log.jpg (8882 bytes)

asm2_34.jpg (15734 bytes)

logo.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ 2 1999  год

портреты мастеров       архитектурный дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm2.jpg (14218 bytes)

 

Содержание номера:

Summary

Краткие аннотации
статей на английском языке

 

ОБРАЗ СТОЛИЦЫ

Н.И. Щепетков
Световой план Москвы

ПОРТРЕТ МАСТЕРА

Е.М. Шухова. "В ряду первоклассных европейских водопроводов"

БЫЛОЕ

М.С. Зайцев
И торжествует инженер

АРХИТЕКТОРЫ ДЕТЯМ

В.В. Ходнев. Детская деревня в Томилино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ

С.В. Болдырев. Площадь Курского вокзала
 

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Ю.Н. Грошев
Архитекторы - московской милиции

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ

Т.Ю. Киселева
Организованная среда обитания как социальный прорыв в будущее

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

О.В. Васина, Н.П. Крайняя, Л.В. Севастьянова.

Элитное и массовое жилье в центре Москвы

МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ

А.А. Колмовской Маскароны

 

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА

Л.В. Кистерева, Н.Г. Николаева.

Новое поколение поликлиник

 

СВЕ ПАМЯТИ

М.С. Папков. Полет

 

МОСКОВСКИЙ АРХИВ

В.Д. Берман
Шедевры коллекции Мелитоняна

 

asm2_39.jpg (5728 bytes)

Из истории застройки Курской площади

 

ПЛОЩАДЬ КУРСКОГО ВОКЗАЛА
С.В.Болдырев, архитектор

История застройки Курской площади

Курская площадь - важный структурный элемент городского центра, один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов Москвы. Планировка этой территории сложилась в XVIII веке. На плане Москвы 1767 года показаны улицы Земляной вал, Верхняя Сыромятническая, Воронцово поле. На плане 1852 года сохраняется прежняя структура, но плотность застройки значительно возросла. По обеим сторонам

asm2_36.jpg (16498 bytes) Садового кольца сплошная линия строений. При строительстве железной дороги и вокзала в 60-е годы XIX века территория внутри Садового кольца и Сыромятников почти не изменилась. Железная дорога только перерезала ряд радиальных улиц и переулков. В результате западная часть территории сохранила все связи с

asm2_35.jpg (21322 bytes)

Генеральный план

историческим ядром города и продолжала активно осваиваться, а восточная оказалась отрезанной от города и развивалась в дальнейшем как провинция. На плане Москвы 1907 года видна уже полностью сформировавшаяся площадь между зданием вокзала и Садовым кольцом, восточная часть (слабо заселенная) насыщается промышленными предприятиями, такими, как газовый завод.
В советский период большинство прилегающих к Садовому кольцу территорий были освоены крупномасштабными комплексами жилой застройки, почти не сохранив исторических зданий. Пространство к востоку от вокзала окончательно утратило композиционную структуру. К началу 70-х годов в основном сложилась сегодняшняя градостроительная ситуация. В 90-х годах была только выстроена станция метрополитена "Чкаловская" Люблинской линии, что повысило комфортность пересадочного узла. Но несмотря на это, площадь Курского вокзала ныне не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к крупному городскому узлу.

asm2_37.jpg (10988 bytes)

Площадь Курского вокзала. Макет.

Территория площади и прилегающих участков, имеющая значительные резервы, используется малоэффективно. Транспортный узел не обеспечивает расчетную пропускную способность и необходимый уровень комфорта для пассажиров, коренной реконструкции требует и территория парковки автомобилей.

Недостаточна сеть учреждений обслуживания (бытовых, торговли, общественного питания), нетгостиниц. Существующая застройка площади не благоустроена, маловыразительна, не соответствует современным требованиям архитектуры, отсутствует дизайн и художественное оформление.

Градостроительная концепция

Участок (2,3 га), отведенный под строительство, расположен в границах площади Курского вокзала, Верхней Сыромятнической улицы и Земляного вала. В непосредственной близости к нему находятся 8-6-этажные жилые дома и 2-этажный памятник архитектуры - Дом Боткина. Участок имеет сильный вертикальный рельеф с падением на 6-7 м в сторону Курского вокзала и мало насыщен инженерными коммуникациями. Подземные сооружения метрополитена расположены на значительной глубине и вне контура застройки. Городские автостоянки будут включены в помещения комплекса.
По мнению авторов, чтобы органично вписаться в окружающую среду, проектируемый комплекс в историческом центре Москвы должен иметь интересный силуэт и сложную объемно-пространственную композицию. Основные структурные элементы площади: вокзал, центральный участок с многофункциональным комплексом и южный фронт площади, включающий в ее ансамбль градостроительную доминанту. Основные предлагаемые принципы: преемственность и развитие исторической застройки; максимальный комфорт для человека; нормальное функционирование всех систем - транспорта, пешеходного движения, социальной сферы; приоритет вокзального комплекса.
Кроме того, авторы понимают необходимость архитектурной завершенности площади на всех этапах ее формирования и реально оценивают строительные возможности и предлагаемую очередность реализации объектов. Прогнозируемая численность дневного населения составляет 206 тыс. человек в сутки. При этом дневная нагрузка на сеть обслуживания составляет около 290 тыс. посетителей в сутки. Согласно разработанной модели к таким центрам сети обслуживания относится предполагаемое строительство торгово-обслуживающего комплекса на площади Курского вокзала, ориентированного на обслуживание большого потока населения, генерируемого вокзалом.

Проектные предложения. Первая очередь

На центральном пространстве площади предполагается разместить ярусное подземно-надземное сооружение, объединяющее в себе автостоянки, торговлю и досуговый центр с многозальным кинотеатром по современной технологии "мультиплекс". В перспективе надземные и подземные переходы соединят проектируемый торговый центр и вокзал с проезжей частью Садового кольца. Таким образом, между вокзалом, торгово-обслуживающим комплексом и Садовым кольцом будет сформировано многоуровневое пешеходное пространство с лестницами и озеленением.
Единственный в столице торгово-обслуживающий комплекс такого класса станет настоящим подарком москвичам и гостям города. Его площадь - около двух гектаров. Удачно расположенный в историческом центре - на Садовом кольце, недалеко от трех станций метро, в месте сосредоточения офисов крупных учреждений и банков, - он станет центром притяжения для многих. Расположенная рядом с крупнейшим вокзалом Москвы сеть небольших современных продуктовых и промтоварных магазинов в соседстве с крупными арендаторами - универсальными магазинами-анкерами обеспечит качественными и недорогими товарами жителей столицы и приезжих. Трехъярусный многофункциональный торговый центр имеет общую площадь 50000 кв.м, куда входят и рестораны, кафе, галереи, атриумы, зимний сад, офисы. Крупнейший торговый арендатор здесь - гипермаркет, выполненный по уникальной для наших условий ультрасовременной технологии торговли, позволит обслуживать колоссальный поток покупателей единовременно и по самым современным стандартам.
С вводом в строй этого масштабного комплекса в оборот войдет малознакомое слово "мультиплекс" - многозальный (11 кинозалов) кинотеатр непрерывного действия. Досуговый центр вместит несколько дорожек боулинга, дискотеку, бары, детские игровые площадки. Посетители смогут припарковать неподалеку свою машину. Трехуровневый гараж на 1000 мест будет оснащен основными видами сервиса.
Общая стоимость строительства торгового комплекса на площади Курского вокзала около 100 миллионов долларов. Период окупаемости по предварительной оценке - примерно 4-5 лет эксплуатации.
Принятая планировочная структура ориентирована на более плотную застройку, компактное решение объемов, интенсивное использование территорий и подземного пространства, в ней использованы все резервные участки, включая перекрытие железнодорожных путей. Такая структура исходит из необходимости оптимального размещения всех функциональных объектов в соответствии с Генеральным планом Москвы и перспективой развития вокзального комплекса. Главный фасад торгово-обслуживающего комплекса обращен в сторону Садового кольца, параллельно оси Курского вокзала, в плане это вытянутый 2-5 - этажный прямоугольник в осях 255х90 м и высотой 12-26 м. Учитывая транспортную загруженность этого участка, въезды в подземные автостоянки запроектированы со стороны восточного фасада, технические и служебные подъезды - со стороны Курского вокзала.
Транспортная схема движения изменится в результате соединения Верхней Сыромятнической улицы с вокзалом по трассе бывшего Верхнего Сусального переулка, частичного переноса трамвайных путей и кольцевой организации проезда между Садовым кольцом и вокзалом.
Проектом благоустройства и озеленения предусмотрена компенсация всех зеленых насаждений, которые будут утрачены при строительстве. Кроме того, будет создана зеленая "буферная" зона между комплексом и Земляным валом, включающая рекреационное пространство с фонтанами, цветниками, скамейками, рекламными щитами, малыми архитектурными формами. Озеленены будут и террасы и кровли комплекса.

Архитектурно-планировочное решение

Находясь в центре Москвы, участок имеет хорошие связи с различными объектами городской инфраструктуры. Но непосредственная близость такого крупного транспортного узла, как Курский вокзал с перспективой включения в него новой дублирующей городской автомагистрали - "третьего" кольца, требует создания сложной современной системы пешеходных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих связь вокзала с привокзальной зоной, а комплекса - с городской инфраструктурой. Поэтому первая очередь строительства включает в себя максимально плотную застройку многоуровневыми автостоянками и торгово-деловым комплексом над ними. Вариант учитывает основные направления реконструкции в будущем: сооружение привокзальной гостиницы низкого класса на месте бывшего депо за станцией метро "Курская"; надстройку здания вокзала с перекрытием железнодорожных путей и сооружением над ними конкорса с городской автомагистралью, строительство дополнительных привокзальных зданий технического назначения вдоль железнодорожных путей и Первого Сыромятнического переулка.
Проектируемое здание представляет собой вытянутое Г-образное сооружение с многозальным кинотеатром со стороны метро "Курская" и торговым центром в основной части комплекса. Три подземных уровня целиком заняты гаражами, автостоянками и необходимыми техническими помещениями. Торговая зона комплекса расположена в трех уровнях по принципу традиционного мола - два больших "головных" магазина в торцах здания и сеть бутиков вдоль пешеходных связей между ними. Уровни обеспечены эскалаторами и лифтами в атриумной зоне, дополнительно освещаемой дневным светом - фонари на кровле.
На террасах размещаются летние кафе, открытые залы ресторанов. Основной проход к Курскому вокзалу от Садового кольца фиксируется на фасаде остекленной ротондой зимнего сада в центральном моле. Основная тема главного фасада - это аркада, создающая образ традиционных торговых рядов.

asm2_38.jpg (13473 bytes)   Площадь Курского вокзала

Вторая очередь и перспектива развития

Вторая очередь строительства предполагает развитие южного фронта площади, который, примыкая к торговому центру, должен образовать с ним единое композиционное решение. Здесь формируется многофункциональное здание. Основной объем - гостиница на 800 номеров, куда войдут 2-3 - уровневая подземная автостоянка на 480 машин, торговля, сервис, предприятия общественного питания.
Общая стоимость второй очереди строительства на площади Курского вокзала - около 70 миллионов долларов США. С учетом дополнительных нагрузок на узел Курского вокзала и необходимости дальнейшего увеличения степени комфорта предлагается ряд законодательных реконструктивных мероприятий. На Садовом кольце намечается строительство транспортного тоннеля. В комплексе с ним будут развиваться зоны подземного пространства: дополнительные автостоянки, сервис, пешеходные связи с системой метроузла. Для удобства пассажиров предлагается устройство дебаркадеров над платформами дальнего и пригородного сообщения с доступом на них транспортных средств. Автомагистраль, дублирующая Садовое кольцо, пройдет над железной дорогой по поверхности дебаркадера.
Комплекс вокзала дальнего следования будет доведен до расчетных параметров, обеспечивающих высокий уровень комфорта пассажиров, а на дебаркадерах намечается строительство новых блоков вокзала, новых подходов со стороны Яузы, обеспечение пешеходных связей территорий, разделенных железной дорогой, реставрация сохранившихся фасадов вокзала постройки 1860 года. Кроме того, должен быть построен комплекс пригородного вокзала с переустройством железнодорожных путей и платформ. Вокзальный комплекс будет соединен с блоком многоуровневых паркингов и торгово-обслуживающих помещений.
Все эти задачи должны быть решены при обеспечении выразительной архитектуры и четкой композиционной структуры вокзального комплекса.