Генплан: взгляд в будущее

Экологические приоритеты проекта Актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года
И. В. Ивашкина, Заведующая сектором комплексных экологических исследований ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Русская линия

№ 1 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2009г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский стройкомплекс - локомотив экономики города

А. Н. Левченко
Новости дорожно-мостового строительства

Л. Я. Ткаченко
Генплан: взгляд в будущее

Л. Ф. Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А.В Воинова., Т.В.Ульянова
Основные направления развития социальной, административной, общественно-деловой инфраструктур Москвы на период до 2025 года

И.В. Ивашкина
Экологические приоритеты проекта Актуализированного Генерального плана развития города Москвы на период до 2025 года

Г. Н. Мароховская
Основные направления развития инженерной инфраструктуры Москвы до 2025 года

М. Г. Крестмейн
Московский железнодорожный узел: новые условия - новые задачи

В. В. Коротаев
Использование подземного пространства в Москве

Е. С. Баширова
Прошлое и будущее Сокольников

А. А. Минин
Природа и город: грани взаимовлияния

 

Создание благоприятной среды проживания и устойчивого развития Москвы, оптимизация экологической обстановки, санация и реабилитация территорий, подвергшихся сильной техногенной нагрузке, восстановление природно-экологического потенциала городской территории являются приоритетными задачами Актуализированного Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года.

Обеспечение экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности города требует всестороннего анализа уровней загрязнения атмосферного воздуха и почвенного покрова, состояния растительности и поверхностных водоемов, акустического режима и санитарной очистки территории, устойчивости геологической среды в условиях интенсивного градостроительного развития Москвы.

Разработка материалов Генерального плана в части обеспечения экологических требований к перспективному развитию города проводилась сотрудниками НПО «Экология», одного из крупнейших подразделений ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», с привлечением информации специализированных организаций города Москвы (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГПУ «Мосэкомониторинг», ГУ МосЦГМС-Р, ФГУ «Геоцентр-Москва», ГУ ГО И ЧС, МО(Б)ВУ, ГУП «Мосводоканал», НПО «Экотехпром», ФГУП «ИМГРЭ», Институт Геоэкологии РАН и др.).

Особенностью исследований состояния окружающей среды в составе документов территориального планирования является оценка пространственной локализации экологических проблем и разработка системы инженерно-технических и природоохранных мероприятий с учетом территориальной специфики города. Разработка обосновывающих материалов Генплана сопровождалась проведением комплексных экологических исследований и подготовкой аналитических схем, тематический состав которых определялся в соответствии с задачами и целями проекта Актуализированного Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года.

Впервые экологическое ранжирование городской территории проводилось по районам Москвы. Применение единого подхода ко всем территориальным единицам - районам города дает возможность сравнивать состояние окружающей среды по количественным и качественным экологическим параметрам.

Таким образом, экологические показатели (сформированные для каждого района) как средство совместного эколого-градостроительного анализа использовались при оценке вариантов развития Москвы и обосновании проектных решений для выполнения следующих задач:

o Оценка значимости экологических проблем в отдельных районах города. В процессе формирования в цифровом виде унифицированных «паспортов экологической ситуации» территориальных единиц осуществлялось ранжирование остроты экологических проблем относительно плотности населения, сбросов и выбросов загрязняющих веществ на одного жителя и на единицу площади городской территории. Такое ранжирование является основанием для принятия целевых мер по отношению к тем территориям, где проблема является наиболее критичной;
o
o Анализ соответствия планируемых природоохранных мероприятий (предусмотренных Экологической Доктриной Москвы, Целевой среднесрочной экологической программой и др.) степени остроты экологических проблем. Комплексный анализ информации позволяет сделать выводы об эффективности природоохранной деятельности (объемы капиталовложений, экологические платежи и налоги, административное регулирование, природоохранные инвестиции и др.) и сформулировать рекомендации по ее совершенствованию;
o
o Совместный анализ всех факторов воздействия на окружающую среду и ее фактическое состояние (по данным экологического мониторинга и расчетным параметрам состояния окружающей среды).
o
Среди приоритетных экологических проблем развития города на одном из первых мест стоит проблема загрязнения воздуха. Согласно разработанной карте «Ранжирование районов Москвы по объемам валовых выбросов в атмосферный воздух» (от совокупности стационарных и передвижных источников) максимально неблагополучные территории, соответствующие зоне напряженной экологической ситуации, локализуются преимущественно в центре города, а также в таких периферийных районах города Москвы, как «Капотня» (ЮВАО) и «Бирюлево» (ЮАО). Если периферийные районы с высокой плотностью валовых выбросов соответствуют расположению промзон N59 «Капотня» и N28а «Бирюлево», то в центре города возникновение напряженной экологической ситуации по фактору «загрязнение атмосферного воздуха» связано непосредственно с выбросами автотранспорта.

Благоприятная экологическая ситуация характерна практически для всех вновь присоединенных территорий - районы «Южное Бутово» (ЮЗАО), «Молжаниновский» (САО), «Северный» (СВАО), «Ново-Переделкино» (ЗАО), а также районов столицы, где высока доля озелененных территорий и отсутствуют стационарные источники выбросов в атмосферу, - «Метрогородок» (ВАО), «Крылатское» (ЗАО), «Кунцево» (ЗАО).

Оптимизация состояния атмосферного воздуха на перспективу зависит от успеха реализации комплекса мероприятий, направленных на подавление выбросов на стационарных источниках загрязнения, экологизацию производства, ликвидацию опасных производств, реорганизацию промышленных зон. Однако значительное улучшение состояния воздушного бассейна Москвы может быть достигнуто за счет снижения поступления вредных выбросов от автомобильного транспорта. Уменьшение негативного воздействия транспорта планируется на основе реализации комплексного подхода, в котором помимо дорожно-мостового строительства существенное внимание уделяется рациональной организации дорожного движения, обновлению парка автомобилей с увеличением доли в транспортном потоке автомобилей повышенного экологического класса, применения моторных топлив с улучшенными экологическими показателями.

Шумовое загрязнение остается одной из наиболее значимых экологических и социальных проблем Москвы, определяющих качество жизни горожан. Неизбежное в условиях крупного города, близкое взаимное расположение источников шума и застройки, непрерывное увеличение интенсивности движения автотранспорта на улично-дорожной сети, повышение плотности улично-дорожной сети приводят к тому, что уровень шума постоянно растет.

Картирование всех факторов акустического воздействия позволило выявить основные источники формирования зон экологического неблагополучия и разработать интегральную схему «Ранжирование районов города Москвы по состоянию акустической среды».

Максимально неблагополучная ситуация отмечается в районах, подверженных шумовому воздействию авиатранспорта, а также в местах пересечения автомагистралей с железнодорожными трассами и на участках расположения производственных зон и ТЭЦ.

При актуализации Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на ликвидацию зон шумового дискомфорта на территории жилой и общественной застройки, в рекреационных зонах и общегородских центрах посредством функционального зонирования территории и применения современных методов застройки и озеленения, организации дорожного движения, строительства инженерных сооружений, шумозащитных домов и экранов вдоль основных магистралей и железнодорожных путей.

Среди компонентов городского ландшафта почва является наиболее чутким индикатором экологической обстановки, т.к. находится на пересечении всех миграционных путей химических элементов (биогенных, водных, механических, воздушных). Техногенное загрязнение городских почв формируется под воздействием множества факторов, которые одновременно воздействуют на городскую природную среду: транспорт, промышленные предприятия, энергетические установки, коммунально-бытовая деятельность, свалки бытового мусора и производственных отходов.

Комплексная схема «Ранжирование районов Москвы по степени загрязненности почвенного покрова» отражает усредненное состояние почвенного покрова по суммарному показателю загрязнения. Экологическая ситуация по данному фактору классифицируется по трем основным категориям: напряженная, удовлетворительная, благоприятная. Наиболее неблагополучные районы фиксируются в Юго-Восточном, Южном и Центральном административных округах столицы. Районы западной части Москвы (СЗАО, ЗАО и ЮЗАО), а также город Зеленоград характеризуются менее загрязненными почвами, что соответствует наиболее благоприятной экологической ситуации.

В составе обосновывающих материалов Генерального плана города Москвы разработана схема «Ранжирование районов города по степени обеспеченности жителей зелеными насаждениями», которая учитывает наличие на территории района природных и рекреационных территорий, а также степень озелененности дворов и объектов КБО.

Оценка состояния озелененных территорий различных категорий и типов показывает, что по показателям обеспеченности зелеными насаждениями на одного жителя (в среднем 20 кв. метров/чел.) Москва продолжает оставаться в числе наиболее озелененных столиц мира. Тем не менее, озелененность городских территорий в течение последних лет значительно снизилась. Дефицит озеленения (менее 10 кв.м/чел.) характерен для районов Центрального округа и отмечается в районах «Арбат», «Красносельский», «Замоскворечье», «Нижегородский», а также на территории нового жилого района «Коньково» (ЮЗАО).

Высокой обеспеченностью природными и озелененными территориями (30-50 кв.м/чел.) отличаются районы «Митино» (СЗАО), «Тимирязевский» (САО), «Можайский» (ЗАО), «Царицыно» (ЮАО), «Измайлово» (ВАО), «Южное Тушино» (СЗАО), «Хорошево-Мневники» (СЗАО) и др. Самыми «зелеными» районами города (более 50 кв.м/чел.) признаны: «Метрогородок»(ВАО), «Строгино»(СЗАО), «Крылатское»(ЗАО), «Ясенево» (ЮЗАО), «Северное и Южное Бутово» (ЮЗАО), «Солнцево», а также город Зеленоград.

Показатель обеспеченности жителей зелеными насаждениями представляется одним из приоритетных экологических факторов, который определяет качество жизни москвичей, и должен обязательно учитываться при интегральной оценке перспективного состояния окружающей среды.

В составе Актуализируемого Генерального плана планируются следующие мероприятия по озеленению городских территорий: максимальное сохранение озелененных территорий всех функциональных категорий; повышение уровня озелененности территории города Москвы за счет реорганизации производственных территорий, благоустройства речных долин с формированием водоохранного озеленения, восстановления целостности городских и пригородных лесов, создания новых озелененных территорий; восстановление непрерывности «зеленых клиньев» города на основе реабилитации системы малых рек и др.

В соответствии с требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах (схемах), содержащихся в Генеральных планах должны быть отображены границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Под чрезвычайными ситуациями природного характера, а для условий города Москвы - это явления, преимущественно связанные с геологической средой, понимаются любые чрезвычайные ситуации в строительном комплексе города, прямо или косвенно связанные с недооценкой инженерно-геологических условий при размещении строительных объектов, а также с несвоевременным выявлением актуальных и потенциально опасных природно-техногенных процессов.

Поэтому данному вопросу в Генеральном плане было уделено особое внимание. Были привлечены профильные организации такие, как: Институт геоэкологии РАН (под руководством академика РАН, Осипова В.И.), ФГУ «Геоцентр -Москва», который осуществляет многолетний мониторинг за состоянием геологической среды на территории города.

На основе изучения площадного распространения отдельных опасных инженерно-геологических процессов (карст, суффозия, эрозия, оползни и подтопление), а также различных их комбинаций разработана карта «Геоэкологическое зонирование территории». Данное зонирование позволяет определить участки геологического риска, ареалы со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями; правильно подойти к выбору необходимых дополнительных изысканий, обоснованно по объективным инженерно-геологическим показаниям и рекомендациям рассмотреть альтернативные направления градостроительных решений и выбрать оптимальный вариант развития города.

Наиболее сложными инженерно-геологическими условиями характеризуются следующие районы: «Хорошево-Мневники» (СЗАО), «Хорошевский» (САО), «Раменки» (ЗАО), «Замоскворечье» (ЦАО), «Арбат» (ЦАО). Следовательно, строительство на этих территориях будет существенно более дорогим в связи с применением специальных фундаментов и реализацией защитных мероприятий.

Результаты комплексных исследований являются исключительно важными при формировании предложений по оптимизации состояния окружающей среды в части обеспечения социальных гарантий жителям столицы и оценке вариантов перспективного градостроительного развития Москвы.

Анализ зарубежного опыта развития крупных столичных регионов показал, что в настоящее время рассмотрение экологических проблем является неотъемлемой частью документов территориального планирования во всех Европейских метрополисах.

Например, Генеральная Схема региона Иль-де-Франс, определяющая основные направления развития территории на период до 2030 года, впервые сопровождалась полноценным экологическим анализом. Сфера экологических исследований касалась широкого круга проблем, рассматривался не только ресурсный потенциал региона, но и такие традиционные экологические вопросы как биоразнообразие и почвенный покров, геологическая среда и техногенные опасности, качество воздуха и акустические зоны, ландшафты и природное наследие. Следует особенно подчеркнуть, что при рассмотрении экологических вопросов делался акцент на территориальный аспект состояния окружающей среды, а направления решения экологических проблем разрабатывались в соответствии с целями пространственный организации и управления территорией.

Законодательное обязательство проведения экологической оценки в составе градостроительных документов во Франции введено недавно, поэтому осуществленная экологическая оценка - единственная в своем роде работа, оценивающая с позиций охраны окружающей среды документ территориального планирования на долгосрочную перспективу. Особенно подчеркивается, что такой подход позволяет учитывать с самого начала экологические проблемы, а также направлен в одном русле со Схемой, делая ее более прозрачной и легко читаемой.

Необходимость совмещения и комплексного рассмотрения направлений Генеральной схемы региона Иль-де-Франс и экологических исследований, рекомендованные в оценочных методологиях, доказали актуальность комплексного анализа вследствие существования множества целей и направлений развития Региона, которые, следовательно, нуждаются в комплексном учете.

Впервые в составе материалов проекта Актуализированного Генерального плана развития Москвы сформированы схемы, отражающие в соответствии с требованием статьи 23 Градостроительного Кодекса РФ, экологические ограничения использования территории.

К перечню зон с особыми условиями использования территории, устанавливаемых по природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, регламентирующих использование территории, относятся границы: водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; санитарно-защитных зон производственных объектов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Для города Москвы важным аспектом обеспечения социальных гарантий в части экологической безопасности территории является соблюдение режима санитарно-защитных зон производственных объектов.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Поэтому предприятия, являющиеся источниками загрязнения окружающей среды, необходимо отделять от жилой застройки и природно-рекреационных территорий санитарно-защитными зонами. Следовательно, в СЗЗ не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Размер санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации объектов, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий. В соответствии СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативные размеры санитарно-защитных зон варьируют от 1000 м для предприятий первого класса опасности до 50 м для предприятий пятого класса опасности.

В настоящие время земли, занятые санитарно-защитными зонами, имеют значительную долю в территориальном балансе города и составляют почти 9 тыс. га. (рис.1. Схема «Санитарно-защитные зоны»). Площадные показатели земель в границах СЗЗ по административным округам различны, максимальные территории зафиксированы в Юго-Восточном округе (более 2 тыс. га), а наименьшие - в Центральном административном округе ( 137 га). (рис.2. Диаграмма 1)

Острую проблему представляет расположение жилых территорий в пределах СЗЗ, согласно проведенным исследованиям в современных границах санитарно-защитных зон располагается более 2 тыс. га жилых территорий. В этой связи в проекте Актуализированного Генерального плана поставлена задача сокращения размеров СЗЗ и реабилитации жилых и природных территорий.

В настоящее время разработано более 350 проектов организации санитарно-защитных зон предприятий различного назначения. Лидерами по реализациив этого направления деятельности являются Северный административный округ (36 объектов имеют разработанные проекты), Центральный и Южный административные округа - по 35 объектов.

В составе проектов организации СЗЗ определяется система мероприятий, направленных на уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снижение уровней шума, рациональную организацию, благоустройство и озеленение территорий санитарно-защитных зон. Реализация данных мероприятий позволяет значительно сократить зоны негативного воздействия объектов и, следовательно, освободить территории СЗЗ под другие виды функционального использования городской территории. Актуальность разработки проектов санитарно-защитных зон на первую очередь реализации Генерального плана развития города Москвы сохраняется, поскольку планируется интенсивное жилищное строительство, в т.ч. на территории реорганизуемых производственных зон. В целом по городу необходимо разработать более 200 проектов организации СЗЗ на период до 2015 года. На перспективу до 2025 года целевой установкой для функционирования производственных объектов на территории города является соблюдение требования, которое предписывает ограничение негативного влияния объекта границей промплощадки.

Таким образом, сокращение площади санитарно-защитных зон производственных объектов является одним из самых значимых градострительных резервов перспективного развития Москвы.

Другим важным ограничением территориального развития города является соблюдение режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. В соответствии со статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в соответствии с их протяженностью от истока до устья. Например, для реки Москвы размер водоохранной зоны составляет 200 м.

Примерно десятая часть земель города (8,9 тыс. га) находится под водоохранными зонами, что обусловлено природно-ландшафтной особенностью территории, а именно расположением столицы в бассейне реки Москвы и ее притоков (Яузы, Сходни, Сетуни, Городни и др.). Кроме того, в современных границах города насчитывается более 140 объектов, относящихся к категории малых рек и ручьев. На диаграмме представлена информация по административным округам Москвы о долевом соотношении земель, требующих соблюдения режима водоохранных зон. (рис.3)

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения градостроительной деятельности. (рис. 4. «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» ). В частности, все объекты, расположенные на территории прибрежной защитной полосы, в соответствии с требованием Водного Кодекса РФ должны быть оборудованы современными очистными сооружениями, канализованы, а также на их территории должна быть проведена вертикальная планировка, исключающая возможность попадание загрязненного поверхностного стока в водоем.

Как и в большинстве крупных европейских городов материалы Актулизированного Генерального плана развития Москвы отражают определяющую роль экологического фактора при подготовке документов территориального планирования. Мероприятия по территориальному планированию города разработаны с учетом экологических требований к перспективному развитию города, что позволит сформировать комфортную среду проживания и предотвратить возникновение неблагоприятных экологических ситуаций техногенного и природного характера. В процессе публичных слушаний каждый москвич сможет ознакомиться особенностями территориального планирования развития Москвы на период 2025, в т.ч. с экологическими приоритетами перспективного развития города, а также с информацией о зонах с особыми условиями использования территории.