log.jpg (8882 bytes)

asm2_78.jpg (12754 bytes)

logo.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ 2 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm2.jpg (14218 bytes)

Содержание номера:

Summary

Краткие аннотации
статей на английском языке

ОБРАЗ СТОЛИЦЫ
Н.И. Щепетков
Световой план Москвы

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Е.М. Шухова. "В ряду первоклассных европейских водопроводов"

БЫЛОЕ
М.С. Зайцев
И торжествует инженер

АРХИТЕКТОРЫ ДЕТЯМ
В.В. Ходнев. Детская деревня в Томилино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
С.В. Болдырев. Площадь Курского вокзала
 

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.Н. Грошев
Архитекторы - московской милиции

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
Т.Ю. Киселева
Организованная среда обитания как социальный прорыв в будущее

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
О.В. Васина, Н.П. Крайняя, Л.В. Севастьянова.
Элитное и массовое жилье в центре Москвы

МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ
А.А. Колмовской Маскароны

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА
Л.В. Кистерева, Н.Г. Николаева.
Новое поколение поликлиник

СВЕ ПАМЯТИ
М.С. Папков. Полет

МОСКОВСКИЙ АРХИВ
В.Д. Берман
Шедевры коллекции Мелитоняна

ПОЛЕТ
М.С.Папков, архитектор

Белая гостиная Центрального Дома архитектора едва вместила приглашенных на вечер памяти Сергея Черкасова (1967-1995), четыре года назад трагически погибшего в автокатастрофе. Разносторонность творчества этого молодого, универсально одаренного человека поразительна. В круг его интересов входили: живопись, графика, художественная фотография, искусствоведение, коллекционирование. Он многое успел, был жаден до жизни, уникален, ярок и многогранен, увлекал личным примером многих. Щедро одарила Сергея природа. Физически крепкий, спортивный, красивый, любимый окружающими. Человек удивительной работоспособности, целеустремленности и жизнелюбия. Художник, искренне и самобытно взглянувший на мир, оставивший людям свое видение прекрасного.

asm2_79.jpg (7648 bytes)

Последние шесть лет жизни Сергей работал в Государственной Третьяковской галерее в группе Алексея Петровича Ковалева, одного из классиков российского реставрационного дела, ныне покойного. В галерею С.Черкасов пришел с "красным дипломом" Художественного училища, в 24 года стал заместителем заведующего мастерской реставрации масляной живописи, затем старшим научным сотрудником, был аттестован как художник-реставратор первой категории. С 1990 года Сергей параллельно учился на факультете теории и истории искусства Российского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
Руками реставратора С.Черкасова сохранены и возвращены к жизни портреты и жанры мастеров XVIII-ХХ веков, в том числе декоративное панно Марка Шагала и сильно поврежденный шедевр Михаила Врубеля -
огромное панно "Принцесса Греза". На реставрацию панно Врубеля, созданного по сюжету пьесы Ростана, ушло шесть лет. Полвека картина находилась в загородных мастерских Большого театра и была в плачевном состоянии. Сегодня панно "Принцесса Греза" обрело вторую жизнь.
Сергей радостно познавал мир, терпимо относился к чужим слабостям и недостаткам. У него было много друзей в Москве, Петербурге, Испании, Финляндии, Японии. Он был страстным коллекционером, увлекался стилем "модерн". Изучал архивы и научные статьи, литературные источники, реконструируя полюбившийся ему мир искусства. Модерн был для него жизненным пространством. Сергей не просто собирал антиквариат, а как бы материализовывал любимый стиль. Вот что пишет об этом научный сотрудник Русского музея В.Дрозд: "В доме он окружил себя массой бытовых мелочей того времени: вазочками, шкатулками, открытками, виньетками. Изучать исторические архивы и научные статьи он предпочитал у себя в комнате, среди этого реконструируемого им мира. Может быть, поэтому его научные работы, отвечавшие самым строгим академическим требованиям, написаны таким живым сочным языком, полны полемического задора и уверенности в том, что он не только знает, но и чувствует истину".
Он стремился запечатлеть мир прекрасного. В художественных фотографиях - это тропа, приглашающая в лес, и кора дерева, и,
например, памятники испанского архитектора Антонио Гауди, выполненные в стиле "модерн". Сережа специально ездил в Барселону и там за неделю отснял 17 фотопленок.
Представленные в экспозиции легко и мастерски выполненные акварельные пейзажи, великолепные фотографии, уловившие
ускользающий миг вечности, показывают нам самобытное творчество талантливого человека, чья жизнь напоминает короткий, но яркий полет.
Вот как отзывается о работах Сергея искусствовед Г.С.Колесникова:
"Акварели Сергея Черкасова соответствуют дыханию природы. Он как проводник по ее заповедным тропам. Блики света струятся из-за полотна, мы ощущаем его тепло. Свет пытались передать многие художники. Сергей его не передает, он им делится.
Акварель (аква - капля, ель - божественная), божественная капля - именно так можно охарактеризовать акварели Сергея Черкасова. Его работы вызывают двоякое ощущение: с одной стороны, они дышат юностью, а с другой - выполнены зрелым мастером.
Сергей жил одним днем, не думая о том, что его картины будут экспонироваться. Он не дал названий своим работам. Но акварели
его, увиденные однажды, легко оживают в памяти. Энергетически емкие, они хранят в себе тайну бытия".

asm2_80.jpg (15638 bytes) asm2_81.jpg (18398 bytes) asm2_82.jpg (17994 bytes) asm2_83.jpg (17445 bytes)