Книжная полка

Вглядываясь в бездну
В. А. Резвин, архитектор

Русская линия

№ 5 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2008г.


Содержание номера:

В. С. Ольгин
Москва своих не бросает

И. А. Бахирев, М. А. Мигалева
Южная рокада

И. А. Бахирев, Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие планировочной и функциональной улично-дорожной сети в Москве

П. П. Зуева, член Союза архитекторов России
Из американской практики строительства небоскребов

И. В. Ушакова
Возрождение обители милосердия

Н.Н. Никонов
«Указ - не более как бланковый лист…»

В. А. Соловьёв, архитектор
Пречистенка

В. А. Резвин, архитектор
Вглядываясь в бездну

О книге Александра Рябушина «Заха Хадид. Вглядываясь в бездну» (М., 2007)

Почему именно Заха Хадид привлекла внимание автора? Поставив этот вопрос во «Введении», он сам дает на него исчерпывающий ответ: она «раздвигает пределы» - все время мчится вперед, изобретает новое. Достаточно напомнить этапы ее творческого пути: антигравитационная архитектура, планетарная архитектура, деконструктивистское барокко, струящиеся пространства, оплывающие объемы, архитектура падающих параллелепипедов. Она инициирует, задает тон и тут же устремляется дальше. Сказанное обеспечило Хадид невиданный авторитет в профессии - и не только в среде восторженных почитателей, но и в стане непримиримых противников. Немыслимо высок ее публичный статус. В германском издании «Architectural Review» (2007. N 1) приведены любопытные данные: сегодня живущая в Лондоне уроженка Ирака - третья по авторитету женщина Великобритании после королевы и главы лондонской биржи Клары Ферз. В международном рейтинге американского журнала «Forbs» Хадид занимает 68 место среди наиболее выдающихся личностей многомиллиардного мира. Подобное для архитектора - неслыханно.

Структура книги А. Рябушина необычна. Она разделена на три крупные части с подразделами внутри. Автор обосновывает такой прием сложностью объекта исследования.

Первая часть под названием «Проекции постижения» дает общее представление об архитекторе. Некоторые главы особенно интересны. Например, «Русский след» рассказывает о том, что в Лондоне объявилась «наследница», позиционирующая себя всецело «вышедшей из Малевича». Притцкеровскую премию, которую обычно вручают в присутствии президента США, она пожелала получить в Санкт-Петербурге, на родине русского супрематизма. Торжественная церемония прошла в Эрмитаже, праздничный банкет - в Петергофском дворце.

В главах «Выстрел во тьме», «Неустранимый аспект социальности», «Мистерия страстей» и других анализируются концепция творчества, новации проектного процесса, содержание и смысл архитектуры Хадид, Автор порой забирается в такие дебри, что уже перестаешь понимать: это недостаток книги, наукообразие или исследовательская глубина. Однако в любом случае - интересно и весьма полезно.

Необычайно информативна вторая часть - «Хронология творчества», в которой рассмотрены десятки проектов Хадид - от преддипломного до современных. И все это широко проиллюстрировано - от марочек до аннотаций.

Подлинной находкой стала третья часть книги - материалы зарубежной критики об архитекторе в сопровождении объектов, которым эта критика посвящена. Интересно, что мнения критиков порой не только отличаются от взглядов автора, но и противоречат ему, что только подогревает интерес у читателя. Образ примадонны архитектуры выступает при этом объемно и рельефно.

Невозможно не согласиться с А. Рябушиным в следующем: «Сейчас, когда мы недоумеваем, почему нет признания в мире, хотя есть и у нас одаренные мастера, а международного резонанса нет как нет, опыт Хадид особенно важен. Разумеется, не в смысле форм, манеры.Мир архитектуры отнюдь не намерен разворачиваться «под Хадид». Она важна, как образец неукоснительного следования себе и собственному пути, без подстраивания, оглядок влево и вправо» (с. 13).

Точно обозначен и пафос книги: «У нас не в чести гуманитарные измерения архитектуры - мы все больше по части материальной, включая особенности оболочки.Мало кто держит в уме, что главное, смыслы - там, в глубине, высветляемые или не высветляемые через эту оболочку.Иначе все будет грудой материала, упорядоченного в конструкции, но нисколько не захватывающего и не завораживающего воображение.Не то у Хадид - все трепещет, переливается значениями.Прочитываются или угадываются многозначные смыслы, выстраиваются параллели, ассоциации - искусство только так и работает, апеллируя не только и не столько прямо к разуму, сколько к подсознанию, чувствам, инстинктам. Где-то в самых глубинах ее архитектуры просверкивает гранями магический кристалл, лучится и преломляется мир в картину, а в другую сторону - проступает личность человека. И обнаружить это можно, лишь вглядываясь в бездну» (с. 11).

И еще: «Ее разлетающаяся архитектура, перекошенная, спутанная, оплавленная по краям и бесшовно соединяющая противоположности - всякое мирочувствование найдет свой отклик в ее глубинах, безднах. Архитектура как зеркало жизни. В этом и есть назначение искусства. Заха Хадид предложила свой яркий вариант» (с. 11).

Кстати, все три цитаты из «Введения». Невольно возникает вопрос: зачем писать еще сотни страниц, если главное уже сказано? Но похоже, что «Введение» написано по завершении книги - так иногда «первоначальные эскизы-идеи» появляются после окончания строительства.

В связи с авторской трактовкой роли рисунка и вообще графики в творчестве Хадид хотелось бы высказать следующее: эта роль огромна - она нерв и импульс архитектуры Хадид. Но едва ли стоит индивидуальный почерк отдельного архитектора возводить до некой универсальности, чуть ли не определяющей суть профессии. Однако автор упрямо подчеркивает эту мысль: «Архитекторы в своей родовой сущности рисуют, а не строят. Развитие архитектуры идет через рисунок (с. 40). «Архитектура рисунком живет, развивается, прирастает» (с. 41) и так далее (с. 24, 27-28, 33-41).

И еще несколько соображений. Аннотации к называемым объектам могли быть строже и лаконичнее. К примеру, зачем в данной книге А. Рябушин воспоминает о своей работе во ВНИИТЭ (с. 171-172). Какое это имеет отношение к творчеству Захи Хадид?

Можно и еще обратить внимание на какие-то недочеты при издании книги, в ее полиграфическом исполнении. Но стоит ли? Появилась толковая, нужная книга, приглашающая спору, вызывающая размышления, что, увы, бывает не часто. А это главное, с чем и хочется поздравить не только автора, но и все нас - благодарных читателей.