Николай Николаевич Уллас
Я.Ш.Каждан, доцент

Русская линия

№ 4 за 2002  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 


Содержание номера:

Г.В.Есаулов
Сессия Общего собрания РААСН - 2002&127;

Н.Н.Никонов
Быть инженером - что это значит?

Я.Ш.Каждан
Николай Николаевич Уллас

А.П.Сизов
Мониторинг земель. Анализ негативных процессов

Н.Н.Никонов
Павел Георгиевич Еремеев

ПОБЕДИТЕЛИ ПЕРВОГО ТУРА КОНКУРСА «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - 2003»

Памяти Игоря Александровича Покровского

А.М.Журавлев
Союз архитекторов СССР: год создания - 1932

В.И.Подольский
Управление проектом

В.Л.Хайт
«Строители России. XX век»

Р.И.Тевосян
Полет Владимира Глухова


Имя народного архитектора СССР, заслуженного строителя России, ветерана войны и труда, доктора архитектуры, профессора Николая Николаевича Улласа хорошо известно. О незаурядной личности этого человека, стоящего у истоков советского зодчества, связанного с ним всей своей творческой жизнью, свидетельствует даже просто перечисление созданных по его проектам сооружений. О нем писали не однажды. Попытаемся, используя беседу с Н.Н.Улласом, создать еще один творческий портрет архитектора...

Каждый раз, встречаясь с Николаем Николаевичем, поражаешься его неиссякаемой энергии. Пожалуй, наиболее характерное его свойство — стремительность. Он весь порыв: быстрая, торопливая речь, словно спрессовывающая время, летящая, слегка наклоненная вперед при ходьбе фигура...

Родился Н.Н.Уллас 27 января 1914 года в Смоленске. Он с гордостью говорит о родном городе: «Смоленск всегда стоял на пути всех нашествий, которые были направлены на нашу страну с Запада... Глубоко исторический, сохранивший образцы прекрасной архитектуры, памятники XII, ХV, ХVI веков, классицизма, послепожарные сооружения... На гербе Смоленска изображены пушка с сидячей на ней птицей Феникс, а птица Феникс — это символ вечного обновления и возрождения! История города, его памятники, дома, архитектура всегда в моей душе были связаны с представлением о прекрасном».

В Смоленске Николай окончил девятилетнюю школу № 4 имени Коминтерна молодежи. Рано проявились его способности к рисунку. На выбор профессии, несомненно, оказал влияние отец — военный строитель. Он брал сына на стройки с десяти лет, а к двенадцати, по выражению самого Улласа, «мальчик Николай в десятники годился». После окончания школы он пошел работать электромонтером и поступил в строительный техникум. Имеющего практический опыт Николая еще в техникуме стали привлекать к конкретным работам. Уже в 1930 году Н.Уллас построил на аэродроме Смоленска металлические ангары, затем участвовал в реконструкции старого городского театра, делал проходную башню на ГРЭС. Как сам он говорит об этом, «приобщался к творчеству».

В те годы начал вырабатываться собственный почерк молодого специалиста: универсальность и конкретность, постоянный поиск новых форм и решений. Эти черты стали доминирующими в дальнейшей деятельности Улласа. Способного студента по решению профсоюзной организации строительного техникума в 1932 году направили учиться в Москву в Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ), выпускавший инженеров-архитекторов по четырем специальностям: фабрично-заводской, сельскохозяйственной, жилых и общественных зданий, планировки социалистических городов (в 1933 году после очередной реорганизации вуз получил нынешнее название — Московский архитектурный институт).

К экзаменам Николай опоздал и должен был возвращаться в Смоленск, но декан градостроительного факультета профессор Б.А.Коршунов, поговорив с юношей, зачислил его сразу на 2-й курс при условии сдачи всех экзаменов до осени. Уллас все сдал успешно. Он рассказывает: «Экзамены на сессии были в то время очень строгие, как ГЭКи в настоящее время. Каждый предмет принимался комиссией. Особенно мне показалось это страшно после бригадного метода опроса студентов, применявшегося в нашем техникуме». Уллас тепло говорит о своих институтских преподавателях: «Градостроительный факультет, на котором я учился, с точки зрения объема программы мало отличался от ЖОСа и ПРОМа. Вопрос заключался не в том, где, а как и у кого учиться. С преподавателями мне повезло».

Он вспоминает об учебе в группе профессора Н.А.Ладовского, известного архитектора: «Ладовский четко ощущал главное в зодчестве — пространство. Сейчас-то я сам для себя формулирую, что архитектура — это искусство организации пространства. Но тогда в этом мне помог Ладовский. В преподавании он применял метод не показа, а объяснения — от абстрактного к конкретному, от общего к частному, что формировало у студентов умение сразу видеть проблему и только после этого переходить к конкретному проектированию объекта». Общение с профессором Н.А.Ладовским приучило талантливого юношу самостоятельно мыслить и принимать решение. Поэтому не случайно уже в 1933 году, будучи студентом, Уллас вместе с Борецким (тоже студентом) представил конкурсный проект Дома правительства Крымской АССР в Симферополе, получивший третью премию. «Это было неожиданно. Это был первый успех», — вспоминает он. В те же годы была осуществлена и одна из первых работ Н.Н.Улласа в Москве — проект молодежного парка в Останкине. Так начался творческий путь архитектора.

Немалую роль в его становлении сыграла работа в мастерской академика архитектуры И.А.Фомина. «Если у Ладовского, — говорит Н.Н.Уллас, — я учился мировоззренчеству, то Фомин дал мне очень много как человек со сложившейся творческой концепцией, творческим кредо в архитектуре». В общении с крупнейшими специалистами будущий мастер осваивал уроки московской архитектурной школы, для которой характерно умение перерабатывать наследие прошлого в условиях современности. Многое из того, что говорит сегодня профессор Уллас о преемственности в архитектуре, представляет интерес для понимания и его творчества. «Классическое наследие мы изучали в процессе практики, и в этом плане больше всего мне дал профессор Б.А.Кондрашов, преподававший у нас, когда мы делали театр. Он помог понять, что порой архитекторы, воспринимающие наследие как комбинаторику из карнизов, лоджий и эркеров, много строят, как говорится, на «хорошо». Но их сооружения стираются из памяти. А вот, скажем, дома А.К.Бурова или И.В.Жолтовского запоминаются, так как они современные, хотя и наследие в них чувствуется». Н.Н.Уллас творчески воспринял и архитектуру советского авангарда. Поиск новых решений на основе переосмысления преемственности, культуры, национальных особенностей приводил к созданию оригинальных, не имевших аналогов в прошлом сооружений: клубов, фабрик-кухонь, парков культуры и отдыха, учреждений массового обслуживания...

После блестящей защиты дипломного проекта на тему «Город на 5 тысяч населения и комбинированный вокзал на Московском море» и окончания в 1936 году Московского архитектурного института молодой специалист начал самостоятельно реализовывать свои идеи. Он участвует в проектировании канала Москва — Волга (Яхонтовский шлюз и рабочий клуб-столовая на канале) и 6-квартирных домов для северных районов страны. Во время службы в армии Уллас работает в Военпроекте, а после демобилизации приглашен профессором Н.А.Ладовским, в то время консультантом в Наркомате земледелия, для осуществления проектов для села. На его счету несколько селекционных станций, разработка проекта типового колхозного клуба, проект застройки комбината шампанских вин «Абрау-Дюрсо» в районе Новороссийска. Умение работать без устали, приобретенное еще в студенческие годы, когда утром он занимался в институте, затем в мастерской Фомина, а ночью разгружал товарные вагоны на вокзалах, помогало в быстрой реализации задуманных идей. Уже в предвоенные годы он зарекомендовал себя опытным и способным архитектором, справляющимся с самыми сложными задачами.

В самом начале Великой Отечественной войны Н.Н.Уллас был призван в армию в качестве военного инженера III ранга. В Омске под его руководством (он был заместителем главного инженера завода) была проведена подготовка для приема из Запорожья авиационного завода. В три смены строили землянки на 3 тысячи рабочих предприятия, сооружали фундамент, на который сразу установили станки, приступившие к выпуску авиационных моторов, параллельно этому процессу достраивали завод (подводили стены, крышу и так далее).

С апреля 1942 года Уллас на Юго-Западном фронте принимает участие в тяжелейших боях, форсировании рек, освобождении Харькова, Запорожья, Одессы, Кишинева и Бендер. А затем — Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии... Больше всего запомнилось сражение за Будапешт: «В декабре 1944 года мы вышли к столице Венгрии. Пешт был занят войсками 2-го Украинского фронта, а Буду, стоящую на холмах, должны были взять мы. Тяжелые уличные бои шли около трех месяцев. Мне как начальнику инженерной службы приходилось собирать саперные подразделения из разных полков и с ними наступать...» В Будапеште Н.Н.Уллас и встретил День Победы. Его ратные подвиги отмечены боевыми наградами: орденом «Отечественная война» I cтепени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За освобождение Белграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией» и другими.

После окончания войны Н.Н.Уллас некоторое время работает в Мурманске, представляет там план-соображение по восстановлению разрушенного города. Затем назначается архитектором в Управление по делам архитектуры Мосгорисполкома, в 1947 году становится руководителем мастерской Института Генерального плана. С этого времени он постоянно занят развитием и реконструкцией Москвы. С его именем связаны уникальные преобразования Юго-Запада столицы, застройка Фрунзенской набережной (вместе с архитекторами Я.Б.Белопольским и Е.Н.Стамо), улицы Горького (Тверской), Ленинградского шоссе (с архитектором П.В.Помазановым), Комсомольского проспекта. За проектирование Центрального стадиона — спортивного комплекса в Лужниках Н.Н.Уллас (в числе других архитекторов — А.В.Власова, И.Е.Рожина, А.Ф.Хрякова) в 1959 году был удостоен Ленинской премии. Впервые группа архитекторов была отмечена такой высокой наградой.

В 1950–1960 годы Н.Н.Уллас становится одним из авторов Генерального плана развития Москвы и схем районной планировки. В этой работе особенно ярко проявилось его умение мыслить широко и масштабно. Одновременно он ведет большую общественную работу в Союзе архитекторов СССР, где руководит комиссией по градостроительству. Но, несмотря на крупные административные посты, не прекращает и конкретную архитектурно-строительную деятельность, направленную в основном на развитие и формирование градостроительного облика Москвы.

Его работоспособность поразительна — более 70 архитектурных проектов, большинство из которых реализованы: памятник-обелиск на месте гибели Ю.А.Гагарина и B.C.Серегина (с архитекторами А.Ф.Акимовым и М.М.Болховитиновым, премия Ленинского комсомола), реконструкция центра Берлина (с архитекторами М.В.Посохиным, А.А.Мдоянцем и Л.Н.Павловым), реконструкция центра Пловдива, планировка и застройка Матвеевского (с архитектором Е.Н.Стамо), здание Гипромеза, мост через канал на Ленинградском шоссе (с архитектором В.Н.Яковлевым, инженерами В.Васильевым и Н.Рудомазиным, премия СМ СССР) и другие. Уллас проявил себя как мастер широкого диапазона, его проекты обладают ясностью идеи, комплексностью разработки проблемы, всесторонней обоснованностью и острой, яркой выразительностью архитектурного решения.

Несмотря на многочисленность созданных им проектов, участие в различных союзных и международных конкурсах, при решении любой задачи Уллас прежде всего вырабатывает личное отношение к организации пространства, к самому объекту. Если этого не происходит, не рождается собственное, альтернативное решение, архитектор за такой проект не берется. Всю жизнь он только так подходил к любой работе и потому его проекты всегда неординарны, всегда вызывали живой интерес даже у не согласных с ним людей. Уллас считает, что типовое проектирование (когда без учета конкретного места тиражируются уникальные объекты) лишает индивидуальности, своеобразия наши города. «Нельзя, — утверждает он, — разрешать копировать понравившиеся кому-то объекты. В Москве не может возникнуть Исаакиевский собор, всегда будет казаться, что его не тут строили. А вот церковь Архангела Гавриила («Меньшикова башня») — типично московская».

Один из ведущих специалистов градостроения, он успевает еще писать многочисленные работы и статьи по вопросам градостроительства и архитектуры. В 1967 году Н.Н.Улласу присвоено звание профессора. В 1971 году за большую работу в комиссии Международного союза архитекторов по окружающей среде и за помощь, оказанную болгарским архитекторам, правительство Болгарии наградило его орденом Кирилла и Мефодия I степени, а в 1978 году Венгерское общество градостроителей избрало своим почетным членом. В статьях и выступлениях в нашей стране и на международных форумах архитектор постоянно развивает проблему планомерного формирования жизненной среды, гармонически сочетающей современные требования строительства с необходимостью сохранения окружающей природы.

В 1971 году, завершив работу по составлению Генерального плана развития Москвы, Н.Н.Уллас перешел в Московский архитектурный институт на должность заведующего кафедрой градостроительства. С тех пор он преподает там, совмещая творческую работу с педагогической: «Наступает в жизни момент, когда понимаешь, что не все сделано, если не остается после тебя учеников».

«Наша школа, — говорит Н.Уллас, — с первого курса каждому студенту ставит задачи на уровне состоявшегося архитектора. Будь то остановка троллейбуса или игровая яма с песком — все должно быть решено профессионально». Он учит студентов вырабатывать свою собственную концепцию, настойчиво искать свои принципы организации пространства, формообразования и художественной выразительности, что помогает им к концу учебы выработать самостоятельность в творчестве на основе всех особенностей современного проектирования.

И очень огорчается: «Они сегодня только возводят перпендикуляры с плана. Макет сделали — получился дом. Сравните жилой дом эпохи конструктивизма с современным блочным домом-башней, — говорит Н.Н.Уллас.— Один — архитектура, а второй — склад материалов. Удивительно ли, что молодые архитекторы почти не растут. А ведь любую работу надо делать чуть больше того, что можешь, только тогда возникнет внутренняя потребность делать все чуть лучше, чем это делалось раньше». И приводит в качестве примера павильон «Махорка», построенный в 1923 году: «Как решил эту задачу К.С.Мельников? Заводчик-консультант нарисовал ему, что надо делать. Архитектор посмотрел и сказал: «Сарай получится», а затем использовал законы гравитации, даже весь процесс получения махорки по-новому решил. В результате получилось очень нестандартное, интересное сооружение. Мельников не мог поставить просто сарай...»

Уллас тоже постоянно генерирует идеи, он в вечном поиске. Быть может, потому года над ним и не властны. «Я всегда, — говорит Уллас, — пытаюсь проиграть то, что мне кажется интересным. Возможно, сегодня это мне и не нужно, но я делаю это для себя, вдруг пригодится. Идеи всегда дают импульс новому». Эти его слова достаточно четко характеризуют жизнь и творчество народного архитектора СССР, профессора Николая Николаевича Улласа.