На границе города с природой Г.В.Есаулов |
||||||
№ 1 за 2003 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: В.И.Ресин В.Н.Ижиков Итоги конкурса РААСН на научные гранты в 2003 году
А.М.Журавлев |
Кунцевский спортивно-оздоровительный теннисный центр расположен на 1-й Крылатской улице у южной границы Суворовского парка, на территории историко-культурного памятника - усадьбы Кунцево. Треугольная площадка, в 1970-х годах использовавшаяся как строительная свалка, стала местом реализации одного из проектов экологической программы Москвы. Само назначение центра предопределило его близость природе. Создание архитектурного комплекса требовало особого подхода, так как задачи проектировщиков были жестко ограничены природоохранными требованиями. Проектирование здания центра велось в 1998-2001 годах авторским коллективом архитекторов: советником РААСН А.Р.Асадовым (руководитель мастерской), членом-корреспондентом РААСН А.Д.Лариным (главный архитектор проекта), А.Рождественским, А.А.Асадовым, Я.Мироновой, Л.Писаренко, конструктором Г.В. Маровой, главным инженером проекта А.М.Небытовым, при участии архитекторов А.М.Логунова, М.Г.Халилулина. Строительство осуществлено в 2001-2002 годах. Общее планировочное решение спортивного центра отличается компактностью застройки в пределах нарушенного ландшафта и отвечает требованиям задания по расчистке территории от технического мусора. Проведены работы по восстановлению опушечной части леса, ее озеленению. Планировочной схемой предусмотрены удобные подъезды и подходы к центру, а также в подземное пространство и надземную автостоянку. Энергичная кривая линия плана здания, выходящая на 1-ю Крылатскую улицу, подобно тетиве лука, направляет ось овала входного двора, закрепляя градостроительную ситуацию и смягчая контраст форм архитектуры и паркового массива. Авторы создают оригинальную композиционную систему: плавные линии постройки граничат с городом, параллелепипеды теннисных кортов словно врезаются в лесной массив. Объединяет их масса зеленого холма, волной поднимающаяся в сторону леса и покрывающая объемы кортов. Мягкая пластика силуэта холма, контрастируя с жесткой геометрией теннисных кортов, создает индивидуальный архитектурный образ, "привязанный к земле", обладающий "местным" характером. Необходимость сохранения природного окружения побуждает авторов максимально использовать подземное пространство - как для размещения обслуживающих помещений, так и для объектов отдыха и спорта. Общая площадь здания - 13000 м2, в том числе подземная часть - 5250 м2; объем здания равен 77000 м3. Новизна рекреационной постройки заключается, прежде всего, в типологическом наборе помещений. Разработанное объемно-пространственное решение объекта обеспечивает четкое функционирование различных спортивных сооружений. Вход в центр осуществляется через овальный двор вестибюля-фойе, где размещен бассейн с каскадом воды. В композиционной идее этого узла прочитывается близость замысла архитектуре Алваро Аалто - мастера оригинальных произведений, проникнутых поисками гармонии человека и природы. Авторы трансформируют излюбленный Аалто прием полуоткрытого дворика как промежуточного звена между интерьером и внешней средой, вокруг которого строится вся пространственная композиция. На этом уровне здания, кроме вестибюля, размещены информационный центр, демонстрационный зал, кафе, детская комната, бодибилдинг и теннисный VIP-корт. Активно используется кровля здания. Так, на крыше теннисных кортов расположены открытые игровые площадки, соседствующие с зеленью холма, пронизанной лежащими в ней "кристаллами" фонарей. Вообще организации освещения авторы уделяют большое внимание, используя различные формы и конструкции световых проемов: от витражного остекления до "осколков" зенитных фонарей. Светом выявлена пластика конструкций и многообразие пространств центра. В полной мере авторы следуют девизу основоположника органической архитектуры Ф.Л. Райта "Реальность здания не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут". Особенностью спортивного центра является обманчивость его внешнего облика: основной объем помещений скрыт под пологим холмом с естественным грунтом. Как замечает главный архитектор проекта А.Д.Ларин, "у дома есть секрет: он кажется намного меньше, чем есть на самом деле, это понимаешь только, когда по нему ходишь". Опускаясь ниже уровня земли, попадаешь в пространство "завода по наращиванию мускулатуры". Здесь царство спортивных объектов: большой и малый бассейны, джакузи, зал фитнеса, три теннисных корта, сквош. Тут же расположены раздевалки всего комплекса, ресторан, автостоянка VIP-зоны. Стеклянные, сетчатые и тканевые перегородки, разделяя функциональное пространство центра, сохраняют зрительное единство перетекающей внутри холма непрерывности. Открытые лестницы и лифты связывают все уровни, обеспечивая ритмичное функционирование объекта. На нижнем уровне, отметка - 3,30 м, расположена игровая часть: боулинг с восемью дорожками, бильярд, а также сауны и бани, связанные с бассейном. Здесь устроено кафе, примыкающее к игровой части, размещена основная автостоянка на 90 машин и группа технических помещений. Авторы отмечают, что комплекс, расположенный "на грани двух сред - города и природы, является промежуточным звеном между ними". Ясность объемно-пространственного решения спортивного центра, сдержанность в использовании архитектурных форм - все решено в русле минималистской стилистики, сочетающейся с неоконструктивистскими поисками. Простотой и изысканностью отличаются материалы постройки: монолитный бетон и металл, голубого и синего цвета витражи и облицовка стен, белый металл конструкций в интерьере. В отделке использован естественный камень (доломит, гранит), дерево (сосна), трава... Живую траву планируется высадить на всю поверхность холма. Вероятно, это одна из первых в российской архитектурной практике "зеленых крыш", столь явно, программно заявленная как составляющая архитектурного образа. В целом это произведение обозначает новый баланс "техно" и "эко". Очевидно, что установка авторов на создание объекта в экологически ценной среде стала убедительным творческим импульсом. Девиз А.Д.Ларина "Я проектирую место, а не дом, что-то добавляя, убирая, переосмысливая, выращивая", получил новую интерпретацию в вечном поиске гармонии человека и природы, технологии и искусства. |