|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
![Архитектура и строительство Москвы №1. 2009г.](asm1_09.jpg)
Содержание
номера:
В. И. Ресин
Московский
стройкомплекс - локомотив экономики города
А. Н. Левченко
Новости
дорожно-мостового строительства
Л. Я. Ткаченко
Генплан: взгляд в
будущее
Л. Ф.
Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А.В Воинова.,
Т.В.Ульянова
Основные
направления развития социальной,
административной, общественно-деловой
инфраструктур Москвы на период до 2025 года
И.В. Ивашкина
Экологические
приоритеты проекта Актуализированного
Генерального плана развития города Москвы на
период до 2025 года
Г. Н.
Мароховская
Основные
направления развития инженерной инфраструктуры
Москвы до 2025 года
М. Г. Крестмейн
Московский
железнодорожный узел: новые условия - новые
задачи
В. В. Коротаев
Использование
подземного пространства в Москве
Е. С. Баширова
Прошлое и будущее
Сокольников
А. А. Минин
Природа и город:
грани взаимовлияния |
В сентябре 2008 года Правительство Москвы
утвердило Генеральную схему развития
Московского железнодорожного узла*. Для Москвы с
ее транспортными проблемами это имеет огромное
значение по двум причинам. Во-первых,
существующая инфраструктура железных дорог
обладает определенным запасом провозной и
пропускной способности, то есть реальным
потенциалом для принятия возрастающих объемов
перевозок. Во-вторых, МЖУ в границах Большого
железнодорожного обхода охватывает как единая
инфраструктура Москву и Московскую область,
поэтому намеченные в Генеральной схеме решения
обеспечат взаимосвязанное развитие города,
области и Центрального региона страны в целом.
В Московский железнодорожный узел входят 11
радиальных направлений, в том числе 10 - в пределах
города Москвы, а также Малое кольцо
протяженностью 54 км (в срединной части города).
Организация грузоперевозок предусматривает
пропуск вагонопотоков по радиальным
направлениям к грузовым станциям, расположенным
в столице, и между Малым и Большим кольцами МЖУ,
сортировку и перераспределение потоков между
направлениями, пропуск порожнего вагонопотока.
Сортировочная работа выполняется на 9
сортировочных станциях: «Ховрино»,
«Лосиноостровская», «Перово», «Люблино»,
«Москва-товарная» «Смоленская»,
«Москва-сортировочная Киевская»,
«Подмосковная», «Бирюлево», «Бескудниково».
Районные сортировочные «Бескудниково»,
«Подмосковная», «Москва-товарная Смоленская»,
«Москва-сортировочная Киевская», «Бирюлево»
обслуживают примыкающие к ним подъездные пути,
станции и участки на Малом окружном кольце и
радиальных линиях Узла. Станции «Ховрино»,
«Лосиноостровская», «Перово», «Люблино»,
находящиеся в черте города, перерабатывают,
помимо местных, транзитные для МЖУ грузы. Станции
Малого кольца обслуживают подъездные пути
расположенных рядом с ними промышленных
предприятий.
Местная грузовая работа в Москве ведется на 11
грузовых дворах станций «Москва-Бутырская»,
«Москва-товарная Ярославская» («Северянин»),
«Москва-товарная Курская», «Москва-товарная
Рязанская», «Митьково», «Москва-товарная
Павелецкая», «Москва-товарная Киевская»,
«Москва-товарная Смоленская», «Кунцево-2»,
«Москва-товарная Рижская» и «Москва-товарная
Октябрьская»; погрузо-разгрузочных путях
грузовых станций, а также на подъездных путях
московских предприятий. Помимо этого, в пределах
Москвы через город сохраняется пропуск
транзитных вагонопотоков, зарождающихся между
Большим и Малым кольцами МЖУ, а также части
прямых транзитных потоков между направлениями,
подходящими к Большому кольцу.
Дальнее пассажирское движение осуществляется с 8
вокзалов - Ленинградского, Ярославского,
Казанского (для Казанского и Рязанского
направлений), Курского (для Курского и
Горьковского направлений), Павелецкого,
Киевского, Белорусского и Рижского - и
соответствующих пассажирских станций.
Основные решения Генеральной схемы развития
Московского железнодорожного предполагают
следующее:
- качественное повышение скоростей дальних
пассажирских перевозок;
- совершенствование грузоперевозок за счет
концентрации грузовой работы на современно
оборудованных устройствах;
- активное вовлечение железнодорожного
транспорта в осуществление внутригородских
пассажирских перевозок.
Для повышения скоростей в дальнем пассажирском
сообщении предложено сооружение
высокоскоростных магистралей
Москва-Санкт-Петербург, Москва-Запад,
Москва-Восток и Москва-Юг. Ежегодный объем
пассажирских перевозок по ВСМ, соединяющим
Москву с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом,
Смоленском, Брянском, Курском и другими крупными
региональными центрами, составит на расчетную
перспективу до 8 млн. человек. Предусматривается
также увеличение размеров движения пассажирских
поездов по всем направлениям Мосузла. Кроме того,
освоение возрастающих объемов пассажирских
перевозок будет происходить и за счет увеличения
количества вагонов в составах на наиболее
пассажиронапряженных участках.
Прием и отправление дальних пассажирских
поездов в период до 2020 года планируется на
существующие станции, за исключением
«Москвы-Бутырской» (Савеловский вокзал).
Основной прирост размеров движения в связи с
организацией скоростного железнодорожного хода
в направлении Курск-Ростов-Кавказ ожидается
именно на этой линии, в связи с чем Генеральной
схемой предусматривается реконструкция станции
«Москва-пассажирская Курская» и Курского
вокзала. Прием скорых и высокоскоростных поездов
предстоит обеспечить трем новым вокзалам и
пассажирским станциям:
- в районе метро «Площадь Ильича» («Рогожская») -
для обслуживания пассажирских сообщений
восточного и южного направлений;
- в районе ММДЦ «Москва-Сити» - для обслуживания
пассажирских сообщений западного направления;
- на территории грузового двора станции
«Москва-Рижская» - для обслуживания пассажирских
перевозок между Москвой-Санкт-Петербургом.
С целью доведения качества обслуживания и
ремонта пассажирских составов дальнего
сообщения до уровня технического регламента
потребуется строительство технических
пассажирских станций в границах землеотвода
существующих станций, по которым планируется
существенное снижение объема грузовой работы.
Совершенствование организации грузовых
перевозок разрабатывалось исходя из двух
противоречивых требований. С одной стороны,
железнодорожный транспорт, как любая
транспортная отрасль, заинтересована в
максимальных объемах перевозок по кратчайшим
направлениям. С другой, - город требует
минимизации грузопотоков через его территорию,
отвлечения их на Большое обходное кольцо для
разгрузки Малого кольца, на котором организуется
внутригородское пассажирское движение.
С целью перспективного роста местной грузовой
работы и достигнутых соглашений о рациональном
ее распределении - в том числе и путем
строительства терминально-складских комплексов
на подходах к городу - были рассмотрены вопросы
закрытия или перепрофилирования грузовых дворов
на станциях «Москва-товарная» (Октябрьская
железная дорога), «Москва-Бутырская»,
«Москва-товарная Ярославская», «Москва-товарная
Киевская», «Москва-товарная Смоленская»,
«Москва-Рижская». Снижение мощности грузовых
дворов столицы при этом составит 2,3 млн. тонн в
год, прирост же объемов поступления- отправления
грузов на перспективу - 1,8 млн. тонн в год.
Ожидаемый дополнительный объем работы (4,1 млн.
тонн) будет «возложен» на реконструированные
грузовые дворы станций «Москва-товарная
Курская» (1,9 млн. тонн) и «Кунцево - 2» (1,3 млн. тонн),
а также новую станцию «Ховрино» (0,9 млн. тонн).
Распределение местной грузовой работы
планируется в русле проводимых ОАО «РЖД»
мероприятий по организации единого
консолидирующего центра транспортно-складской
логистики и таможенно-брокерского обслуживания,
направленных на реализацию новых принципов
интегрированного подхода к проблемам развития и
эксплуатации транспортно-складского хозяйства.
Для создания единой транспортно-логистической
системы обслуживания грузоперевозчиков
предусмотрен единый расчетный центр. Конкретный
ВЦ, обслуживающий логистическую деятельность,
объем разрабатываемого программного
обеспечения и реконструкции устройств связи
определяется самостоятельным проектом.
![7a.jpg (72155 bytes)](7a.jpg)
Прогноз объемов пассажирских перевозок в
Москве различными видами транспорта
При разработке перспективных транзитных
связей были исключены имеющие место на
сегодняшний день дальние перевозки грузов через
Москву в сообщении между регионами, находящимися
за пределами Большого кольца. Кроме того,
исключались ввоз и вывоз грузов для Московской
области по Малому кольцу, также являющиеся
транзитом для Москвы. Все указанные грузопотоки
переключаются на Большое кольцо.
Повышение роли железных дорог в обеспечении
транспортного обслуживания населения Москвы
чрезвычайно актуально, о чем свидетельствуют
следующие показатели:
- на московском метрополитене протяженностью
около 300 км в год перевозится 2600 млн. пассажиров
(26% всех перевозок);
- на железной дороге протяженностью (в черте
города) 210 км в год перевозится только 800 млн.
пассажиров (8% всех перевозок).
Нынешним Генеральным планом Москвы намечено
увеличение внутригородских пассажирских
перевозок железной дорогой в два раза с
повышением доли ее участия до 13%. Город в
значительной степени заинтересован в возврате
пассажиров на железную дорогу - тогда маршрутные
такси и автобусы будут в основном подвозить их к
станциям, а не заполонять и без того
перегруженные улицы, следуя параллельно
железнодорожным линиям. Улучшение условий
перевозок жителей Москвы по территории города и
транспортных связей между Москвой и областью
предусматривается за счет модернизации железных
дорог и формирования на них пересадочных узлов в
местах пересечений с городским скоростным
внеуличным и наземным транспортом.
Соответствующие мероприятия включают:
- сооружение дополнительных главных путей (от 5-6
до 3) на головных участках железнодорожных
направлений - Ярославском, Рязанском,
Горьковском, Киевском, Курском, Павелецком,
Октябрьской железной дороги, Савеловском,
Рижском, Смоленском, МК МЖД;
- развитие трех существующих (Курско-Рижский,
Курско-Смоленский, Савеловско-Смоленский) и двух
новых (Курско-Октябрьский и Рижско-Горьковский)
наземных железнодорожных диаметров, сооружение
подземных диаметров («глубоких вводов») -
Ярославско-Павелецкого и Киевско-Рязанского с
превращением существующей смешанной системы
железных дорог в полностью диаметральную;
- организацию зонных станций в Москве и ближайших
пригородах на территориях «устойчивой системы
расселения» для обеспечения движения поездов в
различных режимах: обычном (со всеми
остановками), экспрессном (с остановками на
крупных зонных станциях) и скоростном (для
авиапассажиров);
- развитие скоростных сообщений город-аэропорт и
между аэропортами;
- реконструкцию территорий у остановочных
пунктов, создание новых городских площадей,
организацию подвоза пассажиров наземным
транспортом, устройство перехватывающих стоянок
и парковок;
- организацию пассажирских перевозок на МК МЖД с
сооружением 30 остановочных пунктов,
дополнительных путей (для совместного движения
пассажирских и грузовых составов, городских и
экспрессных поездов между аэропортами),
пересадочных узлов с СВТ;
- замену устаревших вагонов на современные, в том
числе с количеством дверей 2-3.
![Первоочередной участок Пресня–Канатчиково при строительстве пяти остановочных пунктов](7b.jpg)
Первоочередной участок Пресня–Канатчиково
при строительстве пяти остановочных пунктов
Все вышеперечисленное, безусловно, явится
существенным вкладом в решение столь остро
стоящей сегодня для Москвы транспортной
проблемы.
*Авторский коллектив: Ю. В. Коротков, М. Г.
Крестмейн, Л. Н. Кабанова, А. П. Родионова, И. А.
Ершова, Т. И. Мельникова, Г. А. Макурина и другие
(ГУП НИиПИ Генплана Москвы); Ф. С. Пехтерев, Ю. В.
Чепуркин, П. П. Замятин (ГИПРОТРАНСТЭИ ОАО «РЖД»);
С. Г. Елизаров (ГУП МО НИиПИ градостроительства).
|