|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. С. Ольгин
Москва своих не
бросает
И. А. Бахирев,
М. А. Мигалева
Южная рокада
И. А. Бахирев,
Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие
планировочной и функциональной улично-дорожной
сети в Москве
П. П. Зуева,
член Союза архитекторов России
Из американской
практики строительства небоскребов
И. В. Ушакова
Возрождение обители
милосердия
Н.Н. Никонов
«Указ - не более как
бланковый лист…»
В. А. Соловьёв,
архитектор
Пречистенка
В. А. Резвин,
архитектор
Вглядываясь в
бездну |
Мысли вслух о техническом
регулировании
Дело ведь в примененьи, уменье
приложить данную мысль таким образом, чтобы она
принялась и поселилась в нас. Указ, как бы он
обдуман и определителен ни был, есть не более как
бланковый лист, если не будет снизу такого же
чистого желания применить его к делу той именно
стороной, какой нужно и какой следует.
Н. В. Гоголь
«Выбранные места из переписки с друзьями»
О мыслях вслух хорошо сказал Булат
Окуджава: «Дайте выкрикнуть слова, что давно
лежат в копилке».Точное определение! Поэты знают
цену слову, многое предвидят. Поэтому и Николай
Васильевич Гоголь прав: ведь Закон «О
техническом регулировании» в строительстве пока
работает только как запретительный документ -
СНиП и МГСН отвергаются, а технических
регламентов нет. И, наверное, долго не будет.
Значит, имея в виду Закон и следуя Гоголю, пора
разворачивать работу с нормами в Москве «той
стороной, какой нужно и какой следует», тем более,
что Градостроительный кодекс РФ позволяет это
сделать.
В системе Территориальных строительных норм
(ТСН) МГСН занимают особое место как по
значимости, так и по количеству. Вместе с
пособиями, методиками, сборниками базовых цен,
рекомендациями и положениями набегает аж 237
документов. Но даже они не охватывают
необходимый для проектирования и строительства
набор документов.
Во-первых, в своем большинстве все они -
архитектурные нормативы.
Во-вторых, в МГСН почти нет норм с инженерной
тематикой, что можно объяснить просто: ведь для
решения разнообразных технических задач есть
СНиП. Зачем дублировать их положения в ТСН? Но мы
же говорим о Москве, о ее специфике, и априори
можно утверждать, что почти к каждому сборнику
СНиП необходимы региональные дополнения: к
железобетону - требования к использованию
высокопрочных бетонов, трубобетонных
конструкций, оболочек, фибробетона и так далее. К
стальным конструкциям - правила работы с
противопожарной защитой в высотных зданиях и
тому подобное.
В-третьих, и СНиП, и МГСН согласно Закону, увы,
временно живущие документы.
Кроме перечисленных специфических задач, есть
еще много чрезвычайно важных общих установок,
необходимых для проектировщиков и строителей. К
примеру, несмотря на беспрецедентное
строительство в столице уникальных объектов, то
есть тех, что строятся впервые, в МГСН до
последнего времени не были представлены правила,
устанавливающие принципы их проектирования и
строительства и предупреждающие проектные и
строительные ошибки. В проектах до сих пор
отсутствуют крайне необходимые разделы: оценка
проектного риска, требования к эксплуатации
объекта. Не закреплены законодательно:
требования персонального лицензирования лиц,
берущихся за проектирование и строительство
уникальных объектов, необходимость
крупномасштабного физического моделирования
сложных сооружений и еще многое другое, не менее
важное.
За прошедшее десятилетие осуществлены многие
новаторские проекты. Однако пионерные работы не
обобщаются, и результаты этих обобщений не
ложатся в городские строительные нормы,
оставаясь terra incognito для основной массы
проектировщиков и строителей.
И в самих нормах есть много мест, требующих
изменений, уточнений, развития. Как пример, ТСН
50-304-2001 «Основания, фундаменты и подземные
сооружения в г. Москве» (один из немногих
сборников, посвященных инженерным делам):
а) в главе «Определения» понятие «геотехнический
мониторинг» не включает в себя прогноз гео- и
гидрологической обстановок после завершения
строительства;
б) для уникальных и особо сложных объектов не
предусмотрены геофизические изыскания,
оценивающие в целом пригодность участка для
строительства и дающие возможность
оптимизировать последующие
инженерно-геологические работы;
в) не описаны требования к успешно применяемым в
Москве методам укрепления грунтов: « геомассив»,
« микродур» и другие;
г) не оговаривается необходимость на
потенциально опасных участках исследовать
состояние кровли подстилающего
кристаллического фундамента, его разломов, их
влияние на будущее строений. Что за вещества в
виде газов выносятся из разломов? Нейтрально ли
«дыхание» Земли для железобетона в каждом
выбранном случае?
д) не рекомендованы меры, сохраняющие
естественный водоток подземных вод при
перекрытии его подземным сооружением или
заглубленной частью обычных объектов;
е) не показаны приемы устройства сооружений на
крутом рельефе, не приведены расчетные формулы
для проверки устойчивости склонов;
Справедливости ради следует сказать, что в
«Пособии к МГСН» говорится и о прогнозе
обстановки после окончания строительства, и о
геофизических изысканиях, но в нормах об этом - ни
слова. Хотя по логике построения норм, в главном
сборнике должна быть сжатая информация, которая
затем получает в последующих документах -
Пособиях, Методиках Инструкциях - детальное
развитие.
В МГСН «Нормы и правила проектирования
планировки и застройки г. Москвы» упущено
требование расчета аэродинамического режима в
жилой застройке (в микрорайонах, кварталах).
Полный анализ МГСН необходим и его еще следует
выполнить. Очевидно, он станет одной из первых
тем предстоящей работы. Поэтому правы те, кто
утверждает, что МГСН следует привести в
соответствие с федеральными законами, и искренне
заблуждаются их оппоненты, которые ратуют за
сохранение московских норм в существующей форме.
Ведь федеральные законы - совершенно против СНиП
и МГСН, даже отлакированных.
Что должно быть сделано, чтобы попасть в
тональность федерального закона о техническом
регулировании, который внес принципиальные
изменения в нормативные документы для
строительства?
Основные положения Закона направлены на
сходимость национальных норм с международными,
на сосредоточение основных элементов
регулирования - технических регламентов - на
безопасности «зданий, сооружений, конструкций и
строительных материалов, процессов
производства, хранения, перевозки и утилизации»
продуктов строительной деятельности.
Безопасность строительной продукции - главная
тема Закона, но и разделение нормативов на
технические регламенты со статусом
обязательного применения и правила, дающие
пользователям право добровольного выбора
архитектурных и инженерных решений - не менее
важное новшество.
Еще одна задача, которую ставит Закон перед
строительством - снятие административных
барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса.
Но пока эти установки - только на бумаге. Они не
поддержаны подзаконными актами - техническими
регламентами. Ведь ни один из них, спустя четыре
года после выхода Закона, не увидел свет. А долгое
ожидание для московского строительства
недопустимо. Поэтому и надо браться за создание
системы градостроительных нормативных
документов для проектирования, строительства и
эксплуатации объектов недвижимости на
территории Москвы, развивающей Законы N 184-ФЗ «О
техническом регулировании» и N65-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О техническом
регулировании» и других федеральных и
региональных законодательных документов,
направленной на превращение московского
строительства в наукоемкое и безопасное
производство, способного успешно конкурировать
на международном строительном рынке.
Кроме безопасности, добровольности,
администрирования, в ней должны быть красной
нитью прошиты поддержка отраслевой науки, работа
с новшествами, меры ее стимуляции, экономия
ресурсов, установление обратных связей с
пользователями норм. Без всего этого невозможно
обеспечить системе будущее.
Не менее важно правильно понимать слова
«безопасность» и «добровольность» в новых
нормах. Ведь в СНиП и МГСН такого разделения нет,
но теперь оно должно быть.
Принципы построения новой Системы заключаются в
том, что первая часть каждого рабочего документа
должна содержать группу требований к
безопасности объекта, его созданию и
эксплуатации. Или по-другому: пороговые значения
безопасности. Они могут быть выражены числами,
словесными формулами, визуально воспринимаемыми
ограничениями. Только так можно кратко
обозначить предельное состояние конструкции или
объекта в целом. Сегодня нет этих пороговых
значений. Значит, должны быть. В этом смысл
предстоящей работы.
Вторая часть нормативов наполняется
техническими решениями и рекомендациями,
связанными с параграфами первой, предоставляя
исполнителям право выбрать из нескольких
правильных разработок лучшее для определенных
условий. В этом смысл добровольности.
И, наконец, третья часть представляет собой
теоретические обоснования - научный фундамент
двух первых. В ней каждый параграф норм должен
быть дополнен выводами, пояснениями, ссылками на
первоисточники, на научные статьи в специальных
журналах, послужившими основанием для норматива
или инженерного решения. Чрезвычайно важно,
чтобы все три части по пунктам были связаны друг
с другом.
Главное - что обязательно должно быть в
московской системе нормативных документов, чего
нет в федеральных законах и в проектах
технических регламентов - отражение
субъективной сущности безопасности.
Строительные аварии последних лет показали, что
все они порождение непрофессионального подхода
к работе, пренебрежение нормами, связями с
наукой, основными положениями теории сооружений.
Именно человек - главный виновник всех
неприятностей, и он же - творец всех успехов
строительства. Поэтому в московских нормативах
должны быть предусмотрены:
- неформальная обязательная постоянная учеба
проектировщиков, строителей, заказчиков,
эксплуатационников, работников госнадзора;
- получение, лишение и возврат персональных
лицензий, для специалистов, намеревающихся
работать и уже работающих со сложными
(уникальными) объектами;
- введение льгот для организаций, работающих с
новшествами;
- установление преференций для производителей и
потребителей продукта нетрадиционной
энергетики и т.д. и т.п., связанное с человеком в
строительстве и обеспечивающее ему
регламентированные условия для работы.
Из всего сказанного следует: Система
градостроительных нормативных документов для
проектирования, строительства и эксплуатации
объектов недвижимости на территории Москвы,
входящая в первый том Московского
Территориального Строительного Каталога
«Нормативные и методические документы для
строительства в Москве», будет полностью
соответствовать Градостроительным кодексам РФ и
Москвы и станет достойной преемницей МГСН и СНиП.
|