Москва-Сити обретает реальные черты |
||||||
№ 1 за 2003 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин В.Н.Ижиков Итоги конкурса РААСН на научные гранты в 2003 году
А.М.Журавлев |
Уже давно москвичи наблюдают, как на левом берегу Москвы-реки рядом с выставочным комплексом ЗАО "Экспоцентр" на Красной Пресне ведутся подготовительные строительные работы. Вырыт глубокий котлован. Со стороны Кутузовского проспекта построен пешеходный мост "Багратион". Неподалеку проложено Третье транспортное кольцо. От Киевского вокзала ведется линия метрополитена. Здесь, в средоточии транспортных и пешеходных линий, формируется Московский международный деловой центр "Москва-Сити". Длительное время над предварительной концепцией Центра работал архитектор Б.И.Тхор. Окончательный вариант проекта центрального ядра ММДЦ "Москва-Сити" был создан архитекторами А.В.Кузьминым, М.М.Посохиным, А.Р.Асадовым, Г.Л.Сиротой, Б.И.Тхором (ГУП "Моспроект-2"). За эту работу авторы проекта получили главный приз Десятого архитектурного фестиваля "Зодчество-2002" Хрустальный Дедал и Золотой диплом в выставке-конкурсе "Архитектура и бизнес". Особо был отмечен многолетний творческий вклад в концепцию "Москва-Сити" Б.И.Тхора. Наступает следующий этап в создании ММДЦ. Пришла пора заполнять территорию Москва-Сити крупными общественно-деловыми зданиями. Особо важным представляется недавний финал открытого конкурса (с международным участием) на архитектурно-градостроительное решение комплекса административных зданий Правительства Москвы и Московской городской Думы в ММДЦ "Москва-Сити", что позволит собрать воедино разбросанные сейчас по городу различные подразделения Правительства и Думы. Было заявлено 146 проектов. На конкурс поступило 59 проектов, в том числе 43 из-за рубежа - США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Израиля и других стран. Представительное жюри первоначально отобрало пять наиболее отвечающих конкурсным условиям проектов. Распределив премии, первое место и право заключить договор с инвестором на реализацию проекта жюри предоставило архитекторам М.Д.Хазанову, А.А.Наговицыну и конструктору Н.В.Канчели. Победа этого коллектива закономерна - за последнее время он создал немало заметных произведений. Новый проект можно рассматривать по целому ряду позиций. Первая - градостроительная роль предстоящей новостройки. Поскольку комплекс Москва-Сити предполагает строительство группы высоких остросилуэтных зданий в глубине участка, проект представляет собой лаконичную структуру из четырех башен, стоящих по углам квадрата и объединенных по периметру и диагоналям переходами-связями. При взгляде с противоположного берега реки или вдоль набережной композиция выглядит полупрозрачным квазипорталом высотой 200 м. Ответственное (близость к акватории Москвы-реки) местоположение репрезентативного комплекса Правительства Москвы определяет его значение как начального элемента развитой композиции всего комплекса Москва-Сити. Спокойная форма, четкий силуэт рассматриваемого здания лишь на первый взгляд отличаются уместной в данном случае простотой. Но в целом это весьма сложное техническое сооружение, достойно представляющее одно из направлений отечественной архитектуры начала XXI века. Оно пронизано многочисленными внешними и внутренними связями, обеспечивающими удобство функционирования и в градостроительной среде, и в среде внутреннего пространства. Выбор жюри именно этого проекта представляется вполне оправданным. Более сложные объемно-пространственные формы других конкурсных предложений проигрывали перед ясной и логичной функциональной композицией. Второй важный момент - объемно-пространственное решение комплекса. Четыре 52-этажные башни имеют сложное конструктивное решение и ультрасовременное техническое оборудование. В то же время архитектурное решение предполагает устройство множества систем пространственных связей внутри каждой и между ними, облегчающих функционирование здания, в котором будут располагаться различные по назначению структуры Правительства Москвы. Кроме того, в нижней горизонтальной части здания, протянувшейся вдоль набережной, - своеобразного стереобата высотою до 9 этажей - расположатся помещения Московской городской Думы. В трех подземных уровнях разместятся автостоянки. Поверх террасируемого объема этой мегаструктуры планируется устроить эксплуатируемые кровли с цветниками, газонами, деревьями и кустарниками. Этот своеобразный ярусный парк соединяется с набережной пандусами, лифтами, лестницами и открывает панораму всего комплекса городу, осуществляя пространственную связь между ним и Сити. Третья составляющая проекта - удобное функциональное решение комплекса и для сотрудников, и для посетителей. Он начинается с нижних уровней. Кто-то приезжает на автомобиле, кто-то пользуется пешеходным мостом "Багратион", кто-то - станцией метрополитена внутри здания - всем найдется удобный путь к нужному помещению. Между башенными корпусами в верхней части устроены четыре горизонтальных 2-этажных моста, объединяющих башни между собой; через каждые 8 этажей весь объем сооружения перевязан диагональными переходами. Ярус этих мостов имеет на эксплуатируемой кровле озелененный пешеходный бульвар-рекреацию. Все башни завершаются вертолетными площадками. Вся пространственная схема выполнена в бетонных конструкциях, создающих сложную ажурную картину. Центральное атриумное пространство заключено в светопрозрачное покрытие, обеспечивающее достаточную освещенность всех функциональных зон и висячих бульваров, а также позволяющее достичь благоприятного температурно-влажностного режима. В данной публикации нет подробного описания всех деталей проекта. К тому же авторы еще продолжают работать над уточнением конструктивных и планировочных приемов и устройств; им предстоит учесть и замечания архитектурно-градостроительного совета. Отрадно, что в престижном конкурсе, где проекты были зашифрованы под девизами, победителями стали представители российского зодчества. Это свидетельство того, что наша архитектурная мысль находится на высоком мировом уровне. Предложенное сооружение - творческий плод единого архитектурно-технического замысла. В нем видится одно из возможных направлений развития современной отечественной архитектуры, использующей нетривиальные решения, новые эффективные материалы и технологии. |