|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
А.П. Кудрявцев,
Президент РААСН
Векторы
академической науки
В.А.Ильичев,
Первый вице-президент РААСН
Может ли город быть
биосферосовместимым и развивать человека?
Медали и дипломы РААСН
Б.Х.Бухарина
Образы в камне и
красках
Б. Х. Максимова
Паркинг для Сити
Е. О. Ларионова
Джон Нэш -
королевский архитектор
Э. Г. Жданов
«Туркестанский»
Бенуа
Последние новости |
Из всех представителей
известнейшего рода Бенуа Алексей Леонтьевич
(1838-1902) наименее упоминаем. Причиной является то,
что значительную часть жизни он провел не в
Европейской части России, а на окраине тогдашней
империи - в Туркестанском крае, где и оставил
довольно значительное творческое наследие.
Кроме материальных свидетельств, там
сохранилось больше всего и архивных документов
(главным образом в Центральном Государственном
архиве Узбекистана), позволяющих хоть в какой-то
степени пролить свет на сокрытые до сих пор от
широкой общественности эпизоды биографии этого
неординарного человека.
Родился Алексей Леонтьевич в семье чиновника
Общества Царскосельской железной дороги Леонтия
Леонтьевича Бенуа (1801-1885) - старшего брата
маститого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа
(1813-1898). Алексей окончил Императорскую академию
художеств и 12 сентября 1865 года «во внимание к
хорошим познаниям его в архитектуре и
строительном искусстве, доказанным классными
программами и выдержанным экзаменом из наук»,
был удостоен звания свободного художника «с
правом производить строения и вступать в службу,
какую пожелает». В феврале 1874-го на имя
Туркестанского генерал-губернатора
генерал-адъютанта К. П. фон-Кауфмана поступает
бумага «об определении на службу архитектора
Бенуа». На бумаге - резолюция: «Ректор
Императорской академии художеств,
действительный статский советник Александр
Иванович Резанов рекомендует с отличной стороны
как хорошего художника, знающего дело
архитектора и честного человека Алексея
Леонтьевича Бенуа». 20 июня А. Л. Бенуа
определяется «на службу по военно-народному
управлению», а 8 февраля 1875 года назначается
«членом Сыр-Дарьинской строительно-дорожной
комиссии», руководившей всей застройкой
Ташкента. 8 мая его командируют для производства
строительных работ в распоряжение военного
губернатора Семиреченской области в город
Верный (Алма-Ата). Пробыл он там два года.
Архитектурно-строительная деятельность Бенуа в
Семиречье еще не изучена. На данный момент известно, что Алексей
Леонтьевич занимался аранжировкой Казенного
сада в Верном, планировкой образцовой
крестьянской деревни Казанско-Богородское
(Узун-Агач), строительством здесь церкви, здания
сельского училища, домов для переселенцев (1876,
совместно с П. Зенковым). В Семиречье в 1875-1877 годах
им были впервые осуществлены противоселевые
мероприятия - возведение дамб и укрепление
берегов горных речек, зеленое и парковое
строительство. Еще нужно назвать здание мужской
гимназии в Верном (совместно с военным инженером
С. Янчевским и городским архитектором П. Гурде),
часовню на братской могиле воинов, павших в 1860
году в Узунагачском деле. После этого в связи с
образованием при областных правлениях
строительных отделений, возглавляемых военными
инженерами, А. Л. Бенуа назначается на должность
младшего архитектора тогдашней Сыр-Дарьинской
области и возвращается в Ташкент. Однако уже в
апреле 1879 года обладавшему непростым характером
Алексею Леонтьевичу пришлось «по семейным
обстоятельствам» покинуть государственную
службу. В архиве есть прямо ?так и названное «Дело
о неблагонадежности мл. архитектора Бенуа и
увольнении его от службы». К тому же он в силу
рокового стечения обстоятельств не смог
получить звания «классного художника 3 степени»:
по ходатайству дяди, профессора Н. Л. Бенуа, был
допущен к экзаменам, но нужные бумаги, высланные
из Академии художеств, запоздали.
Тем не менее в конце 1882 года А. Л. Бенуа снова
назначается на государственную службу и
получает должность «исправляющего делами
младшего архитектора» Заравшанского округа. Он
отправляется в Самарканд, где живет и трудится
четыре года.
Вполне логично, что в Туркестанском крае,
особенно в первоначальный период его освоения,
во главе строительной и
архитектурно-планировочной деятельности стояли
преимущественно военные инженеры. А. Л. Бенуа был
здесь единственным дипломированным
художником-архитектором. Во все периоды своей
государственной службы и после увольнения с нее,
работая как частный архитектор, он очень много
проектировал, переделывал проекты по указаниям
заказчиков, составлял и проверял сметы,
осуществлял приемку работ и возводил самые
разнообразные объекты. В его послужном списке
есть все - от дворцов до «караулки для двух
шоссейных сторожей» и «номерных столбов при
мостах на шоссейных дорогах». В 1877 году вместе с
военным инженером капитаном Белохой Алексей
Леонтьевич занимался переустройством интерьера
резиденции Туркестанских генерал-губернаторов,
где по его проекту был создан парадный
Георгиевский зал, а в 1883-1884 годах обогатил
одноэтажный фасад этого здания прихотливым
резным деревянным декором в русском стиле.
Известен датируемый 1878 годом проект
«двухэтажного жилого дома военного губернатора
Сыр-Дарьинской области, выполненный [А. Л. Бенуа] в
формах классицизма». Зодчий принимал активное
участие в строительстве здания Ташкентской
мужской гимназии, осуществляемом по проекту
военного инженера Янчевского (1878-1883), и в
перестройке жилого дома полковника
Тартаковского в учительскую семинарию (1881-1887). В
1898 году Е. П. Дубровин по проекту А. Л. Бенуа
пристроил к западной части здания семинарии
пятиглавую домовую церковь во имя святого
благоверного князя Александра Невского.
Безусловно, заслуживают внимания проекты
особняка для К. А. Беньковского (1889), который
предполагалось возвести в г. Аулиэ-Ата (1889), и
«дома переводчика канцелярии начальника
Аму-Дарьинскго отдела князя Абдул-Гани Яушева» в
Петро-Александровске (1896).
Когда в 1890 году праздновалось 25-летие
присоединения Ташкента к России, в городском
саду открылась юбилейная кустарно-промышленная
выставка. Для нее по проекту А. Л. Бенуа (совместно
с инженером Е. П. Дубровиным) были сооружены
входные ворота со стороны Константиновского
сквера. В их декоративном убранстве
использовались мотивы московской архитектуры XVII
века. В 1898-м Бенуа и Дубровин составили в том же
стиле проект нового здания городской думы.
В конце 1870-х годов по инициативе проповедника К.
Х. Фрюауфа в Ташкенте прошел сбор средств на
строительство молитвенного дома лютеран.
Объявили конкурс на лучший проект. В числе прочих
на объявление откликнулся и А. Л. Бенуа,
являвшийся католиком. В 1881 году он выполнил
первоначальный проект кирхи, дорабатывавшийся
им вплоть до 1896 года. В 1899-м здание, в архитектуре
которого присутствуют элементы прибалтийской
готики, было завершено.
Талантливого архитектора не обошли также при
постройке дворца Великого князя Николая
Константиновича в Ташкенте. Комплекс, в
проектировании которого участвовал и Бенуа, был
воздвигнут в 1889-1890 годах под руководством
гражданского инженера В. С. Гейнцельмана. Этот
уникальный ансамбль, выполненный в романском
стиле, утопал в зелени тенистого парка, что
придавало дворцу вид охотничьего загородного
особняка. Скульптурные изображения собак и
оленей, профили лошадей в овальных медальонах на
фасадах флигелей дополняли картину.
Но, пожалуй, наиболее крупным и заметным
архитектурным произведением А. Л. Бенуа в Средней
Азии, значение которого, по мнению специалистов,
выходит далеко за пределы региона, стал дворец
эмира Сейид-Абдул-ал-Ахад-Богодур-Хана,
правившего Бухарским ханством с 1885 по 1910 год.
Проектирование и строительство этого
великолепного здания осуществлялось с конца
1893-го по 1898 год. В плане дворец представляет собой
прямоугольник размерами 65х34 метра с
выступающими на восточном фасаде прямоугольными
же объемами. Архитектура «мавританского» стиля
изобилует колонками и башенками,
орнаментальными украшениями из алебастра. К
сожалению, в настоящее время, несмотря на
подготовленный специалистами проект
реставрации, дворец, являющий собой подлинный
шедевр конца XIX столетия, ветшает и может
навсегда утратить редкий по красоте и стилю
декор, выполненный по эскизам А. Л. Бенуа.
Говоря о творческом наследии Алексея
Леонтьевича, нельзя обойти молчанием
спроектированное им здание железнодорожного
вокзала в городе Красноводске. «Путеводитель по
Туркестану и железным дорогам Ташкентской и
Средне-Азиатской» (СПб., 1907) сообщал: «Станция
Красноводск выделяется своим красивым вокзалом
в мавританском стиле, живописно расположенном на
высоком откосе с террасой, лестницам и
узорчатыми мостовыми».
Анализируя хранящиеся в архиве чертежи А. Л.
Бенуа, поражаешься высокому графическому
мастерству, с которым они выполнены, их
насыщенности содержанием, отточенности формы в
сочетании с изяществом деталей. Известный
исследователь истории архитектуры Средней Азии
В. А. Нильсен отмечает в своей книге «У истоков
современного градостроительства Узбекистана.
XIX-XX вв.» (Ташкент, 1988): «Обычно небольшие по
формату проекты А. Л. Бенуа были красиво
прорисованы и покрашены акварелью в чистых,
ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и
наглядно свидетельствовали о том, что их делал
большой художник».
Умер А. Л. Бенуа в Красноводске. Газета «Русский
Туркестан» в N 114 за 1902 год писала: «25 сего мая
скончался один из старых туркестанских деятелей,
архитектор Туркестанского таможенного округа
Алексей Леонтьевич Бенуа. <...> Туркестанцы знакомы с
личностью покойного А. Л. по тем постройкам,
которые возведены по его проектам и отличаются
художественностью и оригинальностью замысла».
|