Москва архитектора Мельникова: музей под открытым небом
В.Н.Семенов,
профессор Московского института коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС)

Русская линия

№ 1 за 2003  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

В.И.Ресин
Московские строители на новом этапе 

А.Н.Дмитриев
Техническому прогрессу в капитальном 
ремонте и реконструкции - больше внимания 


В.Л.Хайт
Владимир Вячеславович Стейскал 

Г.В.Есаулов
На границе города с природой 

В.Н.Ижиков
Переславль-Залесский.
Проектирование православных храмов
 

В.Н.Семенов
Москва архитектора Мельникова: 
музей под открытым небом
 

Итоги конкурса РААСН на научные гранты в 2003 году 

А.М.Журавлев
Москва-Сити обретает реальные черты

Н.А.Алексеева
Поселок "Эдем" 

А.М.Младковская
Замоскворечье на пейзажах Степанова

Cтроитель Москвы

За десять с небольшим лет выдающийся архитектор К.С.Мельников (1890-1974) построил 28 объектов, в том числе 22 - в Москве, где сохранилось их на сегодняшний день - 14: жилой дом семьи Мельниковых, 6 рабочих клубов, 4 гаража, конторское здание Ново-Сухаревского рынка, столовая при клубе им. Фрунзе, клуб фарфоровой фабрики в подмосковном Дулеве, а также выполненная им планировка Центрального парка культуры и отдыха им. Горького.

Из наследия зодчего утрачены: павильон "Махорка" (1923), комплекс торговых сооружений Ново-Сухаревского рынка (1924-1926), саркофаг В.И. Ленина в Мавзолее на Красной площади (1924); из зарубежных объектов - павильон СССР и комплекс торговых киосков Торгсектора в Париже (1925), павильон СССР в Салониках (1926) и ряд других объектов.

В целом же для Москвы К.С.Мельников разработал, но по разным причинам не смог реализовать 25 архитектурных и 12 градостроительных проектов. В их числе: комплекс показательных жилых домов для рабочих (1922-1923), Дворец Труда в центре столицы (1922-1923), 2 клуба Союза коммунальщиков на Лесной (1927) и Новорязанской (1927) улицах, павильон Московского отделения газеты "Ленинградская правда" (1924), здание акционерного общества Арокс (1924), Военная академия им. Фрунзе (1930-1931), театр МОСПС в саду "Эрмитаж" (1931), Дворец Советов на Пречистенской набережной (1934) и т. д. Среди неосуществленных градостроительных проектов остались: проект планировки Бутырского района (1918-1922), Ходынского поля (1922), Лужников (1935), Юго-Западного района (1936); реконструкции Советской (1923) и Арбатской (1937) площадей, площади Свердлова (1932); застройки Котельнической и Гончарной набережных (1935). 

Каждый из реализованных и нереализованных проектов К.С.Мельникова несет чувство радости и "космической" неземной гармонии. Секрет рождения одного из своих лучших произведений архитектор попытался приоткрыть в своем ранее не публиковавшемся эссе "На счет дома (1927)" (16.01.1968), любезно предоставленном нам его сыном В.К.Мельниковым:
"Возникшая идея (в проекте клуба им. Зуева) не была утверждена (отвергнута) к постройке, тогда я решил собрать все свои материальные средства для ее осуществления, и таким образом появился личный дом Мельникова, и я задумался над сущностью жизни человека. Здесь я сам заказчик и сам я исполнитель. Архитектура - ее сопровождают страницы сомнений в ее существовании и, что еще удивительнее, вместо наслаждения ее называют удобством. Досадно не на то, что я сделался архитектором, а я оказался бездарным в области гениальных анализов искусства, чтобы убеждать в мощности своих творений. То, что испытано моей архитектурой, явствует, что архитектура действенное искусство, но оно не виновато в своем появлении в жизнь с миллионными затратами, т. е., родившись у автора, станет мертвой, задохшись от скаредного практицизма людей.

Как архитектор я своими проектами люблю опередить фантазией реальные осуществления, но вот что со мной происходит: остается осадок обидной горечи, и все только потому, что это милое искусство никак не хочет появляться за дешевую цену и мой сейф тоже без злата. Была у меня одна-единственная минута в моей жизни - это тогда, когда был фаворитом и строил свои прославленные клубы. В момент превратил я себя из архитектора-творца в азартного миллионера и построил себе дом, отвел душу и отомстил своей неприступной красавице-Архитектуре.

Сделавшись ее хозяином, я упросил ее сбросить с себя мраморное покрывало, смыть пудру и румяна и в натуре, обнаженная, она уж до чего же хороша, грациозна и юна! И как подобает красавице, она оказалась очень доброй и податливой. Она подарила нашему дому необъятный простор в малых объемах, арифметику запутала в подсчетах - дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома". 

В оковах "социалистического реализма"

С начала 1930-х годов творческая концепция К.С.Мельникова подвергается критике, резко сокращаются заказы на проектирование. В 1933 году его не выпускают в Милан на международную выставку, где выставляются его работы. В 1937 году К.С.Мельникова, руководителя одной из архитектурных мастерских Моссовета, полного сил, энергии и творческих замыслов, "высшее" архитектурное руководство обвинило в формализме. Публично осужденный, он был вынужден отстраниться (уволиться) от архитектурно-строительной практики. Перед ним также навсегда закрылись двери Московского архитектурного института. В 48 лет К.С.Мельникову была назначена пенсия. Так завершился созидательный путь гения русской и мировой архитектуры ХХ века. 
Нет пророка в своем отечестве 

Из дневника сына архитектора - В.К.Мельникова (1946): 
"Утром рано один на берегу - подходит отдыхающий, всматривается в меня и говорит: "Вы не Мельников? Не сын архитектора Мельникова? Я его хорошо знаю. Я был тоже в Париже в 1925 году, ведь павильон Вашего отца получил первую премию и его именем названо одно авеню фирмой, построившей павильон" (всколыхнулись мои чувства). Он продолжал: "Ваш отец всегда работал за полноту, но почему он не хочет заниматься Архитектурой, ведь живопись у него, мне кажется, черная - серая, или в ней сказывается его внутреннее состояние". Я отвечал, что да, мой отец, блестящий архитектор мирового масштаба, что он без сомнения хочет работать, но сейчас по неведомым причинам игнорируется, да и вообще за сильно одаренными людьми необходимо ухаживать! (Невольно мне представилась прекрасная беговая лошадь, запряженная в телегу.)

Разговор я вел с неким Ершовым - архитектором, художником. Разговор был коротким, но возбуждение меня не оставляло целый день. Я думал о тебе, Папочка! Тебе нужна защита, и единственный ты жил образами - действительностью! Люди живут мыслями, чем-то оторванным самим по себе. Инертность, лень, зависть и другие пороки мешают видеть столь высокие эстетические дарования.

Ты будешь ценим живым честным человеком. Ты себе не представляешь, как приятно слышать твое имя - Константин Мельников! Имя твое обрело образ стройный, красивый. Вот под действием каких мыслей и чувств о тебе необходимо написать твой портрет. Ты все еще набираешь красоту". (Портрет отца, написанный Виктором Мельниковым в 1947 году, с выставки "50 лет МОССХа" был приобретен Третьяковской галереей.)

К сожалению, до сих пор в сознании большинства представителей современной интеллигенции отсутствует ясное представление о величии и значимости творческого наследия Константина Степановича Мельникова. В то же время мировое сообщество уже в 1925 году причислило его имя к числу выдающихся архитекторов современности. 

Восхождение на Олимп

Вслед за постройкой павильона "Махорка" на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве К.С.Мельников заявил о себе в 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже как об одном из лидеров мировой архитектуры. Впервые представлявший СССР за рубежом Парижский павильон был удостоен высшей международной награды и сохранен французами для истории. Первоначально расположенный на берегу Сены на Cours la Reine рядом с мостом Александра III и Большим дворцом, павильон после закрытия выставки в 1926 году перенесли на Avenue Mathurin Moreau, переименовав в Avenue Mеlnikoff (!). Павильон сохранялся вплоть до середины 1950-х годов. В 1980-е годы французская архитектурная общественность предприняла шаги по воскрешению из пепла мельниковского шедевра на территории парка La Villette. Были реконструированы его чертежи (prof. J.-L.Cohen), но задуманный план не осуществился.

В свое время в создании павильона, выполненного из дерева и стекла, принимали участие: художники А.Родченко, Н.Габо и Александр Певзнер, инженер-архитектор Б.Гладков, французская фирма "Плотники Парижа" (строительные работы). В ходе его сооружения К.С.Мельников осуществил еще постройку комплекса киосков Торгсектора на противоположном берегу Сены, на Эспланаде инвалидов в "кэнконсах" - регулярно засаженной деревьями площадке. Выполненные в едином стиле, эти объекты представляли собой целостный архитектурный торгово-выставочный ансамбль.

Международное признание гения К.С.Мельникова как "великого русского архитектора" и "выдающегося архитектора мира, имеющего международное влияние и славу", состоялось в конце "блестящего десятилетия" его творческой деятельности (1923-1933) . В 1933 году в Милане на V Триеннале - Международной выставке современной архитектуры и декоративных искусств - К.С.Мельников (единственный архитектор из страны Советов) участвовал в экспозиции двенадцати персональных выставок наряду с Й.Гофманом, А.Лоосом (Австрия), Ф.Л.Райтом (Америка), Э.Мендельсоном, В.Гропиус, Л.Мис ван дер Роэ (Германия), В.М.Дудок (Голландия), А.Сант-Элиа (Италия), Ле Корбюзье, А.Люрса, О.Перре (Франция).

1990 год в честь 100-летия со дня рождения К.С.Мельникова был объявлен ЮНЕСКО годом выдающегося архитектора, а его сооружения в Москве признаны памятниками культурного наследия городского значения.

В 2001 году по итогам опроса членов РААСН К.С.Мельников вошел в десятку выдающихся архитекторов ХХ века - 1-е в отечественной и 3-е место в мировой иерархии. Результаты подобных опросов в разных странах, как отмечают специалисты, близки по всему миру. 

10 июля 2002 года Московская городская Дума рассмотрела предложение Центра творческой молодежи им. К.С.Мельникова МИКХиС о сооружении рядом с клубом им. Русакова первого памятника архитектору и приняла положительное решение. 

Музей под открытым небом

По счастливой случайности Москва стала единственной обладательницей ценнейшей коллекции недвижимого архитектурного наследия К.С. Мельникова. Однако отсутствие комплексной программы по реставрации, реконструкции, воссозданию и сохранению этого наследия привело к тому, что все объекты, за исключением жилого дома Мельникова, не имеют памятных досок; на зданиях, являющихся памятниками культуры, и прилегающих к ним территориях не проводится надлежащий мониторинг - регулярные инструментальные обследования их технического состояния. Отсутствует информационная база по каждому из объектов. В результате они претерпели существенные изменения. Наибольшему разрушению подверглось здание Бахметьевского гаража (1927-1929, архитектор К.С.Мельников, инженер В.Г.Шухов). Жемчужина архитектуры - жилой дом Мельникова - требует срочного ремонта от фундамента до крыши, а прилегающая территория - благоустройства. Уникальное конторское здание Ново-Сухаревского рынка не имеет в Москве прописки, не обозначено ни на одной карте города. Расположенное за высоким пятиметровым забором, оно предано забвенью и разрушению. Не в лучшем состоянии клубы им. Русакова, завода "Каучук" и фарфоровой фабрики в Дулеве. 

Несмотря на превратности судьбы, число желающих соприкоснуться с уникальным наследием К.С.Мельникова все возрастает. В связи с этим Центр ТМ-КМ МИКХиС приступил к разработке программы КМ-тур - специализированного тура по сохранившимся в Москве и Московской области постройкам К.С.Мельникова и памятным местам, связанным с его жизнью. Члены Центра творческой молодежи им. К.С.Мельникова МИКХиС неоднократно проводили группы иностранных и российских студентов по данному маршруту. 

На начальном этапе формирования КМ-тура было осуществлено визуальное обследование и графическая фиксация всех сохранившихся в Москве объектов зодчего. В результате появился представленный на этих страницах журнала комплект художественно-графических работ "Москва архитектора Мельникова", выполненный членом Центра творческой молодежи КМ, студентом МИКХиСа В.А.Бойко. Разработаны детальные пешеходные маршруты на объекты архитектора с план-картами по каждому из них, выявлены кратчайшие пути к объектам от ближайших станций метро и т. д. 

В начале 1970-х годов К.С. Мельников обращался к потомкам: "Восстановить "Махорку", Парижский павильон - наш дом сохранил для них чертежи - ноты с музыкой трепета и мук наших чаяний". Начиная с 1995 года студентами МИКХиС совместно с ГНИМА им. А.В.Щусева осуществляется разработка проекта воссоздания в Москве этих шедевров. В фондах Музея архитектуры обнаружены и реконструированы фотокопии исполнительных чертежей павильона СССР. Выполнен его макет, рассматриваются схемы расположения - на ВВЦ, на Крымском валу у ЦДХ, на Фрунзенской набережной. 
В настоящее время осуществляется разработка проекта Центра современного движения в архитектуре им. К.С.Мельникова (Центр СоДА). Главным объектом станет Парижский павильон, расположенный в створе Андреевского моста со стороны Фрунзенской набережной. На противоположном берегу Москвы-реки будут воссозданы комплекс палаток Торгсектора и павильон "Махорка", а также осуществлена частичная реконструкция утраченных планировочных решений ЦПКиО, выполненных в свое время К.С.Мельниковым. В одну ось с перечисленными объектами встраиваются клуб завода "Каучук", клуб им. Фрунзе и жилой дом архитектора.

Парижский павильон предусматривается, как он и был выполнен впервые, в деревянных специально обработанных материалах или в современных высокопрочных конструкциях. Под павильоном предполагается разместить два музея: "Миланский ареопаг" (для постоянной экспозиции работ двенадцати "выдающихся архитекторов, имеющих международное влияние и славу", которые были представлены в 1933 году на V Триеннале в Милане, на Международной выставке современной архитектуры и изобразительных искусств) и "Советский авангард" (работы И.Леонидова, Н.Ладовского, В.Кринского, И.Голосова, А. и В.Весниных, М.Гинзбурга, Л.Лисицкого, В.Татлина и других). Надземная часть павильона отводится под тематические выставки, посвященные искусству первой трети ХХ столетия.

С 2003 года "ТПО-5 Бюро Платонов", МИКХиС и ГНИМА им. А.В.Щусева приступят к практической реализации обращения-завещания К.С.Мельникова.

Ценители архитектурного наследия Мельникова в недалеком будущем также будут иметь возможность посетить мемориальный музей семьи Мельниковых. Госстрой России и Минкультуры России готовят проект постановления Правительства Российской Федерации "Об учреждении Государственного музея архитектора Константина Мельникова" в здании-памятнике истории и культуры "Жилой дом-мастерская архитектора К.С. Мельникова", расположенном по адресу: Москва, Кривоарбатский переулок, дом 10.

Для решения вопросов, связанных с судьбой архитектурного наследия К.С. Мельникова, РААСН совместно с МИКХиС 3 декабря 2002 года провели Академические чтения на тему: "Современные проблемы реставрации, реконструкции, восстановления и сохранения архитектурного наследия К.С. Мельникова". Принято решение о координации усилий ряда ведущих организаций для решения стоящих задач, что позволяет надеяться на благополучное существование и развитие Музея под открытым небом К.С.Мельникова.