Социальные программы Москвы

Глаз радует теплый цвет
Б. Х. Бухарина

Русская линия

№ 3 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

Архитектура и строительство Москвы №3. 2008г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московскому Стройкомлексу - 20 лет

Б. Х. Бухарина
Глаз радует теплый цвет

И. А. БАХИРЕВ
Проектирование магистралей в Москве

Здоровые города - здоровая нация

Н. В. Пустынникова
Ходынка под «парусом»

В. К. Максимова
Фантастический прыжок в будущее

А.  Белай
Московские прорабы: вчера, сегодня и…

И. C. Бабаян, А. Ю. Калинин
Государственное учреждение Центр «Энлаком»

А.Ф.Грушина
От Акмолы до Астаны

В.Б.Юрков
Собственность или аренда… В.Б.Юрков

В. А. Соловьев
Архитектор Лев Дюбек

Проект с отличной перспективой

 

В этом месяце в центре города (улица Большая Ордынка, 15) будет сдана в эксплуатацию новая школа, но ее необычный фасад уже обращает на себя внимание прохожих. Эта школа строится на бюджетные деньги, являясь частью социальной программы столицы, а точнее - объектом шаговой доступности социальной инфраструктуры. Возводит его Мосинжстрой на месте снесенного школьного здания первой половины прошлого столетия.

- Место очень затесненное, - рассказывает заместитель генерального директора по гражданскому строительству Мосинжстроя Олег Олегович Седых. - Нет сквозного проезда, разворотной площадки, машины въезжают и выезжают в одни ворота. Разгрузившись, водитель задним ходом пытается выехать за пределы стройки. И все же, несмотря на то, что у школы практически нет двора, здание получилось очень красивым. Я думаю, что с этим объектом мы выйдем на городской конкурс.

В современных школьных зданий проектировщики пытаются максимально использовать площадь, поэтому над спортивными залами появляются вторые этажи. На названном объекте спортзал тоже перекрыли, использовав помещение над ним для оборудования компьютерного класса. Там, где позволяет территория двора, в отдельную пристройку выносится пищеблок.

Сегодня в столице в достаточно большом количестве или строятся новые школы, или реконструируются старые. Реконструкцию с модернизацией, когда сохраняется прежнее здание либо полностью, либо частично, а к нему делаются пристройки, выполнять в условиях плотной городской застройки, конечно, сложнее, но строители успешно с этим справляются. Вот и в минувшем году Мосинжстрой сдал в эксплуатацию именно такой объект - школу N 1164 на улице Писцовой в Северном административном округе: старое школьное здание модернизировали, обогатив его новыми помещениями. Здесь вообще своя история.

Первоначально конкурс на выиграла другая компания, по ряду причин не сумевшая выполнить свои обязательства. На период строительства преподаватели и учащиеся были распределены по разным, и без того переполненным, школам округа. Вот тогда возобновить строительство и поручили Мосинжстрою.
Гимназия № 1573 на 550 учащихся на северо-востоке столицы
- Я хорошо помню, какой в первый раз увидел директора школы Марину Яковлевну Добкину, - рассказывает Олег Олегович Седых. - Это был человек с грустными глазами и натянутыми, как струна, нервами: она уже не знала, куда еще ей обращаться за помощью, чтобы вернуть педколлектив и детей в родные стены. Марина Яковлевна - удивительный человек. Она сама училась в школе N 1164, потом вернулась сюда учительницей младших классов. Директором стала как раз перед началом реконструкции. Нам всем очень хотелось помочь Марине Яковлевне. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы взял этот важнейший социальный объект в Северном округе под свой контроль. Стройка возобновилась, и уже через несколько недель директора нельзя было узнать - она начала улыбаться, потому что ей подарили надежду.

Строители трудились круглосуточно. Было укреплено старое здание на бутовом фундаменте, сделаны пристройки. Важные решения принимались буквально на ходу и тут же реализовывались. Каждый день на стройплощадке можно было встретить директора школы. Марина Яковлевна Добкина высказывала свои замечания, пожелания, просьбы. И к 1 сентября школа распахнула свои двери...

Опять же с реконструкцией Мосинжстрой возводит школу на Михалковской улице, 3 в том же Северном административном округе. К прежнему отреставрированному корпусу здесь добавятся четыре новых. Эта школа на 825 мест будет сдана в эксплуатацию в первой половине будущего года.

Начиная с 2004-го, Мосинжстрой возвел уже семь школьных зданий. Среди них - гимназия N 1573 на 550 учащихся на северо-востоке столицы. Это не типовой проект. У школы красивый фасад, выполненный по технологии «теплый дом». Архитектура здесь очень интересная, но и функционально здание полностью отвечает современным требованиям: много помещений для занятий спортом, локальная компьютерная сеть, специальный танцевальный зал, работает система безопасности и видеонаблюдения...

По результатам общегородского конкурса лучшим реализованным проектом в области инвестиций и строительства объектов образования в прошлом году была названа школа на улице Псковской, 11 в Лианозове, за что коллектив Мосинжстроя был отмечен Правительством города.Детский сад в новостройках

Сегодня в столице 1470 школ. По решению Правительства Москвы в течение пяти лет должно быть возведено еще 180 зданий. Вот почему сооружением детских садов и школ сегодня активно занимаются многие строительные организации, у которых еще недавно была совсем другая специализация. Например, сорок лет назад Мосинжстрой создавался для прокладки инженерных сетей, подземных коммуникаций и подготовки территорий к строительству. Сегодня, как видим, номенклатура работ значительна расширена.

- Второй год наша страна реализует четыре основных национальных проекта. В трех из них участвует Мосинжстрой, особенно входящий в него трест «Мосгоргидрострой», - продолжает Олег Седых. - Строим жилые дома для очередников по бюджетному заказу, возводим больницы, поликлиники, учреждения медицинского профиля (не так давно на улице Миклухо-Маклая сдали диагностический клинический центр), общеобразовательные учреждения. Последний проект включает новые школы, пристройки к старым и детские дошкольные учреждения.

Интересна динамика этих работ. В 2004-м Мосинжстрой построил две школы и один детский сад на 80 мест, а в 2005-м - две школы на 1320 мест и уже пять детских садов на 615 мест. Четыре детских сада было возведено и в 2006-м, когда Москва приняла специальную программу о строительстве 100 дошкольных учреждений. Но самым «урожайным» оказался прошлый год - восемь детских садов! На экономическом форуме, который проходил в Доме архитектора, участие Мосинжстроя в реализации социальной программы 2007 года было отмечено особо. Интересно, что хватили не за строительство дорог, очистных сооружений, коллекторов, не за перекладку коммуникаций, что традиционно для этого коллектива, а за реализацию именно социальной программы. Здесь Мосинжстрой занял одно из первых мест, обогнав многие крупные строительные фирмы.

С каждым годом существенно меняются проекты детских учреждений в столице. Да и сооружение их ведется, как правило, в стесненных условиях, в сложившихся микрорайонах, где трудно найти даже подъездные пути. Детсады становятся все более интересными и по архитектуре, и по функциональному наполнению.

- Нам приходилось строить типовые детские сады на 125 и 220 мест. Это, как правило, унифицированные сооружения, где применяются сборный железобетон, серийно выпускаемый нашими предприятиями: они быстро возводятся и весьма функциональны, - утверждает Олег Седых. - В каждом есть бассейн, кабинеты врачей, помещения для занятий спортом, комната для танцев. Наполнение зданий очень разнообразно. Но самое главное, на мой взгляд, то, что используются современнейшие инженерные коммуникации - четко работает вентиляция, автоматика, сантехника, противопожарное оборудование, система связи, видеонаблюдения, безопасности. Строительный комплекс столицы взял на себя координацию всех участников строительного процесса - проектировщиков, строителей, Департамента образования, префектур...

Сейчас при утверждении проектов детских учреждений важно, чтобы они имели доступ для маломобильных граждан. В каждом новом садике есть либо пандусы, либо подъемники. Изменились и требования к вопросам безопасности. Например, в старых типовых садах пункт охраны не был предусмотрен. В лучшем случае в коридоре у охранника был стол и стул. В новых зданиях обязательно есть отдельная комната, где на пульт дежурного выходит вся автоматика, связанная с эксплуатацией здания.

- Кроме типовых детских садов мы строим и индивидуальные, однако через какое-то время и они становятся типовыми. Это свидетельствует о том, какое внимание в столице уделяется детским учреждениям, - подчеркивает Олег Седых. - Например, только недавно разработан проект индивидуального монолитного садика на 95 мест, а он уже запущен в серию и перешел в разряд типовых. Сады этой серии мы построили в Марьиной Роще, в Бескудникове и Куркине - красивое трехэтажное здание, похожее на дворец. Каждый детский сад удачно вписывается в застройку, имеет дворовую территорию с прогулочными площадями.

Многие проектные организации трудятся над детскими дошкольными учреждениями. Прекрасный опыт есть у МНИИТЭПа - по его разработкам Мосинжстрой возвел сад в Новых Черемушках (улица Кедрова). Нетиповой детский сад серии VI-68 на 220 мест построен в Свиблове (проезд Серебрякова). В плане это здание напоминает цветок и весьма необычно по архитектуре, но не менее важно, что удобно для детворы: большие коридоры, холлы, бассейн, просторный пищеблок, прогулочные площадки.

В этом году в результате победы на городском конкурсе Мосинжстрой возводит пять детских садов и две школы. Поскольку это еще не все торги по детским учреждениям, у коллектива есть желание участвовать в конкурсах и дальше, чтобы получить в работу еще несколько объектов.

Что помогает сегодня строителям так активно возводить школы и детские сады? В качестве важного стимула они называют то обстоятельство, что Стройкомплекс города объединил все организации, занимающиеся проектированием, изыскательскими работами и строительством. Поэтому все вопросы решаются оперативно, нет препонов в согласованиях. Но вот процесс рабочего проектирования и строительства все-таки идет параллельно. Это и плохо, и хорошо. Положительный аргумент: строители в процессе работы могут сразу же учесть дополнительные нюансы и внести коррективы.

К сказанному добавим, что проекты детских учреждений проходят строгую экологическую экспертизу, идет процесс активного внедрения экологически чистых строительных и отделочных материалов.

Если мы будем объективными, то обязательно отметим: школы и детские сады в нашем городе стали более яркими, привлекательными. Хочется, чтобы эта тенденция продолжалась.