переделывал и перекомпоновывал целый ряд кремлевских корпусов, приспосабливая их к новым функциям, внося новые мотивы, усиливая представительность. Особый размах эти работы приобрели в 1990-е годы, когда была проведена кардинальная реконструкция и реставрация зданий Сената (для размещения резиденции Президента Российской Федерации) и Большого Кремлевского дворца с воссозданием анфилады парадных Александровского и Андреевского залов. Реставрационная работа такого объема и значимости может быть сопоставлена разве что с воссозданием дворцов в Царском селе и Павловске, а ведь кроме этого выполнен огромный объем работ по модернизации зданий, приспособлению их к новым функциям, техническому переоснащению.

В этих проектах, как и в прежних, Б. В. Палуй проявил себя мастером редкой специализации - реконструкции, то есть обновления, расширения и развития существующих зданий, создания на их основе качественно новых архитектурных произведений, включающих элементы прежних, а подчас тонко продолжающих их композиционный замысел. Фасады и интерьеры здания Верховного суда, не отвечающего ни назначению комплекса, ни градостроительной ситуации, благодаря использованию новых отделочных материалов (полированного гранита, мрамора), а также эмблематики, мебели, - приобрели торжественность и монументальность.

Художественные возможности автора, чувство материала, композиционное и содержательное обоснование включения в здание произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, уместная традиционность отличают спроектированные им интерьеры. В условиях, когда реконструкции всех уровней - от города до интерьера - занимают все большее место в профессиональной деятельности, опыт Б.В. Палуя, несмотря на уникальность функционального и образного назначения объектов его разработок, заслуживает специального изучения и распространения.

Всем произведениям (дворцам!) Бориса Владимировича свойственна монументальность, отвечающая их функциональному назначению и градостроительной роли. Достигается она относительно скупыми архитектурными средствами, но с применением долговечных благородных материалов - часто естественного камня. Представительность, несмотря на подчас довольно скромные габариты, свойственна его зданиям советских и российских посольств и торгпредств в разных городах.

Стилистика произведений Б. В. Палуя предельно свободная, также соответствующая замыслу, а не принятым канонизированным стереотипам. Его здания безусловно современны без внешних признаков "современности", технологичны, детали четки и лаконичны, их членения нередко "подвязываются" к линиям исторически сложившейся застройки. В то же время они вносят в сложившийся городской пейзаж новые мотивы, укрупняют масштаб, усиливают цветовые характеристики. Так, например, проект офисной башни Московской межбанковской валютной биржи в районе Кутузовского проспекта развил традиции высотных зданий столицы.

На ответственных в градостроительном отношении участках центра Москвы и других городов мира как памятники видному зодчему стоят солидные, хорошо прорисованные и качественно выполненные здания, анфилады кремлевских залов, мощные декоративные детали и эмблемы. Его труд, его спокойное достоинство останутся в памяти многих.