|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
Summary
Краткие
аннотации
статей на английском языке
ОБРАЗ СТОЛИЦЫ
Н.И. Щепетков
Световой план Москвы
ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Е.М. Шухова. "В
ряду первоклассных европейских водопроводов"
БЫЛОЕ
М.С. Зайцев
И торжествует
инженер
АРХИТЕКТОРЫ ДЕТЯМ
В.В. Ходнев. Детская
деревня в Томилино
ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
С.В. Болдырев. Площадь
Курского вокзала
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.Н. Грошев
Архитекторы -
московской милиции
РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
Т.Ю. Киселева
Организованная
среда обитания как социальный прорыв в будущее
ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
О.В. Васина, Н.П. Крайняя, Л.В. Севастьянова.
Элитное и
массовое жилье в центре Москвы
МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ
А.А. Колмовской Маскароны
АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА
Л.В. Кистерева, Н.Г. Николаева.
Новое поколение
поликлиник
СВЕ ПАМЯТИ
М.С. Папков. Полет
МОСКОВСКИЙ АРХИВ
В.Д. Берман
Шедевры коллекции
Мелитоняна |
Образ
столицы
СВЕТОВОЙ ПЛАН МОСКВЫ
Н.И. Щепетков.
Световой план Москвы, который можно
наблюдать в ночные часы с самолета или из
космоса, сложился в процессе более чем
двухвековой эволюции. В нем явно доминируют
транспортные магистрали. Лишь в последние годы
освещением были подчеркнуты общественные
функции - главным образом в историческом центре.
Назвать световой план Москвы вполне гармоничным
и адекватно отражающим сложную
функционально-пространственную структуру
столицы было бы сегодня явным преувеличением.
Впрочем, это не должно быть самоцелью, а лишь
следствием комплекса мероприятий по созданию
комфортной и художественно выразительной
городской световой среды. Такая задача в общих
чертах была сформулирована нами в 1993 году в
"Генеральной схеме светоцветового оформления
центральной части города и вылетных
магистралей", утвержденной Правительством
Москвы. Дальнейшая проработка вопросов
освещения в масштабе всего города выполнялась
специализированной мастерской Архитектурного
освещения № 9 "Моспроекта-3" на базе
композиционно-планировочных и
структурно-классификационных материалов НИ и ПИ
Генплана города Москвы в 1998 году для раздела
Генплана "Комплексное благоустройство
города". В этой работе, как и в других наших
проектах, воплощается все еще мало
востребованная, но потенциально богатейшая идея
созидательной, формообразующей роли
искусственного света в жизни и в архитектуре
ночного города.
Результатом стала комплексная схема
"Светопланировочная структура города
Москвы", состоящая из нескольких совмещенных
структурных схем, которые, в свою очередь,
отражают создаваемый освещением
светопланировочный "каркас" и
светопланировочную "ткань" дискретно
освещаемых межмагистральных территорий в
селитебных и производственных зонах.
Светопланировочный "каркас" состоит,
согласно классификации НИ и ПИ Генплана, из
урбанизированной и природной составляющих. В
первую входят транспортные пространства -
магистрали, улицы, дороги, площади, стоянки и
развязки, а также общественно-пешеходные
пространства и ансамбли столичного центра,
связанного с центрами окружными и местными.
Вторая составляющая - озелененные пространства -
подразделяется на три типа: освещаемые
территории массового посещения и отдыха,
безлюдные в темное время суток и потому почти не
освещаемые массивы лесопарков и набережные рек и
водоемов с функциональным и декоративным
освещением.
Светопланировочная "ткань" образуется
светом жилых и производственных территорий.
Первые по характеру освещения подразделяются на
три зональных типа: жилые дворы в пределах
исторического центра, дворы "буферной" зоны
вокруг него (примерно в пределах
Камер-Коллежского вала) и периферийные
территории жилых районов современной застройки.
Освещение производственных зон, несмотря на их
функциональное и
архитектурно-градостроительное разнообразие,
повсюду имеет общие стилистические признаки. Эти
признаки здесь, как и во всех структурных
системах комплексной схемы, обеспечиваются
программируемыми светопланировочными
параметрами, что придает конкретность нашей
концептуальной работе и отличает ее от
выполнявшихся в прежние годы проектов
"светового оформления" с декларативно
изложенными предложениями.
Главными светопланировочными параметрами
являются:
- количество света на земле, на поверхностях
освещаемых объектов и в пешеходных зонах
общественных центров, регламентируемое в
большинстве случаев нормами;
- качество освещения, то есть распределение света
по спектру во времени и в пространстве, или более
конкретно:
а) доминирующая цветность света в пределах
освещаемого пространства;
б) режимы освещения в зависимости от времени
суток, сезонов года, а также в будни и праздники;
в) световой рисунок, создаваемый всеми
функционирующими системами освещения в пределах
освещаемого архитектурного ансамбля.
Особенность нашей работы состоит в том, что она
включает прогнозируемые группы осветительных
установок архитектурно-художественного
назначения в существующие системы городского
освещения, в которых ныне на большей части
территории Москвы господствует утилитарный
свет. При этом предполагается, что последние
постепенно будут реконструированы и
реструктурированы и станут равноправным
элементом общего архитектурно-светового
решения. В конечном счете должна сложиться
композиционно и функционально убедительная
система светоцветового зонирования,
обеспечивающая четкую ориентацию пешехода и
водителя в городском пространстве.
Другой крупномасштабной градостроительной
задачей, реализация которой начата в 1994 году
освещением крупных монастырей и продолжена в 1997
году со-зданием светового комплекса центральных
площадей и Тверской улицы, является формирование
системы световых архитектурных ансамблей на
принципах их иерархического соподчинения и
визуальной взаимосвязи. Здесь большое значение
имеют градостроительные доминанты. Главные из
них уже освещены и господствуют в московских
светопанорамах: Останкинская и Шаболовская
теле-радиобашни, семь "сталинских высоток",
храм Христа Спасителя, колокольни Новодевичьего,
Новоспасского, Высокопетровского и других
монастырей и храмов. "Прорисованные" светом
на фоне ночного неба колокольни и церковные
купола с ажурными крестами, шатры монастырских и
крепостных башен, щипцы и фронтоны, шпили и
прорезные гребни на высоких скатных и
бочкообразных крышах старинных и некоторых
современных зданий воссоздадут исторический
образ старой Москвы или вызовут приятные
реминисценции на эту тему. Естественно, что
освещение неуклюжих и, к сожалению,
многочисленных брускообразных объемов
постхрущевской архитектуры должно быть сведено
к минимуму.
Каждая из структурных схем требует более
детальной проработки - даже самая ясная из них
(рис. 2), отражающая систему дорожного освещения,
ибо дизайн большинства уличных осветительных
установок не выдерживает никакой критики,
цветность освещения не всегда соответствует
категории магистралей, приемы освещения не
учитывают специфики районов (центр это или
периферия), массовое вторжение световой рекламы
в зону транспортного движения, как, впрочем, и в
другие функциональные зоны города, игнорирует
всякие художественные требования.
До сих пор никто специально не занимался
формированием светоцветовой среды с высокими
зрительно-экологическими и эстетическими
параметрами на жилых территориях, в то время как
этой проблеме давно пора оказать приоритетное
внимание. В рамках локальной
концептуально-проектной работы в
"Моспроекте-3" по программе "Наш двор"
мы предложили принципиальную схему соотношений
светоцветовых параметров в трех зональных типах
жилых дворов. При этом оказалась очевидной
необходимость "районированного" дизайна
осветительных приборов и установочных изделий,
причем в антивандальном исполнении: странно
видеть одни и те же уличные светильники и опоры в
Китай-городе и в Бирюлеве. В первом случае есть
исторические прототипы и характерная среда,
диктующие стиль и масштаб малых форм, каковыми
являются элементы осветительных систем; во
втором случае естественным будет современный
дизайн. В жилой среде наиболее перспективными
являются системы освещения, встроенного в малые
формы. Более того, вся "городская мебель"
должна решаться со встроенным освещением, равно
как и нижние этажи жилых и общественных зданий, -
это рационально и эффективно во всех отношениях.
Но это же требует изменения методики
проектирования и даже психологии архитекторов; к
тому же здесь нужны особые знания. В некоторых
западных странах появилась новая профессия - на
стыке архитектуры и светотехники. Во Франции,
например, это "concepteur lumiere" - "световой
концептуалист", которого приглашают в
авторский коллектив как при разработке
градостроительных и ландшафтных проектов, так и
проектов архитектурных сооружений. В других
странах это - светодизайнер.
Формирование качественной светоцветовой среды
требует определенных затрат, но, как показывает
международный, да и московский опыт, они быстро
окупаются за счет уменьшения числа
дорожно-транспортных происшествий и
правонарушений, повышения экологической
безопасности (меньше газовых выбросов при
увеличении пропускной способности дорог; слабее
световые стрессы, связанные со зрительным
дискомфортом и с отсутствием ориентиров),
повышения доходов от туризма, видео- и
фотопродукции, торговли, расширения объемов и
качества услуг в общественно-торговых зонах,
наконец за счет роста инвестиций в городское
хозяйство благодаря повышению социального
престижа светоносной Москвы. Существующая
необходимость детальной комплексной проработки
светокомпозиционных задач на разных стадиях
градостроительного и объемно-планировочного
проектирования, к сожалению, все еще традиционно
сводится к решению электротехнических вопросов.
Лишь в последнее время, следуя подготовленному
Мосгосэкспертизой распоряжению мэра города
Ю.М.Лужкова № 581-РМ от 1 ноября 1995 года о введении в
проекты, имеющие важное градостроительное
значение, обязательного раздела
"Архитектурное, витринное и рекламное
освещение", в столице стали - плохо ли, хорошо
ли - освещать фасады некоторых новых зданий.
Задачи светопланировочные, более абстрактные,
нежели задачи архитектурного освещения
отдельных сооружений, не то что ставятся и
решаются, но даже осознаются в редчайших случаях.
При поддержке главного художника Москвы
А.В.Ефимова мы выполнили проектные разработки
светового зонирования территории Лужников и
Новой Олимпийской деревни (рис.7-8), которые, увы,
остались почти невостребованными. Начинается
подобная работа и по третьему транспортному
кольцу - городской магистрали XXI века. Мы уверены,
что архитектура в конце концов овладеет
искусственным освещением как средством
художественной выразительности, без чего
сегодня немыслимо создание полноценной
городской среды. |
СВЕТОПЛАНИРОВОЧНАЯ
СТРУКТУРА МОСКВЫ
Светопланировочная
структура межмагистральных территорий
СВЕТОВОЕ
ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ
Функциональное
освещение в зонах
транспортного движения
Функциональное и художественно-
декоративное освещение пространств,
объектов и элементов ландшафта в озелененных
зонах
Генплан-схема
Лужники
Генплан - схема
Новая Олимпийская деревня
СВЕТОПЛАНИРОВОЧНАЯ
СТРУКТУРА
МЕЖМАГИСТРАЛЬНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
Функциональное и
архитектурно-декоративное освещение в жилых
районах
|