|
Электронная версия научно-популярного
журнала "Архитектура и строительство
Москвы". Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
Summary
Краткие
аннотации
статей на английском языке
ОБРАЗ СТОЛИЦЫ
Н.И. Щепетков
Световой план Москвы
ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Е.М. Шухова. "В
ряду первоклассных европейских водопроводов"
БЫЛОЕ
М.С. Зайцев
И торжествует
инженер
АРХИТЕКТОРЫ ДЕТЯМ
В.В. Ходнев. Детская
деревня в Томилино
ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
С.В. Болдырев. Площадь
Курского вокзала
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.Н. Грошев
Архитекторы -
московской милиции
РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
Т.Ю. Киселева
Организованная
среда обитания как социальный прорыв в будущее
ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
О.В. Васина, Н.П. Крайняя, Л.В. Севастьянова.
Элитное и
массовое жилье в центре Москвы
МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ
А.А. Колмовской Маскароны
АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА
Л.В. Кистерева, Н.Г. Николаева.
Новое поколение
поликлиник
СВЕ ПАМЯТИ
М.С. Папков. Полет
МОСКОВСКИЙ АРХИВ
В.Д. Берман
Шедевры коллекции
Мелитоняна |
ПОЛЕТ
М.С.Папков, архитектор
Белая гостиная Центрального Дома
архитектора едва вместила приглашенных на вечер
памяти Сергея Черкасова (1967-1995), четыре года назад
трагически погибшего в автокатастрофе.
Разносторонность творчества этого молодого,
универсально одаренного человека поразительна.
В круг его интересов входили: живопись, графика,
художественная фотография, искусствоведение,
коллекционирование. Он многое успел, был жаден до
жизни, уникален, ярок и многогранен, увлекал
личным примером многих. Щедро одарила Сергея
природа. Физически крепкий, спортивный, красивый,
любимый окружающими. Человек удивительной
работоспособности, целеустремленности и
жизнелюбия. Художник, искренне и самобытно
взглянувший на мир, оставивший людям свое
видение прекрасного. |
|
Последние шесть лет жизни Сергей работал в
Государственной Третьяковской галерее в группе
Алексея Петровича Ковалева, одного из классиков
российского реставрационного дела, ныне
покойного. В галерею С.Черкасов пришел с
"красным дипломом" Художественного училища,
в 24 года стал заместителем заведующего
мастерской реставрации масляной живописи, затем
старшим научным сотрудником, был аттестован как
художник-реставратор первой категории. С 1990 года
Сергей параллельно учился на факультете теории и
истории искусства Российского академического
института живописи, скульптуры и архитектуры
имени И.Е.Репина.
Руками реставратора С.Черкасова сохранены и
возвращены к жизни портреты и жанры мастеров
XVIII-ХХ веков, в том числе декоративное панно Марка
Шагала и сильно поврежденный шедевр Михаила
Врубеля -
огромное панно "Принцесса Греза". На
реставрацию панно Врубеля, созданного по сюжету
пьесы Ростана, ушло шесть лет. Полвека картина
находилась в загородных мастерских Большого
театра и была в плачевном состоянии. Сегодня
панно "Принцесса Греза" обрело вторую жизнь.
Сергей радостно познавал мир, терпимо относился
к чужим слабостям и недостаткам. У него было
много друзей в Москве, Петербурге, Испании,
Финляндии, Японии. Он был страстным
коллекционером, увлекался стилем "модерн".
Изучал архивы и научные статьи, литературные
источники, реконструируя полюбившийся ему мир
искусства. Модерн был для него жизненным
пространством. Сергей не просто собирал
антиквариат, а как бы материализовывал любимый
стиль. Вот что пишет об этом научный сотрудник
Русского музея В.Дрозд: "В доме он окружил себя
массой бытовых мелочей того времени: вазочками,
шкатулками, открытками, виньетками. Изучать
исторические архивы и научные статьи он
предпочитал у себя в комнате, среди этого
реконструируемого им мира. Может быть, поэтому
его научные работы, отвечавшие самым строгим
академическим требованиям, написаны таким живым
сочным языком, полны полемического задора и
уверенности в том, что он не только знает, но и
чувствует истину".
Он стремился запечатлеть мир прекрасного. В
художественных фотографиях - это тропа,
приглашающая в лес, и кора дерева, и,
например, памятники испанского архитектора
Антонио Гауди, выполненные в стиле "модерн".
Сережа специально ездил в Барселону и там за
неделю отснял 17 фотопленок.
Представленные в экспозиции легко и мастерски
выполненные акварельные пейзажи, великолепные
фотографии, уловившие
ускользающий миг вечности, показывают нам
самобытное творчество талантливого человека,
чья жизнь напоминает короткий, но яркий полет.
Вот как отзывается о работах Сергея искусствовед
Г.С.Колесникова:
"Акварели Сергея Черкасова соответствуют
дыханию природы. Он как проводник по ее
заповедным тропам. Блики света струятся из-за
полотна, мы ощущаем его тепло. Свет пытались
передать многие художники. Сергей его не
передает, он им делится.
Акварель (аква - капля, ель - божественная),
божественная капля - именно так можно
охарактеризовать акварели Сергея Черкасова. Его
работы вызывают двоякое ощущение: с одной
стороны, они дышат юностью, а с другой - выполнены
зрелым мастером.
Сергей жил одним днем, не думая о том, что его
картины будут экспонироваться. Он не дал
названий своим работам. Но акварели
его, увиденные однажды, легко оживают в памяти.
Энергетически емкие, они хранят в себе тайну
бытия".
|