|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. С. Ольгин
Москва своих не
бросает
И. А. Бахирев,
М. А. Мигалева
Южная рокада
И. А. Бахирев,
Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие
планировочной и функциональной улично-дорожной
сети в Москве
П. П. Зуева,
член Союза архитекторов России
Из американской
практики строительства небоскребов
И. В. Ушакова
Возрождение обители
милосердия
Н.Н. Никонов
«Указ - не более как
бланковый лист…»
В. А. Соловьёв,
архитектор
Пречистенка
В. А. Резвин,
архитектор
Вглядываясь в
бездну |
О книге Александра Рябушина «Заха
Хадид. Вглядываясь в бездну» (М., 2007)
Почему именно Заха Хадид привлекла
внимание автора? Поставив этот вопрос во
«Введении», он сам дает на него исчерпывающий
ответ: она «раздвигает пределы» - все время
мчится вперед, изобретает новое. Достаточно
напомнить этапы ее творческого пути:
антигравитационная архитектура, планетарная
архитектура, деконструктивистское барокко,
струящиеся пространства, оплывающие объемы,
архитектура падающих параллелепипедов. Она
инициирует, задает тон и тут же устремляется
дальше. Сказанное обеспечило Хадид невиданный
авторитет в профессии - и не только в среде
восторженных почитателей, но и в стане
непримиримых противников. Немыслимо высок ее
публичный статус. В германском издании «Architectural
Review» (2007. N 1) приведены любопытные данные: сегодня
живущая в Лондоне уроженка Ирака - третья по
авторитету женщина Великобритании после
королевы и главы лондонской биржи Клары Ферз. В
международном рейтинге американского журнала
«Forbs» Хадид занимает 68 место среди наиболее
выдающихся личностей многомиллиардного мира.
Подобное для архитектора - неслыханно.
Структура книги А. Рябушина необычна. Она
разделена на три крупные части с подразделами
внутри. Автор обосновывает такой прием
сложностью объекта исследования.
Первая часть под названием «Проекции
постижения» дает общее представление об
архитекторе. Некоторые главы особенно интересны.
Например, «Русский след» рассказывает о том, что
в Лондоне объявилась «наследница»,
позиционирующая себя всецело «вышедшей из
Малевича». Притцкеровскую премию, которую обычно
вручают в присутствии президента США, она
пожелала получить в Санкт-Петербурге, на родине
русского супрематизма. Торжественная церемония
прошла в Эрмитаже, праздничный банкет - в
Петергофском дворце.
В главах «Выстрел во тьме», «Неустранимый аспект
социальности», «Мистерия страстей» и других
анализируются концепция творчества, новации
проектного процесса, содержание и смысл
архитектуры Хадид, Автор порой забирается в
такие дебри, что уже перестаешь понимать: это
недостаток книги, наукообразие или
исследовательская глубина. Однако в любом случае
- интересно и весьма полезно.
Необычайно информативна вторая часть -
«Хронология творчества», в которой рассмотрены
десятки проектов Хадид - от преддипломного до
современных. И все это широко проиллюстрировано -
от марочек до аннотаций.
Подлинной находкой стала третья часть книги -
материалы зарубежной критики об архитекторе в
сопровождении объектов, которым эта критика
посвящена. Интересно, что мнения критиков порой
не только отличаются от взглядов автора, но и
противоречат ему, что только подогревает интерес
у читателя. Образ примадонны архитектуры
выступает при этом объемно и рельефно.
Невозможно не согласиться с А. Рябушиным в
следующем: «Сейчас, когда мы недоумеваем, почему
нет признания в мире, хотя есть и у нас одаренные
мастера, а международного резонанса нет как нет,
опыт Хадид особенно важен. Разумеется, не в
смысле форм, манеры.Мир архитектуры отнюдь не
намерен разворачиваться «под Хадид». Она важна,
как образец неукоснительного следования себе и
собственному пути, без подстраивания, оглядок
влево и вправо» (с. 13).
Точно обозначен и пафос книги: «У нас не в чести
гуманитарные измерения архитектуры - мы все
больше по части материальной, включая
особенности оболочки.Мало кто держит в уме, что
главное, смыслы - там, в глубине, высветляемые или
не высветляемые через эту оболочку.Иначе все
будет грудой материала, упорядоченного в
конструкции, но нисколько не захватывающего и не
завораживающего воображение.Не то у Хадид - все
трепещет, переливается значениями.Прочитываются
или угадываются многозначные смыслы,
выстраиваются параллели, ассоциации - искусство
только так и работает, апеллируя не только и не
столько прямо к разуму, сколько к подсознанию,
чувствам, инстинктам. Где-то в самых глубинах ее
архитектуры просверкивает гранями магический
кристалл, лучится и преломляется мир в картину, а
в другую сторону - проступает личность человека.
И обнаружить это можно, лишь вглядываясь в
бездну» (с. 11).
И еще: «Ее разлетающаяся архитектура,
перекошенная, спутанная, оплавленная по краям и
бесшовно соединяющая противоположности - всякое
мирочувствование найдет свой отклик в ее
глубинах, безднах. Архитектура как зеркало жизни.
В этом и есть назначение искусства. Заха Хадид
предложила свой яркий вариант» (с. 11).
Кстати, все три цитаты из «Введения». Невольно
возникает вопрос: зачем писать еще сотни страниц,
если главное уже сказано? Но похоже, что
«Введение» написано по завершении книги - так
иногда «первоначальные эскизы-идеи» появляются
после окончания строительства.
В связи с авторской трактовкой роли рисунка и
вообще графики в творчестве Хадид хотелось бы
высказать следующее: эта роль огромна - она нерв и
импульс архитектуры Хадид. Но едва ли стоит
индивидуальный почерк отдельного архитектора
возводить до некой универсальности, чуть ли не
определяющей суть профессии. Однако автор упрямо
подчеркивает эту мысль: «Архитекторы в своей
родовой сущности рисуют, а не строят. Развитие
архитектуры идет через рисунок (с. 40).
«Архитектура рисунком живет, развивается,
прирастает» (с. 41) и так далее (с. 24, 27-28, 33-41).
И еще несколько соображений. Аннотации к
называемым объектам могли быть строже и
лаконичнее. К примеру, зачем в данной книге А.
Рябушин воспоминает о своей работе во ВНИИТЭ (с.
171-172). Какое это имеет отношение к творчеству Захи
Хадид?
Можно и еще обратить внимание на какие-то
недочеты при издании книги, в ее полиграфическом
исполнении. Но стоит ли? Появилась толковая,
нужная книга, приглашающая спору, вызывающая
размышления, что, увы, бывает не часто. А это
главное, с чем и хочется поздравить не только
автора, но и все нас - благодарных читателей.
|