Третьяковская галерея: история строительства и реконструкции

Е.М.Махалов, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи

Русская линия

№ 5 за 2003  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Главный археолог Москвы:
"Яникогда не разочаровываюсь..."

О.Н.Толкачев, В.Н.Дамурчиев, А.М.Кругляков, В.А.Леонтьев
Кадастровое деление территории Москвы.

И.Н.Сергеев
Царицыно восстановить утраченное. 

Е.М.Михайлов
Третьяковская галерея: история строительства и реконструкции 

А.М.Младковская
Общественный центр  в Куркино.

В.Л.Хайт
Борис Владимирович Палуй.

О.С.Вершинина, И.В.Захаров, В.П.Вершинин
Разрешительная политика РФ в градостроительной деятельности.

Они были первыми.

Н.А.Копылова
Будет ли восстановлен Кузнечный мост.

1872

Жилой дом Третьяковых - двухэтажный корпус, в основе которого - палаты конца XVII века, вошедшие во второй половине XVIII века в каменный дом потомственных военных Кологривовых. Перестроен в 1835-1839 годах купцами Шестаковыми с добавлением третьего антресольного этажа (с окнами на север). В 1855 году отремонтирован.
Северный флигель - каменный, постройки второй половины XVIII века. В нем располагались кухня, людская, прачечная, а в подвальном этаже - кладовая и жилые помещения кухарок, прачек, коровниц.
Южный флигель - каменный, постройки 1835-1839 годов. Использовался под каретный сарай и конюшни.
Дом маленьких Третьяковых - деревянный одноэтажный, построен в 1868 году Павлом Михайловичем специально для четырех его двоюродных сестер.
Дом приказчиков - двухэтажный (первый этаж каменный, второй - деревянный), где жили и обедали приказчики.
Дворницкая - деревянный дом для кучеров, конюхов и дворников.
Деревянный навес - под ним стояли сани для перевоза товаров и были конюшни для ломовых лошадей.
Погреб - низкое обширное каменное одноэтажное здание с подвалами для запасов солений на зиму.
Подсобные постройки - два небольших одноэтажных сооружения (каменное и деревянное), дворик и сарай, где маленькие Третьяковы разводили кур.
Каменный забор - отделял господский двор от заднего двора.
Сад - доходил до восточной границы усадьбы по Малому Толмачевскому переулку и отделялся от него деревянным забором с двумя калитками на севере и юге. Вдоль ограды были высажены серебристые тополя, слева от главного дома росли грушевые деревья, позади дома - пихты. В саду - яблони, кусты сирени, жасмина, шиповника, разбиты клумбы с крокусами, тюльпанами, гиацинтами, розами разных сортов. Рядом с южной стеной дома находилась беседка, под тополями стояли скамейки.

1872-1874

Первая пристройка под картинную галерею. Идею постройки специального помещения для коллекции Павлу Михайловичу подал его зять (муж сестры Софьи) Александр Степанович Каминский. Выбрали распространенный тогда стиль промышленной архитектуры (в кирпиче). Новый корпус примыкал к жилому дому (захватив одно окно по южной стороне) и был вытянут вглубь усадьбы, вдоль ограды храма Николы в Толмачах. Под него пришлось вырубить группу грушевых деревьев сада.Для посетителей галереи предусматривался отдельный вход в торце нового корпуса, к которому вела дорожка влево через парадный двор и сад. Гардероба и прихожей не было и вешалка располагалась на перегородке, примыкавшей к левой стене и визуально отделявшей входящих от экспозиции. Для семьи вход был непосредственно из дома (из гостиной на втором этаже и кабинета Павла Михайловича - на первом).

На каждом этаже было по одному залу. В дальнем от входа конце из нижнего этажа в верхний вела деревянная лестница. В нижнем этаже потолки значительно ниже, чем во втором, поскольку уровень полов соответствовал главному дому. Первый этаж получал свет только через окна в северной стене, между которыми стояли перегородки для экспозиции. Освещение верхнего зала осуществлялось сначала через окна, сделанные вверху стен под потолком, но как недостаточное было вскоре заменено на стеклянные крыши-фонари.

Картины размещались по хронологии. На первом этаже на перегородках - портреты кисти Боровиковского, Кипренского, Варнека, Тропинина, Брюллова, работы Шебуева, Егорова, Басина, Венецианова и других художников. На левой глухой стене разместились пейзажи Щедриных, Матвеева, Штеринберга, Воробьева.

На втором этаже были представлены работы более молодых художников разных жанров. Однако в этом зале экспозиции менялась в течение нескольких лет при новых покупках Павла Михайловича вплоть до размещения там "Казни стрельцов" Сурикова.

1881-1882

Вторая пристройка под галерею. Примыкала под прямым углом к заднему торцу первой очереди и располагалась вдоль Малого Толмачевского переулка на территории сада, но не доходила до северной границы усадьбы (хотя в проекте это было намечено). В пристройке на каждом этаже - по три зала. Новое расширение обусловливалось приобретением Туркестанской и Индийской коллекций Верещагина и возросшей посещаемостью галереи, перевалившей за восемь тысяч человек в год. Коллекции Верещагина размещались на первом этаже, в том числе и на перегородках. На втором этаже - работы Прянишникова, Маковского, Чистякова, Лагорио и "Утро стрелецкой казни" Сурикова... Во втором зале - Шишкина, Куинджи, Максимова, Бронникова, Мясоедова, Айвазовского... В третьем - Крамского и Васильева, которые остались там и при последней развеске, сделанной самим Третьяковым.

Жилая пристройка. К главному дому с севера была сделана жилая пристройка (позже вошедшая в состав музея). Здесь в одной из комнат второго этажа в 1898 году скончался Павел Михайлович Третьяков.

1885

Третья пристройка под галерею. Новая пристройка продолжила вторую очередь вдоль Малого Толмачевского переулка и завернула теперь уже по северному краю владения в глубь усадьбы. В верхнем этаже - три зала, в нижнем - пять меньшего размера. Пристройку возвели менее чем за год, поскольку Третьяков приобрел большую серию восточных этюдов Поленова, а площади второй пристройки были уже исчерпаны.

1892-1898

Четвертая пристройка под галерею.Четвертая пристройка была завершена в 1992 году (в том же направлении, что и третья - по северной границе усадьбы) - с двумя залами наверху и тремя в нижнем этаже. Два зала в двух этажах соединяла лестница, сохранившаяся до наших дней. (Еще одно маленькое помещение в верхнем этаже, замкнувшее каре всех пристроек, соорудили в том же году. Одновременно в той же стилистике промышленной архитектуры Каминским возведена фундаментальная ограда между территориями музея и храма и вдоль Малого Толмачевского переулка.) 1892 год ознаменовался передачей Третьяковым галереи городу Москве.

Последняя прижизненная пристройка основателя галереи. Работы по сооружению последней пристройки начались весной 1897 года.
Для нее пришлось пожертвовать остатками сада, так как она расположилась во внутреннем дворе, образованном предыдущими пристройками. Новое здание было одноэтажным двузальным и предназначалась для коллекции западной живописи С. М. Третьякова.

1899-1904

Реконструкция галереи по проекту В. М. Васнецова и В. И. Башкирова. В 1899-1900 годах жилой дом Третьяковых претерпел капитальный ремонт с заменой деревянных конструкций на металлические, переделкой главной лестницы и устройством парового отопления. Стеклянные крыши-фонари увеличились в размерах, их конфигурация сохранилась до нашего времени. Появилось шесть новых залов и вестибюли на первом этаже. Общее руководство реконструкцией галереи осуществлял архитектор С. У. Соловьев.

В 1902-1904 годы фасады главного дома и двух крыльев, обращенные к Лаврушинскому переулку, получили единое архитектурное решение по эскизному проекту художника В. М. Васнецова и архитектора В. Н. Башкирова. Неорусский романтический стиль определил национальный дух сооружения, соответствующий сущности музея. Над входом в виде трехчастного теремного крыльца - герб Москвы, Георгий Победоносец (скульптор Марков), надпись на фризе, выполненная славянской вязью, сообщает о том, что галерея подарена городу ее основателем. Национальные мотивы прочитываются и в сочетании традиционных для русской архитектуры периода ее расцвета красного и белого цветов, поливных изразцов, бочек, колонок, наличников. Этот фасад стал символичным и узнаваемым. Он - визитная карточка Третьяковской галереи.

1927-11936

Расширение галереи А. В. Щусевым и А. В. Снигаревым. В начале 1927 года расположенный к северо-западу от галереи дом (бывший Соколикова) был передан музею, а через год и соединен с ним (по проекту А. В. Щусева, тогда директора галереи). Там разместилась и находится до сегодняшнего дня администрация музея. В то же время в галерее коренным образом переделали отопление и вентиляцию, электрифицировали ее.

В 1932 году под хранилище экспонатов (запасник) передали соседний храм святителя Николая в Толмачах. Двухэтажной пристройкой его соединили с экспозиционными залами, но при этом церковь утратила уникальную колокольню и пятиглавие. Второй этаж пристройки предназначался для грандиозного полотна Александра Иванова "Явление Христа народу".
Первая фундаментальная пристройка к галерее после кончины П. М. Третьякова была осуществлена по проекту А. В. Щусева и А. В. Снигарева в 1933-1935 годах. В ее архитектуре очевидно продолжение стилистики предшественника - В. М. Васнецова. (Правда, Щусев изменил окраску левой углубленной части фасада с белой на красную.) В это же время была возведена новая ограда по Лаврушинскому переулку в той же стилистике. В 1955 году построили три зала во втором этаже над вспомогательными помещениями с севера для части экспозиции XIX века (вначале там открылась экспозиция скульптуры Ф. И. Щукина). В 1957 году был надстроен зал А. Иванова, что позволило наконец повесить гигантское полотно "Явление Христа народу" - до этого оно стояло на полу.

1985-1995

Генеральная реконструкция музея. Проектные работы начались в 1981 году в Московском научно-исследовательском институте по проектированию объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. Руководил авторским коллективом М. М. Виноградский.

Депозитарий. Строительные работы начались в 1983 году. В 1985 году началась эксплуатация первого нового корпуса - депозитария, общей площадью 6300 м2, вместившего все собрание как из экспозиции в Лаврушинском, так и из храма-запасника. Главный архитектор проекта - Г. В. Астафьев. Работы по сооружению депозитария и его инженерному оснащению выполнялись, в основном, зарубежными фирмами.Здание построено с использованием современных строительных технологий: монолитный и сборный железобетон, снаружи - утеплитель и поверху декоративные панели из цветного железобетона. В депозитарии, как и в экспозиции, мощные установки искусственного климата стабилизируют температуру и влажность. Это одна из главных новаций в галерее после реконструкции. Новинками являются также система автоматического газового пожаротушения и электронная многоуровневая система охраны. Специальное оснащение создает практически идеальные условия хранения произведений и обеспечивает удобный доступ к ним. В этом же здании находятся современно оборудованные реставрационные мастерские для масляной и темперной живописи, графики и скульптуры. Депозитарий на уровне второго этажа соединен переходом с экспозицией, что позволяет оперативно перемещать экспонаты между корпусами музея, сохраняя стабильные климатические условия. Формирование выездных выставок также происходит в стенах депозитария.

Инженерный корпус. Инженерный корпус был закончен в 1989 году тем же коллективом, который возвел депозитарий. Он вместил в себя экспозиционные залы для выставок на двух этажах площадью 1500 м2, многофункциональный конференц-зал на 400 мест, лекционный зал на 280 мест, детскую изостудию, технические службы и собственно инженерное оборудование музея. Название корпус получил от того, что предназначался для обеспечения технических потребностей всего комплекса галереи, на что и были выделены деньги. Однако по инициативе тогдашнего директора ГТГ Ю. К. Королева архитекторам удалось компактное импортное оборудование разместить в подвалах и подфонарном пространстве, а сам корпус сделать многофункциональным. Объемно-планировочное и пластическое решение фасада инженерного корпуса (как и депозитария) современно, но развивает традиции предшественников. Цветовые гаммы исторических и новых зданий выдержаны в едином стиле, но, по просьбе органов охраны памятников, отличаются по фактуре материала и оттенку, чтобы можно было выделить построенное Васнецовым и Щусевым.

Авторам проекта удалось не только полностью сохранить храм Николы в Толмачах (что не предусматривалось в нереализованном проекте Щусева 1944 года), а сделать его органичным ядром всей композиции. Создание инженерного корпуса позволило при организации выставок не нарушать постоянную экспозицию. В пяти его залах предусмотрена возможность многочисленных вариантов выгородок простым перемещением специальных панелей по направляющим в потолке. В самом начале 1991 года здесь открылась первая после реконструкции выставка "Шедевры Третьяковской галереи", не закрывавшаяся уже до ввода в эксплуатацию основного здания в 1995 году. На стене инженерного корпуса, обращенной в Лаврушинский переулок, в 1999 году установлен бронзовый горельеф и мраморная доска в память Ю. К. Королева, директора галереи с 1980 по 1992 год (в основном по его инициативе осуществлялась реконструкция галереи).

Основной корпус. В 1995 году последним из основных сооружений музея введен в эксплуатацию исторический корпус, реконструкция которого началась еще в 1986 году. Большую часть работ выполнили отечественные строители под руководством главного архитектора проекта Б. А. Климова. Снаружи можно заметить (если знаешь об этом) перенос левой части исторического фасада на пять метров вперед, в одну плоскость с правой частью. Самые существенные изменения связаны с застройкой двух внутренних дворов галереи, за счет которых и увеличена экспозиционная площадь. Перед началом этих работ были основательно укреплены фундаменты, заменены перекрытия. Над старыми и вновь построенными залами смонтированы новые стеклянные фонари внешнего света с увеличением модуля стекла.

В одном из новых больших залов размещено полотно "Явление Христа народу", раньше находившееся в пристройке к храму, полностью разобранной при восстановлении его исторического облика. Второй внутренний двор использовали под сооружение самого большого зала галереи для 16-метрового полотна Врубеля "Принцесса Греза", экспонировавшегося ранее только на Нижегородской ярмарке в 1896 году. Застройка внутренних дворов позволила увеличить экспозиционную площадь в полтора раза, а число залов возросло на десять. К тому же перевод экспозиции советского искусства в здание на Крымском валу дал возможность широко развернуть произведения древнерусской живописи и рубежа веков.

Изменились дизайн и оснащение залов старого здания. Была тщательно проработана расколеровка стен. В отделке порталов, дверей, витрин инофирмы использовали ценные породы дерева. Изменилось оформление потолков, тяжеловесные штанги для подвески картин заменили на изящные карнизы. Повеску с использованием современной фурнитуры выполнила западногерманская фирма. Над стеклянными потолками смонтированы лампы специальной подсветки, а от прямых солнечных лучей картины защищают жалюзи с автоматикой поворота. Для инвалидов на лестницах смонтированы специальные подъемники. И наконец, во всех залах обеспечен искусственный климат.

Коренным образом изменилась инфраструктура для обслуживания посетителей: старый вестибюль на первом этаже, ставший просто небольшим фойе, не идет ни в какое сравнение с огромным новым подземным вестибюлем с несколькими кассами, стойкой администратора, вместительным гардеробом, камерой хранения и многочисленными книжными и сувенирными киосками. Полностью развязаны потоки посетителей на входе и выходе. А в подземном пространстве, на месте старого гардероба, создан целый комплекс общепита с рестораном, кафе, баром, столовой для сотрудников галереи.

Административный корпус. Корпус был надстроен двумя этажами по проекту архитектора А. А. Бернштейна и по высоте сравнялся со зданием для экспозиции по Малому Толмачевскому переулку. Застройка вдоль переулка обрела симметрию и законченность, а все административные и научные отделы наконец получили отдельные помещения. Этому способствовало и предоставление научной библиотеке галереи и отделу рукописей отдельных особняков. Внутренняя планировка двух этажей старого административного корпуса значительно изменилась, однако полностью был восстановлен исторический интерьер кабинета директора и нескольких прилежащих помещений. Прежний вход в административной корпус сместился к югу.

Службы охраны ГТГ (Лаврушинский 4 корпус 4) Двухэтажные палаты построены на территории усадьбы кадашевских ткачей, возникшей в начале XVII века. Первым владельцем усадьбы в 1630-е годы значился Федор Гусятников, занимавшийся торговлей. Восстановленное здание сооружено в 1680-1690-х годах (после разгрома стрелецких бунтов Петром I, когда многие дворы в Кадашах опустели). В середине XVIII века усадьбой владели первой гильдии купцы виноторговцы Андроновы. В 1760-х годах при А. К. Андронове палаты увеличены более чем втрое и план получил нынешнюю форму глаголем. При реставрации был восстановлен первоначальный декор фасадов: наличники и пилястры. С 1994 года здание занимают службы охраны галереи.

Пешеходная зона и мост через канал. К открытию галереи закончилось и благоустройство пешеходной зоны - это весь Лаврушинский переулок. Ее завершил пешеходный мост через Водоотводный канал (архитектор Г. В. Астафьев). Мост сооружен в рекордно короткие сроки: весна - начало осени 1994 года. Металлическая арка моста изготовлена на заводе в Воронеже и по частям доставлена в Москву, уникальный кран собранные на месте секции установил на береговые опоры. Личный контроль мэра города Ю. М. Лужкова за строительством галереи (особенно на завершающей стадии) способствовал оперативности работ.

Не случайно народ окрестил новое фортификационное сооружение Лужков мост, что отмечено даже в официальном атласе Москвы. Горбатый мост с множеством фонарей, больших и маленьких, массивными бронзовыми горельефами Георгия Победоносца на перилах, подаренными городу З. Церетели, уже стал привычен взгляду. К сожалению, из-за спешки арка моста не была облицована гранитом, что предусматривалось проектом. Функционально мост задумывался как переход от Болотной набережной вдоль сквера (стоянка туристических автобусов) к зданиям галереи. Пока задумка не работает, возможно потому, что еще не построена вторая очередь музея на Кадашевской набережной.

Тем не менее мост как единое целое с Лаврушинским переулком, стал одним из любимых мест прогулок москвичей.Оформление пешеходной зоны в целом отвечает стилистике зданий галереи. В красно-белой гамме выполнено мощение переулка и обрамление клумб над ней.

1996-1998

Отдел рукописей ГТГ - Дом графики (Лаврушинский 4, корпус 1). Особняк выстроен в 1822 году на территории усадьбы, перешедшей во владение от статского советника Ф. С. Голубцова жене купца П. Савельева. Дом поставлен на красной линии Лаврушинского так, чтобы не закрывать палаты в глубине двора. Декор фасада характерен для раннего ампира.

Некоторую величественность компактному объему дома придает высокий первый этаж, массивность центрального ризалита с глубокими амбразурами окон и пластика поднятого на нем четырехколонного тосканского портика, прорывающего линию карниза. В 1832 году к южному ризалиту был пристроен двухэтажный корпус.

Первоначальное назначение этого особняка в комплексе галереи - Дом графики, сейчас же в нем обосновался отдел рукописей ГТГ.

Палаты конца XVII-XVIII века - Открытый запасник икон (Лаврушинский переулок, 6)
Основу двухэтажного кирпичного дома составляют палаты конца XVII века. Части здания сначала с юга, а затем с севера и запада с гладкими, без наличников стенами были пристроены в 1760-х годах его владелицей вдовой суконщика Е. К. Болотиной. При достройке северной части крайнее членение палат было переложено с закладкой Красного крыльца, от которого и сохранился столб с кубышкой. Планировка палат в своей основе сохранилась. Наружный декор XVII века полностью срублен. В 1835 году при очередной перестройке выступ, включавший основную часть Красного крыльца, разобрали до основания и вновь оштукатурили фасады. В процессе реставрации раскрыт от наросшего культурного слоя первый этаж и восстановлен наружный декор.

Первоначально здание предназначалось под открытый запасник икон, но после реконструкции его климатические параметры так и не были доведены до проектных. Сейчас здание занимает фирма, работающая в тесном контакте с отделом экспертизы галереи.

Приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова. Приют для вдов и сирот художников построен на средства и на участке, завещанным П. М. Третьяковым. Дом возведен в 1912 году архитектором Н. С. Курдюковым. Двухэтажное здание спроектировано в формах, напоминающих древнерусские палаты, а фасад украсили керамическим полихромным гербом Москвы и надписью, выполненной вязью: "Приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова". В 1931 году здание надстроено двумя этажами по проекту инженера И. Е. Курдюкова, при этом утрачены высокие щипцовые кровли и майоликовые украшения. Два нижних этажа принадлежат галерее, там размещаются научные отделы.

Вторая очередь строительства Третьяковской галереи. 5 апреля 1995 года на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной установлен закладной камень второй очереди экспозиционных зданий Государственной Третьяковской галереи. Идея их строительства на набережной впервые предложена архитектором А. В. Щусевым еще в 1944 году. Новые корпуса будут возведены вдоль Кадашевской набережной и Малого Толмачевского переулка.

Храм-музей Святителя Николая в Толмачах. Храм во имя Сошествия Святого Духа, более известный как храм Святителя Николая в Толмачах (по первоначальному названию от 1625 года, а в настоящее время по южному его приделу, был возведен в камне в 1697 году гостем (почетным гражданином) Лонгином Кондратьевичем Добрыниным.

В 1834 году храм перестраивался архитектором Шестаковым: он обрел новую трапезную, Покровский и Никольский приделы и колокольню в стиле московского ампира. К 1845 году трапезная расписана художником Малаховым (по причине почернения отделки из искусственного мрамора). В 1856 году обновлен четверик с алтарной частью. Обветшавший иконостас заменен новым, резным вызолоченным (иконы оставлены прежние). Обновлялся храм на средства прихожан, в числе которых была и Александра Даниловна Третьякова с сыновьями Павлом и Сергеем.

Храм закрыли в 1929 году и передали Третьяковской галерее. В 1936 году здесь разместилось хранилище живописи, а галерея соединена с ним пристройкой. В 1983 году, в начале реконструкции галереи, было принято решение о восстановлении храма с последующим устройством в нем зала для концертов духовной музыки. Сейчас в результате соглашения между Патриархией и дирекцией Третьяковской галереи храм стал домовой церковью при музее. Богослужения возобновлены в декабре 1993 года.

В 1997 году, к празднованию 300-летия храма, его восстановление было практически завершено. За время реконструкции заново воссозданы уникальная колокольня и пятиглавие четверика. Восстановлены все три иконостаса и шесть пристенных киотов. Заново на треть выполнена утраченная живопись на сводах и стенах. В иконостасах и киотах установлено 150 икон из фондов галереи, специально подготовленных реставраторами музея к юбилею храма. Особо отмечено место, где обычно стоял во время богослужения Павел Михайлович Третьяков (он и его семья участвовали в пожертвованиях на содержание храма).

Сооружен новый подземный этаж: с кабинетом настоятеля, ризницей, крещальней с мраморной купелью и инженерным оснащением. 6 октября 1998 года храм стал функционировать и в режиме музейной экспозиции.

В начале 2000 года из залов галереи в храм перенесена Владимирская икона Божией Матери, главная святыня России.