Владимир Вячеславович Стейскал

В.Л.Хайт, действительный член РААСН

Русская линия

№ 1 за 2003  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

В.И.Ресин
Московские строители на новом этапе 

А.Н.Дмитриев
Техническому прогрессу в капитальном 
ремонте и реконструкции - больше внимания 


В.Л.Хайт
Владимир Вячеславович Стейскал 

Г.В.Есаулов
На границе города с природой 

В.Н.Ижиков
Переславль-Залесский.
Проектирование православных храмов
 

В.Н.Семенов
Москва архитектора Мельникова: 
музей под открытым небом
 

Итоги конкурса РААСН на научные гранты в 2003 году 

А.М.Журавлев
Москва-Сити обретает реальные черты

Н.А.Алексеева
Поселок "Эдем" 

А.М.Младковская
Замоскворечье на пейзажах Степанова

Прошло почти 50 лет с того дня, когда молодой архитектор Владимир Стейскал, окончив с отличием Московский архитектурный институт, пришел по распределению на работу в Моспроект. Всем известные ныне слова своеобразного гимна московских архитекторов "В новом здании на Брестской..." в то время лишь констатировали факт. Владимир Стейскал был одним из новоселов этого дома. С тех пор для московских проектных организаций построено и переоборудовано немало зданий, но Моспроект (ныне ОАО по комплексному проектированию градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений) по-прежнему занимает дом на Брестской. И по-прежнему почти ежедневно приезжает сюда Владимир Вячеславович Стейскал. 

Он начал работать в 13-й магистральной мастерской, руководимой тогда выдающимся архитектором, профессором Московского архитектурного института Борисом Сергеевичем Мезенцевым. С этой мастерской связаны почти 15 лет жизни В.В.Стейскала. Сначала в составе большого творческого коллектива он разрабатывал проекты крупных архитектурных ансамблей на Таганской площади и на выходящих к ней улицах, вдоль Волгоградского и Рязанского проспектов. А с середины 1950-х годов включился в решение самой острой социальной проблемы того времени - жилищной.

Это много позже появилось выражение "хрущобы", кстати, производное от добродушного неологизма "хрущовки". Сейчас трудно представить, как жили люди в первые годы после Великой Отечественной войны: в прогнивших, продуваемых насквозь бараках, "временно" построенных в годы первых пятилеток; в обжитых подвалах, на чердаках и выгороженных лестничных площадках; в коммуналках - разделенных на каморки комнатах в бывших барских квартирах. Такова была реальность, с которой начиналось тогда массовое жилищное строительство. Совершенно очевидно, как необходимы были неказистые с сегодняшних позиций, упрощенные по формам, однообразные типовые пятиэтажки с минимальными по площади и неудобной планировки квартирами с бедной отделкой и примитивным инженерным оборудованием, которыми окружила свое историческое ядро Москва.

Владимир Стейскал стал одним из пионеров проектирования и строительства массового жилища. По его проектам выстроены жилые дома общей площадью около 1500 млн. м2. Это целый город на юго-востоке Москвы - десятки кварталов Текстильщиков, Новых Кузьминок, Люблина, Выхина с детскими учреждениями и школами, поликлиниками и консультациями, магазинами и столовыми, парками и бульварами, транспортными и инженерными коммуникациями. 

Героический и в какой-то мере неблагодарный труд. Сегодня некоторые из этих исторических кварталов реконструируются: уплотняются или застраиваются повторно комфортабельными, пластичными и разнообразными жилыми домами, проекты которых разработаны под его же руководством. Но этих домов, может быть, не появилось бы, если бы в свое время Владимир Стейскал и его коллеги-единомышленники не потратили годы жизни на планировку микрорайонов на "привязке" типовых проектов, осуществляя требовательный авторский надзор за строительством - по грязи, по морозу, под дождем. 

Крестный путь московского архитектора-строителя дал Владимиру Вячеславовичу неоценимый опыт в познании всех тонкостей проектного и строительного процесса, от решения социальных и градостроительных проблем до разработки технических средств и технологических приемов. И когда пришло время новых задач, проектирования и строительства крупных уникальных зданий и комплексов, Стейскал оказался готов к этому. 

Приобретенная в эти годы школа профессионализма помогла моспроектовцам и архитекторам из других московских институтов и в работе по помощи населению Ташкента после катастрофического землетрясения 1966 года. По проектам Стейскала было застроено несколько жилых кварталов, причем структура и облик жилых домов не только учитывали специфику местных природно-климатических условий, но и были более разнообразными и пластичными, чем строившиеся в те годы в Москве. В то время Владимир Вячеславович и сблизился с возглавлявшим работу Моспроекта для Ташкента крупным зодчим Александром Григорьевичем Рочеговым, который по достоинству оценил опыт и готовность молодого архитектора к трудностям. Вскоре он привлек его к руководству управлением, а позднее В.В.Стейскал сменил А.Г.Рочегова на посту начальника Моспроекта.

В 1950-1960-е годы В.В.Стейскал наряду с планировкой и застройкой жилых кварталов разрабатывал проекты общественных зданий как массовых, так и индивидуальных типов. Среди них кинотеатр "Зенит" близ Таганской площади, а также живописный и сложный по композиции Дворец пионеров Люблинского района. В 1970-е годы архитектор работает над проектированием городка космонавтов в Останкине - редкий тогда опыт строительства в Москве малоэтажных домов; создает современный по формам комплекс Института управления в Выхине. 

Новый период в деятельности Владимира Вячеславовича наступил в конце 1970-х годов. Заместитель руководителя мастерской был выдвинут на должность заместителя начальника управления по проектированию Моспроекта. Почти одновременно он возглавлял проектирование одного из наиболее крупных объектов, связанных с подготовкой Москвы к проведению Олимпийских игр, - громадной комфортабельной гостиницы "Космос" на проспекте Мира против Главного входа на ВДНХ (ныне ВВЦ). В этом и последовавшей за ней целой серии других крупных общественных зданий и комплексов наиболее ярко проявились опыт и специфические способности архитектора - широкий градостроительный (как функционально-пространственный, так и композиционный) подход, чувство места, понимание роли крупного, значимого объема в городе и его художественном ансамбле.

Гигантская подкова главного корпуса отеля закрепляет планировочную ось, образованную выставочным комплексом, и одновременно собственным мощным объемом организует прилегающее пространство. Возможно, сегодня изогнутые плоскости фасадов кажутся излишне лаконичными, недостаточно расчлененными. Но таковы были вкус и архитектурные приемы того времени. Авторы удачно использовали контраст новизны и лаконизма нового здания с архаичностью, преувеличенной пластичностью и перегруженностью скульптурной декорацией входов и павильонов ВДНХ. Бесспорной удачей был выбор цветового решения с теплым тоном стекла, перекликающегося с окружающей застройкой и оттеняющего монумент в честь запуска первого искусственного спутника Земли.

Начиная с проектирования гостиницы "Космос", В.В.Стейскал проявляет себя мастером создания крупных уникальных зданий на ответственных в градостроительном отношении участках (как правило, в соавторстве с видными московскими зодчими - руководителями мастерских Моспроекта и молодыми, но уже опытными архитекторами). Это, например, гостиницы "Славянская" (совместно с В.П.Соколовым) и "Ирис" (совместно с Р.Г.Кананиным), где современные пластичные объемно-пространственные решения фасадов дополняются детально проработанными интерьерами, совершенным технологическим и инженерным оборудованием. 

Громадная гостиница на площади Сокольнической заставы (еще не завершенная), как в свое время и гостиница "Космос", - композиционная доминанта предпарковой экспанады. Но, несмотря на аналогичную градостроительную ситуацию, здесь использован иной композиционный прием, объемное решение гостиницы более компактное, вертикальное.

Торгово-офисный комплекс "Смоленский пассаж" (совместно с В.П.Соколовым, Ю.П.Григорьевым) расположен, казалось бы, в рядовой застройке Садового кольца. Но непосредственная близость к Смоленской площади предопределила монументальную и в то же время вытянутую вдоль улицы композицию, подчеркнутую несколько упрощенным воссозданием исторической застройки.

Особо стоит остановиться на двух важных административных комплексах: правлениях Сбербанка России и руководства Налоговой инспекции (последнее - совместно с В.В.Степановым). Оба здания расположены на свободных от прилегающей застройки участках важных градостроительных узлов: площади, с которой начинается Профсоюзная улица, и Даниловской площади у станции метро "Тульская". Выразительные, динамичные силуэты комплексов, их пластичная структура соответствуют их назначению и роли в городской среде. Объемно-композиционное решение различно: здание Сбербанка раскрыто на улицу, здание Налоговой инспекции вытянуто ввысь. 

В.В.Стейскал продолжает работать и над проектами крупных индивидуальных жилых домов и комплексов. Среди них группа зданий на Каширском шоссе на месте взорванных террористами. А параллельно с творческой деятельностью он последовательно накапливает опыт организаторской работы: начинающий архитектор, старший архитектор, руководитель группы, главный архитектор проектов - руководитель бригады, заместитель руководителя мастерской, заместитель начальника управления Моспроекта-1 (с 1967 года), с 1982 года - начальник управления, с февраля 1993 года - генеральный директор ОАО Моспроект.

ОАО по комплексному проектированию градостроительных ансамблей, жилых районов, уникальных зданий и сооружений - само название говорит о многопрофильности и громадном объеме работ Моспроекта. Генеральный директор - должность выборная, да и избирался на нее В.В.Стейскал в трудный момент, когда крушились многие авторитеты. С разрушением государственной монополии и гарантированного планового заказа материально-финансовое положение коллектива управления Моспроект-1, как и других московских институтов, было шатким, с неясными перспективами. Избрание В.В.Стейскала генеральным директором явилось знаком общественного признания, доверия к нему огромного проектного коллектива, обладающего богатейшими традициями, во главе мастерских и бригад которого стоят выдающиеся мастера отечественного зодчества.

Как известно, в начале 1990-х годов многие проектные институты фактически развалились (порой остались только название и дирекция, сдающая производственные площади в аренду коммерческим структурам). Моспроект, как и другие организации Москомархитектуры, не только выстоял и сохранил все свои главные подразделения, но и обновил основные фонды, внедрил компьютеризацию, улучшил условия труда проектантов, даже благоустроил интерьеры и оформил выразительный парадный вход в институт. Во многом это произошло благодаря тому, что вот уже 20 лет руководит им Владимир Вячеславович Стейскал - архитектор, градостроитель, организатор.