Генплан: взгляд в будущее

Основные направления развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур Москвы на период до 2025 года
Л. Ф. Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А.В Воинова., Т.В.Ульянова

Русская линия

№ 1 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2009г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский стройкомплекс - локомотив экономики города

А. Н. Левченко
Новости дорожно-мостового строительства

Л. Я. Ткаченко
Генплан: взгляд в будущее

Л. Ф. Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А.В Воинова., Т.В.Ульянова
Основные направления развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур Москвы на период до 2025 года

И.В. Ивашкина
Экологические приоритеты проекта Актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года

Г. Н. Мароховская
Основные направления развития инженерной инфраструктуры Москвы до 2025 года

М. Г. Крестмейн
Московский железнодорожный узел: новые условия - новые задачи

В. В. Коротаев
Использование подземного пространства в Москве

Е. С. Баширова
Прошлое и будущее Сокольников

А. А. Минин
Природа и город: грани взаимовлияния

 

В настоящее время завершается актуализация главного документа территориального планирования столицы - Генерального плана Москвы до 2025 года. Основная его задача - создание условий для всестороннего улучшения качества жизни москвичей. В составе этого документа раскрываются основные направления развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур столицы, определенные в рамках национальных проектов Российской Федерации «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство», «Культура» и городских целевых программ. Основополагающими целями развития является: создание комфортной среды жизнедеятельности населения, гарантирующей полноценные условия для воспроизводства здорового, творчески активного поколения и повышения образовательно-культурного и духовного уровня москвичей; формирование столичной городской среды, обеспечивающей расширение межрегиональных и международных функций Москвы.

Поставленные цели предусматривают организацию двух подсистем объектов: социально-значимых объектов для обеспечения комфортной среды жизнедеятельности населения (подсистема «среда жизнедеятельности») с объемом нового строительства до 2025 года порядка 75 млн. м2 общей площади, и подсистемы объектов, формирующих инфраструктуру Москвы как столицы мирового уровня с развитыми административно-финансовыми, культурными, научно-образовательными функциями (подсистема «столичная среда») с объемом нового строительства порядка 30 млн. м2 общей площади. Для достижения поставленных целей всего предполагается построить 105 млн. м2 общей площади объектов социальной инфраструктуры.

Назовем основные задачи развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур Москвы, определяемые актуализированным Генпланом. В подсистеме «среда жизнедеятельности»: организация доступной и качественной сети объектов здравоохранения и социального обеспечения, многопрофильной сети спортивных объектов в шаговой доступности от жилья и мест приложения труда, различных форм дополнительного специального образования и современного досуга; повышение качественного уровня дошкольной и школьной сети; обеспечение москвичей местами приложения труда в социальной, научной, производственной сферах с приоритетным развитием объектов малого предпринимательства; строительство современных оптовых предприятий для гарантированного размещения продовольствия. В подсистеме «столичная среда»: развитие административно-деловой и финансовой сфер; организация инфраструктуры туризма, предусматривающей устройство туристско-пешеходных зон с тематическими маршрутами по существующим и подлежащим восстановлению памятникам истории и культуры, а также создание современных объектов показа и инфраструктуры сервиса, рассчитанной на ожидаемую численность туристов к 2025 году; возведение объектов культуры и искусства, физкультуры и спорта, удовлетворяющих современным мировым требованиям.

Перечисленные задачи определены с учетом анализа реализации положений Генплана Москвы. Результаты анализа за 1997-2007 годы показали неравномерность развития отраслей обслуживания в Москве: в опережающем темпе развиваются объекты коммерческо-деловой сферы, потребительского рынка и услуг; при этом отмечается отставание в развитии объектов социальной сферы районного уровня (дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ), низкие темпы развития объектами культуры, физкультуры и спорта, гостиничной отрасли.

В основу разработки важнейших параметров развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур положены укрупненные показатели прогноза социально-экономического развития Москвы до 2025 года: численность населения города (12 млн. человек) с учетом возрастной структуры, численность дневного населения с учетом увеличения числа туристов до 15-16 млн. человек, увеличение в 4,1 раза объема валового регионального продукта, увеличение в 5 раз доходов и расходов населения, рост доли инвестиций в социальную инфраструктуру с 12 до 18% от общего объема инвестиций, площадь территорий города, определенных под строительство (5,5-6 тыс. га) и др.

Основные задачи развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур предусматривают:

- увеличение нежилого фонда на 105 млн. м2 общей площади; потребность в территории для нового строительства в границах города составляет 6937 га, в том числе на общественных территориях - 3068 га, жилых - 2982 га, производственных

- 768 га, на территории природного комплекса - 19 га;

- достижение целевых показателей на расчетный срок до 2025 года по отраслям при общем процентном соотношении бюджетных и частных инвестиций в новое строительство соответственно 40/60;

- сбалансированное развитие отраслей с учетом районного, межрайонного и городского уровней обслуживания, включая объекты, обеспечивающие функционирование Москвы как столицы Российской Федерации;

- увеличение темпов роста нового строительства по отраслям: образование - более чем в 3 раза, здравоохранение - в 2 раза, физкультура и спорт - в 5 раз, социальное обеспечение - более чем в 2 раза, культура - более чем в 4 раза, оптовая продовольственная торговля - в 4 раза, гостиницы - в 10 раз;

- определение параметров развития на первую очередь (на основании утвержденной и разработанной градостроительной документации); на перспективный период объемы потребностей рассчитываются, исходя из региональных нормативов градостроительного проектирования с использованием специализированных коэффициентов, например по отрасли здравоохранение применяются коэффициенты модернизации существующего фонда, инновационных технологий, качества предоставляемых услуг и др.

- разработка количественных и качественных показателей развития отраслей социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур;

- использование комплексной оценки уровня развития: показатель обеспеченности жилого фонда и населения объектами обслуживания (м2 общей площади объектов обслуживания/м2 общей площади жилья; м2 общей площади объектов

обслуживания/1000 человек); средняя стоимость строительства квадратного метра объекта обслуживания в сравнении со стоимостью квадратного метра жилья.

Рис.1Принципы расположения объектов районного и городского (в том числе межрайонного) уровня в структуре города предусматривают (рис.1):

- приоритетное размещение на жилых территориях объектов районного уровня обслуживания с ориентировочным объемом нового строительства 20,6 млн. м2 (детские сады, образовательные учреждения, поликлиники, объекты потребительского рынка и услуг в шаговой доступности, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, катки, библиотеки, объекты дополнительного образования, социальной защиты);

-размещение объектов городского (межрайонного) уровня на производственных территориях (деловые центры, технопарки, объекты оптовой торговли

продовольственными и непродовольственными товарами, бытового обслуживания и тому подобные; ориентировочный объем нового строительства - 16,9 млн. м2) и на природно-рекреационных территориях (больницы, спортивные комплексы, музеи и так далее; ориентировочный объем нового строительства - 1,6 млн. м2);

-размещение на общественных территориях объектов городского уровня, в том числе уникальных и массовых (вузы, учебные, деловые центры, объекты культуры и спорта, гостиничные и многофункциональные комплексы; ориентировочный объем нового строительства - 51,5 млн. м2).

Рис. 2 Принципиальная схема зон планируемого развития и размещения объектов социальной инфраструктуры до 2025 годаОриентировочное распределение объемов нового строительства в функционально-планировочной структуре города: в составе территорий общественного центра - 51,5 млн. м2, периферийных транспортных узлов - 4 млн. м2, производственных зон вблизи МКАД - 2,1 млн. м2, производственных зон вдоль основных транспортных магистралей - 10 млн. м2, локальных общественных центров - 3 млн. м2, на жилых территориях - 20 млн. м2. При этом учитывается посещаемость прогнозируемых зон концентрации дневного населения к 2025 году (рис. 2) («Принципиальная схема зон планируемого развития и размещения объектов социальной инфраструктуры до 2025 года» - необходимо разместить на целой странице).

Материалы актуализированного Генплана содержат также сведения о распределении объемов нового строительства по отраслям социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур.

Параметры развития отрасли образования предусматривают увеличение объема сети на 13 млн. м2 общей площади, в том числе 2 млн. м2 за счет строительства на территории Московской области.

Основными задачами развития сети объектов образования районного уровня обслуживания являются: ликвидация очередности в дошкольные образовательные учреждения; ликвидация второй смены в общеобразовательных учреждениях; обеспечение шаговой доступности объектов образования; приоритетное развитие сети образовательных учреждений, обеспечивающих инновационные технологии процесса обучения (школы-лаборатории, школы информатизации), а также реализующих программы с углубленным изучением отдельных дисциплин.

Процесс развития сферы здравоохранения предусматривает увеличение сети ее объектов на 4 млн. м2 общей площади, из них около 0,2 млн. м2 на территории Московской области. Задачами развития отрасли на перспективу в соответствии с национальным проектом «Здоровье» являются: укрепление сектора первичной медико-санитарной помощи, обеспечение москвичей амбулаторно-поликлиническими и стационарными лечебно-профилактическими учреждениями согласно действующим нормативам; усиление профилактической направленности отрасли; увеличение объемов оказания населению высокотехнологической медицинской помощи.

Параметры развития сети объектов физкультуры и спорта предусматривают ее увеличение на 6 млн. м2 общей площади, в том числе 1 млн. м2 за счет строительства на территории Московской области. Приоритетные направления - устранение дефицита объектов социально - значимого уровня обслуживания населения и неравномерности их размещения по территории города, а также повышение роли Москвы как мировой спортивной столицы за счет строительства уникальных и специализированных спортивных сооружений.

По отрасли социальное обеспечение предусматривается увеличение общей площади до 2,5 млн. кв. м.

Развитие сферы культуры предполагает рост общей площади объектов до 5,4 млн. м2, в том числе 0,2 млн. м2 - в Московской области. Сеть объектов городского уровня формируется объектами « массового спроса» (театрами, музеями, многозальными кинотеатрами) и уникальными объектами культуры ( концертно-театральными комплексами, национальными библиотеками).

Городской уровень обеспечивает удовлетворение избирательных интересов населения в сфере культуры и искусства, высококачественное проведение досуга, приобщение к национальному культурно-духовному потенциалу и лучшим образцам мировой культуры, профессиональное творческое образование и воспитание.

Перспективы развития туристско-гостиничного комплекса определяются с учетом ожидаемого роста численности туристов к 2025 году до 20 млн. человек в год, в том числе иностранных - до 12 млн. Основные направления дальнейшего становления сферы туризма:

- развитие соответствующей инфраструктуры в Москве с целью обеспечения ожидаемого потока туристов, в т.ч.создания дополнительного объема гостиничного фонда (13,5 млн. кв.м );

- формирование на территории столицы системы туристско-рекреационных зон, включающих объекты туристского показа и объекты инфраструктуры обслуживания, объединенные общей транспортной системой и системой благоустройства; организацию маршрутов для выездного туризма; перераспределение туристских потоков по территории города с использованием потенциала периферийных округов.

Предлагается создание в городе порядка 60 туристско-рекреационных зон (ТРЗ), объединенных радиальными магистралями, единым кольцевым маршрутом по малому кольцу МЖД, а также с северо-запада на юго-восток - водным маршрутом по Москве-реке. В составе ТРЗ туристы будут обеспечены полным комплексом услуг в пределах 15-минутной пешеходно-транспортной доступности. Так, например, в составе концепции создания ТРЗ Юго-Западного административного округа:

- формируются восемь туристско-рекреационных зон, в т.ч. пять историко-культурных («Ленинский проспект», «Воронцово», «Узкое-Коньково-Сергиевское», «Ясенево», «Знаменское-Садки») и три природно-рекреационные («Битцевский лес», «Теплый Стан», «Южное Бутово») зоны.

- определены 33 комплекса, включающих более 150 отдельных памятников, часть из которых готовы к показу, часть требует мероприятий по реставрации и благоустройству;

- рассмотрены около 150 существующих, проектируемых и строящихся объектов инфраструктуры обслуживания туристов, емкость которых достаточна для обслуживания ожидаемых туристских потоков;

- предложены к строительству новые объекты инфраструктуры туризма: туристско-информационные центры, туристско-информационные киоски, пункты проката туристского снаряжения, общественные туалеты, лодочная станция;

- обустройство специальной трассы для движения туристского автотранспорта, устройство стоянок и пешеходных переходов;

Рис.3- определяются тематика, структура и трассы основных туристских маршрутов, в том числе пяти автобусных, четырех пешеходных, одного конно-пешеходного и одного водно-пешеходного (рис.3); (размер рисунка желательно на целую страницу- «Схема размещения объектов туристского показа на территории Юго-Западного административного округа» - автор)

- подготовлена предварительная программа работ по организационным, финансово-подготовительным, ремонтно-реставрационным, транспортным, рекламно-информационным мероприятиям, новому строительству и расширению действующих

объектов, включенных в состав ТРЗ с оценкой возможной прибыли от функционирования туристских маршрутов.

Дальнейшее развитие в составе материалов Актуализированного Генплана Москвы получили также отрасли потребительского рынка и услуг, оптовой торговли продовольственными и непродовольственными товарами, а также объекты административно-делового назначения.

Параметры развития сферы торговли включают увеличение площадей на 11,4 млн. м2 и предусматривают формирование объектов районного и городского уровней обслуживания. Объекты районного уровня размещаются в радиусе пешеходной (300-500 метров) и транспортной (до 15 минут) доступности и обеспечивают потребность населения в социально-значимых товарах повседневного и частично периодического спроса. В свою очередь, объекты городского уровня обслуживания размещаются

в пределах 30-60 минут транспортно-пешеходной доступности и удовлетворяют потребность населения в товарах периодического и эпизодического спроса.

Основные направления развития сети объектов общественного питания предусматривают увеличение общей площади на 1,7 млн. м2. Приоритеты в данной отрасли - оптимизация размещения в структуре города с целью обеспечения шаговой доступности, увеличение числа предприятий общественного питания в местах концентрации дневного населения; создание новых типов предприятий, доступных по цене для среднего класса и малоимущих слоев населения.

Сеть объектов бытового обслуживания возрастет к 2025 году на 0,9 млн. м2. Первоочередные задачи, стоящие перед отраслью - достижение расчетной нормативной обеспеченности по видам услуг, с учетом шаговой доступности;

оптимизация размещения объектов сети по районам города; создание в отрасли конкурентной среды за счет строительства новых объектов; по ритуальным услугам - изыскание территорий для расширения существующих и строительства новых кладбищ в основном на территории Московской области.

Развитие сети объектов административно-делового назначения предполагает увеличение нежилого фонда до 71,5 млн. м2 общей площади. Имеются в виду как социально-значимые объекты районного и городского уровня (отделения банков, связи, милиции, учреждений территориального управления и другие), так и объекты международного и межрегионального уровня, обеспечивающие столичную роль Москвы, значение ее как делового и международного центра.

Рекомендуемая типология объектов административно- делового назначения:

- деловая зона (группа отдельно стоящих зданий и встроенно-пристроенных помещений класса «А» ориентировочной емкостью 4 млн. м2 общей площади);

- офисные центры, бизнес-центры (отдельно-стоящие здания класса «А» ориентировочной емкостью 15-100 тыс. м2 общей площади);

- бизнес-центры в составе многофункциональных комплексов класса «А» и «В» (располагаются во встроенно-пристроенных помещениях ориентировочной площадью 5-50 тыс. м2);

- деловые комплексы, бюджетные офисы (офисы эконом-класса): отдельно-стоящие здания класса «А» и «С» ориентировочной емкостью 10-30 тыс. м2 общей площади;

- бизнес-парки,технопарки (комплексы малоэтажных зданий класса «А» емкостью 30 тыс. и более м2 общей площади).

Стратегическая цель развития объектов оптовой торговли продовольствием на территории Москвы состоит в обеспечении и укреплении продовольственной безопасности города. Основополагающие принципы расположения этих объектов на территории Москвы включают: приоритетное размещение в зоне, прилегающей к МКАД, для оптимизации транспортных грузопотоков; формирование по внешнему периметру города четырех основных зон развития оптовой торговли - северной (поселок Северный), восточной (Кожухово-Руднево), южной (Южное Бутово), западной (Солнцево); концентрацию предприятий оптовой торговли на основных направлениях ввоза продовольствия в столицу: юго-восточном, южном, а так же, размещение объектов оптовой торговли с учетом перспективного развития транспортной системы города Москвы.

Решающей тенденцией в развитии объектов оптовой торговли непродовольственными товарами на перспективу является формирование сети логистических услуг на фоне сокращения территориальных ресурсов города для размещения новых складских комплексов. В Московской области на первую очередь реализации Генплана намечено создать складскую и логистическую инфраструктуру общей площади 7,2 млн. м2.

Важной социальной составляющей материалов Генплана является приоритет развития объектов малого предпринимательства, в том числе доведение к 2025 году числа работающих на них до 40% от общего уровня занятости, а темпов роста производства - до 3,1 раза. Основные приоритеты: создание объектов малого предпринимательства(ЖКХ, физкультуры и спорта, образования, культуры) в 1-х этажах жилой застройки; размещение малых предприятий на территориях общественного назначения, в т.ч. общегородского центра и туристско-рекреационных зон; строительство технопарков, научно-производственных инновационных комплексов на реорганизуемых производственных территориях.

Разработанные основные направления развития социальной и административной, общественно-деловой инфраструктур города Москвы позволяют регулировать и повышать эффективность процесса градостроительного проектирования и строительства в Москве на период до 2025 года с целью обеспечения социальных гарантий населению в области создания комфортной среды жизнедеятельности.