В XVIII веке многие мыслители и зодчие создавали и
описывали теоретические модели идеальных
городов. Они стремились не только учесть все
потребности существующего современного им
общества, но и прогнозировать далеко вперед1.
Выдающемуся британскому архитектору XIX века,
новатору-девелоперу Джону Нэшу удалось на
практике воплотить в жизнь универсальный проект
остроумной и рациональной системы организации
города.
Множество литературных источников посвящено
отдельно биографии Джона Нэша, отдельно
подробному описанию развития западной части
Лондона, отдельно социальным, политическим,
экономическим и культурным особенностям,
передающим дух времени конца XVIII - первой
половины XIX столетия. Чтобы представить наиболее
полную картину жизни и творчества архитектора,
необходимо свести все это в единое целое, на фоне
которого произошло становление новой
урбанистики.
Детальный анализ графических и литературных
материалов наряду с натурными исследованиями
позволил составить перечень сохранившихся до
нашего времени зданий и сооружений, построенных
по проектам Нэша на территории Великобритании - в
Лондоне, графствах Суррей, Суссекс, остров Уайт,
Глостершир, Кардиганшир и Кармартеншир в Уэльсе.
На Юге Англии расположены в основном здания,
возведенные для принца-регента - будущего короля
Георга IV; графства Уэльс и Глостершир хранят
множество коттеджей, частных загородных
резиденций и несколько общественных зданий,
относящихся к периоду становления Нэша как
архитектора и его сотрудничества с Хэмпфри
Рэптоном (см. ниже); на острове Уайт, где жил и
работал в свободное время Нэш, сохранились
маленькая гостиница и две церкви - в одной из них
он похоронен вместе с женой.
Новый облик Лондона по праву можно считать
основным детищем Джона Нэша. Работе по застройке
и развитию центральной части города архитектор
отдал практически всю свою жизнь. Здесь
сохранились дома-террасы, городские виллы,
церкви, дворцы, театры, жилые дома, задуманные и
осуществленные Нэшем.
Безусловным достижением является живописный и
вместе с тем рациональный проект застройки
лондонского Вест-Энда, развернутый с
северо-запада на юго-восток и охвативший
территории Риджентс Парка, Риджент Стрит,
Оксфорд Стрит, Блумсбери, Пикадилли, Ватерлоо
Плейс, Чэринг Кросс, Вест Стрэнд, Сен Мартинз
Плейс, Трафальгар Сквер, Сен Джеймс Парка и
Букингемского дворца.
Идея перепланировки Лондона возникла в более чем
прозаичных условиях необходимости увеличить
земельный налог за счет расширения участков,
принадлежащих Короне. Воплощение подобного
проекта предполагало участие практически всех
социальных городских структур и было скорее
экономическим процессом, нежели творческим. Тем
не менее, Короне требовался человек, способный
взять на себя одновременно все функции по
проектированию и управлению развитием новой
застройки Лондона. Этим человеком стал Джон Нэш -
энергичная многогранная фигура, мастер, во
многом опередивший свою эпоху, публичный
архитектор, светский лев, страдавший аутизмом.
Его жизненный путь длиной в восемьдесят лет
можно разделить на четыре основных периода. За
первые сорок лет Джон Нэш прошел путь от
безвестного подмастерья в Ламбете до успешного
самостоятельного архитектора в Уэльсе, женился и
в конце концов приобрел популярность в Лондоне
(1752-1792). Следующий почти двадцатилетний период:
Джон Нэш обосновывается в Лондоне и приобретает
репутацию самого модного архитектора загородных
резиденций в Англии и Ирландии (1792-1811). Третий
период (1811-1820) по праву носит звание
«королевского» и включает в себя работу над
проектом развития Вест-Энда, новой застройки
Риджент Стрит и Риджентс Парка, а также
реконструкцию Карлтон Хауса, Виндзора и создание
Королевского павильона в Брайтоне. В это время
Нэш становится личным архитектором
принца-регента. Последние пятнадцать лет своей
жизни (1820-1835) главный королевский архитектор Джон
Нэш отдал расширению новой городской застройки,
продлив Риджент Стрит в сторону Чэринг Кросс и
перестроив Букингемский дворец. Это время
омрачено постоянными нападками на его
профессиональную деятельность и личную жизнь.
1752-1792 годы
Джон Нэш родился в семье плотника. Отказавшись
продолжать путь отца, он пошел в ученики к
архитектору ?и скульптору Роберту Тейлору,
однако вскоре, получив большое наследство,
оставил это занятие. Забросив учебу, молодой
архитектор приступил к почти авантюрной частной
практике, заключавшейся в строительстве жилых
кирпичных домов в Лондоне, оштукатуренных с
имитацией под мрамор. Дело не пошло, и в 1784 году
Нэш уехал в Уэльс, где ему пришлось заниматься не
только частными домами городской знати, но и
общественными зданиями. К этому времени
относятся его работы над тюрьмами, приютом для
бедных, психиатрической лечебницей, рынком
Абергавенни, реконструкцией церкви Сен Дэвидс,
проектами плотины и новых мостов в Кармартене и
Кардигане.
Джон Нэш начал работать в Уэльсе в годы
становления новой урбанистики провинциальных
городов и огромной востребованности
профессиональных архитекторов. Кармартен служил
примером георгианского города с новой
планировкой. Нэшу было поручено разработать в
нем урбанистическую систему, учитывающую полную
замену водопроводных и канализационных сетей,
электрификацию, прокладку новых дорог и
расширение улиц. Здесь впервые Джон Нэш выступил
в роли застройщика-универсала (девелопера и
менеджера в одном лице), нанимавшего
проектировщиков и каменщиков по контракту с
постоянным жалованием.
В «уэльский» период Нэш проявил себя как
талантливый инженер, разработав конструкции
временных деревянных городских мостов, а также
мостов, созданных на основе невидимой системы
связанных друг с другом клинообразных
металлических конструкций коробчатого сечения.
Одновременно он предложил создать каменный мост
в виде сегмента круга диаметром 310 футов и с
высотой стрелы 100 футов над уровнем воды. Проект
был категорично отклонен, ?но спустя несколько
лет по иронии судьбы двоюродный брат Джона
построил точно такой же мост в Ньюпорте на
острове Уайт - так разработанная Нэшем схема
приобрела известность.
Практически все частные проекты этого периода
Нэш выполнял в паре ?с Хэмфри Рэптоном -
знаменитым ландшафтным архитектором. Рэптон
писал, что он объездил множество городов и
побывал во множестве домов, изучая интерьеры и
пытаясь найти законы уюта и комфортной
планировки, пока однажды не познакомился с
Джоном Нэшем, человеком, очаровавшим его при
первом же разговоре. Они стали «одним умом и
душой, и только с [Нэшем] творчество приносило
Рэптону самые лучшие результаты и чувство
удовлетворения».
Однако сотрудничество Нэша и Рэптона оказалось
кратковременным. Дела шли не слишком хорошо.
Постепенно оба занялись самостоятельной
практикой, время от времени работая над
совместными проектами, одним из которых был
коттеджный поселок в Блейз Гэмлет.
К 1792 году Джон Нэш вернулся в Лондон, где был
хорошо принят в обществе и снискал
благосклонность принца Уэльского.
1792-1811 годы
В Лондоне Нэш поселился на Дьюк Стрит, недалеко
от престижного района Сен Джеймс. В это время он
еще продолжал работать в Уэльсе, где среди прочих одним
из самых интересных его проектов стал загородный
дом Касл Хаус для сэра Юведайла Прайса в
Аберистуите, на побережье залива Кардиган. В 1897
году дом снесли, но до наших дней сохранилась
позволяющая оценить всю его элегантность
керамическая модель, выполненная Нэшем.
В 1798 году Джон Нэш приобрел в аренду участок на
Дувр Стрит в Лондоне, на котором по собственному
проекту построил большой дом, ставший его офисом
до 1824 года2. Тогда же он начал строительство
собственного замка на острове Уайт, названного
впоследствии Ист Каус Касл, в котором поселился
со своей второй женой Мэри Энн Бредли.
В готическом доме с огромной библиотекой3, где
все до мелочей было приспособлено для работы
архитектора, Нэш делал наброски, занимался
перепиской, наслаждаясь морским воздухом,
верховой ездой и общением с самой разнообразной
публикой. Гости принимались там с особым
радушием. Постоянными посетителями были актеры,
политики, юристы, художники, архитекторы (среди
последних - Джон Соун, Роберт Тейлор, Джозеф
Фарингтон, Томас Пенеторн, Тернер); постоянными
развлечениями - верховая езда, стрельба, карты,
музыка. Принц Уэльский не раз навещал семью Нэша
на острове, путешествуя по южному побережью
Англии. В Ист Каусе Нэш впервые поделился с
гостями своими впечатлениями от поездки в Париж -
город, являющийся, по его словам, прекрасным
образцом средневековой архитектуры.
1811-1820 годы
Джон Нэш стал главным архитектором и
застройщиком Лондона благодаря не только своим
выдающимся профессиональным качествам, но во
многом - везению и случаю. В 1806 году он
назначается главным архитектором министерства
лесов и лесопарков. Существует мнение, что
предыдущий главный архитектор, лорд Роберт
Спенсер, состоял в обществе Фокс-Шеридан наряду с
принцем-регентом, и новое назначение было
связано с тем, что Нэш принадлежал по своим
политическим взглядам к партии вигов, что давало
ему доступ в этот круг. Гораздо важнее то, что
Нэшу удалось оказаться в нужное время в нужном
месте - и словосочетание «леса и лесопарки»
сыграло решающую роль в его жизни, привнеся в нее
работу над созданием Риджентс Парка.
В марте 1811 года принц Уэльский стал регентом, и в
том же году земли герцога Портлендского, включая
Мэрилбон Парк, перешли во владение Короны. К
моменту, когда Нэш, освободившись от работы в
Уэльсе, переехал в Лондон, глава тогдашнего
департамента налогов на землю Его Величества
Джон Фордис предложил начать долгосрочный
всеобъемлющий проект развития Королевского
Лондона и пригласить выдающегося архитектора -
при условии, что тот должен консультироваться по
вопросам собственности?со специально созданной
комиссией. Предполагалось использовать
территории Ферм Мэрилбон, поля и парки на севере
в районе Портленд Плейс.
В 1793 году Фордис объявил награду в тысячу фунтов
стерлингов архитектору, который сможет
выполнить проект развития данного района. Он
надеялся, что «благодаря участию талантливых
людей, согласившихся уделить свое
внимание этому значимому национальному объекту,
старания не пропадут даром и в результате будет
создано нечто такое, что принесет пользу не
только всем участникам, но и государству». Однако
до 1809 года никто не предложил даже эскиза. В том
же году Фордис скончался, так и не дождавшись
достойного кандидата. Вслед за этим министерство
по земельным налогам было объединено с
министерством лесов и лесопарков под
руководством нового главы - лорда Гленберви4.
Всего за несколько месяцев до того, как земли
Мэрилбон перешли во владение Короны, комиссия
нового объединенного министерства поспешно
созвала архитекторов для подготовки планов. От
департамента налогов на землю выступали Томас
Левертон и сэр Чонер. Они предложили эскиз-идею
благоустройства, являвшегося естественным
продолжением существовавших к тому времени
южных улиц и площадей. Ничего нового, ничего
дерзкого. Проект Нэша на этом фоне был поистине
революционным. В нем учитывалась живописность
загородных пейзажей в традициях Хэмпфри Рэптона.
План Нэша вполне мог послужить прототипом для
более поздних проектов «городов-садов»,
предполагая внутреннюю пространственную
организацию отдельно стоящих вилл, домов-террас,
полукруглых площадей, каналов и искусственных
озер.
В 1811 году комиссия рекомендовала проект Нэша
министерству финансов. После того как автору был
предложен ряд поправок, в том числе изменение
пропорции между площадью жилой застройки и парка
в пользу последнего (в первоначальной версии
предлагалась гораздо более плотная застройка),
проект получил одобрение.
Король и его архитектор в работе над новым
городом во многом опирались на французский опыт.
Нэш, не имея специального архитектурного
образования, увлекался работами Клода Николя
Леду, его планами утопических городов-вилл и
трижды посетил Францию, где был впечатлен
образом Тюильри5.
В конце 1813 года Джеймс Уаят, любимец короля,
главный архитектор всех строительных работ и
«глава» архитектуры того времени, был внезапно
убит в Марлборо. Многие мечтали занять вакантное
место, начиная от его сыновей и заканчивая самыми
именитыми архитекторами, однако принц-регент
назначил своим новым «генеральным»
архитектором-застройщиком Джона Нэша, внезапно
оказавшегося, таким образом, в одном ко многому
обязывающем ряду с первыми величинами
английской архитектуры предшествующих эпох:
Иниго Джонсом, Кристофером Реном, Джоном Венбрю,
Николасом Хоуксмуром, Уильямом Чемберсом.
В середине 1813 года принц-регент поручает Джону
Нэшу спроектировать и построить новую
загородную резиденцию Роял Лодж, легко
досягаемую, расположенную в непосредственной
близости к Лондону и Виндзору. Нэш, приобретший
славу архитектора-пейзажиста, без труда
справился с задачей, замаскировав от любопытных
глаз крупное жилое здание с пристройками и
флигелями кустарником и стволами деревьев.
Бесчисленное множество дымоходов, готический
портал и карнизы на главном фасаде, деревянная
веранда с соломенной крышей - вот минимальный
набор украшений новой усадьбы. Это
уютно-трогательное сооружение стало излюбленным
пристанищем принца-регента, куда он «сбегал»
время от времени.
В том же году Джордж Уорд заказывает Джону Нэшу и
Энтони Сальвину проект церкви Сен Мэри в Ист
Каусе, в которой должен был находиться семейный
склеп и могила его жены Мэри. Одновременно Нэш
приглашен на переделку и расширение загородного
поместья Леонарда Томаса Уорсли-Холмса Вестовер
Лодж в Колборне на острове Уайт.
Между тем, как мы помним, творческий союз Нэша с
Рэптоном постепенно распался. В глазах коллеги
Джон чем дальше, тем больше становился человеком,
«которому мало целого мира». В числе их последних
совместных проектов - Королевский павильон в
Брайтоне (1815-1821). В течение семи лет строительство
этого павильона являлось одной из основных
«королевских» забот Нэша. Изначально здесь
находилась ферма, которую в 1786 году Генри Холланд
по просьбе принца Уэльского расширил и
перестроил в приморский павильон. Свой
причудливый вид здание приобрело уже к 1804 году,
когда появились конюшни, стилизованные под
индийскую дворцовую архитектуру, а почти все
интерьеры были выполнены в модном по тем
временам стиле Шинуазри. Задача Нэша заключалась
в том, чтобы увеличить палладианскую виллу
Холланда и придать ей вид роскошного диковинного
увеселительного павильона в восточном стиле.
Старый классический купол Нэш заменил новым
«индийским» шатрового вида. Все дымоходы, по его
замыслу, приобрели формы минаретов и башенок,
оконные проемы и рамы конструктивно остались
классическими, хотя благодаря декоративным
деталям напоминали восточные витражи. Особого
внимания заслуживают интерьеры, поражающие
своей роскошью и изысканностью, изобилующие
украшениями и вместе с тем вполне
соответствующие строгой английской традиции.
Здание должно было быть «собственной игрушкой»,
а не публичным дворцом принца-регента. Джон Нэш
смог сделать павильон максимально уютным и
«разумным», организовав внутреннее пространство
торжественно и вместе с тем удобно для жизни.
Работу над проектами загородных резиденций,
коттеджей и парков архитектор не прекращал ни на
минуту, хотя со временем все большее внимание он
уделял проектам государственной важности. В 1814
году Джон Нэш, Джон Соун и Смерк заняли должности
главных архитекторов - инспекторов от
министерства строительных работ, где прослужили
до 1832 года, когда это министерство было
объединено с министерством лесов и лесопарков
под началом верховной комиссии. Нэшу поручили
вести надзор над строительством всех
королевских резиденций и дворцов, Соуну достался
Вестминстер и Уайтхолл, Смерку - проект
Британского музея, здания министерства связи,
Монетного двора и городских тюрем6.
Создавая подробный план Риджентс Парка с его
домами-террасами и виллами, Нэш тем не менее
считал самым важным элементом в общей схеме
трансформированного Лондона новую городскую
артерию, проходящую с севера на юг и связывающую
Портленд Плейс с фешенебельным районом Сен
Джеймс и Карлтон Хаусом. Именно этот большой
проект обеспечил бы, по его мнению, не только
максимальную прибыль от аренды новых зданий для
королевской казны, но и торжественный прямой
путь между двумя главными парками. В результате
Нэш, Левертон и Чонер приступили к разработке
одной из самых смелых в истории Лондона
градостроительных концепций.
Основная идея была не нова - она уже предлагалась
Джоном Гуином в 1766 году в его проекте
усовершенствования Лондона и Вестминстера.
Новый городской путь - Риджент Стрит, состоявший
из отдельных блоков, выполненных, по замыслу
Нэша, как единые архитектурные ансамбли, был
проложен в 1813-1820 годах. Эта магистраль длиной
приблизительно пять километров легла в основу
больших градостроительных планов, реализованных
в Вест-Энде в первой трети XIX века.
К лету 1814 Нэш должен был разработать проект
временных павильонов для Лондонского фестиваля,
посвященного падению империи Наполеона. В
Карлтон Хаусе архитектор специально
спроектировал временные помещения для
размещения высоких гостей.
1820-1835 годы
В 1820 году скончался старый король и
принц-регент занимает его место на троне под
именем Георга IV. С этих пор Джон Нэш приобрел
официальное звание главного королевского
архитектора. Отныне он в гораздо большей степени
становится чиновником и администратором, нежели
архитектором-девелопером.
Тем не менее Нэш продолжал совершенствовать
планы и фасады общественных зданий, клубов и
жилых домов, королевских резиденций. В
многочисленном списке построенных объектов -
Карлтон Хаус, Камберленд Террас, королевские
конюшни, Хеймаркет Театр, церковь Всех Святых в
Лонгхэм Плейс, Букингемский дворец и другие.
С кончиной Георга IV (1830) Нэш утратил высокое
положение при дворе. В 1834 году он окончательно
оставил свою должность и уехал на остров Уайт в
замок Ист Каус Касл, где начал вести дневник7.
3 мая 1835 года выдающийся архитектор Джон Нэш
скончался в забвении. Он был похоронен у подножия
построенной им церкви Сен Джеймс. Есть сведения,
что от первого брака у него осталось два сына, о
жизни которых ничего не известно; от второго
детей не было. Все состояние и долги достались
второй жене Мэри, которой со временем пришлось
продать замок в Ист Каус. В опубликованном
некрологе ни единым словом не упоминалось о
достижениях Нэша в архитектуре с целью избежать
огласки, связанной с новой перепланировкой
города8.
+ + +
Творчество и личные качества для Нэша
составляли единое неделимое целое, одно было
продолжением другого. Внешне он представляется
фигурой публичной, светской, диктующей новые
веяния в архитектуре своего времени. Однако, как
известно из воспоминаний современников, внутри
Нэш оставался замкнутым жестким человеком,
тяжелым в профессиональном общении, отвергнутым
коллегами, активно использовавшими его
новаторские идеи, признанные лишь век спустя.
Существует мнение (см. выше), что Джон Нэш
попросту оказался в нужном месте в нужное время и
стал значимой фигурой благодаря политическим
придворным интригам и покровительству
принца-регента. Важно, однако, при этом отметить
не только способность Нэша максимально
использовать предоставляющиеся ему шансы, но и
его выдающееся мастерство, опередившее время,
жизнь, отданную развитию нового
урбанистического Лондона вопреки постоянным
атакам бесчисленных завистников. Оставаясь
архитектором-универсалом, способным
одновременно заниматься ландшафтным дизайном,
средовой архитектурой, фасадами общественных
зданий, грандиозными жилыми домами-террасами,
виллами, дворцами и городскими парками наряду с
провинциальными проектами деревень, замков,
увеселительных павильонов, коттеджей, ферм,
гостиниц, церквей, - Нэш явился талантливым
предпринимателем и политиком. Он сдавал в аренду
им же построенные дома, выкупая земельные
участки в центре Лондона, был застройщиком,
самостоятельно составлял все сметы, вел сложные
переговоры с министерствами, ведомствами,
арендаторами и арендодателями, строителями,
выдерживая постоянную критику со стороны коллег
и прессы. Он избрал путь, позволивший избежать
заурядности - пусть и нажив при этом множество
врагов, - из обыкновенного ландшафтного
проектировщика стать личным архитектором
принца-регента, наконец, создать принципиально
новое устройство городской среды, сохранившее
свою актуальность до наших дней и не раз
служившее примером для других градостроителей,
включая французского префекта Жоржа Эжена
Османа и испанского инженера Ильдефонса Серда.
Екатерина Олеговна Ларионова -
Практикующий архитектор в составе различных
мастерских, руководитель Группы Частных
Архитекторов, ассистент-преподаватель МАрхИ
1. Как, например, Луи-Себастьен Мерсье в книге
«Год 2440».
2. В1829 году он продал этот дом.
3. Значительную часть библиотеки занимало
собрание книг представителей французского
Просвещения - Мольера, Монтеня, Боссюэ, Расина,
Корнеля, Дидро, Монтескье.
4. Office of Woods and Forests (from 1810 Office of Woods, Forests and Land Revenues).
5. Работая впоследствии над созданием жилого дома
Честер Террас в Риджентс Парке, он не раз отмечал,
что стремится сделать его не менее протяженным,
чем Тюильри.
6. Нэш в шутку говорил, что он - король, Соун - лорд,
Смерк - общество.
7. Этот дневник передает дух Георгианской эпохи.
Здесь запечатлена жизнь мастера, его отношения с
друзьями и коллегами, увлечение книгами и
цветами. В записях выявляется влияние
художественного вкуса и неординарных заказов
Георга IV на архитектуру того времени.
8. В 1841 в «Таймс» был опубликован некролог «Лучше
поздно, чем никогда», где управляющий Джона Нэша,
главного архитектора Риджент Стрит, сообщил, что
он погасил все его долги размером в пятнадцать
тысяч фунтов стерлингов.