Генплан: взгляд в будущее

Использование подземного пространства в Москве
В. В. Коротаев

Русская линия

№ 1 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2009г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский стройкомплекс - локомотив экономики города

А. Н. Левченко
Новости дорожно-мостового строительства

Л. Я. Ткаченко
Генплан: взгляд в будущее

Л. Ф. Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А.В Воинова., Т.В.Ульянова
Основные направления развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур Москвы на период до 2025 года

И.В. Ивашкина
Экологические приоритеты проекта Актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года

Г. Н. Мароховская
Основные направления развития инженерной инфраструктуры Москвы до 2025 года

М. Г. Крестмейн
Московский железнодорожный узел: новые условия - новые задачи

В. В. Коротаев
Использование подземного пространства в Москве

Е. С. Баширова
Прошлое и будущее Сокольников

А. А. Минин
Природа и город: грани взаимовлияния

 

Формирование подземных пространств является эффективным средством и резервом для развития любого города мира. Особенностью освоения подземного пространства является комплексный характер и большая социальная значимость этого процесса. Все подсистемы подземной инфраструктуры мегаполисов (инженерные сети и коммуникации, транспортные сети, метрополитен, предприятия торговли и т. п.) необходимы для решения неотложных проблем развития городов и защиты окружающей среды и характеризуются согласованностью, взаимодействием различных систем, обусловленных строением инфраструктуры большого города и его частей.

Актуальность использования подземного пространства Москвы обусловлена необходимостью рационального отношения к территориальным резервам столицы в условиях отсутствия свободных территорий. В то же время следует принять во внимание потребность москвичей в дальнейшем развитии сети объектов социальной инфраструктуры, а также острый дефицит мест для парковки автомобилей.

В последние годы в Москве получает широкое развитие строительство транспортно-пересадочных узлов для координации движения различных видов транспорта.

Местоположение зон требуемого размещения подземных сооружений в составе многофункциональных центров и транспортно-пешеходных узлов определено на основании материалов актуализированного Генерального плана Москвы: планировочной структуры территории города, структуры магистралей улично-дорожной сети, функционального зонирования территории и параметров планируемого развития функциональных зон.

Основные градостроительные принципы размещения подземных сооружений общественного назначения включают:

· создание подземных общественных комплексов в местах формирования транспортно-пересадочных узлов на пересечениях автомобильных магистралей I класса, а также в местах их пересечения с линиями железной дороги;
·  размещение подземных сооружений в зонах планируемого развития общественных центров городского значения;
·  размещение подземных комплексов в составе функциональных зон общественного назначения.

Комплексное использование подземного пространства осложнено следующими факторами:

экологической обстановкой (прежде всего геоэкологической), пока еще малоизученной применительно к подземным сооружениям;
аварийными ситуациями при производстве подземных работ;
повышенными требованиями к безопасности выполнения работ на стадии возведения сооружения и к его надежности на стадии эксплуатации;
возрастающей интенсивностью использования подземного пространства городов;
необходимостью сохранения различных систем жизнеобеспечения города.
· сложностью инженерно-геологических условий в Москве для
· строительства подземных сооружений;
· сложностью гидрогеологических условий в силу наличия процессов вертикальной фильтрации из верхних водоносных горизонтов при значительных утечках из водонесущих коммуникаций и дренировании за счет подземного водозабора, а также барражного эффекта при строительстве метрополитена и других подземных сооружений;
· сложностью инженерно-геологических условий Московского региона, являющегося одним из наиболее проблемных, что обусловлено высокой пространственной неоднородностью слагающих коренных (дочетвертичных) пород до глубины 200 м.

Международный опыт и закономерности освоения подземного пространства

Закономерность современного этапа освоения подземного пространства подтверждается непрерывным возрастанием объемов значения подземного строительства во всем мире. Изучение зарубежного опыта показывает, что оптимальные условия для обеспечения устойчивого развития и комфортного проживания в городских агломерациях, схожих с Москвой по таким показателям, как общая площадь, численность населения, соотношение исторической и современной застройки, достигаются при доле подземных сооружений от общей площади вводимых объектов 20-25%.

Актуализированный Генеральный план развития Москвы до 2025 года. Территориальное планирование города. Мероприятия по освоению подземного пространства и развития подземной урбанизации

Мероприятия по освоению подземного пространства и развитию подземной урбанизации города включают:

- в целях сохранения системы открытых пространств и развития озелененных территорий - комплексное освоение наземного и подземного пространства, в том числе наземного для формирования скверов, садов, бульваров, парков, многофункциональных общественно-парковых зон и подземного - для размещения крупных коммерческих объектов торгового, торгово-развлекательного и иного характера, не требующих естественного освещения;

- в целях сохранения индивидуальных и морфотипических характеристик исторически сложившейся планировки и застройки размещение в подземном пространстве исторической части города и районов, влияющих на восприятие исторически сложившегося силуэта застройки, не требующих естественного освещения крупномасштабных производственных, общественных, инженерных, транспортных сооружений, не соответствующих требованиям охраны историко-культурного наследия;
- в целях обеспечения доступности объектов обслуживания, мест приложения труда, мест хранения автотранспорта, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктуры города -использование подземного пространства для формирования развитой системы пешеходных общественных пространств и транспортно-пересадочных коммуникаций, городских общественных центров и многофункциональных общественных районов, для размещения сооружений временного и постоянного хранения автотранспорта при комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки, производственно-складских и инженерных сооружений при интенсификации использования сохраняемых производственных территорий, городских магистралей и новых линий скоростного внеуличного общественного транспорта, энергетических объектов, включая электроподстанции 110-500 кВ, трансформаторные и распределительные подстанции 10-20 кВ.

Использование подземного пространства для размещения городских магистралей I и II класса позволит решить ряд важных градостроительных и социальных проблем. Например, строительство комплекса подземных сооружений Третьего транспортного кольца обеспечило улучшение качества городской среды и ее благоустройство, сохранение природной среды на особо охраняемых территориях, экономию времени для проезда в центр города и обратно, сокращение транспортных потоков через центр и повышение безопасности движения, снижение транспортных нагрузок на городские автомагистрали.

В то же время анализ функционирования улично-дорожной сети Москвы, выполненный НИиПИ Генплана Москвы, позволяет сделать вывод о том, что количество построенных тоннелей составляют лишь небольшую долю от потребности в них и более 50% транспортных пересечений работает в режиме перегрузки. Также в целом по городу обеспеченность подземными пешеходными переходами составляет 30-40%.

Одновременно растет тенденция строительства в подземном пространстве крупных и сложных систем (многофункциональных комплексов) различного назначения. Например, в подземном пространстве строящегося делового центра «Москва-Сити» было предусмотрено размещение двух линий метрополитена. Учитывая эффективность подобных многофункциональных подземных комплексов, необходимо интенсифицировать их строительство, обращая внимание на сооружение многоуровневых подземных структур. Особенно это важно для центральной и срединной зон Москвы.

Принцип пространственного размещения комплексов позволяет обеспечить:

· высвобождение ценных земельных участков под пешеходные зоны и озеленение;
· ограничение на территории комплекса транспортного движения;
· сокращение наземных площадей, отводимых под автомобильные парковки;
· развитие традиций района строительства, его функциональных и архитектурных особенностей;
· соблюдение существующих «красных» линий застройки;
· сохранение этажности и масштаба среды, морфотипов застройки, имеющей архитектурно-художественную либо историческую ценность;
· реставрацию памятников.

Важно понимание, что создание благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития столицы в значительной степени возможно за счет максимального использования градостроительного потенциала подземных пространств, который в настоящее время используется недостаточно. Реализация Целевой программы и разработка основных направлений освоения подземного пространства Москвы на последующие годы позволит резко увеличить ввод подземных объектов различного назначения до уровня, соответствующего современным требованиям к городской среде и необходимого для решения следующих приоритетных задач социально-экономического развития города:

· размещение на наиболее градостроительно значимых и инвестиционно привлекательных территориях крупных многофункциональных комплексов, строительство которых в связи со сложившейся застройкой возможно только путем освоения подземных пространств;

· повышение уровня комфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки с размещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности;
· обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых для реализации городских градостроительных программ;
· сокращение площади городских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно в подземном пространстве;
· снижение избыточной парковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть за счет размещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений при строительстве и реконструкции жилых и общественных центров, административных зданий, предприятий торговли, увеличение пропускной способности УДС;
· увеличение доходной части бюджета столицы за счет налоговых и неналоговых поступлений от деятельности предприятий и организаций, которые будут размещены на объектах, созданных в подземном пространстве.
Градостроительная эффективность комплексного использования подземного пространства будет заключаться:

·  в использовании принципа глубинно-пространственного формирования застройки, обеспечивающего высокий градостроительный эффект в различных аспектах: архитектурно-планировочном, объемно-пространственном, эстетическом, социально-экономическом, экологическом, инженерно-техническом, что дает возможность получить градостроительные решения с качественно новой формой организации высококомфортной среды обитания;

·  в достижении повышенной комфортности проживания и обслуживания населения в жилых районах предоставлением в его распоряжение расширенной номенклатуры подсобных помещений, размещаемых в подземном пространстве при сооружении нулевого цикла;

· в комплексном использовании подземного пространства, что даст возможность обеспечить интеграцию использования пространства города;

· в существенной экономии приведенных затрат на инженерную подготовку территории за счет сокращения объемов земляных работ и совмещения инженерных сетей;

· в уменьшении энергопотребления на отопление и вентиляцию подземных сооружений на 30-80% по сравнению с аналогичными наземными объектами благодаря значительной массе окружающего их грунта, обладающей значительной тепловой инерцией.

Анализ Генерального плана развития города Москвы до 2020 года показывает основные негативные факторы, сдерживающие развитие подземной урбанизации в столице:

· при планировании развития города в недостаточной степени используются в качестве обосновывающих материалов объективные характеристики градостроительного потенциала подземных пространств - как следствие, при планировании наземного строительства возможности размещения объектов в подземном пространстве используются в недостаточной степени;

· до настоящего времени в городе не разработана единая методика оценки экономической целесообразности подземного строительства, учитывающая влияние подземных объектов на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в связи с чем в результате недостаточного стимулирования строительства подземных сооружений значительные городские территории застраиваются объектами, которые могут быть размещены в подземном пространстве;

· отсутствует единая общегородская система нормативно-правового и технического регулирования освоения подземного пространства, тогда как анализ существующей нормативной базы показывает, что в условиях изменяющегося федерального законодательства и при необходимости значительного увеличения объемов подземного строительства нормативное обеспечение подземной урбанизации Москвы необходимо осуществлять опережающими темпами;

· крайне редко используется одно из основных преимуществ подземного строительства в условиях сложившейся застройки - возможность размещения подземных сооружений (как правило, при строительстве уникальных объектов транспортной инфраструктуры) под объектами природного комплекса и культурного наследия.
Одновременно необходимо отметить, что активное и комплексное использование подземного пространства требует предварительных обоснований, исследований, научно-технических разработок и подготовки квалифицированных кадров. Материалы выполненного анализа строительства подземных сооружений в Москве и в мире наглядно показывают, что разработка и реализация стратегии освоения подземного пространства столицы должны предусматривать строительство и эксплуатацию подземных сооружений в соответствии с нормами и правилами безопасности, эксплуатации и проектирования.

Комплексное использование подземного пространства Москвы в целях роста благосостояния людей, улучшения уровня их жизни и создания новой среды обитания достигается посредством:

создания крупных подземных инфраструктур и подземных сооружений как градообразующих и интегрирующих большие сложные геосистемы со встроенными инвариантными техническими и архитектурными решениями;

строительства подземных сооружений нового поколения с использованием высоких технологий, новых объемно-планировочных, конструктивных, архитектурных решений и способов управления свойствами грунтового массива;

повышения безопасности в подземном строительстве, в том числе предотвращения просадок дневной поверхности;

внедрения геомониторинга и геомеханических исследований структуры и свойств вмещающих грунтов;

повышения качества подземных сооружений;

внедрения новых механизированных комплексов и способов строительства.

Учитывая важность и сложность указанных задач, их комплексное решение в рамках освоения подземного пространства Москвы возможно лишь с применением программно-целевого метода.

Предложения по использованию подземного пространства

При разработке основных направлений комплексного использования подземного пространства Москвы следует базироваться на принципах, определяемых теми преимуществами, которыми обладают подземные сооружения:

· возможность размещения в подземном пространстве инфраструктур, которые нежелательно или нецелесообразно располагать на поверхности;

· наличие естественной защиты одновременно от механических, температурных, акустических и других воздействий.

· изолированность, исключающая влияние расположенных в подземных сооружениях производственных объектов с вредными технологическими процессами на наземные сооружения и окружающую их среду.

Необходимо также учитывать еще одну существенную особенность подземного пространства: способность скрыть внешне непривлекательные производства, а значит, решить определенные эстетические задачи.

Проектирование подземных сооружений должно осуществляться как процесс создания развивающейся техногенно-природной геосистемы, с одной стороны, и постоянной переработки информации, генерирования, оценки и принятия инженерных решений с учетом опыта строительства и эксплуатации подземных сооружений, с другой стороны. При этом необходимо в очередной раз подчеркнуть важность оценки возможных последствий комплексного строительства подземных сооружений и его влияния на окружающую среду и экономику города.

Особое внимание следует уделять подземным сооружениям нового поколения, для чего в проектах таких объектов должно быть предусмотрено не только применение высоких технологий, но и создание архитектурного облика, отвечающего высоким эстетическим требованиям. При этом необходимо обеспечить организацию безопасной и комфортной среды для пребывания человека в подземных условиях на основе новейших разработок в области жизнеобеспечения в замкнутых (подземных) пространствах.

ГУП НИиПИ «Генплана Москвы» были выработаны «Рекомендации по использованию подземного пространства в различных функционально-планировочных элементах». Для этого предлагается у расположенных вблизи наиболее крупных транспортных артерий периферийных станций метрополитена - «Выхино», «Улица Академика Янгеля», «Речной вокзал» и другие - разместить многофункциональные транспортные узлы, каждый из которых включал бы в свой состав станцию метро, станцию МЖД, автобусную станцию, автобусную стоянку, остановочные пункты общественного транспорта, автомобильную стоянку, пешеходные переходы, автотранспортный тоннель, торговый комплекс, развлекательный комплекс.

Итогом проведенных градостроительных исследований является определение 39 зон требуемого размещения в Москве подземных сооружений общественного назначения.