Актуальный репортаж

«Город без барьеров»
О. В. Лисичкина

Русская линия

№ 4 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4. 2009г.


Содержание номера:

О. В. Лисичкина
«Город без барьеров»

О.А.Баевский
Место и роль градостроительного проектирования в градостроительной деятельности: традиции и новации

Е.Н.Боровик
Транспортная система как фактор, регламентирующий развитие городской жизнедеятельности

Б.Х.Бухарина
«Громкое эхо друг друга»

П.П.Зуева
Развитие автомобильных дорог в Чикаго и Нью-Йорке в первой трети ХХ века

В.А.Резвин
Измайловский остров

Н.А.Петров-Спиридонов
Зодчество по Авелю

О.В.Авдеева
Архитекторы Российской Империи

 

В Москве более 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями. Это почти каждый десятый житель столицы, нуждающийся в особых условиях передвижения по городу

В июне нынешнего года председатель Мосгосстройнадзора Анатолий Николаевич Зайко и его первый заместитель Виктор Николаевич Егоров пригласили журналистов в Информационный центр Правительства Москвы, чтобы рассказать о мерах, принимаемых для облегчения передвижения инвалидов в городе, доступности для них мест приложения труда и отдыха.

2009 год Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков назвал годом равных возможностей. Не случайно именно в 2009-м столичное правительство реализует программу мероприятий, обеспечивающих доступность строящихся объектов для всех категорий инвалидов. В ближайшие два-три года городскую инфраструктуру предстоит полностью обустроить для маломобильных граждан. Власти заботятся об этом уже на этапе проектирования. Разработаны и утверждены специальные требования к проектам: отныне все новостройки - от панельных домов до концертных залов - должны сооружаться с учетом интересов людей с ограниченными возможностями, существующие здания с этой же целью подлежат реконструкции. По этому поводу принято специальное Постановление Правительства Москвы «О Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007-2009 годы».

Задача Комитета государственного строительного надзора Москвы - не допустить ввод в эксплуатацию объектов, на которых не проведены мероприятия по обеспечению доступности передвижения инвалидов. Сформирована рабочая группа из 26 экспертов, которые прошли обучение, организованное Департаментом социальной защиты. Эксперты следят за всеми стадиями строительства, корректируют рабочую документацию. Результат их работы за пять месяцев текущего года таков: по 29 объектам документация возвращена на доработку, на 117 вводимых объектах - не обеспечен полный комплекс необходимых в рассматриваемой сфере мероприятий. Впрочем, на 105 объектах нарушения уже устранены. К сожалению, много нареканий на объектах именно городского заказа, где предусмотрены только пандусы и подъемники для колясочников. Инвалиды по слуху и зрению остались забытыми. Руководство Мосгосстройнадзора считает, что причина нарушений здесь не в игнорировании требований названного постановления, а в том, что проектная документация по этим объектам была разработана до появления перечня того, что следует предусматривать в отношении инвалидов. Кстати, перечень довольно обширный: подъемники, световые таблички, маячки, подача звуковых сигналов в лифтах, наличие в них поручней, клавиш со шрифтом Брайля, предупреждающие знаки и так далее.

Среди зданий, документацию на которые успешно откорректировали, Анатолий Николаевич Зайко отметил физкультурно-оздоровительный комплекс на Новосибирской улице, одну из школ на Златоустовской, торгово-развлекательный центр «Метрополис» на Ленинградском шоссе. Сегодня в Москве можно насчитать около полусотни объектов, где все обстоит благополучно. «Контроль за объектами, где есть нарушения, продолжается», - заявил А. Н. Зайко. По его мнению, одна из причин появления зданий, не в полной мере обустроенных для передвижения инвалидов, - использование при строительстве устаревших типовых проектов, которые зачастую вообще не учитывают нужды инвалидов. Хорошо, что переработка проектов типовых зданий образовательных учреждений уже ведется.

Подобная?ситуация?сложилась и в возведении крупнопанельных домов типовых серий. Сегодня Москомархитектурой доработана документация только нескольких серий. Одно из новых технических решений в обновленных проектах - выведение лифта на нулевую отметку, на один уровень со входом в подъезд. Таким образом, отпадает необходимость строительства пандусов и подъемников.

Новые проектные «ходы» еще будут изобретаться - архитекторам предстоит заняться реконструкцией и музеев, и вузов, и бассейнов, то есть в прямом смысле создавать «город без барьеров». Например, есть идея в пятиэтажках, не подлежащих сносу, установить наружные лифты.

Проблемным, по словам председателя Мосгосстройнадзора, остается строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Дело в том, что регламентирующие документы Правительства Российской Федерации о требованиях к содержанию линейных объектов (тротуары, магистрали, наземные пешеходные переходы и так далее) вообще не имеют раздела, относящегося к передвижению инвалидов. Однако А. Н. Зайко заявил, что и в этой сфере, прежде чем выдать разрешение на производство работ, Комитет будет требовать соблюдения всех мероприятий для обеспечения передвижения маломобильных граждан. Что касается подземных пешеходных переходов, то здесь проведена инвентаризация всех сходов с дорог на проезжую часть, на которую устанавливаются специальные модульные конструкции. Всего предстоит оборудовать более 27 тысяч сходов. Наземные переходы оснастят звуковыми светофорами и тактильным покрытием. Общественный же транспорт с 2007 года закупается только низкопольный, и вскоре весь парк имеющихся автобусов и троллейбусов сменится, станет доступным для инвалидов.

Больное место - подъемники, установленные в уже построенных домах: платформы есть, но они не задействованы: эксплуатационные службы не хотят заниматься непривычными подъемными устройствами. Однако запускать приемники все же придется: Мэр Москвы Ю. М. Лужков распорядился в ближайшее время завершить приемку смонтированных подъемников и ввести их в эксплуатацию.

В завершение пресс-конференции А. Н. Зайко сказал: «Сегодня нужно сделать все для того, чтобы инвалиды чувствовали себя в городе комфортно. Если каждый на своем месте будет заниматься этим вопросом, проблему мы успешно решим».

Фотографии О. В. Авдеевой и из источников: www.fellton.ru и www.metromost.com