Быть
инженером — что это значит? |
||||||
№ 4 за 2002 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера: Г.В.Есаулов Н.Н.Никонов Я.Ш.Каждан А.П.Сизов Н.Н.Никонов ПОБЕДИТЕЛИ ПЕРВОГО ТУРА КОНКУРСА «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - 2003» Памяти Игоря Александровича Покровского А.М.Журавлев В.И.Подольский В.Л.Хайт Р.И.Тевосян |
Профессор А.В.Забегаев, проректор МГСУ, как-то сказал мне: «А почему бы вам не поработать у нас? Вот интересный курс — «Введение в специальность»! — «Да что вы, Александр Владимирович, — засмущался я, — мое ли это дело?» Но согласие в итоге дал, оговорив его подготовкой плана лекций и просмотром опытным профессорским оком хотя бы первой лекции. Свою часть я выполнил, ноѕ Александр Владимирович Забегаев умер. Его памяти посвящается эта статья – сокращенный вариант вступительной лекции курса «Введение в специальность: инженер-строитель». Н.Н. Специалист с высшим техническим образованием» — так скупо расшифровывают понятие «инженер» словари русского языка. Эта лаконичность не может удовлетворить ни цеховые амбиции, ни тех, кто решил стать инженером и кому важно знать, что представляет собой выбранная профессия, даже если этот выбор был осознанным. Курс «Введение в специальность» как раз и позволит разобраться, насколько правильно была сделана оценка собственных устремлений и способностей. Не исключено, что одних разочарование постигнет после первого семестра, других — по окончании полного университетского курса сразу же после выхода на работу, третьим удастся преодолеть и первые, и последующие неудачи и все-таки стать инженерами. А самым способным и целеустремленным предстоит прожить чрезвычайно интересную творческую жизнь. Им уже сегодня известны, может не в полной мере, ответы на вопросы: «Инженер — это кто? Творец или ремесленник?» Конечно, «инженер» — это, прежде всего, Имя. Оно может быть нарицательным, а может писаться с большой буквы. Это тогда, когда хотим подчеркнуть: имярек — настоящий инженер. Нам еще предстоит расшифровать определение «настоящий», да и существительное «инженер» тоже требует уточнений — ведь слова «специалист с высшим техническим образованием» — мало что говорят о профессии. Если мы имеем дело с именем, то в нем скрыт смысл, его невозможно выявить, не поняв происхождения слова. Пороемся в книгах и словарях. «В старину на Руси строители городов, укреплений, мостов, плотин, а также литейщики пушек и колоколов — все те, кого сегодня назвали бы инженерами, назывались розмыслами. Розмысл обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на собственный опыт, но и на весь опыт, накопленный его предшественниками, на свой ум, изобретательность, даже на мечту, на фантазию». Так начинает свою книгу «Русские инженеры» Лев Гумилевский. Далее он пишет : «Это русское слово «розмысл» предвосхитило то понимание роли руководителя в разрешении технических задач, которое установилось значительно позже — в XIX веке. Именно тогда с распространением машинного производства, освоением новых видов энергии <...> получили развитие теоретические науки, на которые стало опираться инженерное искусство». Сегодня в современном языке нет слова «розмысл», может быть, к сожалению, а есть слово «инженер». Откуда оно пришло к нам, что означает? Английское слово «engine» — машина, двигатель, локомотив, орудие, инструмент и глагол от него: сооружать, проектировать — объясняют многое, но не все. А производное слово — «engineering» — даже толкуется совсем близко к смыслу, который заложен в понятии «инженер» — инженерное искусство. И уж совсем в точку латинское «ingenium» — изобретательность, выдумка, знания. Возвращаясь к русской интерпретации слова «инжиниринг», следует ее признать удачной — содействие научно-техническому прогрессу, внедрение в практическую деятельность новшеств. Есть еще одно значение английского слова «engineering» — махинация. Это неожиданно и даже обидно, поскольку в русском языке у этого слова только отрицательное значение. Но зато латинское — machinatio — хитрость, уловка — совсем неплохо: сколько хитростей и остроумных уловок можно отыскать в работах лучших инженеров! Итак, инженер — это обладатель хитроумного мозга и обширных знаний, дающих возможность с выдумкой, изобретательно создавать новое и использовать его на практике, содействуя научно-техническому прогрессу. Все правильно, но длинно! Короче: инженер — двигатель научно-технического прогресса. Суховато. А вот так и точно, и сочно: инженер — изобретательный, башковитый специалист, желательно с высшим техническим образованием. Теперь должны быть довольны все, в том числе и составители словарей русского языка. Есть еще несколько обязательных качеств, без которых невозможно стать инженером. Обратимся к Гарину-Михайловскому, автору тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», блестящему инженеру, строителю железных дорог в старой России, в том числе Великой Транссибирской магистрали. Из повести «Инженеры»: «Вся сила в трех вещах: в трудоспособности, точности и честности. <ѕ> Основное правило в нашем деле: за незнание не бьют, но за скрывание своего незнания — бьют, убивают и вон гонят с дела. Незнающего научить не трудно, но негодяй, который говорит — знаю, а сам не знает, губит безвозвратно дело». Еще одно необходимое правило, которое нужно вызубрить: «В нашем инженерном деле умножение (имеется в виду любой расчет, замечание мое. — Н.Н.) без проверки — преступление. Все так тесно связано в этом деле одно с другим, что одна ошибка где-нибудь влечет за собой накопление ошибок, часто непоправимых». Это опять Гарин-Михайловский. Другими словами: увидел ошибку — исправь все, что с ней связано. Инженер — техническая специальность. Можно, конечно, не читать художественных книг, не слушать музыку, не ходить в театры и быть сносным инженером. Но пороха такой технарь не выдумает. Быть всесторонне образованным — вот залог развития творческой личности. На эту взаимосвязь гуманитарного образования и технических знаний обратил внимание русский философ и историк техники П.К.Энгельмейер: «Прошло то время, — писал он, — когда вся наша деятельность протекала внутри мастерских и требовала одних только технических знаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют от руководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но в то же время и юристом, и экономистом, и социологом. А тогда, когда инженер поступает на общественную, городскую, земскую или государственную службу, деятельность его принимаетѕ характер административный, чиновничий, и здесь для пользы родины, а также преуспевания сословия инженеров, надо стремиться к тому, чтобы в инженере чиновник не убивал инженера. А этого можно достигнуть при условии, чтобы он проникся не только технической стороной своей профессии, но и ее моральной миссией. Сколько Вы его не начиняйте специальными знаниями — это будет ученый ремесленник, пока Вы не дадите ему широкого гуманитарного взгляда на социально-экономические стороны его профессии. Настоящий инженер отнюдь не имеет права быть лишь узким специалистом: его глаз должен быть открыт для общего блага, его сердце — для судьбы людейѕ» В.Г.Шухов, П.Л.Нерви, И.И.Рерберг, И.М.Шлайх и ряд других известных инженеров относятся к так называемым Т-специалистам. Что такое Т-специалист? Это человек с широким гуманитарным кругозором, который графически представляется в виде горизонтальной планки в букве «Т», по которой легко может перемещаться вертикаль специальных знаний. Такие люди способны решать разнообразные задачи, лежащие подчас далеко от основной профессии. Они вообще в мозговой деятельности очень подвижны, это дает им возможность находить удивительно остроумные решения в повседневной инженерной практике. Это было доказано американскими психологами в 70-х годах прошлого века. А вот взгляд на эту проблему нашего соотечественника — выдающегося архитектора, инженера и изобретателя А.К.Бурова: «Мы не так учим людей, предназначенных для творческой работы <ѕ> В этом виноваты не те, кто учатся, а те, кто учат. <ѕ> я за гуманитарное воспитание архитекторов. Да и не только архитекторов. За «гуманитарное» воспитание и в технических, и в биологических, и в другие областях. Я за ознакомление учащихся с творческим процессом <ѕ> знание забывается, понимание — никогда. Архитектора, да и всех молодых специалистов надо учить пониманию смежных наук и искусств. Это качественный вопрос». Т-специалист — это человек, у которого мозг работает в полном объеме. Широкое образование дают литература, музыка, живопись; кроме того, они развивают образное мышление, которому, к сожалению, противопоказано телевидение, подсовывающее суррогат чужого видения, что особенно опасно для детей. Отсутствие воображения, фантазии — шлагбаум для проявления творчества. Есть еще одно важное свойство инженера — любопытство. Фундаментальную планку Т-специалиста, кроме гуманитарных знаний, составляют математика, без которой невозможно никакое техническое действо, и физика, объясняющая окружающий нас мир. Следовательно, безупречное владение аппаратом этих дисциплин, приложениями их к строительным наукам — предмет постоянного любопытства инженера. «Современный инженер есть ученый техник, а не техник-ремесленник. Чтобы достойным образом удовлетворить этому высокому призванию, он обязан не только в совершенстве владеть чисто практическими приблизительными приемами расчетов, излагаемыми в элементарных курсах строительной механики, но должен также ознакомиться с точными методами истинной наукиѕ» Эти слова принадлежат выдающемуся русскому инженеру Феликсу Станиславовичу Ясинскому. Инженеры прошлого ревниво оберегали свою профессию! Из далекого XIX века они призывают не работать от сих и до сих (это и есть ремесленничество), а постоянно раздвигать рамки познанного (это и есть творчество), сомневаться в устоявшемся, неустанно обновлять свои знания. Их приток (учиться придется всю жизнь), накопленный опыт, природная смекалка, наблюдательность и образность мышления позволят находить нетривиальные решения, «думать и обобщать». Эти качества выделяют инженеров из массы образованных людей. Склонность к анализу и самоанализу — одна из характернейших черт Инженера. Если перечисленные данности присущи одной личности — перед нами гений. Леонардо да Винчи, Брунеллески, Нерви, Кулибин, Шухов — в истории человечества их было немало. Время, в котором они жили, требовало энциклопедических знаний. Они позволяли увязывать в объектах творчества многочисленные и противоречивые требования строительства. Возьмем пример из далекого прошлого. Он выглядит особенно убедительным. Купол церкви Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, рассчитанный, запроектированный и построенный Брунеллески, — ярчайшее доказательство возможности полного слияния холодного инженерного расчета и творческого порыва художника. Более того, Мастер следил за поставками материалов, уговаривал струсивших рабочих продолжать кладку камней в купол, доказывал им и другим неверующим, почему каменный купол диаметром 60 метров не может упасть. То есть делал то, чем сегодня занимаются десятки людей. А иначе и быть не могло — в те времена зодчий объединял в себе много профессий. А сегодня роль архитектора как единого творца художественного образа и несущей структуры зданий претерпела глубокие изменения. Научно-технический прогресс, сложность проектируемых объектов развели архитекторов и инженеров по разным углам «творческого ринга». Каждый теперь делает свое дело: архитектор — организует пространства, облекая их в формы, находит наиболее естественные связи с внешней средой; инженер обеспечивает надежность зданий; строитель возводит их. Но у специализации есть оборотная сторона: она замыкает архитекторов и инженеров в узком диапазоне профессиональных проблем, и вот уже эстетические задачи нередко сводятся к поискам внешней формы сооружения, самая сложная конструкция может быть рассчитана с умопомрачительной точностью, но при этом упускается из виду ее значение в общей структуре здания; разработка систем инженерного обеспечения сооружений именуется не как иначе, как «смежным делом». Смежным с чем? С архитектурой? Что же есть сама архитектура, как не искусство формирования среды обитания человека всеми имеющимися средствами? Не потому ли при проектировании не всегда удается достичь единства формы и содержания, рационального и эстетического, соответствия замысла техническим средствам и экономическим возможностям общества? Не следствие ли это раздельного обучения архитектора и инженера, не обученных работать в коллективе? В лекции из множества инженерных профессий выбрана одна — инженер-строитель. Но и в этой специальности тьма разветвлений: инженер-конструктор, заводской технолог, организатор строительного производства, теплотехник, сантехник, электрик, экономист, сметчик, инженер по безопасности и, конечно, архитектор — главный строитель. Очевидно, у каждой специальности — свои привлекательные черты. Но все инженеры, во все времена решали одну и ту же задачу: меньшими затратами материала и труда добиться максимальных удобств для людей, красоты сконструированных сооружений. О том же, но другими словами говорил Ф.С.Ясинский о своей конструкции уравновешенных стропил: «Полная экономия в весе конструкций, к которой стремится каждый конструктор металлических покрытийѕ удобство и легкость изготовления на заводе, а равно и сборки на месте». Именно в решении этой задачи кроется ответ на другой, может быть, самый значительный вопрос инженерного творчества: о месте инженера в архитектуре. Эта тема специального разговора, но во вступительной части курса следует сказать, как бы к этому ни относились архитекторы: «Настоящий инженер всегда еще и художник. И это верно для любой эпохи». Эту фразу Елена Михайловна Шухова, внучка великого Шухова, продолжает словами: «В период, когда зодчие мучительно искали выход из тупика эклектики, именно инженерам удалось создать шедевры в сфере строительного искусства». И это, без оговорок, правда. В фильме «Пространственные конструкции», показанном впервые на Московском международном конгрессе ИАСС в 1998 году, это доказывается с абсолютной убедительностью. В.Г.Шухов, Н.В.Никитин, В.В.Ханджи, Н.В.Канчели — главные фигуры фильма. Но рядом с этими личностями, вырвавшимися из оков повседневной рутинной работы, тысячи выпускников МГСУ, выбрав проектирование делом своей жизни, перестают быть инженерами. День за днем раскладывая блоки и панели, они навсегда теряют тягу к поиску эффектных и эффективных решений. Конечно, и это следует понимать, жизнь состоит не только из сладких вкусностей. Но все же и иссушающую творчество работу можно сделать интересной. И основы такого отношения должны быть заложены в годы учебы, когда перед студентами ставятся задачи, которые невозможно решить привычными, стандартными методами. Следует ли понимать, что необходимо в любом проекте отходить от проверенных тысячу раз решений? Нет, конечно. Но следует представлять, что даже типовое здание, перемещенное в натуру, требует внесения в проект черт, связывающих его с единственным в своем роде окружением. И еще об одном очень важном факторе. Сегодня невозможно в одиночку создать что-либо стоящее в строительстве. Отрасль представляет такое множество дисциплин, что нужны усилия сплоченных коллективов, чтобы добиться успеха. Коллектив нельзя создать спонтанно за день или месяц. Это трудная психологическая работа. При каких условиях группа начинает работать эффективно? Когда ядро сообщества составляют единомышленники. Но, следуя в одном направлении, каждый несет свой груз, у каждого свои задачи. Две главные фигуры группы — лидер и генератор идей. Первый организует работу и устанавливает связи с внешним миром. Второй фонтанирует идеями. Первый увлекает ими инвесторов. Но работа не может начаться с осуществления сразу всех придумок. Третий в коллективе — критик, беспощадно расправляющийся с неглубокими или ошибочными предложениями. И невозможно обойтись без разработчика отобранного варианта. Рабочая лошадка, тягловая сила, без которой нет коллектива. Это психологическая установка на создание творческого сообщества. А о профессиональном составе хорошо сказал П.Л.Нерви — великий итальянский инженер: «С самого начала зарождения проекта у доски должны стоять три человека: архитектор, конструктор и строитель». Задача преподавателей быть наблюдательными и психологически подготовленными для организации групп, способных работать сообща. Еще один взгляд на профессию. Что дает она материально и послужит ли трамплином к известности? Совершенно точно можно сказать, что ни один из закончивших полный курс с голоду не умрет и не будет перебиваться с кваса на воду. Что касается известностиѕ Вряд ли что-либо изменилось со времен Антона Павловича Чехова. Рассказ «Пассажир 1-го класса». Открытие построенного моста. Инженер Крикунов, автор сооружения, обращается к «плюгавой фигуре в цилиндре, с давно небритой мордой»: «Не можете ли вы сказать мнеѕ кто строил этот мост? — Право, не знаю! — отвечала фигура. — Инженер какой-то! ѕ — А скажите, пожалуйста, — с кем живет эта певица? (на открытии моста было много городских знаменитостей) — С каким-то инженером Крикуновым!» Вот он — единственный путь к славе для инженера! ...Кстати, кто автор моста «Багратион» через Москву-реку у Экспоцентра? На этом можно было бы и закончить, тем более что на вопрос «Быть инженером — что это значит?» — ответ дан. В сжатом виде: быть инженером — это быть уверенным в себе и постоянно сомневаться, знать много и понимать, что знаешь еще очень мало, быть ответственным за себя и за людей, тебе подчиненных, держать в уме постоянно если не всю заповедь Редьярда Киплинга, то хотя бы ее заключительную строфу: «Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, — Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!» Сказанное относится не только к сыновьям. |