Мне кажется, нет
демократичней человека, чем Николай Шумаков. За
дверью с внушительной табличкой «Главный
архитектор Метрогипротранса» сидит
руководитель, который всегда расположен к
разговору, который умеет скрыть свои переживания
и плохое настроение, который никогда ни на кого
не повышает голос... Но при этом не оставляет
впечатление, что, ведя разговор на любую тему, он
постоянно думает о тех проектах, над которыми
работает в настоящий момент институт. Впрочем,
таков он есть и другим не станет - это его жизнь,
его профессия, его увлечение. И поэтому сутки у
Николая Ивановича не делятся на часы для работы и
часы для отдыха...
Представлял ли он себе, когда выбирал профессию,
что так будет? Если и не представлял, то готов был
целиком посвятить себя своей профессии.
Единственное, чего всегда хочется в молодости, -
чувствовать свою значимость, свою
востребованность. И это чувство во многом дал ему
институт Метрогипротранс, куда Николай Шумаков
был направлен по распределению после окончания в
1977 году Московского архитектурного института.
Подземная архитектура манила своей
необычностью, тайной, и молодому архитектору
хотелось творить нестандартно. Это желание в
Шумакове сразу же почувствовала его учитель и
наставник Ираида Георгиевна Петухова, которая не
раз говорила, что такой интерес к работе, как у
Николая, сулит яркое будущее. И она не ошиблась.
Первой самостоятельной станцией молодого
архитектора стала «Красногвардейская». И она, и
несколько последующих - «Крылатское»,
«Савеловская», «Крестьянская застава» рождались
легко, на одном дыхании. Сегодня Николай Иванович
удивляется тому, как спокойно и уверенно он тогда
работал, не испытывая в душе никаких сомнений.
Почему же сегодня каждый проект рождается в
муках?
- Видимо, с годами начинаешь понимать, как сделать
лучше, что важнее. В молодости же все всегда
просто и понятно, раз-два и готово, - пытается
анализировать ситуацию главный архитектор
ведущего проектного института. - Поднимаю старые
чертежи... О, Боже! Они кажутся мне сырыми,
недотянутыми, все бы сделал сегодня по-другому...
Хочется обязательно проработать те или иные
детали, узлы, фрагменты. И я понял, что это
приходит лишь с опытом.
Архитектор - профессия достаточно вольная:
сегодня - здесь, завтра - там... Если бы выпускника
МАрхИ спросили, как долго он задержится в таком
специфическом институте, как Метрогипротранс,
думаю, ответил бы, что не долго. Но привязанность
к подземному городу оказалась сродни болезни, и
всякий раз, когда только начинала появляться
мысль о переходе в другую проектную организацию,
какая-то неведомая сила тут же выбивала ее из
головы. Срабатывало понимание значимости
каждого объекта и своя собственная
необходимость в процессе его создания. Это и
удерживает Н. И. Шумакова в стенах института вот
уже более тридцати лет.
Сегодня у Николая Ивановича двадцать «своих»
станций. Каждая из них по-своему дорога, и
выделить какие-либо одну-две просто невозможно. И
все-таки рискну это сделать, назвав «Парк
Победы», второй выход «Маяковской» и «Сретенский
бульвар». Все-таки именно они, построенные в
последние годы, - самые значимые подземные работы
зодчего.
Второй выход «Маяковской» - это неординарный
труд на станции, автором которой был выдающийся
архитектор Алексей Душкин. А вот «Парк Победы» и
«Сретенский бульвар» - станции, возведенные в
лучших традициях отечественного метростроения.
Кажется, что авторский коллектив во главе с
Шумаковым пытался доказать, что в архитектуре
ничего не возникает на пустом месте, все держится
на принципах и традициях, выверенных временем.
Весьма интересным был в творчестве архитектора
период, когда он руководил группой, был главным
архитектором проекта, когда проектировал сразу
несколько станций на Калужско-Рижской линии - от
«Коньково» до «Битцевского парка». Это были годы,
когда в метро после долгого застоя возвращалась
архитектура. Вновь появилась возможность
выразить свою индивидуальность, свое
художественное видение, какой должна быть
московская подземка.
- Мы действительно работали тогда с большим
воодушевлением, веря, что в силах все изменить,
сделать традиционный подземный объем лучше,
ярче, - вспоминает Николай Иванович то время. - У
группы доминировала идея - спроектировать все
четыре станции, следующие на линии друг за
другом, в одном объемно-планировочном ключе.
Именно Николай Шумаков первым из архитекторов
Метрогипротранса предложил художественно
объединить станции метро с прилегающими к
вестибюлям территориями, как будто заранее зная,
какую роль в будущем будет играть ландшафтный
дизайн. На Калужском радиусе, в соответствии с
проектом архитектора, у метровокзалов появились
скульптурно-ландшафтные композиции, создав тем
самым у входа в вестибюль интересные
рекреационные зоны.
Эстакадная станция Бутовской линии
Шестнадцать лет назад Николай Шумаков стал
главным архитектором института
«Метрогипротранс». Вот как он сам
прокомментировал такой «подъем» по служебной
лестнице:
- Это и потери, и приобретения. Потери - потому что
закончилась спокойная вольная жизнь. Лучшая
должность для практикующего архитектора -
руководитель группы или главный архитектор
проекта. В этом случае ты не просто принимаешь
участие в проектировании, а непосредственно сам
этим занимаешься: придумываешь, чертишь, даешь
задания смежникам, доводишь объект до
совершенства. Но как только ты переходишь на
следующую ступень и становишься главным
архитектором института, все становится иным: у
тебя масса новых обязанностей, в том числе
административных. Ты начинаешь работать 24 часа в
сутки. Приходишь в институт не позже девяти утра,
уходишь не раньше девяти вечера, и все остальное
время голова забита только работой. Ты должен
разработать стратегию сооружения, заложить
основные объемно-планировочные принципы
объекта, потом отдать его в бригаду, совместно
довести до конечного результата. И важно ничего
не упустить, за всем проследить, выпустить
достойную продукцию, поддерживая в очередной раз
высокую марку Института. Появляется другая,
более высокая степень ответственности.
Архитектор Шумаков абсолютно прав, когда
говорит, что Метрогипротранс - уникальное
образование с уникальным коллективом. И будучи
главным архитектором института, он многое сделал
для того, чтобы подземная архитектура вновь
зазвучала, чтобы с мнением института считались в
архитектурном мире, чтобы к архитекторам
прислушивался заказчик. Причем убеждает он не
спорами, не призывами, ни ультиматумами, а
спокойной творческой работой и ее результатом.
Он решает массу административных вопросов, ведь
в Метрогипротрансе более тысячи человек, крупный
архитектурный отдел - восемь бригад, более
пятидесяти архитекторов. Костяк их составляют
люди, пришедшие в институт вместе с Шумаковым:
Наталья Шурыгина, Галина Мун, Владимир Филиппов,
Вадим Волович и те, кто чуть моложе, - Леонид
Борзенков, Александр Орлов и Александр Некрасов.
При этом Шумаков оставляет за собой разработку
концепции каждого крупного проекта. Он делает
это вместе с коллегами, внося свои идеи,
непосредственно участвуя в творческом процессе.
И при этом ни на кого не давит, давая каждому
возможность раскрыться.
Вот уже много лет архитекторы Метрогипротранса
проектируют не только станции метро, но и
аэровокзалы, речные порты, паркинги,
транспортные развязки, железнодорожные
терминалы, транспортно-пересадочные узлы, одним
словом, весь комплекс транспортной
инфраструктуры Москвы. Институт на подъеме -
большие заказы, большие перспективы. Да и сами
станции изменились - к традиционным добавились
остановки легкого метро, мини-метро и монорельса.
В последние годы в Москве и в других городах
страны активно возводятся новые мосты. Это еще
одна увлекательная страница в творчестве
Шумакова. Интерес к мостам у него всегда шел
рядом с интересом к станциям метро. И вот сейчас
появилась возможность проявить себя в
сооружении оригинальных переправ через водные
пространства. Пожалуй, ни об одном своем объекте
Николай Иванович не говорит так вдохновенно, как
о первом в нашем городе вантовом мосте через
Москву-реку, названном Живописным. Мост стал не
только значимой вехой в творчестве архитектора,
но и визитной карточкой столицы. Скоро по его
проектам появятся новые мосты в Москве и Дубне.
Архитектор и художник... Шумаков успешно освоил
не только пространство архитектуры, но и
живопись. Она для него - серьезная работа, вторая
половина его творчества. Это ни в коем случае не
заполнение пауз, потому что у него их просто не
бывает. В основном он развивает тему портрета,
создавая новую его версию, переводя ее в
современную плоскость. Помимо портрета работает
над натюрмортами и обнаженной натурой. По мнению
специалистов-искусствоведов и художников,
живопись Шумакова - значимое явление в
современном искусстве.
- Время показало, - говорит Николай Иванович, - что
в живописи надо браться за тему, которая
интересна и тебе, и окружающим. Причем за самую
сложную. А самое сложное в живописи - портрет. Я не
пишу каких-то надуманных ситуаций, портретов с
непонятными позами, надуманными ракурсами. У
меня все просто - крупное, на весь подрамник, лицо,
на нем глаза, рот, нос, а дальше подготовленный
зритель разберется сам, и состоится его диалог с
персонажем на портрете.
Архитектор и художник убеждает, что язык его
живописи весьма прост и доступен. Зрителям же,
которые видели его картины на выставках,
запомнились и манера исполнения, и энергетика, и
жизнелюбие, которые исходят от полотен Николая
Ивановича. Помимо москвичей картины Шумакова
видели жители других городов и стран. Сегодня с
его работами знакомятся челябинцы, а в сентябре
они будут демонстрироваться в Москве в Академии
художеств России.
Главному Архитектору Метрогипротранса Николаю
Шумакову - 55! Отличный возраст для творчества. И
вера в его будущие удачи и в архитектуре, и в
живописи очень высока.
Работы Н. Шумакова - художника: