История места

Пречистенка
В. А. Соловьёв, архитектор

Русская линия

№ 5 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2008г.


Содержание номера:

В. С. Ольгин
Москва своих не бросает

И. А. Бахирев, М. А. Мигалева
Южная рокада

И. А. Бахирев, Т. В. Сигаева, С. С. Кракович
Развитие планировочной и функциональной улично-дорожной сети в Москве

П. П. Зуева, член Союза архитекторов России
Из американской практики строительства небоскребов

И. В. Ушакова
Возрождение обители милосердия

Н.Н. Никонов
«Указ - не более как бланковый лист…»

В. А. Соловьёв, архитектор
Пречистенка

В. А. Резвин, архитектор
Вглядываясь в бездну

В старой Москве дома в четыре этажа считались весьма высокими. Со временем город подрос, и эти особняки стали «пропадать» среди современных безликих коробок. Но есть в столице улица - подлинная отрада для москвича, любящего свой город. Это - Пречистенка (бывшая Кропоткинская). Ее непередаваемое обаяние - не только в сохранившихся старых домиках и импозантных доходных домах (в скобках заметим, что такие улицы у нас еще встречаются). Дело в том, что на Причистенке что ни дом - то история, да какая! А фамилии владельцев! Всеволожские, Ермоловы, Морозовы, Лопухины... Возможно, этим объясняется трудно изъяснимая словами, но явственно ощутимая особая аура этого «сен-жерменского предместья» Москвы.

Рассказать о Пречистенке непросто. С чего начать? С истории места или с первых сохранившихся домов? А может, просто идти и повествовать о том, что видишь? Нет, нужна система, иначе в голове образуется каша из имен, дат и восторженных прилагательных. Итак, двинемся, благословясь, от бывшего урочища Чертолье в сторону монастыря, где хранилась одна из самых почитаемых икон - Пречистой Смоленской Божией Матери.

Первыми по левой стороне встречают нас великолепные белокаменные палаты (дом N 1) - памятник архитектуры. Как и у большинства построек начала XVII века, здесь мы не знаем не только имя автора, но и первого владельца. Дом чудом избежал сноса в 1972 году и сейчас, реставрированный, стал украшением Пречистенки. В этом месте улицы начинается явственный, довольно крутой подъем, на который старые постройки «взбираются» с трудом.

Почти напротив дома N 6 с аптекой (она существует здесь с 1873 года) стоит городская усадьба (дом N 7). Ее история вполне могла бы стать основой для книги. Принадлежала она известному всей Москве богачу В. А. Всеволожскому, владельцу одного из лучших в городе крепостных оркестров. Поводом показать свой оркестр были частые концерты и балы, которые давал хозяин. На них, возможно, бывал и молодой Пушкин, ведь сын хозяина, Никита Всеволожский, - друг юности поэта. Оба они были членами кружка «Зеленая лампа». Позднее усадьба перешла к новым владельцам, которые ее безжалостно перестроили. Исчез и герб рода Всеволожских на главном фасаде.

На углу Чертольского переулка - дом-загадка (N 10/2). За классическим фасадом скрываются сводчатые подвалы XVIII столетия. Но не это главная изюминка дома. С 1839 года он принадлежал легендарному генералу М. Ф. Орлову, герою Отечественной войны, коменданту покоренного Парижа, декабристу и другу Пушкина. Генерал Орлов - фигура трагическая. После разгрома восстания декабристов он, как один из основателей «Союза благоденствия», оказался под следствием. Спасло его то, что возглавлял следствие его родной брат Алексей, умоливший царя разрешить Михаилу Орлову проживать в Москве под надзором полиции. Его жена, Екатерина Раевская, также была другом Пушкина. Ей поэт посвятил стихи: «Увы! Зачем она блистала минутной, нежной красотой?» Чертами ее характера он наделил Марину Мнишек в «Борисе Годунове»... Дом часто менял владельцев. Домашним учителем сына последнего хозяина был студент Борис Пастернак, тут же и поселившийся.

Между Всеволожским и Лопухинским переулками стоит блестящий памятник московского ампира - усадьба Лопухиных (дом N 11). Этот небольшой особняк - безусловный эталон изящества и вкуса. Его пропорции идеальны, а декор фасада и интерьеров безукоризнен. Этот деревянный, оштукатуренный, на каменном цоколе дом построил талантливый зодчий из крепостных Афанасий Григорьев. Трудно поверить, что стены и ионические колонны изящного портика - тоже из дерева. Сейчас в доме размещается музей Л. Н. Толстого, что дает возможность полюбоваться полными тонкого лиризма интерьерами.

Визави дома Лопухиных - самый знаменитый памятник московского ампира, известный в литературе как дом Хрущевых-Селезневых (N 12/2). Да и переулок, на углу которого находится усадьба, тоже называется Хрущевским. Усадьбу на месте сгоревшей, принадлежавшей князю Барятинскому, построили для богача, гвардии прапорщика А. П. Хрущева два друга-архитектора - Д. Жилярди и А. Григорьев. В каком-то смысле это здание - центр Пречистенки. С 1957 года здесь обосновался один из лучших музеев Москвы - музей А. С. Пушкина. Гармоничное слияние экспозиции с интерьерами оставляет неизгладимое впечатление. Уходить отсюда не хочется: вся жизнь поэта, год за годом, шаг за шагом прослежена здесь с огромной любовью и научной достоверностью. Выходишь из музея не на улицу, а в тихий Хрущевский переулок. Двенадцать таких переулков вливаются с двух сторон в Пречистенку, образуя неповторимый пречистенский мир.

Давайте немного передохнем и оглядимся вокруг. Дома, окружающие нас, источают спокойствие, но выглядят загадочно. Каждый хранит какую-то тайну, каждый связан с тем или иным интереснейшим человеком, оставившим свой след в истории или культуре. Поблизости жил легендарный московский обер-полицмейстер Николай Петрович Архаров, ставший потом московским гражданским губернатором. В его усадьбе, которую купил и перестроил генерал Бибиков, бывали и Пушкин, и Баратынский, и Языков, и Дмитриев. Правда, это было уже тогда, когда усадьбу приобрел герой Отечественной войны, поэт-партизан, а затем генерал-лейтенант Денис Давыдов (дом N 17). Покупка была неудачной, поэт усадьбой тяготился и в письме к приятелю умолял:

Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец...

Теперь бывший «пречистенский дворец» - частное владение и его даже не разрешают фотографировать.

Хозяином усадьбы под N 16, где уже многие десятилетия размещается хорошо известный москвичам Дом ученых, был брат Н. П. Архарова Иван Петрович - военный губернатор Москвы. Львы на пилонах ворот появились в начале прошлого века, когда дом подвергся перестройке по проекту архитектора А. Гунста.

Пречистенка и окрестные переулки помнят Михаила Афанасьевича Булгакова. Он эти места любил и многократно описывал. Здесь в полуподвале домика в Мансуровском переулке он поселил у застройщика Мастера и Маргариту. Тут Мастер сжег свой неоконченный роман о Понтии Пилате. Район этот Булгаков хорошо знал: некоторое время он снимал комнату неподалеку. И достопамятный Калабуховский дом, в котором разворачиваются фантастические события «Собачьего сердца», тоже находился неподалеку, в Обуховом (теперь Чистом) переулке. Это место Булгаков описал подробно, так как рядом жил его дядя, врач Н. М. Покровский, ставший в повести Преображенским, а сам писатель с женой Любовью Белозерской поселился в том же Обуховом переулке.
Дом генерала Ермолова
В этой части улицы доминирует знаменитый дворец героя войн с турками князя А. Н. Долгорукого, построенный для него Матвеем Казаковым (дом N 19). Некоторое время дворец занимала Военная академия РККА. Теперь здесь картинная галерея. Воинская слава поселилась и в доме N 20, где провел последние годы и умер легендарный полководец 1812 года генерал от инфантерии, командир Отдельного Кавказского корпуса и наместник на Кавказе Алексей Петрович Ермолов. Он дружил с Грибоедовым, Пушкиным и многими декабристами, которые возлагали на него большие надежды, что его и погубило. Попав в опалу, А. П. Ермолов последние годы коротал в Орле или в Москве, где писал свои «Записки». Дальше судьба дома сделала крутой поворот - при советской власти его предоставили знаменитой хореографической студии Айседоры Дункан. Вот уж, право, чудеса!

Семье А. П. Ермолова принадлежало и домовладение, в котором теперь размещается Управление государственной противопожарной службы города Москвы (дом N 22). Можно сказать, традиционно: купив после 1812 года дом у семьи Ермолова, градоначальство разместило в нем опять же пожарное депо. Центр главного дома был отмечен непременной каланчой со специальным круговым балконом для дежурных сигнальщиков. Увы, каланча утрачена, а как бы она украсила улицу!

В этих краях часто бывал Пушкин, так как в доме N 21 жила сестра декабриста Трубецкого, позднее вышедшая замуж за С. П. Потемкина. Она была посаженой матерью на свадьбе Пушкина и Натали Гончаровой. Это ей поэт посвятил шутливый экспромт: «Когда Потемкину в потемках я на Пречистенке найду...» Видимо, дворянская Пречистенка в те годы была достаточно темной.

Художники и меценаты тоже не обошли Пречистенку своим вниманием. Дом Потемкиной в конце XIX века принадлежал уже представителю знаменитого купеческого рода Морозовых - Ивану Абрамовичу. В юности он учился живописи вместе с Коровиным, много ездил по России. Однако художника из него не получилось. Зато он увлекся собиранием живописи, которое переросло в подлинную страсть и смысл его жизни. Купив дом на Пречистенке, Морозов переоборудовал его под галерею и стал активно скупать картины. Его собрание стало настоящим музеем новой западной живописи, главным образом, молодых тогда импрессионистов. Достаточно перечислить имена художников, чьи картины приобрел коллекционер: Бонар, Гоген, Сезанн, Ван Гог, Сислей, Ренуар. Было много и русских живописцев: Головин, Коровин, Врубель, Серов, Левитан. С картины последнего и началась морозовская коллекция. Собрание не было общедоступным: его могли видеть только избранные гости, в том числе иностранные художники. После всевозможных разделов и слияний в 1948 году галерею Морозова ликвидировали, передав фонды в Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина, - не самый плохой вариант для частного музея, бывало и похуже. Теперь здесь Академия художеств.

В этой части улицы хорошо представлена архитектура московского модерна. Напротив здания Академии художеств стоит высокий доходный дом, который в 1906 году построил архитектор Лев Кекушев для Н. П. Исакова (N 28). Фасад дома, облицованный глазурованным кирпичом, обильно украшен нарисованным декором. Но главная и самая эффектная его достопримечательность - волнообразный карниз из давленого металла. Прекрасны металлические решетки, ограждения балконов, кронштейны и особенно оконные переплеты. Дом недавно тщательно реставрировали. Другой представитель стиля модерн стоит в Кропоткинском переулке (дом N 13). До недавнего времени здесь находилось посольство Австралии, сотрудники которого ревностно следили за состоянием дома. Построил его в 1902 году для дочери фабриканта Бутикова Дерожинской великий мастер московского модерна Франц, или Федор, Шехтель. Изумительны интерьеры дома, особенно гостиная с 12-метровым окном. Фабрика Бутикова находилась рядом, в Бутиковском же переулке. Здание ее частично сохранилось.
Дом Охотникова
Место нашей последней остановки - бывшая Поливановская гимназия (дом N 32). Тут одно время учились сыновья Льва Толстого, жившего неподалеку в Хамовниках. Поливановку закончил первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин. Здесь учились поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, художник Александр Головин, сыновья знаменитой актрисы Гликерии Федотовой. Гимназия считалась лучшей в Москве. Ее основатель и директор Лев Иванович Поливанов был выдающимся педагогом. Он создал любительский театр, который назывался «Шекспировский кружок». Гимназисты во главе с Поливановым активно участвовали в подготовке Пушкинских торжеств 1880 года, когда был открыт памятник поэту на Тверском бульваре. До того, как стать гимназией, усадьба принадлежала П. Я. Охотникову, имя которого она и носит в специальной литературе. Очень красив дорический портик уличного фасада, изумительны и интерьеры главного дома. Их выполнили по проекту и под наблюдением известного архитектора А. И. Таманяна (Таманова) во время реконструкции. Особенно хорош двухсветный концертный зал в стиле неоклассицизма, поклонником которого был Таманян. Плафон расписывали живописцы В. Шухаев и А. Яковлев.

От дома Охотникова отчетливо просматривается Садовое кольцо. Оно как бы отрезает дворянскую Пречистенку от лежащей за Зубовской площадью медицинскую Пироговку - два разных мира, хотя оба они - Москва.

Как живет Пречистенка сегодня? Какие перемены претерпела она в XX столетии? К счастью, в отличие от соседней Остоженки, ее миновал (или почти миновал) вал реконструкции. В начале улицы после сноса углового дома возник сквер с памятником Ф. Энгельсу, непонятно почему сюда попавшим. Во дворе дома N 3 недавно построено интересное здание остросовременной архитектуры (архитектор М. Хазанов), тактично отодвинутое вглубь квартала. Доходный дом на углу Лопухинского переулка надстроен седьмым этажом. Серьезный ущерб облику Пречистенки был нанесен в конце 1960-х годов. На углу Малого Левшинского переулка, напротив Академии художеств снесли несколько старинных строений, разбили небольшой сквер и в глубине построили для работников ЦК ВЛКСМ жилой дом вполне заурядной архитектуры (N 30). Сплошная, складывавшаяся веками застройка Пречистенки была грубо нарушена. Несколько лет назад в сквере поставили памятник художнику Сурикову (скульптор М. Переяславец). Вообще этому участку улицы не повезло. На прекрасно отреставрированном фасаде бывшего дворца А. Н. Долгорукова, где располагается художественная галерея, «красуется» аляповатая бесцеремонная реклама... Наконец, на месте храма XVII века - церкви Троицы в Зубове, снесенной в 1933 году, через четыре года построили громоздкий мрачноватый дом для работников НКВД (N 31).

И все-таки эти изменения не смогли лишить Пречистенку ее обаяния и статуса любимой улицы москвичей.