Портрет мастера

«Громкое эхо друг друга»
Берта Христиановна Бухарина

Русская линия

№ 4 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4. 2009г.


Содержание номера:

О. В. Лисичкина
«Город без барьеров»

О.А.Баевский
Место и роль градостроительного проектирования в градостроительной деятельности: традиции и новации

Е.Н.Боровик
Транспортная система как фактор, регламентирующий развитие городской жизнедеятельности

Б.Х.Бухарина
«Громкое эхо друг друга»

П.П.Зуева
Развитие автомобильных дорог в Чикаго и Нью-Йорке в первой трети ХХ века

В.А.Резвин
Измайловский остров

Н.А.Петров-Спиридонов
Зодчество по Авелю

О.В.Авдеева
Архитекторы Российской Империи

 

Михаил АрбузовДля Михаила Юрьевича Арбузова, думаю, будет откровением, что его приход на «Метрострой», оказывается, заметили и запомнили многие будущие коллеги, хотя в конце 1980-х строить метро приходило немало молодых инженеров. Первым о появлении Арбузова в СМУ N 5 мне рассказал сосед по дому, замечательный человек и очень опытный бригадир проходчиков Анатолий Николаевич Смирнов. Работал он тогда на строительстве станции метро «Нахимовский проспект», возглавлял молодежную бригаду, учил подопечных не только профессии, но и быть настоящими людьми, не бояться трудностей. И этот строитель-ас сказал о новичке примерно следующее (сейчас уже не помню в точности его слов, но смысл был именно таков): «Ты знаешь, головастый парень. Смотрю на него и радуюсь: не показной в нем интерес к нашему делу. Из такого будет толк!» Своим наметанным глазом Анатолий Николаевич сразу разглядел в Арбузове человека с большим профессиональным будущим. А совсем недавно мне довелось услышать подобное от заместителя начальника конструкторского отдела «Метрогипротранса» Александра Ивановича Харламова - на сей раз это был уже не прогноз на будущее, а оценка состоявшегося: «Профессионализм начальника СМУ N 5 «Метростроя» (а именно такую должность занимает ныне М. Ю. Арбузов) не вызывает никакого сомнения. Чувство верного решения превалирует в нем над всем остальным. Думаю, это врожденное качество. Человек правильно выбрал свой путь и теперь живет производством».

Выпускник МИИТа Михаил Арбузов пришел устраиваться на работу в СМУ N 5 «Метростроя» в декабре 1981 года. В трудовой книжке, которую выписала ему тогда начальник отдела кадров Мария Александровна Шмакова, есть такая запись: «До поступления на работу в СМУ-5 трудового и производственного стажа не имеет». И впрямь: какой мог быть стаж у 22-летнего юноши, только что окончившего институт. Зато в избытке имелось стремление дерзать, строить, воплощать в жизнь свои идеи и мечты. Мария Александровна тогда же заметила, что парень очень любознателен. Получив назначение мастером смены на подземные работы, он буквально засыпал кадровика вопросами.

asm4b.jpg (322112 bytes)

Экстра-маркшейдер Семен Потапович Соловьев дает такую характеристику инженеру и организатору Михаилу Арбузову: «В этом человеке от природы бьет струя энергии, причем положительной, приносящей удовлетворение прежде всего ему самому». Кстати, Семен Потапович даже сейчас, по прошествии 28 лет, помнит первый доклад молодого мастера об обстановке на строительном объекте. Да и как не запомнить: «Парень только что пришел в коллектив, а уже так четко и профессионально докладывает».

Меньше чем через год Михаила Арбузова перевели на должность сменного инженера на подземных работах. А в октябре 1988-го он стал сначала исполняющим обязанности начальника, потом начальником участка. Все происходило стремительно, но так было принято на «Метрострое»: коллектив воспитывал людей и, если видел результат, продвигал вперед. Однако вскоре последовал неожиданный для многих переход Арбузова с повышением в другой метростроевский коллектив - СМУ N 15. В те дни только и слышалось: «Какого парня потеряли!» Разговоры эти, наверное, продолжались бы еще долго, если б руководитель «Метростроя» Юрий Анатольевич Кошелев не вернул Михаила Юрьевича в родное СМУ - уже начальником!На строительстве станции метро

Что в этом назначении оказалось такого уж сенсационного? Пожалуй, единственное - возраст нового руководителя. Михаилу Арбузову в ту пору исполнилось всего тридцать два года! Все остальные руководители на «Метрострое», за исключением одного - Виктора Хруся, были гораздо старше. Потом появились и другие молодые начальники СМУ, но их назначение уже не отдавалось таким громким эхом, как утверждение Арбузова. К тому же тогда над коллективом СМУ N 5 продолжали витать сила и мощь предыдущего руководителя - Николая Ивановича Федорова, которого здесь просто боготворили. Выдержит ли Арбузов груз такого наследия?

Сегодня многие говорят, что изначально верили в успех, потому что Арбузов с первых дней показал знание теории горного дела - значит, в институте не дурака валял, а по-настоящему ?готовился к подземным работам. Но кто-то и сомневался: «Уж слишком молод, не наломал бы дров». В этой ситуации очень важна поддержка коллектива. Сыграла свою роль и предшествовавшая назначению практика. Десять лет стажа на объектах СМУ N 5 стоили нескольких университетов. Таких сменных инженеров и начальников участка, как в этом коллективе, надо было хорошо поискать. За тридцать лет работы на «Метрострое» мне так и не довелось больше встретить сменного инженера, подобного Василию Ивановичу Чурилову. Затрудняюсь поставить кого-либо на первое место, перечисляя здешних начальников участка: Григорий Гликин, Ефим Гербер, Василий Баркалов, Виктор Лисицын... А разве были где-то еще такие генераторы идей, как заместитель главного инженера Эдуард Рубинчик, или такие бригадиры, как Георгий Авдюхов и Равиль Нугаев?! Школу многих из названных здесь выдающихся специалистов прошел Арбузов.

Все это хорошо знал Ю. А. Кошелев. Вот кто по-настоящему поверил в Арбузова, дав дорогу молодому инженеру. И Михаилу Юрьевичу ничего не оставалось, как работать и еще раз работать, каждый день и каждый час доказывая, что метростроение - действительно его призвание, дело, которому он готов служить верой и правдой. Я убеждена, что он это доказал.

Двадцать восемь лет на «Метрострое», из них восемнадцать - начальником одного из самых сильных и самых крупных строительно-монтажных управлений. Руководитель подобного ранга в уникальном строительстве, каким является метростроение, не может не быть хорошим специалистом, досконально знающим производство, в том числе - строительство объектов глубокого заложения. Придя к руководству СМУ в очень сложный период экономической и политической перестройки общества, Арбузов смог спрогнозировать ситуацию, повести коллектив верным путем, что подтверждало, в числе прочего, его высокую инженерную квалификацию. Станции метро «Петровско-Разумовская» и особенно «Сретенский бульвар» - объекты, где в полной мере проявилось инженерное мастерство Михаила Юрьевича. Не случайно в 2001 году по результатам Всероссийского конкурса «Инженер года» в номинации «Транспортное и дорожное строительство» М. Ю. Арбузов получил сертификат профессионального инженера России.

asm4d.jpg (209913 bytes)

Не могу не вспомнить мой разговор с бывшим начальником производственно-технического отдела СМУ N 5 Виктором Васильевичем Волковым, который, поручив однажды молодому Арбузову подготовить проект производства работ, сразу же отметил для себя именно хорошую инженерную школу исполнителя. «Он единственный из всех блестяще справился с заданием, абсолютно все предусмотрев в проекте. Хорошая голова,» - заметил Виктор Васильевич. И закончил своей любимой поговоркой: «Куры хохлаты по природе».

Застать Михаила Юрьевича в рабочем кабинете довольно сложно. Это хорошо знают и субподрядчики, и конструкторы, и архитекторы, а потому встречаются с ним чаще всего на стройке. Там все обсуждается, решается, утверждается. Почему Арбузов так спешит каждое утро надеть спецовку и отправиться на строящийся объект? Что это? Недоверие к коллегам? Думаю, тут дело в другом: он по природе своей - производственник, ему на стройке интересно, его туда тянет, особенно если есть над чем подумать, если что-то не получается.

Главный инженер СМУ N 5 Василий Николаевич Ворошнин подтвердил мой вывод, сказав, что Арбузов как руководитель почти каждый день приезжает на стройку не для того, чтобы сделать кому-то замечание или устроить разнос. Ему важно все видеть своими глазами - тогда он уверенно контролирует ситуацию, сверяя увиденное со своими инженерными расчетами. К такому распорядку начальника СМУ привык не только главный инженер, но и начальники участков, смен, бригадиры. Присутствие на шахте Михаила Юрьевича не вгоняет их в тревогу, как частенько бывает у исполнителей при посещении объектов начальством, а, наоборот, придает спокойствия и уверенности.75-летний юбилей СМУ № 5 «Мосметростроя»

В последнее время дела на «Метрострое» из-за недофинансирования складываются так, что порой приходится выполнять работы, не связанные с метростроением. Иногда это уникальные объекты, и надо сто раз подумать, прежде чем за них взяться. Кадровый метростроевец В. Н. Ворошнин признается: у него были серьезные сомнения по поводу таких объектов, как торговый комплекс на Манежной площади, транспортный тоннель на Нахимовском проспекте, Серебряноборские тоннели... Арбузов же в подобных случаях никогда не колеблется. «Порой просто поражаешься, - говорит Василий Николаевич Ворошнин, - решимости Арбузова браться за то, что коллектив никогда раньше не делал».

Это можно было бы счесть бравадой или мальчишеством, не присутствуй тут глубочайший инженерный расчет, всесторонний стратегический анализ ситуации. И еще, конечно, вера Арбузова в свой коллектив, в свою команду. Отсюда и решимость; и чем сложнее предлагаемый объект, тем Михаилу Юрьевичу интересней. Впрочем, часто жизнь попросту не оставляет выбора: Арбузов - руководитель, за спиной у которого сотни людей.

Под Манежной площадью коллектив СМУ работал на самом сложном участке - под перекрестком дорог, на сопряжении с действующей станцией метро «Охотный ряд». И сделал все так, что в мастерстве метростроевцев никто не усомнился. А прокол под Павелецкой железной дорогой на продлении Нахимовского проспекта и сооружение здесь транспортного тоннеля? А Серебряноборские тоннели на трассе Звенигородского проспекта? Там еще шла проходка основных выработок, а Арбузов в одном из интервью уже рассказывал о сооружении переходных штолен между тремя тоннелями, заниматься которыми ему предстояло только через несколько месяцев. То есть эту самую сложную работу он уже тогда заранее просчитывал и продумывал, прежде чем начать ее коллективное обсуждение.

- Наши объекты строятся сейчас так долго, - рассказывает главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Иванович Шумаков, - что мы успеваем со строителями просто сродниться. Арбузов - истинный технарь и хороший организатор. Тоннелестроение - его конек. Он знает, что делать и как делать, а потому ему можно довериться. В результате мы успешно справились с реконструкцией станции «Воробьевы горы», где СМУ N 5 было генподрядчиком, лучше всех сделали свой участок под Манежной площадью, а станция метро «Сретенский бульвар» вошла в список пятидесяти чудес Москвы.

Самонадеян ли этот руководитель? Да вовсе нет. С ним можно спорить, его всегда можно убедить, если есть более выигрышный вариант, чем предлагаемый им. Коллеги говорят: у него очень легкий характер. Что бы ни было на душе у Арбузова, внешне он всегда собран, спокоен, ни при каких обстоятельствах не склонен драматизировать ситуацию, а преисполнен готовности ее разрешить, вселяя тем самым в коллектив чувство уверенности, надежду на лучшее, что особенно важно в нынешний кризисный период.

Конечно, Михаилу Арбузову очень повезло, что он пришел именно в СМУ N 5 «Метростроя», где были так сильны кадры и традиции. Именно коллектив сделал из молодого специалиста опытного практика. «Метрострой» - вообще особое сообщество, где у каждого есть возможность проявить себя. Но и от самого человека - от его способностей, желания, настроя - очень многое зависит. И если все это есть - достигается эффект. Арбузов и его профессия - «громкое эхо друг друга».

В этом году «Юрьичу» (так чаще всего называют М. Ю. Арбузова и в глаза, и за глаза) исполняется 50 лет. Отличный повод оглянуться назад, подвести какие-то итоги. У юбиляра свой стиль поведения, свои правила. Их можно принимать, их можно критиковать, но они есть. И в этих правилах, зависящих от человека и его характера, всегда важно выделить главное. Разговаривая с собеседником, Михаил Юрьевич никогда не прячет глаза, смотрит открыто и прямо; он может перейти на повышенные тона, но никогда тебя не унизит (в СМУ N 5 говорят: «Может кричать, но не накричать»); он привык сочувствовать людям и постоянно готов, если есть у него такая возможность, помочь - это за прошедшие годы прочувствовали на себе многие...

Именно профессионализм и высокие человеческие качества делают юбилей М. Ю. Арбузова праздником всего коллектива, у которого вновь весьма ответственная работа - строительство наклонного хода на станции метро «Сретенский бульвар». Такая проходка сопоставима с ювелирным делом, к тому же еще и в центре города с его сложной геологией, необходимостью искусственного замораживания грунтов. Придется не просто двигаться вперед, но очень строго соблюдать геометрию, чтобы тюбинговое кольцо сходилось точь-в-точь, а потому отклонения допускаются лишь до пяти миллиметров. По словам главного маркшейдера СМУ N 5 Семена Потаповича Соловьева, проходка идет сегодня «весьма элегантно», а у Михаила Арбузова и его коллектива есть возможность показать настоящий «метростроевский класс».

Я не знаю, чем увлекается Михаил Арбузов в свободное от работы время. Слышала, много внимания уделяет своим детям, что играет в футбол, в нарды... Словом, было о чем расспросить Юрьича (уверена, что и очерк этот оказался бы богаче), но тогда пропал бы эффект неожиданности для юбиляра. Мне же хотелось, чтобы этот «личный взгляд» журналиста, дополненный словом коллег и друзей, стал для М. Ю. Арбузова сюрпризом.

asm4e.jpg (309650 bytes)

asm4f.jpg (219018 bytes)