|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. С. Ольгин
Москва своих не
бросает
И. А. Бахирев,
М. А. Мигалева
Южная рокада
И. А. Бахирев,
Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие
планировочной и функциональной улично-дорожной
сети в Москве
П. П. Зуева,
член Союза архитекторов России
Из американской
практики строительства небоскребов
И. В. Ушакова
Возрождение обители
милосердия
Н.Н. Никонов
«Указ - не более как
бланковый лист…»
В. А. Соловьёв,
архитектор
Пречистенка
В. А. Резвин,
архитектор
Вглядываясь в
бездну |
Программа развития Москвы на ближайшие 15 лет
предусматривает развертывание в столице
сверхвысотного строительства, что порождает
множество новых проблем в области геологии,
экологии, транспорта, технологии, архитектуры,
инвестиций. Одним из ключевых факторов здесь
является качество проектирования. В этой связи
было бы актуально обратиться к мировой истории
возведения высотных зданий и, в частности, к
американскому опыту, который насчитывает более
100 лет.
Следует отметить тот заслуживающий особого
внимания факт, что с самого начала
архитектурно-инженерного состязания за
«первенство на небесах», разработка и
проектирование небоскребов определялись в
основном коммерческими интересами. Заказчики,
инвестировавшие возведение сенсационных зданий,
редко рассчитывали на их быструю окупаемость.
Гораздо важнее было поднять статус фирмы, города
и даже страны.
Эпоха небоскребов ведет свой отсчет с конца XIX
века. Ее пионерами традиционно считаются
американские архитекторы так называемой
«чикагской школы», которые после
опустошительного пожара в Чикаго (1871) воздвигли
здесь первые высотные здания. Стоимость
земельных участков росла, и чтобы увеличить
объем площадей, соответственно увеличивали
число этажей. Новый тип сооружений способствовал
появлению новых строительных материалов и
инженерных решений. Использование стального
каркаса, создание грузового подъемника Э. Отисом
(1853), изобретение вращающейся двери Т. Ван
Кеннелом (1888) стали важными движущими факторами в
индустрии возведения небоскребов.
Первые сооружения, сочетавшие в себе возможности
металлического каркаса и лифта, появились в
Нью-Йорке. Но здесь дело застопорилось из-за
экономического кризиса 1873 года и принятия
местного строительного кодекса, запретившего
применение каркасной конструкции для наружных
стен высотных зданий. Поэтому центр
строительства высоток переместился опять же в
Чикаго. Именно тогда и сложилась упомянутая
«чикагская школа» архитекторов. Одним из ранних
ее детищ явилось конторское здание «Хоум
Иншуренс билдинг» (1884-1885) инженера У. Ле Барона
Дженни, который использовал сборную каркасную
конструкцию из чугуна и стали, скрепленную
болтами и усиленную гранитными опорами в нижнем
уровне. Однако эта конструкция еще не была
полностью независима от каменной кладки и далека
от схемы жесткого самонесущего металлического
каркаса, выдерживающего любые нагрузки.
Примерно в то же время архитектор Лерой
Сандерленд Баффингтон из Миннеаполиса предъявил
свои права на приоритет в области создания
небоскребов. Он не утверждал, что построил первый
небоскреб, но доказывал, что раньше, чем Дженни
или кто-либо еще, разработал конструктивные
принципы возведения высотных зданий на стальном
каркасе, способном нести большие нагрузки. В 1887
году Баффингтон озаботился получением патента
на самонесущую каркасно-рамную конструкцию
28-этажного небоскреба из кованого металла (не
чугуна), клепаную, а не скрепленную болтами, и с
тонкими ограждающими стенами из легкого кирпича.
Год спустя патент ему выдали.br>
Первые высотные конторские здания насчитывали
от 10 до 20 этажей. В плане они были квадратными, U-
или L-образными, с большим световым двором в
центре, и характеризовались масштабностью и
строгостью форм. Каждое из них становилось для
молодых чикагских архитекторов еще одной
возможностью преодолеть традиционные
проектно-конструкторские ограничения, найти
новое стилевое решение для делового здания.
Новую эстетику небоскребов продвигали Д. Х.
Бэрнхем и Дж. У. Рут. В своих теоретических
работах они утверждали: поскольку высотка
проектируется для особой цели, следует заявлять
об этой цели каждой конструктивной частью. Рут
писал: «Архитектор должен первый выявить
условия, необходимые для функции здания, значит,
необходимо и выразить ее смысл и ценность
художественным образом»
Самым ярким представителем «чикагской школы»
стал Луис Салливен, рассматривавший высотное
сооружение и как некую органичную структуру, и
как элемент городской среды. Ему принадлежит
аксиома: «Форма следует функции», а также
следующее поистине эпическое определение
небоскреба: «Он должен быть высоким каждым
дюймом своей высоты. Сила и власть высоты,
торжество и гордость возвышения должны быть в
нем. Каждым своим дюймом он должен быть
благородным и парящим»
Архитектор Франк Ллойд Райт, работавший в ателье
инженера-архитектора Данкмара Адлера вместе с
Салливеном в начале 1890-х годов, писал в своей
работе «Тирания небоскребов»: «Наше
специфическое нововведение, небоскреб начал
свою жизнь, когда Л. Салливен вошел в дверь,
соединявшую мою рабочую комнату с его кабинетом,
и бросил на мой стол чертежную доску с натянутым
на нее листом ватмана. Это был «Уэнрайт билдинг» -
первое высокое со стальным каркасом конторское
здание, созданное как произведение архитектуры».
Д. Адлер, компаньон и соавтор многих проектов Л.
Салливена, в это время думал совсем не о
поэтическом образе небоскреба, а об
усовершенствовании его функции: повышении
эффективности лифтов, оптимизации светового
решения внутреннего двора и освещения коридора;
много внимания уделял вопросам отопления,
охлаждения, вентиляции. Салливен же впервые
отметил рациональность внутренней структуры
высотного здания, предполагающей размещение
технических устройств в подвале и на верхнем
этаже, а также одинаковую планировочную схему
этажей.
Два десятилетия лидерство в строительстве
небоскребов принадлежало Чикаго. В 1892 году самым
высоким зданием в этом городе стал «Мезоник
Темпл», построенный архитекторами Д. Бэрнхемом и
Дж. У. Рутом. Он насчитывал 22 этажа, имел высоту 92 м
и возводился с применением конструктивных
принципов, ранее предложенных вышеупомянутым Л.
С. Баффингтоном. Однако в следующем году в Чикаго
запретили сооружать объекты высотой не более 39 м,
и центром эпопеи высотного строительства стал
Нью-Йорк, где после отмены ограничения на
использование каркасных конструкций для
наружных стен (1892) грянул невиданный
строительный бум.
Но сначала договорим об архитекторах-чикагцах.
Продвигая новые идеи, они понимали, что для
заказчика небоскреб скорее всего явится лишь
средством извлечения из застроенного участка
максимальной прибыли. Поэтому они предлагали
здесь ряд ограничений. Так Л. Салливен в одной из
своих статей отмечал, что «до определенного
уровня высоты здания его собственник может
делать что хочет, но за строго обозначенной
границей приоритетом должна стать общественная
польза и выполнение условий должно
контролироваться либо с согласия, либо без
согласия собственника. Мы обязаны объяснить
владельцу сооружения, что 50% ограничений будет
относиться не только к площади, но и к фасаду
здания. Он будет явно не доволен этим, но система
штрафов заставит его принять правила. Высота
фасада здания не должна превышать удвоенную
ширину улицы. Далее, используя ступени, мы где-то
немного выигрываем, а где-то немного теряем и чем
выше становится застройка, тем меньше площади
должно занимать здание». Его поддержал Д. Адлер,
обсуждая вопросы ограничения величины
небоскребов и возможность появления уступов в их
архитектурном решении: «Небоскребы растут,
подобно деревьям в лесу, и необходимо выработать
определенные правила зонирования, чтобы
гарантировать доступ света и воздуха не только
для верхних этажей, но также и на уровне улицы и
нижних. Эффект ступенчатого массива будет
чрезвычайно живописен, обильный свет проникнет в
каждую часть здания через большие террасные
дворы, ступенчатые формы сооружения поднимутся
на максимальную высоту, не затеняя и не принося
ущерба соседним улицам и зданиям». Но подобные
предложения тогда не получили поддержки и высота
небоскребов продолжала возрастать в
соответствии с пожеланиями их собственников.
В Нью-Йорке после 1892 года, как уже было сказано,
начавшем бурно строиться, до конца первого
десятилетия ХХ века появилось 188 сооружений в 20 и
более этажей. Эти небоскребы, предназначенные
для страховых компаний, коммерческих фирм и
городской администрации, представляли собой
сверхмасштабные образцы неоклассического стиля.
Первым примером такого крупного делового здания
стал 32-этажный «Парк Роу билдинг» (архитектор Р.
Робертсон, 1899) высотой 118 м, в котором
разместились 950 контор.
В начале 1900-х годов в Нью-Йорке над основным
массивом высотки, как правило, возвышалась
башенная надстройка. Типичный пример - небоскреб
«Зингер билдинг» высотой 187 м (архитектор Э. Флег,
1908; снесен в 1968). Его 13-этажный «шкатулочный»
объем венчала кирпичная 47-этажная башня,
облицованная терракотой, с куполом-мансардой.
Проект самого высокого и выразительного
неоготического небоскреба «Вулворт билдинг»
выполнил архитектор К. Гилберт (1913). 29-этажная
башня с небольшими уступами поднималась над
29-этажным же объемом-пьедесталом до отметки 241 м.
Заказчик проекта магнат Вулворт потратил на эту
амбициозную затею значительную часть состояния.
Впервые параметры одного объекта рассчитывались
как на город с населением в 50 тысяч человек. В
итоге «Вулворт билдинг» был признан величайшим в
своем роде шедевром.
Первый этап строительства небоскребов и начало
второго были связаны в основном с заказами
страховых компаний и коммерческих фирм. Но в 1914
году завершилось возведение 34-этажного, высотой
177 м, псевдоклассического муниципального здания
«Белый Парк Роу», спроектированного
архитектурной фирмой «Мак-Ким, Мид и Уайт».
Помимо
небоскребов башенного типа, тогда же строились и
протяженные по горизонтали высотные здания,
имевшие многоярусное членение объема. Но такая
система использовалась для сооружений высотой
не более 20-25 этажей, в случае же увеличения
этажности получались гигантские монолиты, в
которых для офисов не хватало света, что вело к
падению цены аренды.
В 1908 году архитектор Э. Флег указал на городские
проблемы, возникшие в связи с появлением
большого числа высотных зданий: «Свет и воздух
всегда являются ценным аспектом городского
пространства, и они должны быть сохранены. Нельзя
допустить возведение неестественных
протяженных коробок на такую высоту без наличия
башен или уступов на верхнем уровне. Необходимо
найти компромисс между правами собственности и
общественной пользой». Явная перекличка с
Салливеном и Адлером. Флег предвидел также
катастрофическое увеличение объема
автомобильного трафика и трудности в деле
обеспечения пожарной безопасности небоскребов.
Через год после возведения на Манхеттене башни
«Эквитейбл Лайф Иншуренс билдинг» (1915) - самого
крупного офисного здания в мире - власти
Нью-Йорка приняли первое в американской истории
всеобъемлющее Законодательство о зонировании
высот, которое остановило дальнейшее сооружение
объектов, подобных «Эквитейбл Лайф Иншуренс
билдинг». Для сохранения света и воздуха в
уличном каньоне здание после установленной
высоты должно было подниматься уступами, то есть
не отвесно, а наклонно (это же касалось башен,
отстоящих своим основанием от красной линии на
определенное законодательством минимальное
расстояние). Указанное ограничение привело к
появлению новой формы небоскреба с уступчатыми
очертаниями.
Над стадиями зонирования, регулировавшими
высотную застройку и ее районы, работали
нью-йоркские архитекторы Х. Корбет и Х. Феррис,
создавая ступенчатые островерхие пирамидальные
объекты. В 1923 году Комитет по региональной
планировке Нью-Йорка и его окружения (Regional Plan of New
York and its Environs - RPNY) попросил архитекторов высказать
свои предложения по развитию Манхеттена. Х.
Корбет и Х. Феррис работали в группе специалистов
по транспортной проблеме. Корбет сделал акцент
на концепции многоуровневого города: локальное
движение происходит на уровне улиц; скоростные
магистрали располагаются на уровень выше;
пешеходное движение по променадам
осуществляется над хай-веем. Уровни движения
транспорта опоясывали город, подобно
венецианским каналам, пешеходные променады
связывались мостами и площадями, за что весь
проект получил название «Венеция в Нью-Йорке».
Феррис же разработал схему отделения
транспортной зоны от пешеходных галерей-аркад и
включения в городскую инфрастуктуру объектов
торговли, связи и паркинга. В дальнейшем,
расширяя спектр идей, он выполнил серию
черно-белых фресок, на которых изобразил не
только стадии зонирования блока-квартала, но и
новые предложения: посадочные площадки для
воздушных судов на верхних террасах высотных
зданий, церковь-небоскреб, высотные апартаменты
на мосту.
Строительство высоток продолжало менять взгляды
на современный город. В 1929 году архитектор Р. Худ
заявил о планах возведения 150-этажного здания:
современные стальные конструкции и последние
достижения компаний по производству лифтов это
позволяют. В печати разразилась по сему поводу
нешуточная дискуссия. Американская
общественность от подобных мегаструктур ждала
сугубой архитектурной выразительности - начиная
с конкурса газеты «Чикаго Трибюн» (1922), где
финский архитектор Э. Сааринен представил проект
небоскреба, динамика которого была выражена
композицией кубических объемов (отзыв Л.
Салливена: «Бесценная жемчужина»).
Конец 1920-х был ознаменовался в Нью-Йорке
постройками наиболее значительных ступенчатых
небоскребов и расцветом стиля Ар Деко в высотном
строительстве. Назовем здесь хотя бы
административный центр телефонной компании
«Барклай-Визи билдинг» (архитектурная фирма С.
Фурхис, П. Гмелин, Р. Уолкер) и здание «Ту Парк
Авеню» (архитектор Э. Ж. Канн). Многие тогдашние
небоскребы вошли в антологию высотных
сооружений начала ХХ века: здание «Америкен
Радиэйтор билдинг» (архитектор Р. Худ); гостиница
«Валдорф Астория» (фирма Шульц и Вивер);
небоскреб «Си-Эй-Виктор» (фирма «Кросс и Кросс»);
офисное здание Ирвина Ченина (фирма «Слоан и
Робертсон»). На бронзовом фасаде последнего были
высечены слова «Нью-Йорк - город возможностей».
В Чикаго вторая волна возведения небоскребов
началась после 1923 года, когда Комиссия по
зонированию высот адаптировала нью-йоркский
закон к особенностям города. По новому закону, на
объем высотой не более 79 м разрешалась
постановка 17-20-этажной башни. Так в центральном
деловом районе появился «Ригли билдинг» (1924),
выполненный одной из наиболее консервативных
архитектурных фирм Чикаго того времени - «Грехем,
Андерсен, Пробст и Уайт». В этом небоскребе
творчески использовалось классическое
европейское наследие, архитектурная традиция
коммерческого стиля Чикаго 1880-х годов,
эклектичное наследие Всемирной выставки (1893) и
новые отделочные материалы из терракоты.
Проблема формы участка при проектировании
оказалась ключевой. Треугольная площадка не
слишком подходила для стандартного кубического
блока. Тем не менее, архитекторы сумели
превратить эту сложность в преимущество, создав
дерзкую по очертаниям 134-метровую четырехгранную
башню неправильной формы, бросившую вызов
окружающим высотным сооружениям, возведенным в
традиционно правильной сетке плана города.
Небоскреб «Джевелирс билдинг» (1924-1926) высотой 159 м
(архитектурная фирма «Джиавер, Динкельберг и
другие»): 17-этажная тонкая башня на массивном
24-этажном объеме. Башня казалась слишком
маленькой в сравнении с основанием. Старомодное
по своему дизайну здание оказалось
необыкновенно современным по сути. Его
центральное ядро от основания до 23-го этажа
занимала механизированная парковка-гараж. Но это
был лишь редкий пример подобного решения: другие
архитекторы и застройщики продолжали предлагать
традиционные классические коробки с внутренним
световым двором, так как хорошо освещенные
офисные пространства давали больше прибыли, чем
парковка.
Существовали и другие проекты. Так, фирма «Д.
Бернхем и Компании» и бюро «Холаберд и Рут»
представили выразительные ступенчатые
композиции небоскребов «Банкерс билдинг» (1926) и
«Ла Сеил Уокер» (1929-1930) высотой 156 м. Самым
уникальным чикагским небоскребом стало
ступенчатое здание «Палмолив билдинг» (1927-1929),
построенное по проекту архитекторов Холаберда и
Рута. Несколько «сплющенное» 37-этажное
сооружение высотой 172 м отличалось
пирамидальными формами и «нью-йоркским» стилем.
Так закончилось первое десятилетие после
принятия закона о зонировании высот, который был
модифицирован в связи со строительством
небоскребов 1930-х годов - «Крайслер билдинг»,
«Эмпайр билдинг», «Рокфеллер центр»...
|