Портрет мастера

Образы в камне и красках
Б.Х.Бухарина

Русская линия

№ 2 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №2. 2009г.


Содержание номера:

А.П. Кудрявцев, Президент РААСН
Векторы академической науки

В.А.Ильичев, Первый вице-президент РААСН
Может ли город быть биосферосовместимым и развивать человека?

Медали и дипломы РААСН

Б.Х.Бухарина
Образы в камне и красках

Б. Х. Максимова
Паркинг для Сити

Е. О. Ларионова
Джон Нэш - королевский архитектор

Э. Г. Жданов
«Туркестанский» Бенуа

Последние новости

 

Николай ШумаковМне кажется, нет демократичней человека, чем Николай Шумаков. За дверью с внушительной табличкой «Главный архитектор Метрогипротранса» сидит руководитель, который всегда расположен к разговору, который умеет скрыть свои переживания и плохое настроение, который никогда ни на кого не повышает голос... Но при этом не оставляет впечатление, что, ведя разговор на любую тему, он постоянно думает о тех проектах, над которыми работает в настоящий момент институт. Впрочем, таков он есть и другим не станет - это его жизнь, его профессия, его увлечение. И поэтому сутки у Николая Ивановича не делятся на часы для работы и часы для отдыха...

Представлял ли он себе, когда выбирал профессию, что так будет? Если и не представлял, то готов был целиком посвятить себя своей профессии. Единственное, чего всегда хочется в молодости, - чувствовать свою значимость, свою востребованность. И это чувство во многом дал ему институт Метрогипротранс, куда Николай Шумаков был направлен по распределению после окончания в 1977 году Московского архитектурного института.

Подземная архитектура манила своей необычностью, тайной, и молодому архитектору хотелось творить нестандартно. Это желание в Шумакове сразу же почувствовала его учитель и наставник Ираида Георгиевна Петухова, которая не раз говорила, что такой интерес к работе, как у Николая, сулит яркое будущее. И она не ошиблась.

Первой самостоятельной станцией молодого архитектора стала «Красногвардейская». И она, и несколько последующих - «Крылатское», «Савеловская», «Крестьянская застава» рождались легко, на одном дыхании. Сегодня Николай Иванович удивляется тому, как спокойно и уверенно он тогда работал, не испытывая в душе никаких сомнений. Почему же сегодня каждый проект рождается в муках?

- Видимо, с годами начинаешь понимать, как сделать лучше, что важнее. В молодости же все всегда просто и понятно, раз-два и готово, - пытается анализировать ситуацию главный архитектор ведущего проектного института. - Поднимаю старые чертежи... О, Боже! Они кажутся мне сырыми, недотянутыми, все бы сделал сегодня по-другому... Хочется обязательно проработать те или иные детали, узлы, фрагменты. И я понял, что это приходит лишь с опытом.

Архитектор - профессия достаточно вольная: сегодня - здесь, завтра - там... Если бы выпускника МАрхИ спросили, как долго он задержится в таком специфическом институте, как Метрогипротранс, думаю, ответил бы, что не долго. Но привязанность к подземному городу оказалась сродни болезни, и всякий раз, когда только начинала появляться мысль о переходе в другую проектную организацию, какая-то неведомая сила тут же выбивала ее из головы. Срабатывало понимание значимости каждого объекта и своя собственная необходимость в процессе его создания. Это и удерживает Н. И. Шумакова в стенах института вот уже более тридцати лет.

Сегодня у Николая Ивановича двадцать «своих» станций. Каждая из них по-своему дорога, и выделить какие-либо одну-две просто невозможно. И все-таки рискну это сделать, назвав «Парк Победы», второй выход «Маяковской» и «Сретенский бульвар». Все-таки именно они, построенные в последние годы, - самые значимые подземные работы зодчего.

Второй выход «Маяковской» - это неординарный труд на станции, автором которой был выдающийся архитектор Алексей Душкин. А вот «Парк Победы» и «Сретенский бульвар» - станции, возведенные в лучших традициях отечественного метростроения. Кажется, что авторский коллектив во главе с Шумаковым пытался доказать, что в архитектуре ничего не возникает на пустом месте, все держится на принципах и традициях, выверенных временем.

Весьма интересным был в творчестве архитектора период, когда он руководил группой, был главным архитектором проекта, когда проектировал сразу несколько станций на Калужско-Рижской линии - от «Коньково» до «Битцевского парка». Это были годы, когда в метро после долгого застоя возвращалась архитектура. Вновь появилась возможность выразить свою индивидуальность, свое художественное видение, какой должна быть московская подземка.

- Мы действительно работали тогда с большим воодушевлением, веря, что в силах все изменить, сделать традиционный подземный объем лучше, ярче, - вспоминает Николай Иванович то время. - У группы доминировала идея - спроектировать все четыре станции, следующие на линии друг за другом, в одном объемно-планировочном ключе.

Именно Николай Шумаков первым из архитекторов Метрогипротранса предложил художественно объединить станции метро с прилегающими к вестибюлям территориями, как будто заранее зная, какую роль в будущем будет играть ландшафтный дизайн. На Калужском радиусе, в соответствии с проектом архитектора, у метровокзалов появились скульптурно-ландшафтные композиции, создав тем самым у входа в вестибюль интересные рекреационные зоны.

Эстакадная станция Бутовской линии
Эстакадная станция Бутовской линии

Шестнадцать лет назад Николай Шумаков стал главным архитектором института «Метрогипротранс». Вот как он сам прокомментировал такой «подъем» по служебной лестнице:

- Это и потери, и приобретения. Потери - потому что закончилась спокойная вольная жизнь. Лучшая должность для практикующего архитектора - руководитель группы или главный архитектор проекта. В этом случае ты не просто принимаешь участие в проектировании, а непосредственно сам этим занимаешься: придумываешь, чертишь, даешь задания смежникам, доводишь объект до совершенства. Но как только ты переходишь на следующую ступень и становишься главным архитектором института, все становится иным: у тебя масса новых обязанностей, в том числе административных. Ты начинаешь работать 24 часа в сутки. Приходишь в институт не позже девяти утра, уходишь не раньше девяти вечера, и все остальное время голова забита только работой. Ты должен разработать стратегию сооружения, заложить основные объемно-планировочные принципы объекта, потом отдать его в бригаду, совместно довести до конечного результата. И важно ничего не упустить, за всем проследить, выпустить достойную продукцию, поддерживая в очередной раз высокую марку Института. Появляется другая, более высокая степень ответственности.

Архитектор Шумаков абсолютно прав, когда говорит, что Метрогипротранс - уникальное образование с уникальным коллективом. И будучи главным архитектором института, он многое сделал для того, чтобы подземная архитектура вновь зазвучала, чтобы с мнением института считались в архитектурном мире, чтобы к архитекторам прислушивался заказчик. Причем убеждает он не спорами, не призывами, ни ультиматумами, а спокойной творческой работой и ее результатом. Он решает массу административных вопросов, ведь в Метрогипротрансе более тысячи человек, крупный архитектурный отдел - восемь бригад, более пятидесяти архитекторов. Костяк их составляют люди, пришедшие в институт вместе с Шумаковым: Наталья Шурыгина, Галина Мун, Владимир Филиппов, Вадим Волович и те, кто чуть моложе, - Леонид Борзенков, Александр Орлов и Александр Некрасов. При этом Шумаков оставляет за собой разработку концепции каждого крупного проекта. Он делает это вместе с коллегами, внося свои идеи, непосредственно участвуя в творческом процессе. И при этом ни на кого не давит, давая каждому возможность раскрыться.

Вот уже много лет архитекторы Метрогипротранса проектируют не только станции метро, но и аэровокзалы, речные порты, паркинги, транспортные развязки, железнодорожные терминалы, транспортно-пересадочные узлы, одним словом, весь комплекс транспортной инфраструктуры Москвы. Институт на подъеме - большие заказы, большие перспективы. Да и сами станции изменились - к традиционным добавились остановки легкого метро, мини-метро и монорельса.

В последние годы в Москве и в других городах страны активно возводятся новые мосты. Это еще одна увлекательная страница в творчестве Шумакова. Интерес к мостам у него всегда шел рядом с интересом к станциям метро. И вот сейчас появилась возможность проявить себя в сооружении оригинальных переправ через водные пространства. Пожалуй, ни об одном своем объекте Николай Иванович не говорит так вдохновенно, как о первом в нашем городе вантовом мосте через Москву-реку, названном Живописным. Мост стал не только значимой вехой в творчестве архитектора, но и визитной карточкой столицы. Скоро по его проектам появятся новые мосты в Москве и Дубне.

Архитектор и художник... Шумаков успешно освоил не только пространство архитектуры, но и живопись. Она для него - серьезная работа, вторая половина его творчества. Это ни в коем случае не заполнение пауз, потому что у него их просто не бывает. В основном он развивает тему портрета, создавая новую его версию, переводя ее в современную плоскость. Помимо портрета работает над натюрмортами и обнаженной натурой. По мнению специалистов-искусствоведов и художников, живопись Шумакова - значимое явление в современном искусстве.

- Время показало, - говорит Николай Иванович, - что в живописи надо браться за тему, которая интересна и тебе, и окружающим. Причем за самую сложную. А самое сложное в живописи - портрет. Я не пишу каких-то надуманных ситуаций, портретов с непонятными позами, надуманными ракурсами. У меня все просто - крупное, на весь подрамник, лицо, на нем глаза, рот, нос, а дальше подготовленный зритель разберется сам, и состоится его диалог с персонажем на портрете.

Архитектор и художник убеждает, что язык его живописи весьма прост и доступен. Зрителям же, которые видели его картины на выставках, запомнились и манера исполнения, и энергетика, и жизнелюбие, которые исходят от полотен Николая Ивановича. Помимо москвичей картины Шумакова видели жители других городов и стран. Сегодня с его работами знакомятся челябинцы, а в сентябре они будут демонстрироваться в Москве в Академии художеств России.

Главному Архитектору Метрогипротранса Николаю Шумакову - 55! Отличный возраст для творчества. И вера в его будущие удачи и в архитектуре, и в живописи очень высока.

Работы Н. Шумакова - художника:

Работы Н. Шумакова