log.jpg (8882 bytes)

Московский архив

ШЕДЕВРЫ КОЛЛЕКЦИИ МЕЛИТОНЯНА
В.Д. Берман, кинорежиссер

logo.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ 2 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm2.jpg (14218 bytes)

Содержание номера:

Summary

Краткие аннотации
статей на английском языке

ОБРАЗ СТОЛИЦЫ
Н.И. Щепетков
Световой план Москвы

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Е.М. Шухова. "В ряду первоклассных европейских водопроводов"

БЫЛОЕ
М.С. Зайцев
И торжествует инженер

АРХИТЕКТОРЫ ДЕТЯМ
В.В. Ходнев. Детская деревня в Томилино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
С.В. Болдырев. Площадь Курского вокзала
 

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.Н. Грошев
Архитекторы - московской милиции

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
Т.Ю. Киселева
Организованная среда обитания как социальный прорыв в будущее

ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
О.В. Васина, Н.П. Крайняя, Л.В. Севастьянова.
Элитное и массовое жилье в центре Москвы

МОСКОВСКИЙ АЛЬБОМ
А.А. Колмовской Маскароны

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА
Л.В. Кистерева, Н.Г. Николаева.
Новое поколение поликлиник

СВЕ ПАМЯТИ
М.С. Папков. Полет

МОСКОВСКИЙ АРХИВ
В.Д. Берман
Шедевры коллекции Мелитоняна

 

 

У разностороннего человека, архитектора и художника Арсена Мелитоняна есть хобби - он собрал одну из лучших в стране коллекций открыток, посвященных истории Москвы. В прошлом году в Музее личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина коллекционер выставил открытки из своего собрания. Посетители подолгу простаивали перед изображениями московских бульваров, улиц, площадей, по которым движутся люди, экипажи, двухэтажные конки, первые автомобили.

asm2_84.jpg (11546 bytes)

Создатели дореволюционных открыток не прибегали к украшательству, они запечатляли и убогие торговые ряды, и нищих, и трамваи, увешанные гроздьями пассажиров, и огромные лужи на центральных площадях. Вглядываясь в картинки навсегда ушедшей Москвы, можно совершить увлекательное путешествие по старому городу, любуясь навсегда утраченными церквами и зданиями, воссоздавая в воображении один из самых ярких и трагических периодов московской истории. До 1917 года в России было выпущено около десяти тысяч открыток с московскими видами. В коллекции Мелитоняна их более 6500.
- Идея собирать открытки, - рассказывает Арсен, - возникла у моего деда, известного архитектора Семена Григорьевича Иоффе. Однажды он позвал меня, тогда 11-летнего мальчугана, в свою комнату. Там мы приняли с ним решение, что с этого дня будем собирать коллекцию открыток с видами столиц мира. По воскресеньям дед посещал букинистический магазин, расположенный в здании гостиницы "Метрополь", а я с нетерпением ждал его возвращения. Мы подробно изучали каждую деталь на приобретенной открытке. Из справочников и книг домашней библиотеки я выуживал необходимые знания из истории, географии, искусства и архитектуры. Позже, когда деда не стало, я понял, что это была игра, придуманная им с целью ненавязчиво образовывать меня.
    Никаких колебаний в выборе профессии у меня не было. Я в семье стал шестым архитектором. При поступлении в архитектурный институт требовалось выдержать экзамены по рисунку и композиции - предметам, отсутствующим в программе общеобразовательной школы. Пришлось нанимать репетиторов, и, чтобы оплатить занятия, мама была вынуждена продать почти всю коллекцию. Но открытки с видами Москвы она сохранила.
    Второе дыхание моя коллекция приобрела в начале 80-х годов, когда я стал ходить в клуб филокартистов, где серьезно занимались изучением истории. В деле коллекционирования немаловажно, как к этому относятся в семье. Любая коллекция отнимает большую часть жизненного пространства в небольших наших квартирах, поглощает огромное количество времени и, конечно, средств. У меня не было конфликтов: все родственники тепло и по-доброму относились к моему хобби.
    Любимые открытки моей коллекции - это на тему благотворительности. Сюжеты с приютами, ночлежками, народными больницами я могу изучать часами. Есть у меня редкая открытка - "Выход Их Императорских Величеств с Красного крыльца". Дорожу открытками с изображением последствий пронесшегося над Москвой урагана 1906 года и большого наводнения 1908 года. Всегда показываю друзьям серию из восьми открыток художника Николая Каразина "Москва в будущем" с занимательным сопроводительным текстом на каждой. Вот как представляли Москву 2300 года в 1914 году.

На открытке №1 изображен знакомый каждому москвичу Петровский парк. Широкие тенистые аллеи, великолепные фонтаны. В отреставрированном Петровском дворце - музей эпохи Петра I. В лишенном микробов и пыли абсолютно чистом воздухе летят дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природой на том месте, где, бывало, гуляли мы, их пра-пра-пра-прадеды.

asm2_88.jpg (21395 bytes)

Открытка № 1

   Красивая, ясная зима 2259 года. Уголок старой веселящейся Москвы. Древний "Яр" (теперь гостиница "Советская". - Прим. авт.) по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей. Для удобства и приятности движения Санкт-Петербургское шоссе (теперь Ленинградское) целиком и полностью превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому с молниеносной быстротой скользят изящные, богато убранные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитеньщики и продавцы горячих аэросаек.И в 23-м веке Москва верна своим обычаям! asm2_92.jpg (18918 bytes)

Открытка № 2

   Оживленные шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсера и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после всеобщего мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шара, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом. asm2_90.jpg (19488 bytes)

Открытка № 3

   Кремль все так же украшает древнюю белокаменную, и золотые купола представляют феерическое зрелище. Тут у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги. У пристани готов вспорхнуть в небо легкий гидроплан.
asm2_86.jpg (19581 bytes)

Открытка № 4

   Театральная площадь. Большой театр. Темп жизни усилен в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году торговый дом "Мюр и Мерилиз" (теперь ЦУМ. - Прим. авт.) в настоящее время разросся до баснословных размеров. Причем главные его отделы соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролеток. asm2_85.jpg (20401 bytes)

Открытка № 5

Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площадки вылетают длинные вагоны Московского метрополитена, о котором при нас в 1914 году только говорили. На мосту над метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою яркую форму с наших времен. asm2_91.jpg (20239 bytes)

Открытка № 6

Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на Лобном месте. asm2_87.jpg (18756 bytes)

Открытка № 7

Зима, такая же, как и при нас, 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный вокзал Воздушных и Земных путей сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих. Причем все идет чрезвычайно быстро и планомерно, удобно. К услугам пассажиров земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротой телеграмм.
Какая прекрасная, наивная фантастика! Кто знает, может быть, через двести лет и будут передвигаться на воздушных пролетках со скоростью телеграмм, как предполагается на самых дорогих открытках моей коллекции?
asm2_89.jpg (19374 bytes)

Открытка № 8