|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
В.И.Ресин
Московские строители на новом этапе
А.Н.Дмитриев
Техническому прогрессу в капитальном
ремонте и реконструкции - больше внимания
В.Л.Хайт
Владимир Вячеславович Стейскал
Г.В.Есаулов
На границе города с природой
В.Н.Ижиков
Переславль-Залесский.
Проектирование православных храмов
В.Н.Семенов
Москва архитектора Мельникова:
музей под открытым небом
Итоги конкурса РААСН на научные гранты в 2003 году
А.М.Журавлев
Москва-Сити обретает реальные черты
Н.А.Алексеева
Поселок "Эдем"
А.М.Младковская
Замоскворечье на пейзажах Степанова
|
В Переславле-Залесском Ярославской области из 28 приходских церквей, действовавших до революции, в советский период богослужение совершалось лишь в одной - Покровской. Многие храмы были разрушены, а монастыри упразднены. Сейчас остро встал вопрос о восстановлении утраченного.
Существуют две главные причины трудностей проектирования и строительства православных церквей. Во-первых, устарели законы по охране памятников архитектуры, разработанные еще в 1970-е годы. Во-вторых, образовался разрыв в творческой и ремесленной практике проектирования и возведения подобных сооружений. Существующая школа подготовки архитекторов только начинает присматриваться к сложнейшей области проектирования - храмоздательству.
В период 1998-2000 годов автором были выполнены проекты собора Святителя и Чудотворца Николая в Свято-Никольском монастыре1 и Знаменской церкви Переславля-Залесского - на месте ранее существовавших сооружений. Еще до начала проектирования необходимо было методически решить вопрос о правомерности восстановления старого храма или строительства нового (и в каком стиле). Анализ градостроительной ситуации, отсутствие достаточного количества научно обоснованных материалов позволили сделать вывод о невозможности их воссоздания2.
Сегодня собор и церковь вновь возводятся на их исторических местах. Русские зодчие обычно предусматривали в городе "соборный, или храмовый крест": две цепочки храмов, пересекающих его в направлениях запад-восток и север-юг. Для Переславля-Залесского это река Трубеж (дорога на Суздаль) и дорога Москва-Ярославль. Пересечение креста практически всегда являлось административной и (или) торговой площадью с наибольшей концентрацией церквей и главным городским собором. Две практически перпендикулярные по отношению друг к другу (в зависимости от топографии местности) цепочки храмов создавали величественную панораму - живописные градостроительные композиции со стороны главных подъездов к городу.
Знаменская церковь входила в западное направление храмового креста, которое сейчас представлено церквами Сорока мучеников Севастийских и Покровской. Восстановление Знаменской церкви значительно обогатит градостроительную композицию поймы реки Трубеж и центра города, а также панорамы с южной бровки поймы, с городских земляных валов. По высотам она занимает доминирующее положение над окружающей застройкой.
Судя по датам постройки и сохранившимся фотографиям, Никольский собор и Знаменская церковь относятся к синодальному периоду церковной архитектуры. За исключением отдельных выдающихся построек, это период упадка церковного зодчества3, поэтому автор отказался от стилизации проектируемых храмов в духе ХVIII века, взяв в качестве основы для проектирования общепризнанные византийские и русские образцы архитектуры и лучшие храмы Переславля-Залесского.
Проектирование основывалось на следующих принципах:
- канонических, содержащих определенные требования православного богослужения;
- композиционных, связанных с гармонизацией пространства (антропометрика и пропорциональное членение).
Канонические принципы:
- отражение иерархичности мирового устройства в композиции храмов и комплексов;
- ориентация алтаря в восточном направлении (в Переславле-Залесском - в интервале от северо-востока до юго-востока);
- деление храма на три части: алтарь, где размещается престол и жертвенник; четверик с солеей, амвоном, клиросом или хорами, к которому часто пристраивались приделы и трапезная (характерная для приходских храмов); притвор, имеющий один или несколько выходов.
Все без исключения архитектурные объемы и детали храма имеют символическое значение и находятся в иерархическом соподчинении. Любой элемент декора несет смысловую нагрузку4.
Согласно исторической справке, Никольский собор имел три престола: один в алтаре и два в приделах, примыкающих с севера и юга к трапезной части. Изменяя конструктивную схему собора и церкви, необходимо было предусмотреть, чтобы алтари проектируемых храмов размещались на месте алтарей разрушенных церквей. Автор взял за основу пропорции, известные нам из Киево-Печерского патерика, -
20 (ширина): 30 (длина): 50 (высота)5.
Композиционные принципы
Анализ архитектурных ансамблей древнерусских городов и монастырей показывает, что они имели большую степень композиционной свободы, изменялись во времени, дополнялись новыми элементами, неизменно сохраняя свою смысловую сущность. Данный процесс усложнения и развития древнерусских архитектурных ансамблей, как правило, растягивался на столетия6.
Оставался неизменным лишь принцип равновесия как всего комплекса или ансамбля в целом, так и каждого составляющего его объема. Равновесие в ансамбле и объеме достигается за счет ярусного членения и центричности композиции. Ярусы создают базу (основание) для отдельных доминант, визуально успокаивая любое напряжение, создаваемое вертикальными элементами.
Принцип гармонизации пространства ансамблей и отдельных объектов предполагает взаимосвязь всех размеров, членений объемов, их повторяемость (ритм) и пропорционирование через иррациональный ряд взаимосвязанных величин. Это создает эффект, присущий традиционной объемно-пространственной структуре древнерусских городов и ансамблей: двигаясь от объекта к объекту, зритель попадает в разные системы измерений, как бы переходя из одного пространства в другое. Именно в ансамбле при сопоставлении разновеликих, но подобных по формам зданий и выявлялся их архитектурный масштаб7.
Величина и характер формы и местоположение каждого здания ансамбля православного монастыря предопределяются значимостью этого объекта в масштабе всего комплекса.
Монастырские и городские ансамбли включали в себя здания и сооружения разных художественных стилей, что в конечном итоге не разрушало, а только обогащало ансамбль. "Именно благодаря содержательной общности, преобладанию идейного начала над формально-композиционным оказывалась убедительной и в конечном итоге художественно совершенной та непреднамеренная свобода сочетаний контрастных, порой совершенно разнохарактерных и разнотипных форм, которая составляла, пожалуй, главную загадку притягательной силы ансамблей древнерусских городов"8 (и монастырей. - В.И.).
1 Свято-Никольский Переславский женский монастырь. М.: ТОО Издательство "Отчий дом", 1998.
2 Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры: Учебное пособие для вузов. М.: Стройиздат, 1988. С. 77; Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов в 5-ти тт. М.: Стройиздат, 1975. Т. 1; Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд.
М., 1978.
3 Кириченко Е.И. Государство и судьба уездного города Центральной России // Малые города России. М.: Москвоведение, 1998.
4 Символика русского храмоздательства / Журнал "Къ свету". М.: АО ЗТ "Родник", 1993.
5 Киевопечерский Патерик. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 58.
6 Саваренская Т.Ф., Бондаренко И.А., Швидковский Д.О. Архитектурные ансамбли Москвы ХV - начала XX веков: принципы художественного единства.
М.: Стройиздат, 1997.
7 Там же.
8 Там же. С. 130.
|