Павел Георгиевич Еремеев
Н.Н.Никонов

Русская линия

№ 4 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

Г.В.Есаулов
Сессия Общего собрания РААСН - 2002&127;

Н.Н.Никонов
Быть инженером - что это значит?

Я.Ш.Каждан
Николай Николаевич Уллас

А.П.Сизов
Мониторинг земель. Анализ негативных процессов

Н.Н.Никонов
Павел Георгиевич Еремеев

ПОБЕДИТЕЛИ ПЕРВОГО ТУРА КОНКУРСА «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - 2003»

Памяти Игоря Александровича Покровского

А.М.Журавлев
Союз архитекторов СССР: год создания - 1932

В.И.Подольский
Управление проектом

В.Л.Хайт
«Строители России. XX век»

Р.И.Тевосян
Полет Владимира Глухова


Когда в далекие шестидесятые в Баку я закрепился на троне молодых проектных «гениев», до меня дошли слухи, что, мол, в ГипроАзнефти работает талантливый мальчик — инженер-конструктор. Сказать, что это произвело на меня большое впечатление, сегодня не берусь: буркнул, наверное, что-то вроде: «Посмотреть надо!» А нужно было бы поехать, познакомиться, глядишь, что-нибудь и сварганили вместе. Но через год я уехал из Баку, а через четыре и талантливый мальчик подался в аспирантуру ЦНИИСКа.

Нынче с грустью можно воспринимать только слово «мальчик» — Павел Георгиевич уже дед, а все остальное, в том числе и талант, — при нем. Знакомство с ним, а оно состоялось во времена подготовки к Олимпийским играм 1980 года, открыло качества, заметно выделяющие его из окружения.

Основательность, полная надежность во всем, мощная оснащенность знаниями при подвижном уме и, вместе с тем, предельная осторожность во взаимоотношениях с предметом деятельности – строительными конструкциями. Да, на него можно положиться – не подведет. Этому представлению соответствует его внешний облик: ходит, высоко подняв голову, спина прямая, вылощен как топ-модель, очень спокоен, голос повышает редко (предполагаю). Работоспособен страшно. Сколько пришлось сделать, проектируя и строя стадион «Локомотив», оценить может только специалист — ведь в бригаде, им возглавляемой, было всего четыре человека.

Сегодня П.Г.Еремеев — ведущий специалист в стране в области теоретических и экспериментальных исследований большепролетных металлических конструкций. А начиналось это еще в 1970-е. И кандидатская, и докторская диссертации были посвящены тонколистовым металлическим оболочкам. С тех пор опубликовано более 80 научных работ, защищены 10 авторских свидетельств и патентов. Построены уникальные сооружения, в которых в той или иной степени принимал участие Павел Георгиевич. Особенно сильно это выразилось во время проектирования и строительства крытого стадиона на проспекте Мира, памятника Петру I, покрытия Гостиного двора. Еще с десяток объектов воздвигнуты: клуб-столовая в Переделкине (покрытие из переплетенных алюминиевых лент), крыша музыкального театра в Тбилиси (металлическая мембрана) и другие. За работу над олимпийскими объектами — Государственная премия СССР в области науки и техники за 1981 год.

Но вершина творчества Павла Георгиевича — футбольный стадион «Локомотив». Чистота конструктивного решения, его полное слияние с архитектурным замыслом, проработка деталей металлических конструкций — все это воспринимается одномоментно, создавая целостный образ великолепного, гармоничного, высокохудожественного произведения. Светопрозрачное покрытие размерами в плане 206х157 м и шириной 33 м парит над трибунами. Чистота замысла и его воплощение создают радостное ощущение легкости и свободы. Наверное, здесь неплохо звучали бы Паваротти, Доминго и Коррерас.
Ранние авансы талантливому юноше полностью оказались реализованными в этой романтической постройке. Ну что тут скажешь, бакинец, да!
Покрытие трибун стадиона «Локомотив»

Светопрозрачное покрытие над трибунами повторяет их очертание и образовано радиально расположенными шпренгельными фермами, опирающимися на внутреннее кольцо и наружные железобетонные стойки. В кольцевом направлении прогоны связывают радиальные элементы в пространственную систему и служат опорами для светопрозрачных панелей. Одно из колец (второе с внутреннего края) представляет собой коробчатую балку. В четырех углах покрытия установлены Л-образные («Локомотив» же — стадион!) наклонные железобетонные пилоны — опоры вант. К основным вантам крепятся парные наклонные подвески, к одним из которых подвешена несущая кольцевая коробчатая балка, а другие крепятся к железобетонным стойкам основного каркаса. Верх каждого из четырех железобетонных пилонов раскреплен двумя стальными наклонными оттяжками, соединенными в уровне земли с анкерными фундаментами.

Наиболее сложный элемент конструкции — система, состоящая из канатов диаметром 140 и 50 мм, анкеров и соединительных элементов, изготовлена английской фирмой «BRIDON».Конструкция покрытия обоснована вариантными комплексными исследованиями, обеспечивающими полную ее надежность.

Стадион «Локомотив» — продукт творчества большого авторского коллектива, который возглавлял руководитель мастерской МНИИПа архитектор Дмитрий Вильямович Буш.