Нормативная база

«Указ - не более как бланковый лист…»
Н.Н. Никонов

Русская линия

№ 5 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2008г.


Содержание номера:

В. С. Ольгин
Москва своих не бросает

И. А. Бахирев, М. А. Мигалева
Южная рокада

И. А. Бахирев, Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие планировочной и функциональной улично-дорожной сети в Москве

П. П. Зуева, член Союза архитекторов России
Из американской практики строительства небоскребов

И. В. Ушакова
Возрождение обители милосердия

Н.Н. Никонов
«Указ - не более как бланковый лист…»

В. А. Соловьёв, архитектор
Пречистенка

В. А. Резвин, архитектор
Вглядываясь в бездну

 

Мысли вслух о техническом регулировании

Дело ведь в примененьи, уменье приложить данную мысль таким образом, чтобы она принялась и поселилась в нас. Указ, как бы он обдуман и определителен ни был, есть не более как бланковый лист, если не будет снизу такого же чистого желания применить его к делу той именно стороной, какой нужно и какой следует.

Н. В. Гоголь

«Выбранные места из переписки с друзьями»

О мыслях вслух хорошо сказал Булат Окуджава: «Дайте выкрикнуть слова, что давно лежат в копилке».Точное определение! Поэты знают цену слову, многое предвидят. Поэтому и Николай Васильевич Гоголь прав: ведь Закон «О техническом регулировании» в строительстве пока работает только как запретительный документ - СНиП и МГСН отвергаются, а технических регламентов нет. И, наверное, долго не будет. Значит, имея в виду Закон и следуя Гоголю, пора разворачивать работу с нормами в Москве «той стороной, какой нужно и какой следует», тем более, что Градостроительный кодекс РФ позволяет это сделать.

В системе Территориальных строительных норм (ТСН) МГСН занимают особое место как по значимости, так и по количеству. Вместе с пособиями, методиками, сборниками базовых цен, рекомендациями и положениями набегает аж 237 документов. Но даже они не охватывают необходимый для проектирования и строительства набор документов.

Во-первых, в своем большинстве все они - архитектурные нормативы.

Во-вторых, в МГСН почти нет норм с инженерной тематикой, что можно объяснить просто: ведь для решения разнообразных технических задач есть СНиП. Зачем дублировать их положения в ТСН? Но мы же говорим о Москве, о ее специфике, и априори можно утверждать, что почти к каждому сборнику СНиП необходимы региональные дополнения: к железобетону - требования к использованию высокопрочных бетонов, трубобетонных конструкций, оболочек, фибробетона и так далее. К стальным конструкциям - правила работы с противопожарной защитой в высотных зданиях и тому подобное.

В-третьих, и СНиП, и МГСН согласно Закону, увы, временно живущие документы.

Кроме перечисленных специфических задач, есть еще много чрезвычайно важных общих установок, необходимых для проектировщиков и строителей. К примеру, несмотря на беспрецедентное строительство в столице уникальных объектов, то есть тех, что строятся впервые, в МГСН до последнего времени не были представлены правила, устанавливающие принципы их проектирования и строительства и предупреждающие проектные и строительные ошибки. В проектах до сих пор отсутствуют крайне необходимые разделы: оценка проектного риска, требования к эксплуатации объекта. Не закреплены законодательно: требования персонального лицензирования лиц, берущихся за проектирование и строительство уникальных объектов, необходимость крупномасштабного физического моделирования сложных сооружений и еще многое другое, не менее важное.

За прошедшее десятилетие осуществлены многие новаторские проекты. Однако пионерные работы не обобщаются, и результаты этих обобщений не ложатся в городские строительные нормы, оставаясь terra incognito для основной массы проектировщиков и строителей.

И в самих нормах есть много мест, требующих изменений, уточнений, развития. Как пример, ТСН 50-304-2001 «Основания, фундаменты и подземные сооружения в г. Москве» (один из немногих сборников, посвященных инженерным делам):

а) в главе «Определения» понятие «геотехнический мониторинг» не включает в себя прогноз гео- и гидрологической обстановок после завершения строительства;

б) для уникальных и особо сложных объектов не предусмотрены геофизические изыскания, оценивающие в целом пригодность участка для строительства и дающие возможность оптимизировать последующие инженерно-геологические работы;

в) не описаны требования к успешно применяемым в Москве методам укрепления грунтов: « геомассив», « микродур» и другие;

г) не оговаривается необходимость на потенциально опасных участках исследовать состояние кровли подстилающего кристаллического фундамента, его разломов, их влияние на будущее строений. Что за вещества в виде газов выносятся из разломов? Нейтрально ли «дыхание» Земли для железобетона в каждом выбранном случае?

д) не рекомендованы меры, сохраняющие естественный водоток подземных вод при перекрытии его подземным сооружением или заглубленной частью обычных объектов;

е) не показаны приемы устройства сооружений на крутом рельефе, не приведены расчетные формулы для проверки устойчивости склонов;

Справедливости ради следует сказать, что в «Пособии к МГСН» говорится и о прогнозе обстановки после окончания строительства, и о геофизических изысканиях, но в нормах об этом - ни слова. Хотя по логике построения норм, в главном сборнике должна быть сжатая информация, которая затем получает в последующих документах - Пособиях, Методиках Инструкциях - детальное развитие.

В МГСН «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы» упущено требование расчета аэродинамического режима в жилой застройке (в микрорайонах, кварталах).

Полный анализ МГСН необходим и его еще следует выполнить. Очевидно, он станет одной из первых тем предстоящей работы. Поэтому правы те, кто утверждает, что МГСН следует привести в соответствие с федеральными законами, и искренне заблуждаются их оппоненты, которые ратуют за сохранение московских норм в существующей форме. Ведь федеральные законы - совершенно против СНиП и МГСН, даже отлакированных.

Что должно быть сделано, чтобы попасть в тональность федерального закона о техническом регулировании, который внес принципиальные изменения в нормативные документы для строительства?

Основные положения Закона направлены на сходимость национальных норм с международными, на сосредоточение основных элементов регулирования - технических регламентов - на безопасности «зданий, сооружений, конструкций и строительных материалов, процессов производства, хранения, перевозки и утилизации» продуктов строительной деятельности. Безопасность строительной продукции - главная тема Закона, но и разделение нормативов на технические регламенты со статусом обязательного применения и правила, дающие пользователям право добровольного выбора архитектурных и инженерных решений - не менее важное новшество.

Еще одна задача, которую ставит Закон перед строительством - снятие административных барьеров во взаимоотношениях власти и бизнеса.

Но пока эти установки - только на бумаге. Они не поддержаны подзаконными актами - техническими регламентами. Ведь ни один из них, спустя четыре года после выхода Закона, не увидел свет. А долгое ожидание для московского строительства недопустимо. Поэтому и надо браться за создание системы градостроительных нормативных документов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости на территории Москвы, развивающей Законы N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и N65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и других федеральных и региональных законодательных документов, направленной на превращение московского строительства в наукоемкое и безопасное производство, способного успешно конкурировать на международном строительном рынке.

Кроме безопасности, добровольности, администрирования, в ней должны быть красной нитью прошиты поддержка отраслевой науки, работа с новшествами, меры ее стимуляции, экономия ресурсов, установление обратных связей с пользователями норм. Без всего этого невозможно обеспечить системе будущее.

Не менее важно правильно понимать слова «безопасность» и «добровольность» в новых нормах. Ведь в СНиП и МГСН такого разделения нет, но теперь оно должно быть.

Принципы построения новой Системы заключаются в том, что первая часть каждого рабочего документа должна содержать группу требований к безопасности объекта, его созданию и эксплуатации. Или по-другому: пороговые значения безопасности. Они могут быть выражены числами, словесными формулами, визуально воспринимаемыми ограничениями. Только так можно кратко обозначить предельное состояние конструкции или объекта в целом. Сегодня нет этих пороговых значений. Значит, должны быть. В этом смысл предстоящей работы.

Вторая часть нормативов наполняется техническими решениями и рекомендациями, связанными с параграфами первой, предоставляя исполнителям право выбрать из нескольких правильных разработок лучшее для определенных условий. В этом смысл добровольности.

И, наконец, третья часть представляет собой теоретические обоснования - научный фундамент двух первых. В ней каждый параграф норм должен быть дополнен выводами, пояснениями, ссылками на первоисточники, на научные статьи в специальных журналах, послужившими основанием для норматива или инженерного решения. Чрезвычайно важно, чтобы все три части по пунктам были связаны друг с другом.

Главное - что обязательно должно быть в московской системе нормативных документов, чего нет в федеральных законах и в проектах технических регламентов - отражение субъективной сущности безопасности.

Строительные аварии последних лет показали, что все они порождение непрофессионального подхода к работе, пренебрежение нормами, связями с наукой, основными положениями теории сооружений. Именно человек - главный виновник всех неприятностей, и он же - творец всех успехов строительства. Поэтому в московских нормативах должны быть предусмотрены:

- неформальная обязательная постоянная учеба проектировщиков, строителей, заказчиков, эксплуатационников, работников госнадзора;

- получение, лишение и возврат персональных лицензий, для специалистов, намеревающихся работать и уже работающих со сложными (уникальными) объектами;

- введение льгот для организаций, работающих с новшествами;

- установление преференций для производителей и потребителей продукта нетрадиционной энергетики и т.д. и т.п., связанное с человеком в строительстве и обеспечивающее ему регламентированные условия для работы.

Из всего сказанного следует: Система градостроительных нормативных документов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов недвижимости на территории Москвы, входящая в первый том Московского Территориального Строительного Каталога «Нормативные и методические документы для строительства в Москве», будет полностью соответствовать Градостроительным кодексам РФ и Москвы и станет достойной преемницей МГСН и СНиП.